Одним из ключевых аспектов реформирования внутренних войск МВД России является повышение профессионализма кадров и совершенствование системы подготовки военных специалистов всех уровней. Усиление человеческого потенциала, определяющего боеспособность и моральный дух ВВ МВД России, связывается с повышением роли младшего командира - ключевой фигуры во внутренних войсках. Именно через повышение уровня обученности младших командиров, освоение ими реальных навыков управления и коммуникации возможно качественное повышение профессионализма, боевого мастерства, слаженности действий подчиненных военнослужащих и подразделений. Необходимость решения проблемы развития коммуникативных компетенций младших командиров и предопределила цель и содержание нашего исследования.
Изучение проблемы коммуникативной компетентности, ее формирования и развития нашло свое отражение в ряде исследований отечественных и зарубежных психологов [5]. Так, разработке теоретических основ и организационно-методических аспектов изучения и совершенствования коммуникативных качеств и способностей были посвящены исследования И.Л Зимней, А.Л Леонтьева, В.Г. Петровой, Л.А. Петровской, Ю.Л. Ханина, Т.С. Яценко и других авторов. Исследование закономерностей, психологических механизмов и особенностей проявления и совершенствования коммуникативных качеств и умений военнослужащих стали предметом изучения военных психологов: А.И. Шипилова, Ю.И. Мягкова, И.А. Ламанова [2].
Компетенция - (от лат. competentia - относящийся, соответствующий) - круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; знание или опыт в той или иной области [3].
Коммуникативная компетентность - ориентированность человека в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды [6].
Среди проблем, напрямую затрагивающих сущностные аспекты профессионально-личностного становления младших командиров, одно из центральных мест занимают вопросы характера и способов педагогического взаимодействия в системе «младший командир - подчиненный».
Реальный уровень педагогического взаимодействия в данной системе является низким, не может обеспечить продуктивное влияние на процесс личностного роста подчиненных, не является ведущим фактором саморазвития командира и подчиненного и не актуализирует имеющийся у них внутренний потенциал [4].
Анализ войсковой практики свидетельствует о значительных проблемах и затруднениях, испытываемых младшими командирами в ситуациях общения и взаимодействия с подчиненными и старшими начальниками [2].
При этом важной составляющей профессионализма младших командиров является также их способность к эффективному взаимодействию с военнослужащими с девиантным поведением (далее - ВДП) в различных условиях деятельности. В большинстве случаев эффективность такого взаимодействия связана с развитием коммуникативных компетенций сержанта, отражающих его умение в процессе достижения профессиональных целей выбирать, устанавливать и поддерживать наиболее адекватный конкретной ситуации стиль общения, основанный на уважительном отношении и учете личностных особенностей подчиненного.
Основными причинами низкой продуктивности такого взаимодействия являются:
- эмоциональные и смысловые барьеры в системе взаимоотношений между младшим командиром и ВДП;
- неумение и нежелание успешно разрешать противоречия, возникающие в процессе взаимодействия;
- низкий уровень педагогического общения в системе «младший командир - ВДП».
Организация эффективного общения в системе «младший командир - подчиненный» обусловливает необходимость возрождения искусства беседы «на равных», которое стимулирует не только интеллектуальное творчество, но и духовное взаимопонимание.
Без создания такого «психологического поля» невозможны отношения «диалога», доверительности, взаимопринятия, в которых так нуждаются ВДП [2].
Вместе с тем, опрос 80 младших командиров, проведенный в частях и подразделениях ВВ МВД России в Тюменской области и в Пермском крае, показал весьма «мрачную картину» общения между младшими командирами и ВДП. Полученные данные были подтверждены письменными ответами на вопросы самих военнослужащих с отклонениями в поведении: «Как Вас поощряют (хвалят) командиры?» и «Как Вас наказывают командиры?».
Проведенное ранжирование представленных в опросниках различных форм общения в системе «младший командир - ВДП» указывает на далеко не гуманистическую позицию младших командиров, которая, по существу, блокирует процесс коммуникаций с подчиненными.
Таблица 1
Влияние качеств личности младшего командира на стиль общения
Качества, способствующие формированию дисциплинированности ВДП |
Качества, препятствующие формированию дисциплинированности ВДП |
|||
Точка зрения младших командиров |
Точка зрения ВДП |
Точка зрения младших командиров |
Точка зрения ВДП |
|
Авторитарный стиль взаимодействия |
||||
Строгость |
Умение понять, выслушать |
Вспыльчивость |
Грубость |
|
Требовательность |
Уважение к личности |
Некомпетентность |
Раздражительность |
|
Умение заинтересовать |
Вежливость |
Чрезмерная мягкость |
Недоверие |
|
Вежливость |
Умение интересно излагать материал |
Равнодушие |
Неуважение |
|
Умение сохранять выдержку |
Отзывчивость |
Отсутствие требовательности |
Проф.некомпетентность |
|
Либеральный стиль взаимодействия |
||||
Требовательность |
Строгость |
Грубость |
Грубость |
|
Ответственность |
Доброта |
Раздражительность |
Несправедливость |
|
Не идее на поводу |
Серьезность |
Не умение слушать |
Вспыльчивость |
|
Вежливость |
Справедливость |
Нетребовательность |
Нежелание понять |
|
Компетентность |
Умение понятно излагать материал |
Неумение понятно излагать материал |
Замкнутость |
|
Демократический стиль взаимодействия |
||||
Уважение к личности |
Справедливость |
Грубость |
Несправедливость |
|
Умение заинтересовать |
Умение понять |
Неумение понять |
Раздражительность |
|
Доброта |
Доброта |
Низкий уровень пед.мастерства |
Неуважение |
|
Объективность |
Вежливость |
Высокомерие |
Неумение излагать уч.материал |
|
Чувство юмора |
Отзывчивость |
Несправедливость |
Грубость |
|
Вместе с тем, исследование форм общения в системе «младший командир-военнослужащий без отклонений в поведении (ВБО)» дало в корне противоположную, наполненную духом гуманизма картину реального взаимодействия как фактора саморазвития личности военнослужащего (табл.1, диаграмма 1).
Диаграмма 1
Сравнительный анализ различных форм общения
У – общение-устрашение; О – общение-оскорбление; Д – общение-дистанция;
З – общение-заигрывание; Дов – общение-доверие;
С – общение-сотрудничество;
Увл – общение - увлеченность совместной деятельностью.
Профессиональное становление младших командиров является не только периодом их подготовки и совершенствования профессионального мастерства, но и важным этапом личностного роста, раскрытия потенциальных возможностей. Поэтому нельзя гуманизировать процесс коммуникаций с военнослужащими, его содержание, формы, воспитательные технологии, оставляя за рамками научных и практических исследований уровень развития коммуникативной компетенции командира, его культурно-образовательный уровень.
Поэтому, опираясь на основные положения концепции общения, сформулированные Г.М. Андреевой, с учетом результатов проведенного исследования можно определить комплекс коммуникативных компетенций, овладение которыми, как представляется, будет способствовать формированию и развитию качеств личности младших командиров и продуктивному общению, необходимому для решения профессиональных задач [1]:
1) межличностной коммуникации;
2) межличностного взаимодействия;
3) межличностного восприятия.
Вместе с тем процесс развития коммуникативных компетенций младших командиров будет эффективным при соблюдении следующие психолого-педагогических условий: информационное обеспечение сержантов, обогащение их знаний о сущности коммуникативной компетентности и эффективных способах межличностного и делового взаимодействия; включение младших командиров в субъект-субъектное взаимодействие.
Таки образом, проведенное исследование позволило наметить некоторые подходы в решении стратегической задачи в работе с кадрами во внутренних войсках - формирование коммуникативных компетенций младших командиров как стержневого компонента их профессиональной компетентности и готовности младшего командира компетентно участвовать в различных коммуникативных ситуациях, в том числе и ситуациях повышенной сложности.
Библиографическая ссылка
Андруник А.П., Жевжик А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВВ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23766 (дата обращения: 13.02.2025).