В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе здоровьеориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и дошкольниками отношений сотрудничества и партнерства в области формирования ключевой компетенции «быть здоровым». Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации, реализуя задачи обеспечения здоровья детей и их эмоционального благополучия, внедряет актуальные педагогические технологии. Педагогика здоровья, вместе с другими отраслями педагогического знания переживает тотальную трансформацию в настоящее время. Проблемы и перспективы организации в условиях реформирования физического развития и воспитания дошкольников требуют как анализа накопленного опыта, так и внедрения новых подходов.
Физическое развитие детей в дошкольной образовательной организации содержит много аспектов. Поставленные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования задачи физического развития предполагают организацию возможности для саморазвития двигательной деятельности. Система организации физического развития и воспитания дошкольников в контексте педагогики здоровья предполагает интеграцию содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования и модели жизнедеятельности детей в группе. Организация физического развития и воспитания дошкольников опирается на методологию педагогики здоровья и предполагает реализацию здоровьеориентированных педагогических технологий. Методологические подходы к реализации педагогики здоровья приведены в соответствие с действующими федеральными государственными образовательными стандартами [8]. Организация физического развития и воспитания дошкольников успешно может быть реализована с позиций системного подхода к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования [1].
Проблемы организации физического развития и воспитания дошкольников находятся внутри каждой из подсистем образовательной системы. Рассмотрим проблемные области организации физического развития и воспитания дошкольников в современном детском саду. Материально-технические, финансовые ресурсы дошкольной образовательной организации позволяют обеспечить либо базовый, либо повышенный уровень освоения ключевой компетенции «быть здоровым». Так как освоение компетенции происходит в деятельности, то необходимо обеспечить процесс образовательного взаимодействия воспитателей и детей по образовательной области «физическое развитие» инвентарем. Минимальный уровень ресурсного обеспечения, используемый для организации физического развития и воспитания дошкольников, будет обеспечивать базовый уровень освоения ключевой компетенции «быть здоровым».
Другая проблема организации физического развития и воспитания дошкольников в условиях реформирования - научно-методическое обеспечение образовательного взаимодействия. Выбор примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования лимитирует модель физического развития детей, реализуемую в организации. Различные подходы к организации физического развития и воспитания дошкольников в условиях реформы демонстрируют программы «От рождения до школы» и «Детство». Вместе с тем, следует отметить существующее многообразие подходов к организации здоровьесберегающей деятельности в системе образования: теория и практика [9].
Актуальные в настоящее время федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников не подходят в полной мере к деятельности дошкольной образовательной организации [10]. На наш взгляд, необходимо пересмотреть и систематизировать группы требований в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников для дошкольных образовательных организаций, которые стали первым уровнем основного общего образования.
Все дошкольные образовательные организации, разрабатывая образовательные программы дошкольного образования, столкнулись с неоднородной профессиональной компетентностью воспитателей и специалистов. Переподготовка, повышение квалификации педагогического коллектива, способность эффективно организовывать свое самообразование тормозит внедрение реформ. Организации физического развития и воспитания дошкольников на современном уровне требует изменений в подготовке педагогического коллектива дошкольной образовательной организации. Особенно актуальным на наш взгляд, является профессиональная подготовка бакалавров в области здоровьесбережения с использованием метода проектов [7].
Таким образом, злободневные проблемы дошкольной образовательной организации, стремящейся к организации физического развития и воспитания дошкольников связаны не только с низким исходным уровнем здоровья воспитанников, поступающих в детский сад. Реализации эффективной модели физического развития дошкольников препятствуют так же малое количество высококвалифицированных, заинтересованных и инициативных воспитателей, способных реализовывать инновации в области педагогики здоровья. Не достаточная связь с объектами социальной значимости, поддерживающими инициативы детей в области спорта. Недостаточное количество разработок воспитателями инновационных здоровьеориентированных педагогических технологий в образовательном взаимодействии своей группы. Малоактивная позиция родителей в воспитательно-образовательном процессе связанная с дефицитом времени и невозможностью участвовать в мероприятиях.
Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации (МКДОУ д/сад № 2 г. Новосибирск) апробирует в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования модель физического развития и воспитания в контексте педагогики здоровья. При первичной разработке образовательной программы дошкольного образования с учетом методологии педагогики здоровья (2014/2015 уч.г.), была создана модель системы образовательно-оздоровительного процесса, технологически реализуемые через недельные здоровьеориентированные проекты физического развития.
Перспективы организации физического развития и воспитания дошкольников в условиях реформирования дошкольного образования связаны с внедрением идей педагогики здоровья. Игра, как естественная и ведущая деятельность дошкольников традиционная форма организации физического развития и воспитания дошкольников. Вместе с тем, систематизация видов детской деятельности и деятельности воспитателя как непрерывного образовательного взаимодействия в течение всего времени реализации образовательной программы дошкольного образования требует новых подходов.
Основной структурной единицей реализации педагогики здоровья выступает здоровьеориентированный проект [8]. Так как наибольшей проблемой для воспитателя при взаимодействии с многочисленной группой дошкольников является организация самостоятельной деятельности детей, необходимо использовать потенциал здоровьесберегающих подвижных игры как средство повышения двигательной активности детей [3]. Здоровьесберегающее образование, сконструированное на основе методологии педагогики здоровья позволяет обеспечить эффективное физическое развитие при реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [4].
Стратегической целью организации физического развития и воспитания дошкольников является разработка и реализация основной образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающей индивидуальную траекторию двигательной деятельности развития для всех детей дошкольного возраста в группе. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений создание оптимальных условий для дифференциации и индивидуализации образовательного взаимодействия воспитателя и дошкольников. Еженедельные проекты воспитателя являются механизмом реализации и управления системой физического развития дошкольников в условиях реформирования [2].
Достижение высокого качества дошкольного образования в контексте педагогики здоровья происходит за счет совершенствования ресурсного обеспечения образовательного процесса по физическому развитию дошкольников. Повышение профессиональной компетентности в области ключевой компетенции «быть здоровым» сотрудников дошкольной образовательной организации происходит через освоение технологии реализации здоровьеориентированных проектов применительно к организации физического развития и воспитания. Не менее важной проблемой является адекватное конструирование здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации [6]. Управление всеми аспектами организации физического развития и воспитания дошкольников и формирования ключевой компетенции «быть здоровым» происходит через конструирование и реализацию программы «здоровье» [5].
Наиболее эффективными для организации в условиях реформирования физического развития и воспитания дошкольников в контексте педагогики здоровья является системный подход. Дошкольная образовательная организация, непрерывно внедряя инновации в области организации физического развития и воспитания дошкольников, создает свою индивидуальную модель педагогической деятельности в области здоровьесбережения. Перспективным является осуществление системного подхода в воспитании здорового ребёнка посредством физической культуры, закаливающих и оздоровительных мероприятий и приобщения к образовательной области «физическое развитие» в содержании образовательной программы дошкольного образования. Здоровьеориентированные проекты позволяют интегрировать умения дошкольников самостоятельно усваивать знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), что позволяет конструировать индивидуальную траекторию развития в области ключевой компетенции «быть здоровым». Обогащение ресурсов детского сада за счет сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей позволяет дошкольникам осваивать ключевую компетенцию «быть здоровым» на повышенном уровне. Расширение возможностей обеспечения физического и эмоционального благополучия дошкольников приводит к максимальному удовлетворению потребностей заинтересованного населения в новых формах организации дошкольного образования.
Библиографическая ссылка
Еремеева Е.А., Зверкова А.Ю. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИКИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23694 (дата обращения: 13.02.2025).