В многочисленных научных исследованиях отмечается неблагоприятная динамика состояния здоровья дошкольников [6]. В настоящее время не более 10% детей старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания [2]. Ведущее место в структуре патологии детского возраста занимают болезни органов дыхания, среди которых наиболее часто встречаются острые инфекции верхних дыхательных путей. Причем патологическая пораженность у мальчиков 6 - 7 лет выше, чем у девочек (457,1% против 379,3%) [3]. Наблюдения специалистов показывают, что у 12- 19% детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств, а 30 - 40% составляют группу риска по развитию психических нарушений [4].
Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья и психофизического развития ребенка. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития [1].
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется несоответствием между необходимостью повышения качества и результативности физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении и недостаточной разработанностью научно-теоретической базы имеющихся технологий физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании.
Как свидетельствуют научные данные, в современном дошкольном образовании физкультурно-оздоровительная деятельность не удовлетворяет биологическую потребность ребёнка в движении. Ребёнок зачастую остаётся пассивным объектом, инициатором физкультурно-оздоровительной деятельности является взрослый. Недостаточная сформированность интегративных качеств личности ребёнка, связанных с охраной и укреплением здоровья также является причиной того, что он продолжает оставаться объектом педагогического воздействия. Возникает необходимость организовать физкультурно-оздоровительную деятельность таким образом, чтобы повысить субъектную позицию ребёнка, сориентировать педагога, родителей и ребёнка как субъектов образовательного процесса на постоянное физическое совершенствование.
В качестве рабочей гипотезы исследования, предполагалось, что использование в образовательном процессе дошкольников программы по физической культуре с оздоровительной направленностью, на основе использования нетрадиционных видов закаливания, дыхательной гимнастики, пальчиковой и суставной гимнастики, фитбол - гимнастики, хоп - бола позволит повысить уровень здоровья детей старшего дошкольного возраста, а также будет способствовать повышению уровня физического развития и физической подготовленности.
Для достижения поставленной цели исследования нами решались следующие задачи: разработать и экспериментально обосновать эффективность содержания процесса физического воспитания с оздоровительной направленностью детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении, а также определить влияние на повышение показателей физического развития, физической подготовленности и уровня здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Для экспресс-оценки соматического (физического) здоровья старших дошкольников мы использовали достаточно простые и информационные показатели, доступные любому пользователю и не требующие сложной диагностической аппаратуры.
Поскольку известно, что для высокого уровня физического здоровья характерны не столько максимальные значения отдельных морфологических и функциональных показателей, превышающих возрастную норму, сколько их оптимальное соотношение, обеспечивающее достаточный уровень адаптационно-энергетических резервов, резистентности защитных сил организма и успешной реализации функциональных возможностей в условиях напряженной статической мышечной деятельности, которую испытывают старшие дошкольники в процессе учебной деятельности.
Для экспресс-оценки соматического здоровья старших дошкольников мы использовали комплекс, состоящий из морфологических и функциональных показателей, имеющий наивысшую степень взаимосвязи с энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемостью. По общепризнанным методикам мы измерили длину, массу тела детей, жизненную емкость легких, артериальное давление, ЧСС, максимальную силу правой и левой кисти. Оценка состояния здоровья старших дошкольников проводилась медсестрой детского сада.
Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности содержания образовательного процесса по физическому оспитанию с оздоровительной направленностью на основе использования нетрадиционных видов закаливания, дыхательной гимнастики, пальчиковой и суставной гимнастики, фитбол - гимнастики, хоп - бола и влияния на повышение уровня здоровья детей старшего дошкольного возраста, физического развития и физической подготовленности.
В педагогическом эксперименте приняли участие воспитанники двух старших групп в количестве 37 человек МБДОУ г.Нижнего Новгорода (дети 5-6 лет): I старшая группа - экспериментальная группа, II старшая группа - контрольная группа. В содержание программы экспериментальной группы вошли следующие оздоровительные средства и формы физического воспитания: 1) нетрадиционные виды закаливания, как элемент оздоровления детского организма: ходьба и бег босиком; ходьба босиком по разным рельефным и уровневым поверхностям -«Дорожка Здоровья»; 2) дыхательная гимнастика; 3) пальчиковая и суставная гимнастика; 4) фитбол - гимнастика; 5) хоп - бол.
Кроме того были проведены тематические занятия, такие как «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», беседы: «Закаливание», «У природы нет плохой погоды», «Здоровье в наших руках», «Вырасти здоровым», «Страна Здоровья».
Занятия проводились в соответствии с расписанием групп - 3 раза в неделю по 25 минут. Общий объём занятий, проведённых в рамках лабораторного эксперимента, в каждой группе составил 45 часов. Занятия в группах планировались теоретических, практических, комбинированных видов. Комбинированная форма занятий использовалась чаще всего, которая включала в себя теоретическую часть (беседа, просмотр иллюстраций, фильмов) и практическую часть (освоение приемов, отработка навыков, тренировка, игры, эстафеты).
В начале педагогического эксперимента нами не были выявлены достоверные различия в показателях физической подготовленности и функционального состояния организма детей 5 - 6 лет между контрольной и экспериментальной группами. Показатели длины тела детей контрольной группы - 116,3±1,9 см., экспериментальной - 114,9±1,36 см. (t= 0,58; p>0,05). Показатели веса тела детей контрольной группы -20,06 ± 1 кг, экспериментальной -20,23±1кг. (t=0,11; p>0,05). Показатели максимальной силы левой кисти в контрольной группе - 2,57±0,20 кг., в экспериментальной - 2,68±0,17 кг. (t=1,16; p>0,05). Показатели максимальной силы правой кисти в контрольной группе - 3,21±0,23 кг., в экспериментальной - 3,83±0,31 кг. (t = 1,6; p>0,05). При измерении ЖЕЛ мы получили следующие показатели: в контрольной группе ЖЕЛ составила 771±22,06 мл., в экспериментальной - 755,5±23,18 мл. (t=0,48; p>0,05). При измерении АД (систолическое) показатели в контрольной группе составили -78,68±2,53 мм\рт\ст., в экспериментальной - 75,83±2,36 мм\рт\ст. (t=0,82;p>0,05).
При измерении АД (диастолическое) показатели в контрольной группе составили - 51,05± 1,30 мм\рт\ст., в экспериментальной группе - 49 ± 1,42 мм\рт\ст. (t= 0,68; p > 0,05). Показатели ЧСС в контрольной группе -95,21±3,43 уд\мин, в экспериментальной группе -93,5±2,7 уд\мин (t=0,34; p>0,05). Группа здоровья детей в контрольной группе - 2,0±0,14, в экспериментальной группе - 2,22 ± 0,12 (t =1,16, p >0,05).
В результате внедрения в учебно-воспитательный процессв ДОУ экспериментального содержания с оздоровительной направленностью в конце эксперимента нами были выявлены достоверные различия в показателях физического развития и физической подготовленности между контрольной и экспериментальной группами детей старшего дошкольного возраста.
Динамика изменения показателей функционального состояния детей в экспериментальной группе свидетельствует о положительном влиянии предлагаемых средств в течение эксперимента.
Показатели длины тела детей экспериментальной группы в начале года составили - 114,9±1,36 см, в конце года -122±1,1 см (t=0,44, p<0,05). Показатели веса тела детей в начале года составили -20,23±1 кг, в конце года - 21,41 ± 1,01 кг (t=0,1, p>0,05). Показатели максимальной силы левой кисти в начале года составили - 2,68 ± 0,17 кг, в конце года - 3,8 ± 0,15 кг (t = 2,9, p < 0,05). Показатели максимальной силы правой кисти в начале года у детей экспериментальной группы составили - 3,83 ± 0,31 кг, в конце года - 4,59 ± 0,25 кг (t=1,8, p<0,05).
При измерении ЖЕЛ мы получили следующие показатели: в начале года - 755,5 ± 23,18 мл, в конце года - 858,8 ± 21,1 мл. (t = 3,28, p<0,05). При измерении АД (систолическое) показатели в начале года составили - 75,83 ± 2,36 мм\рт\ст., в конце года - 75,2 ± 2,37 мм\рт\ст. (t = 0,16, p>0,05). При измерении АД (диастолическое) показатели в начале года составили - 49±1,42 мм\рт\ст., в конце - 48,05±1,6 мм\рт\ст. (t=0,75, p>0,05). Показатели ЧСС в начале года - 93,5±2,7 уд\мин, в конце - 99,5±1,2 уд\мин (t =2,62, p<0,05).
Группа здоровья детей в начале года - 2,22±0,12, в конце - 1,94 ± 0,12 (t =3,62, p<0,05) (табл.1).
Таблица 1
Динамика показателей функционального состояния детей
(5 -6 лет) экспериментальной группы
№ |
Показатели |
Экспериментальная группа |
Экспериментальная группа |
Достоверность различий |
Начало года |
Конец года |
|||
1 |
Длина тела (см.) |
114,9±1,36 |
122±1,1 |
p < 0,05 |
2 |
Масса тела (кг.) |
20,23±1 |
21,41±1,01 |
p > 0,05 |
3 |
Максимальная сила левой кисти (кг.) |
2,68 ± 0,17 |
3,8 ± 0,15 |
p < 0,05 |
4 |
Максимальная сила правой кисти (кг.) |
3,83 ± 0,31 |
4,59 ± 0,25 |
p < 0,05 |
5 |
ЖЕЛ (мл.) |
755,5 ± 23,18 |
858,8 ± 21,1 |
p < 0,05 |
6 |
АД систолическое |
75,83 ± 2,36 |
75,2 ± 2,37 |
p > 0,05 |
7 |
АД диастолическое |
49 ± 1,42 |
48,05 ± 1,6 |
p > 0,05 |
8 |
ЧСС |
93,5 ± 2,7 |
99,5 ± 1,2 |
p < 0,05 |
9 |
Группа здоровья |
2,22 ± 0,12 |
1,94 ± 0,12 |
p < 0,05 |
Полученные показатели свидетельствуют о положительном влиянии предлагаемых средств на дыхательную и сердечно-сосудистую системы дошкольников, а также по показатели здоровья, что отразилось в переходе детей из одной группы здоровья в другую.
В показателях физической подготовленности в конце эксперимента нами также обнаружены достоверные различия в исследуемых показателях между контрольной и экспериментальной группами (табл.2).
Таблица 2
Показатели физической подготовленности детей 5 - 6 лет экспериментальной и контрольной групп после эксперимента
№ |
Контрольные испытания |
Контрольная группа M ± m |
Экспериментальная группа M ± m |
Достоверность различий |
1 |
Челночный бег 3×10 м. |
10,07±0,52 |
10,17±0,14 |
p>0,05 |
2 |
Прыжок в длину с места (см.) |
100,52±3,6 |
118,8±3,70 |
p<0,05 |
3 |
Бег 300 м. (сек.) |
99,2±2,0 |
97,4±0,7 |
p<0,05 |
4 |
Бег 30 м. (сек.) |
8,11±0,14 |
7,55±0,15 |
p< 0,05 |
Таким образом, разработанное содержание образовательного процесса по физическому оспитанию с оздоровительной направленностью, на основе использования нетрадиционных видов закаливания, дыхательной гимнастики, пальчиковой и суставной гимнастики, фитбол - гимнастики, хоп - бола положительно повлияло на показатели физического развития и физической подготовленности, а также способствовало повышению уровня здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Разработанная программа по физической культуре с оздоровительной направленностью на основе использования нетрадиционных видов закаливания, дыхательной гимнастики, пальчиковой и суставной гимнастики, фитбол - гимнастики, хоп- бола может применяться в учебно-воспитательном процессе ДОУ, а также в общеобразовательных учреждениях и специальных школах с целью оптимизации процесса физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Библиографическая ссылка
Стафеева А.В., Реутова О.В. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ И ФОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23675 (дата обращения: 06.02.2025).