Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ (УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Зверкова А.Ю. 1 Татаурова М.Н. 2
1 ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
2 МКДОУ «Детский сад № 429 комбинированного вида «Теремок»», г. Новосибирск
В статье раскрыты особенности исследования темы обеспечения равных стартовых возможностей обучения детей дошкольного возраста при формировании здорового образа жизни в условиях реформирования образования. Обобщается опыт реализации разработанной модели подготовки педагогов дошкольной образовательной организации, соответствующей новому поколению стандартов дошкольного образования при реализации здоровьеориентированных педагогических технологий. Представлена разработка системы здоровьеориентированного сопровождения и создание единого пространства, сохраняющего здоровье у субъектов дошкольного образовательного процесса в условиях реализации реформы. Проанализирован процесс формирования здорового образа жизни в теории и практике педагогики здоровья, реализуемой в системе дошкольного образования. Обобщены особенности управления процессом реализации здоровьеориентированных проектов протяженностью в одну неделю внутри годового календарно-тематического планирования реализации образовательной программы дошкольного образования.
здоровьеориентированное дошкольное образование
ключевая компетенция «быть здоровым»
педагогика здоровья
здоровьеориентированный проект
1. Абаскалова, Н. П., Зверкова А. Ю. Системный подход к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 182-187.
2. Абаскалова, Н. П., Ирхин В. Н., Маджуга А. Г. Педагогика здоровья: новый этап развития. – Стерлитамак: Фобос, 2014. – 242 с.
3. Детский сад: конструируем образовательную программу ДОУ с учетом ФГТ: практико-ориентированная монография. Зверкова А. Ю. Ключникова Н. И., Татаурова М. Н. – Новосибирск: «СИБПРИНТ», 2012 г. – 160 с.
4. Зверкова А. Ю. Здоровьеориентированная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации в контексте реформирования системы дошкольного образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: www.science-education.ru/127-21226 (дата обращения: 12.08.2015).
5. Зверкова, А. Ю. Ключникова Н. И., Татаурова М. Н. Моделирование образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС: монография / Под науч. ред. А. Ю. Зверковой. – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. – 320 с.
6. Зверкова, А. Ю., Абаскалова Н. П. Формирование ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения // Сибирский педагогический журнал № 9 / 2012 – С. 25-29.
7. Зверкова, А. Ю., Абаскалова Н. П., Казин Э. М. Методологические подходы к реализации педагогики здоровья в контексте действующих федеральных государственных образовательных стандартов // Валеология. – 2015. – № 2; – С. 34 – 42
8. Зверкова, А. Ю., Омельченко Е. А. Разработка здоровьеориентированного проекта как условие становления культуры самовыражения студентов педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: www.science-education.ru/127-20822 (дата обращения: 26.07.2015).
9. Ключникова, Н. И., Татаурова М. Н. Зверкова, А. Ю. Обеспечение равных стартовых возможностей обучения детей дошкольного возраста при формировании здорового образа жизни в условиях реформирования образования // Ключникова Н. И., Татаурова М. Н., Зверкова А. Ю. Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 11–14 ноября 2013 г. / Науч. ред. д-р пед. наук, проф. Е.М. Дорожкин; д-р пед. наук, проф. В.А. Федоров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. Том II. 314 с. - С. 79-82
10. Татаурова, М. Н., Зверкова А. Ю. Конструирование образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство» // Современные научные исследования: методология, теория, практика: материалы III Международной научно-практической конференции (Красноярск, 19 августа 2014 г.). – Красноярск: ИЦ «Инспаер», 2014. – С. 76 – 85.
 

Изучение текущего состояния системы дошкольного образования и практики внедрения педагогики здоровья показывает, что, несмотря на активное применение оздоровительных и профилактических здоровьеориентированных технологий, недостаточно представлены педагогические технологии формирования культуры здоровья и освоения ключевой компетенции «быть здоровым» у детей дошкольного возраста.

В связи с этим можно констатировать наличие в современном дошкольном образовании противоречия между изменившимся пониманием системы дошкольного образования, как первого уровня обязательного общего образования в Российской Федерации, включающей регламентированные основные образовательные области, виды взаимодействия воспитателя с детьми в области здоровьесбережения. И реальным уровнем разработанности подходов и организации деятельности дошкольных образовательных организаций в сохранении здоровья, формирования культуры здоровья и освоении навыков ведения здорового образа жизни.

Анализ актуальности и противоречия позволил определить проблему исследования. Как в условиях детского сада, реализующего новое поколение стандартов дошкольного образования, можно обеспечить реализацию здоровьеориентированных технологий, позволяющих формировать здоровый образ жизни, культуру здоровья у детей дошкольного возраста и обеспечивающую преемственность ступеней образования в условиях реформирования?

Исследование темы «Обеспечение равных стартовых возможностей обучения детей дошкольного возраста при формировании здорового образа жизни в условиях реформирования образования» актуально и содержит многочисленные направления для поиска инновационных решений. Главной идеей исследования стала разработка системы здоровьеориентированного сопровождения и создание единого пространства, сохраняющего здоровье у субъектов дошкольного образовательного процесса в условиях реализации реформы. Исследование осуществлено с 2011 по 2015 годы на базе 429 детского сада г. Новосибирска. Цель исследования разработать, обосновать и внедрить модель подготовки педагогов дошкольной образовательной организации, соответствующей новому поколению стандартов дошкольного образования при реализации здоровьеориентированных педагогических технологий.

Поиск новых способов и подходов к организации научно-методической работы в детском саду, функционирование коллектива в период постоянного реформирования дошкольного образования, не проработанность подходов к ведению документооборота - одна грань поиска педагогического коллектива. Вторая грань осуществленного исследования - разрозненность применяемых в детских садах технологий здоровьесбережения, акцент на оздоровление и коррекцию, а не проявление умений выбора здорового образа жизни, реализацию здоровьеориентированных педагогических технологий в деятельности.

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, внедрение которых было начато повсеместно с 2007 года, компетентностный подход в образовании все более занимает лидирующие позиции. Формирование ключевой компетенции «быть здоровым» начиная с дошкольного возраста, является основой приобщения к культуре здоровья в системе непрерывного образования [1].

Методологические подходы к реализации педагогики здоровья в контексте действующих федеральных государственных образовательных стандартов активно пересматриваются в настоящее время [7]. Вместе с тем, не все эффективные механизмы, сложившиеся в педагогических системах по формированию здорового образа жизни, успешно переживают реформирование. Такой элемент, как ресурсный центр, содействующий укреплению здоровья, способный поддерживать реализацию ключевой компетенции «быть здоровым» в образовательном пространстве повсеместно, оказался во многих регионах невостребованным.

В сложившихся условиях развития макросистемы российского образования, формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях реформирования возможно, если изменить подготовку педагогов дошкольной образовательной организации в области применения здоровьеориентированных педагогических технологий.

Организация здоровьесберегающего дошкольного образования, в своем управленческом аспекте, предполагает решение ряда проблем. Анализ формирования здорового образа жизни в теории и практике педагогики здоровья, реализуемой в системе дошкольного образования, раскрывает области, незатронутые в настоящее время ни теоретиками, ни педагогами-практиками.

Разработка и внедрение модели подготовки педагогов дошкольной образовательной организации, соответствующей новому поколению стандартов образования при реализации здоровьеориентированных педагогических технологий, требует новшеств в организации научно-методической работы. Особенность внедрения стандартизации в систему дошкольного образования связана с реализацией два этапа. Первым этапом стал процесс внедрения инноваций по апробации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ). Второй этап,  современный, внедрения ФГОС дошкольного образования.   

Глобальная трансформация общих подходов к системе дошкольного образования заставила пересмотреть и применение здоровьеориентированных педагогических технологий, как элемента образовательной системы. Педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций оказались перед необходимостью одновременно, повсеместно внедрить новые требования при практическом отсутствии учебно-методических материалов.

Активно разворачивающееся с 2010 года реформирование дошкольного образования, приводит к переосмыслению научно-методической работы в дошкольной образовательной организации, в конкретном её аспекте, организации здоровьесбережения детей. Какие методы и приемы позволят коллективу дошкольной образовательной организации справиться с вызовами времени, обеспечить реализацию педагогики здоровья в современных условиях? Экспериментально проверять разработанную модель подготовки педагогов дошкольной образовательной организации, соответствующей новому поколению стандартов дошкольного образования при реализации здоровьеориентированных педагогических технологий пришлось в двух волнах реформирования.

Несмотря на то, что приказ Минобрнауки от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» дополняет приказ № 655 и, тем самым, оба эти приказа описывают три группы требований, характерных для нового понимания федеральных государственных образовательных стандартов, действующих в Российской Федерации с 2007 года, приказы утратили свою силу. Только после того, как дошкольное образование стало первым (обязательным) уровнем основного общего образования (закон «Об образовании», 2012 г.) на него смог распространиться федеральный государственный образовательный стандарт. Все это привело к вступлению в силу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с первого января 2014 года.

Подробно ретроспектива доминирующих концептуальных представлений, ставших теоретической базой проведенного исследования, изложены в монографии «Педагогика здоровья: новый этап развития» [2].

Здоровьесберегающая деятельность в системе образования имеет разноплановый накопленный опыт теории и практике реализации [6]. Вместе с тем, непрерывное реформирование и низкая эффективность некоторых аспектов формирования основ представлений о здоровом образе жизни актуализирует необходимость исследовать, проводить сравнительный анализ здоровьеориентированных педагогических технологий применяемых в детском саду для детей дошкольного возраста в условиях реформирования.

Апробированным элементом, доказавшим свою эффективность, является разработка здоровьеориентированного проекта [8]. Другим важным элементом является здоровьеориентированная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации [4].

Разработана модель подготовки педагогов дошкольной образовательной организации, соответствующей новому поколению федеральных государственных стандартов образования при реализации здоровьеориентированных педагогических технологий. Апробирована система обеспечения равных возможностей образовательного взаимодействия с детьми дошкольного возраста при формировании здорового образа жизни в условиях реформирования образования [9]. Определены особенности формирования культуры здоровья дошкольников в условиях реформирования дошкольного образования (реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и последовавшему переходу к ФГОС дошкольного образования).

В практико-ориентированной монографии «Детский сад: конструируем образовательную программу ДОУ с учетом ФГТ» обобщены основы документооборота, позволившего внедрять здоровьеориентированные педагогические технологии через систему непосредственной образовательной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах и организацию самостоятельной деятельности детей структурированной в недельный проект [3]. Подробно модель образовательной программы дошкольного образования и подходы к конструированию календарного планирования, технологической карты сценария дня изложено в опубликованной монографии «Моделирование образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС» [5].

Выявлены характеристики преемственности в реализации здоровьеориентированных технологий в структуре федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Раскрыт потенциал интеграции основ культуры здоровья и конструирования образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство» [10].

Таким образом, управление воспитателем недельным здоровьеориентированным проектом как базовой системой реализации здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации позволяет обеспечить стратегию формирования культуры здоровья с соблюдением преемственности от года к году с трех до восьми лет. Обеспечение годичной преемственности в формировании культуры здоровья при реализации федеральных государственных образовательных стандартов достигнуто через разработку механизма пятинедельных учебных модулей как основы реализации образовательной программы дошкольного образования группы.


Библиографическая ссылка

Зверкова А.Ю., Татаурова М.Н. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ (УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23696 (дата обращения: 02.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074