В отличие от позиции ученых XIX-XX веков, подчеркивавших интровертность и охранительную тенденцию, в современном музыкознании намечаются подходы к изучению старообрядчества как развивающейся культурной системы. Так, И. В. Полозова, предложившая исследовать региональные традиции в рамках современной методологической позиции многолинейной эволюции, выявила специфику и основные признаки эволюции старообрядческой богослужебно-певческой культуры и определила региональную традицию как сумму нескольких локусов, имеющих свою динамику развития и требующих отдельного изучения [5].
С целью осмысления особенностей функционирования богослужебно-певческих традиций в литургической практике старообрядческих общин юга Дальнего Востока России на основе комплексного исследования исторических, уставных и исполнительских аспектов, были поставлены и решены следующие задачи:
1. Определить ракурс использования понятия «богослужебно-певческая традиция» в историографии изучения духовных центров старообрядцев России для комплексного выявления общих закономерностей и региональных особенностей в литургической практике общин.
2. Систематизировать исторические сведения о заселении юга Дальнего Востока России старообрядческими общинами, определив этнорегиональные корни певческих традиций, состав и конфессиональные особенности старообрядчества региона.
3. Провести анализ устава современных общин для установления соответствия богослужебному канону.
4. Сравнить собранные в результате полевых исследований и расшифрованные певческие материалы старообрядцев юга Дальнего Востока с имеющимися материалами общин других областей России и крюковыми инвариантами.
5. Выяснить способы и каналы передачи певческих традиций в общинах старообрядцев юга Дальнего Востока.
6. Исследовать исполнительские особенности (тембр хора, манеру звукоизвлечения, певческий регистр, фольклорные признаки) в богослужебном пении дальневосточных общин.
Учитывая сложность и многогранность явления, в ходе исследования был применён комплексный подход, необходимый для изучения широкого спектра междисциплинарных проблем, связанных с особенностями бытования традиций богослужебного пения в современных общинах старообрядцев региона. С целью упорядочивания и систематизации эмпирического материала использовались методологические концепции Т. Ф. Владышевской [2] и Н. Г. Денисова [3], следуя которым изучался не только собственно певческий пласт богослужения, но и такие его аспекты, как конфессиональные особенности богослужения, типы богослужебных книг и уставов, чинопоследование, исполнительские особенности. Для исследования песнопений устной формы бытования («напевки») использовался метод научной визуализации данных, где была применена собственная методика цветовой графической визуализации, заключающаяся в колористической фиксации тождественных попевочных оборотов в вариантах разных старообрядческих общин. При определении тембральных особенностей звучания хора использовались акустические методы и методы спектрографии. Исследование тембров членов общины и хоров базировалось на положениях резонансной теории В. П. Морозова [4] и методах компьютерной диагностики акустических параметров тембра А. В. Харуто [6].
Систематизировав теоретические аспекты современных исследований богослужебной практики старообрядческих общин, исторические сведения о формировании и развитии общин дальневосточного региона, а также данные о современном состоянии и типологии их богослужебно-певческой практики, были выявлены процессы, сходные с другими регионами России, а также локальные особенности развития общин юга Дальнего Востока России. Отношение старообрядцев к богослужебному пению имеет общую аксиологическую специфику, на которую указывают носители традиции, исследователи, и которая была также обнаружена в дальневосточных общинах - это понимание пения как «молитвенного делания», что приводит к преобладанию канонического, а не эстетического аспекта и неконвенциональному отношению к слову и певческому знаку. Общей тенденцией для большинства общин во всех регионах является влияние народно-певческой (фольклорной) культуры и музыкальной культуры Нового времени, замещение сложных и множественных форм реализации литургического текста «напевкой».
Старообрядческие общины юга Дальнего Востока России за историю своего существования прошли три периода развития: досоветский, советский и постсоветский. В досоветский период происходило переселение и освоение земель, и певческие традиции были связаны с местами выхода общин. В советский период в результате репрессий, произошло постепенное угасание и утрата традиций богослужебного пения. Возрождение певческой практики в поповских общинах и возвращение из эмиграции общины с. Дерсу послужило важным фактором развития певческих традиций в общинах региона.
Богослужебно-певческую культуру дальневосточных старообрядческих общин можно отнести к разряду вторичных, разновозрастных и мозаичных. Подобное определение обусловлено следующими факторами: данная культура сформировалась на основе базисных традиций других регионов, её отделение произошло в разные по хронологии временные периоды, а своеобразие переселенческой истории определило то обстоятельство, что локальная старообрядческая культура включает в себя элементы и российской и южной богослужебно-певческой традиции. Вследствие этого, единого этнорегионального истока певческих традиций старообрядческих общин края выявить не представляется возможным, богослужебное пение дальневосточных общин является наследием всей многогранной певческой культуры старообрядчества России.
В результате проведенного исследования, в богослужебном пении старообрядческих общин региона были выявлены две основные тенденции: дискретность певческой традиции и её последующая реконструкция (в поповских общинах) и континуальность традиции в беспоповской общине с. Дерсу.
Благодаря эмиграции и длительному периоду изоляции, общине, переехавшей в с. Дерсу из Латинской Америки, удалось сохранить непрерывность и преемственность традиции богослужебного пения, а также выработать собственные механизмы адаптации богослужебной практики в меняющихся исторических и социальных условиях. В ходе исследования уставных особенностей богослужения общины часовенного согласия с. Дерсу, было обнаружено уникальное для консервативного старообрядчества явление, не имеющее аналогов в богослужебной практике иных конфессий, - создание нового чина «служебен», состоящего из сокращённых и объединённых частей нескольких богослужений суточного круга. В крюковом и «гласовом» пении сохранились особенности пения «семейских» староверов - обилие мелизматики и стремление к удлинению напева, что указывает на исторические корни общины, относящиеся к одному из крупнейших духовных центров старообрядчества - Ветке и Стародубью. В пении «по напевке» выявлено сходное с общинами других регионов изменение крюкового текста при переходе в устную форму бытования. Ввиду большого объёма исследуемого материала и для лучшей наглядной демонстрации совпадений «напевки» общины с. Дерсу с «напевкой» других общин была разработана методика цветовой графической визуализации, в виде колористической маркировки совпадающих участков напева, что значительно упростило саму процедуру сравнения. В нотном тексте различными цветами очерчивались места совпадения «напевки» (каждой общине при этом был присвоен свой цвет), что при подобной цветовой маркировке позволило понять, с какими вариантами напева каких общин есть совпадения, либо они отсутствуют. В результате исследования было выявлено полное или частичное совпадение в «напевке» с. Дерсу с напевкой общин других регионов России в 46 строках из 49. Дальнейшего исследования требует гипотеза о влиянии законов комбинаторики на процессы образования «напевки», заключающаяся в предположении, что большое количество совпадений в «напевке» разных регионов России может свидетельствовать не только об общности мышления носителей традиции на уровне лада и ритма, приводящей к одинаковым отклонениям от крюкового текста, но и об ограниченном количестве звуковых сочетаний в рамках согласий, составляющих обиходный звукоряд и порождающих совпадение напева в удалённых общинах.
В общине с. Дерсу сохранилась типичная для старообрядческого пения тембральная окраска звука и манера пения, отличающаяся и от академической, и от фольклорной. Проведённое исследование тембральной специфики звучания хора сочетало теоретический и практический аспекты: с опорой на физиологические и акустические исследования певческих процессов были проанализированы образцы богослужебного и внебогослужебного пения всего хора и отдельных певчих, а также проведено экспериментальное исследование слухового восприятия данного тембра. С помощью заведующего кафедрой музыкальной информатики Московской государственной консерватории им. Чайковского, кандидата технических наук Харуто А. В., был произведён компьютерный анализ спектра певческого звука при помощи программы SPAX для ОС Windows [2] и получен результат в виде сонограмм. Суммируя результаты исследования спектра звука хора общины и его восприятия, был сделан вывод, что для хора общины с.Дерсу характерна единая манера темброобразования, использование грудного певческого регистра, основными тембральными характеристиками хорового звука общины являются назализованность, плотность, густота и резкость. Для выяснения вопроса о причинах, вызывающих носовой призвук, характерный для старообрядческого богослужебного пения, явление назализации было рассмотрено с точки зрения физиологии певческих процессов. Опираясь на исследования Р. Юссона [7, с. 99] и точку зрения вокальных педагогов и хормейстеров, сделан вывод о том, что назализация является защитным механизмом голоса, вследствие создания большого импеданса, изменяющего колебания голосовых складок и уменьшающего плотность их смыкания. По нашему мнению, на тембр хорового звука старообрядцев, в результате раскола и последующих гонений, повлияла невозможность служить в пространстве типичного для древнерусского зодчества крестово-купольного храма, обладающего особыми акустическими свойствами формирования резонанса и реверберации. Небольшие, заполненные молящимися молельные комнаты с низким потолком, в которых происходили службы старообрядцев в течение всего периода гонений, согласно формуле В. Сэбина и данным архитектурной физики [1, с. 374], являются помещениями, в которых уровень реверберации слабый или приближается к нулю. Пение в таких помещениях, по данным Р. Юссона, вызывает у певца целый комплекс неприятных ощущений, для избежания которых необходимо повысить импеданс на уровне гортани, вследствие чего старообрядцами был найден один из способов повышения импеданса - пение с назализацией. Таким образом, имеются основания полагать, что в старообрядчестве, из-за невозможности проводить богослужения в помещении храма, вынужденно сформировалась особая манера пения, не характерная для древнерусского певческого искусства, так как она возникла в принципиально иных акустических условиях.
Вследствие гонений и репрессий, проводимых советским государством в отношении старообрядчества, певческая традиция в поповских общинах региона в XX веке была утрачена. Несмотря на открытие новых храмов и создание общин, пока рано говорить о возрождении традиций. Процессы восстановления богослужебной практики, ведущиеся последние два десятилетия, можно охарактеризовать только как реконструкцию средневековой модели богослужебного пения. Усилия, направленные на воспроизведение всех канонических певческих форм, реализуются в каждой общине в разной степени, что обусловлено социальными и личностными факторами. В большинстве поповских общин юга Дальнего Востока России (кроме общины г. Хабаровска), отмечен низкий уровень крюкового и гласового пения. Основной формой реализации богослужебного репертуара является «напевка», т.е. певческая традиция отошла от письменной, «книжной» основы и перешла исключительно в устную форму бытования.
Сравнение «напевки» дальневосточных общин с общинами других регионов и между собой, выявило большое количество совпадений, что свидетельствует о типологическом единстве данной традиции и общности музыкального мышления в процессе трансформации крюкового напева.
Исследование певческой традиции, воспринятой путём контактной и надконтактной трансмиссии, показало, что при высоком уровне мотивации и музыкальных способностей, оба способа, в целом, равно эффективны для сохранения звуковысотной основы знаменной монодии, достаточно точно зафиксированной в певческих книгах. В большей степени подверглась изменениям ритмическая сторона напева. Исполнительские параметры богослужебного пения общин, певческая манера и связанные с ней тембр и регистр пения - находятся целиком в зависимости от личного певческого опыта и музыкальных способностей головщиков и членов общины, они сформировались вне традиции и поэтому чрезвычайно разнообразны. Было обнаружено, что головщики, обладающие высокими голосами, выбирают средний и даже иногда низкий регистр, что приводит к некоторой поверхностности и зажатости звука. Вероятно, причиной этого явления, кроме удобства исполнения для других голосов, является интуитивно найденная зона хорошей разборчивости текста, которая, согласно данным акустических исследований, находится в средней части диапазона для различных типов голосов. Таким образом, стремление максимально полно и отчётливо донести молитвенный текст является для поющих более важным фактором, чем красота и яркость индивидуального тембра.
Богослужебно-певческая практика старообрядцев юга Дальнего Востока представляет собой сложный феномен, сочетающий каноничность дореформенного богослужения с локальными уставными и исполнительскими особенностями. Актуальность его изучения обусловлена наличием в дальневосточном регионе как живой певческой традиции, принесённой из эмиграции вернувшимися на историческую родину старообрядцами, так и динамичными процессами восстановления певческих традиций в новых общинах. При этом, учитывая определённую конфессиональную близость между общинами, наличие одного вида книг, общего типа литургического произношения, в регионе возникла исключительно благоприятная ситуация для анализа процессов функционирования богослужебно-певческих традиций в общинах разного уровня развития. Кроме того, существование общины с непрерывной сохранившейся певческой практикой даёт возможность исследовать исполнительские приёмы средневекового культового пения, не поддающиеся письменной фиксации и передаваемые только в живой певческой практике. А наличие в регионе общин, возрождающих богослужебную жизнь, позволило исследовать механизмы и формы реконструкции певческой традиции, а также определить степень её аутентичности и соответствия каноническим образцам.
Суммируя полученные результаты, необходимо отметить, что изучение богослужебно-певческой практики старообрядческих общин юга Дальнего Востока позволило представить певческие традиции старообрядцев России более полно и обозначило дальнейшие перспективы исследования этой ещё до конца не познанной культуры.
Рецензенты:
Алексеева Г.В., д.искусствоведения, профессор, профессор кафедры теологии и религиоведения, Дальневосточный федеральный университет, руководитель образовательной программы «История искусств» ДВФУ, г. Владивосток;
Домбраускене Г.Н., д.искусствоведения, доцент, доцент кафедры истории искусства и культуры, Морской государственный университет им. Г.И.Невельского, директор Морского гуманитарного института Морского государственного университета им. Г.И.Невельского, г. Владивосток.
[1] Метафора Ю. М. Лотмана.
[2]А. В. Харуто. Свидетельство ФГУ «Роспатент» о регистрации № 2005612875 от 7 ноября 2005 г.
Библиографическая ссылка
Балановская Т.П. БОГОСЛУЖЕБНО-ПЕВЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ОБЩИН ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ, УСТАВНЫЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ АСПЕКТЫ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23757 (дата обращения: 19.04.2025).