К учителям и преподавателям в последние годы не только предъявляются высокие и постоянно растущие требования к профессиональным, интеллектуальным и личностным качествам, но, эти требования еще и постоянно видоизменяются (что является особенно стрессогенным). Не случайно, в методиках, направленных на выявление причин высокого уровня стресса у профессионалов в той или иной сфере деятельности, включен вопрос: «Были ли инновации в вашем учреждении за последние полгода?». При утвердительном ответе на данный вопрос повышается риск развития профессионального стресса. Педагогические работники находятся в условиях активной инновационной деятельности не полгода, а уже много лет, степень целесообразности, эффективности и безопасности которой, к тому же, объективно не проверялась. Работа в режиме непрекращающихся перемен создает ощущение хронической нестабильности, угрозы потери жизненно важных интересов и ценностей. Такие условия профессиональной деятельности не могут не провоцировать развитие повышенного уровня напряжения и тревожности у педагогов, и, как естественное следствие, у учащихся [3]. Так, по данным ряда исследований, существенным фактором, осложняющим условия труда и учебно-воспитательного процесса, является смещение акцента деятельности педагога с непосредственной работы с учениками на многочисленные отчеты. Результаты проведенных опросов свидетельствуют о том, что 81,03% учителей выделяют вышеуказанный факт как наиболее стрессирующий в своей деятельности [2].
Цель исследования заключалась в изучении возможного влияния показателей состояния здоровья, удовлетворенности работой и профессионального стресса на качество жизни педагогов.
Материалы и методы
В исследовании, проводимом на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, принимали участие педагоги женского пола в количестве 75 человек (в возрасте от 24 лет до 55 лет) г. Сургута. Исследование обсервационное, аналитическое, одномоментное. Выборка стратифицированная, простая, случайная. Заполнение опросных бланков проводилось на условиях строгой конфиденциальности и добровольном согласии обследованных. Все участвующие в исследовании педагоги не имели жалоб на состояние здоровья в момент исследования. Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи пакета статистических программ «Statistica 8.0» и «Биостатистика 4.03» с учетом нормальности распределения выборки. Анализ взаимосвязей переменных осуществлялся методом линейного корреляционного анализа Пирсона (r).
В исследовании использовались ниже следующие методики.
1. Опросник «Шкала оценки качества жизни» Н.Е. Водопьяновой (2005). Методика включает в себя вопросы, характеризующие степень удовлетворенности человека 36 аспектами своей жизни. Итоговые показатели качества жизни (ИПКЖ) респондентов распределяются по 9 шкалам, которые оцениваются от 4 до 40 баллов: «Работа (карьера)», «Личные достижения и устремления», «Здоровье», «Общение с близкими людьми (друзьями, родственниками)», «Поддержка (внутренняя и внешняя)», «Оптимистичность», «Напряженность», «Самоконтроль». Чем меньше величина баллов, тем сильнее психическая напряженность и ниже удовлетворенность качеством жизни (КЖ) в данной области.
2. Тест «Удовлетворенность работой» В.А. Розановой. Содержит 14 утверждений, каждое из которых оценивается от 1 до 5 баллов. Итоговая оценка составляет от 14 до 70 баллов: 15-20 баллов - обследуемые вполне удовлетворены работой; 21-32 балла - удовлетворены, 33-44 балла - не вполне удовлетворены; 45-60 баллов - не удовлетворены; свыше 60 баллов - крайне не удовлетворены.
3. Выявление симптомов вегетативных изменений проводилось по методике А.М. Вейна, которая позволяет оценить степень выраженности вегетативных дисфункций с помощью бальной оценки выявленных признаков. У здоровых лиц сумма баллов не должна превышать 15.
4. Методика определения индекса функциональных изменений (ИФИ) Р.М. Баевского позволяет определить адаптационный потенциал системы кровообращения. ИФИ (баллы) = 0,011(ЧСС) + 0,014(САД) + 0,008(ДАД) + 0,014(В) + 0,009(МТ) - 0,009(Р) - 0,27, где ЧСС - частота сердечных сокращений в покое (уд./мин), САД и ДАД - величины систолического и диастолического артериального давления в покое (мм рт. ст.), В - возраст (лет), МТ - масса тела (кг), Р - длина тела (см). Для отнесения обследованных к различным классам функциональных состояний была использована следующая шкала: удовлетворительная адаптация сердечно-сосудистой системы не превышала 2,10 балла, напряжение механизмов адаптации - 2,11 - 3,20 балла, неудовлетворительная адаптация - 3,21 - 4,30 балла, срыв адаптации - более 4,31 балла.
5. Шкала организационного стресса Маклина. Методика позволяет определять устойчивость к организационному стрессу (ОС), оценивая сформированность пяти показателей: «Способность самопознания», «Широту интересов», «Принятие ценностей других», «Гибкость поведения», «Активность и продуктивность». Чем меньше показатель ОС, оценочная шкала которого варьирует от 20 до 100 баллов, тем выше толерантность, а чем он больше, тем сильнее предрасположенность к переживанию дистресса, различным стресс-синдромам, риску развития коронарных заболеваний. Суммарный показатель организационного стресса и риск сердечно-сосудистых заболеваний: больше 50 баллов - поведение типа А; 49-40 баллов - поведение типа AB; меньше 39 баллов - поведение типа В.
Результаты исследования показали, что по всей группе педагогов итоговый показатель качества жизни соответствует среднему уровню (25,39±3,99 балла). У 13,33% учителей выявился низкий уровень КЖ, у 74,66% - средний, у 12,00% - высокий. Высокий уровень удовлетворенности отдельными составляющими КЖ выявлен только по шкалам «Личные достижения» (27,31±5,48) и «Общение с близкими людьми» (28,95±6,52); низкий - по шкале «Здоровье» (24,85±6,34). По остальным показателям КЖ - средний уровень удовлетворенности.
Среднее значение по шкале Вейна составило 24,95±11,43 балла, что соответствует существенной выраженности признаков вегетативных дисфункций. Только у 21,33% учителей сумма баллов по шкале Вейна меньше 15, что свойственно здоровым лицам.
Средний показатель индекса функциональных изменений у педагогов свидетельствует о напряжении механизмов функционирования сердечно-сосудистой системы и составляют 2,58 ± 0,41 балла. У 18,66% учителей ИФИ соответствует физиологическим величинам. Неудовлетворительная адаптация сердечно-сосудистой системы выявилась у 5,33% педагогов, у 76,00% - напряжение механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы.
Уровень организационного стресса у педагогов соответствует высокому уровню развития (55,36±7,21балла). Поведение, характерное для типа личности А (для которого свойственен наивысший риск развития коронарных заболеваний), выявлено у 81,33% учителей. Тип личности АВ определился у 16,00% педагогов и всего у 2,66% - тип личности В.
Итоговый показатель по методике В.А. Розановой составил 39,81±10,04 баллов, что соответствует не полной удовлетворенности учителей условиями трудовой деятельности. По отдельным шкалам опросника получены следующие данные: вполне удовлетворены работой - 5,33% педагогов, удовлетворены - 21,33%, не вполне удовлетворены - 54,66%, не удовлетворены работой - 18,66%. Высокой степени неудовлетворенности работой у педагогов не обнаружено.
Выявлено, что чем меньше удовлетворенность работой, тем больше выражены признаки вегетативных изменений (r = 0,24). Рост удовлетворенности трудовой деятельностью связан с повышением ИПКЖ (r = 0,30) и уменьшением уровня организационного стресса » (r = -0,47).
Удовлетворенность работой понижается с уменьшением способности к самопознанию (r = -0,36), принятия ценностей других (r = -0,52), гибкости поведения (r = -0,29), активности и продуктивности (r = -0,54).
В наиболее значительной степени на формирование ИПКЖ оказывает влияние удовлетворенность здоровьем (r = 0,82), работой (r = 0,81) и личными достижениями (r = 0,73). Выявлено наличие обратной связи слабой силы между показателем индекса функциональных изменений и ИПКЖ (r = -0,23), шкалой «удовлетворенность здоровьем» (r = -0,29). Рост удовлетворенности качеством жизни связан с уменьшением сформированности организационного стресса в целом (r = -0,39) и его отдельных шкал: «Гибкость поведения» (r = -0,40), «Способность к самопознанию» (r = -0,27), «Активность и продуктивность» (r = -0,30).
Эффективность профессионала во многом зависит от удовлетворенности основными составляющими деятельности. Как показали результаты нашего исследования, в достаточной степени удовлетворены содержанием своего труда всего 26,66% педагогов, а уровень стресса, обусловленный особенностями профессиональной среды, соответствует высокому значению. Показатели функционального состояния педагогов соотносятся связями слабой силы с ИПКЖ и его отдельными составляющими и только у 5-й части учителей соответствуют физиологическим величинам.
Тот факт, что подавляющее количество педагогов относятся к типу личности А (81,33%), изначально свидетельствует о неблагополучных предпосылках в состоянии здоровья учителей в обследуемых коллективах. Известно, что для людей относящихся к типу личности А характерно достижение поставленных целей любой ценой, в том числе и за счет собственного здоровья. Преобладание в коллективах такого количества сотрудников с типом личности А в определенном смысле удобно для руководства, так как эти лица отличаются хорошей работоспособностью. Но с точки зрения сохранности здоровья и благополучия эмоционального фона в коллективе, факт преобладания типов личности А можно отнести к крайне неблагоприятным. Такие люди могут длительное время работать на пределе своих возможностей, что неизбежно приводит к развитию состояния хронического стресса, ухудшает работоспособность, производительность труда и отношения между сотрудниками.
Таким образом, проведенное исследование выявило, что на качество жизни педагогов оказывает влияние комплекс факторов: показатели функционального состояния, степень удовлетворенности различными аспектами трудовой деятельности, уровень стресса в профессиональной среде и индивидуальные личностные характеристики. В наибольшей степени на показатели качества жизни оказывает влияние удовлетворенность педагога здоровьем, работой и личными достижениями.
Рецензенты:
Логинов С.И., д.б.н., профессор кафедры медико-биологических основ физической культуры БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», г. Сургут;
Филатов М.А., д.б.н., профессор кафедры биофизики и нейрокибернетики БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», г. Сургут.
Библиографическая ссылка
Багнетова Е.А., Литовченко О.Г., Нифонтова О.Л. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23712 (дата обращения: 16.02.2025).