Задержка психического развития (ЗПР) – один из самых распространенных психолого-педагогических диагнозов в нашей стране. По данным ВОЗ, эта проблема возникает почти у 30% детей, поступающих в школу. Согласно определению, задержкой психического развития называется такое нарушение темпа нормального психического развития ребенка, когда у него отдельные психические функции (внимание, память, мышление, воля, эмоции) отстают в развитии от имеющихся психологических норм для его возраста [6,7].
Проблемы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в современной сфере образования являются актуальными [5,8]. Педагогическая практика сталкивается с необходимостью создания наиболее полноценных условий для их обучения и воспитания, а научно-методический потенциал специальной педагогики не всегда может удовлетворить ее запросы.
Решение данной проблемы возможно при более глубоком, психофизиологическом изучении особенностей дизонтогенеза детей с ЗПР. Нейрофизиологические исследования, проводимые в этом направлении, позволят определять более четкие пути психолого-педагогического сопровождения воспитанников этой нозологической группы. Оценка функциональной асимметрии головного мозга в двигательных проявлениях детей с ЗПР позволит в некоторой степени решить данную проблему.
В научном пространстве физиологии накоплено немало данных о том, что нейрофизиологические особенности динамики межполушарной асимметрии связаны с возможностью вовлечения различных функциональных систем правого и левого полушария в единую деятельность [1,3,4]. Педагогическое рассмотрение физиологических основ асимметрии позволяет увидеть ее прямую взаимосвязь с умственными способностями человека. Речь, мышление, память, внимание, воображение, трудовые навыки – все это стало развиваться так бурно у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности полушарий к разделению обязанностей. Каждому индивиду присущ свой индивидуальный профиль асимметрии, который играет важную роль в процессе адаптации и поддержания гомеостатических систем, обеспечения развития и работоспособности организма в различных условиях [1,3,4]. В связи с этим, рассмотрение особенностей проявления и становления моторных асимметрий у детей с задержкой психического развития, является важной проблемой. Однако сведения по данному вопросу носят отрывочный характер. Обобщение имеющихся научных данных позволяет констатировать, что особенности межполушарной и двигательной асимметрии у детей с ЗПР могут определяться тем, что функции лобных долей левого полушария у них формируются позднее, чем у остальных детей [9]. Эти и сходные особенности позднего формирования ряда структур мозга приводят к тому, что у детей с ЗПР отстает развитие пространственных представлений, для них характерна недостаточная ориентировка в частях собственного тела. В дошкольном возрасте у этих детей часто имеется перекрестная или невыраженная латеральность. Есть мнение [8], что среди детей с ЗПР отмечается определенное преобладание леворукости, у части детей двигательная латеральность не выражена.
С целью изучения проявлений функциональной асимметрии в двигательной сфере детей с ЗПР на базе Волгоградской государственной академии физической культуры проводилась исследовательская работа. Она осуществлялась в соответствии с государственным заказом Министерства спорта Российской Федерации (приказ № 1032 от 17.12.2014).
Методы исследования
В исследовании приняли участие дети 5-6 лет, воспитанники как массовых, так и специализированных образовательных учреждений. Исследовательскую группу № 1 составили воспитанники, не имеющие отклонения в развитии, № 2 – дети с ЗПР.
Были использованы методы оценки характера двигательной асимметрии с помощью аппаратно-программного комплекса (АПК) «Функциональные асимметрии», разработанного «ООО Научно-методический центр Аналитик», г. Омск (зарегистрирован в «Реестре программ для ЭВМ», [2]). В АПК входили две составляющие. Первая - периферическая или аппаратная часть, необходимая для оценки показателей двигательной асимметрии. В нее входили устройства, представленные пультом с датчиками и светодиодами (предназначенными для тестов, осуществляемых верхними конечностями), устройством для выполнения тестов, осуществляемых через зрительную сенсорную систему в виде трубы со светодиодами, а также педалью для осуществления тестов, выполняемых с помощью нижних конечностей. Подача звуковых сигналов осуществлялась с помощью наушников (головных телефонов).
Второй составляющей АПК был компьютер со специализированной программой для обработки полученных данных.
При проведении обследования обычных детей и детей с задержкой психического развития были использованы следующие тесты:
а) определение времени перекрестной сенсомоторной реакции правой и левой руки на свет и на звук;
б) определение времени перекрестной сенсомоторной реакции правой и левой ноги на свет и на звук;
в) определение времени перекрестной сенсомоторной реакции выбора рук (время перекрестной сенсомоторной реакции выбора правой и левой руки на латерализованный световой и звуковой раздражитель;
г) определение времени перекрестной сенсомоторной реакции выбора ног (время прямой сенсомоторной реакции выбора правой и левой ноги на латерализованный световой и звуковой раздражитель;
Погрешности определения составляли: при определении времени реакции в световых тестах не более 1мс, в звуковых тестах (реакция на звук) на более 1 – 3 мс.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенное обследование показало, что все регистрируемые характеристики двигательных реакций, как в первой, так и во второй группе были весьма вариабельны. На это указывали значительные различия между максимальными и минимальными значениями всех видов реакций, намного превышавшие 100% (рис.1).
Рис.1. Индивидуальные значения времени реакции (группа 1) на свет правой рукой (ось ординат – время, ось абсцисс – обследованные).
Высокая индивидуальная вариабельность затруднила определение значимости различий между сравниваемыми группами. Тем не менее, анализ результатов статистической обработки данных обследования (описательная статистика) выявил явные качественные различия между полноценно развивающимися детьми и детьми с ЗПР, имевшие своеобразный характер (табл. 1 – 4). Это выразилось в том, что:
- у полноценно развивающихся детей время реакции на свет правой рукой значительно выше, чем у детей с ЗПР;
- время реакции на звук между исследуемыми группами статистически достоверно не различимо;
- реакция полноценно развивающихся детей на свет (правый глаз) левой рукой меньше чем у детей с ЗПР;
- реакция полноценно развивающихся детей на звук в правом ухе левой рукой значительно больше, чем у детей с ЗПР;
- двигательные реакции, осуществляемые с помощью ног, в сравниваемых группах различались весьма мало.
Таблица 1
Оценка степени мануальной асимметрии в первой группе
Статистические характеристики исследовательских данных
|
Тесты на время перекрестной сенсомоторной реакции рук |
|||||
Реакция на свет (левый глаз) правой рукой |
Реакция на звук в левом ухе правой рукой |
Реакция на свет (правый глаз) левой рукой |
Реакция на звук в правом ухе левой рукой |
Асимметрия |
||
Свет, % |
Звук, % |
|||||
Среднее |
2786,8 |
1252,8 |
1001,6 |
960,8 |
47,4 |
18,8 |
Стандартная ошибка |
449,9 |
205,6 |
168,2 |
259,0 |
6,3 |
6,2 |
Медиана |
2619 |
949,4 |
649,4 |
630,3 |
52,5 |
26,9 |
Стандартное отклонение |
2012,2 |
919,5 |
752,2 |
1158,4 |
25,2 |
24,8 |
Минимум |
534 |
592 |
338,3 |
259,7 |
-12,9 |
-23,2 |
Максимум |
8759 |
4728 |
3087 |
5468 |
75,5 |
54,3 |
Таблица 2
Оценка степени асимметричности реакций нижних конечностей в первой группе
Статистические характеристики исследовательских данных
|
Тесты на время перекрестной сенсомоторной реакции ног |
|||||
Реакция на свет (левый глаз) правой ногой |
Реакция на звук в левом ухе правой ногой |
Реакция на свет в трубе (правый глаз) левой ногой |
Реакция на звук в правом ухе левой ногой |
Асимметрия |
||
Свет, % |
Звук, % |
|||||
Среднее |
1637,1 |
899,4 |
949,7 |
1163,7 |
10,5 |
-5,2 |
Стандартная ошибка |
447,9 |
170,9 |
114,5 |
271,1 |
6,9 |
7,9 |
Медиана |
756 |
671 |
725,9 |
605,9 |
8,1 |
-2,3 |
Стандартное отклонение |
2003,2 |
764,5 |
512,0 |
1212,6 |
31,2 |
35,6 |
Минимум |
408,3 |
397 |
444,3 |
379,3 |
-42,3 |
-66,6 |
Максимум |
8804 |
3622 |
2258 |
4387 |
76,7 |
61,6 |
Наибольшее значение, с нашей точки зрения, имел тот факт, что асимметрия как верхних, так и нижних конечностей была достаточно выражена в первой группе, в то время, как во второй группе асимметричность была весьма незначительной. Это согласуется с имеющимися научными литературными данными [8], а также подтверждает мнение о том, что у детей с ЗПР имеется функциональная незрелость функций лобных долей левого полушария [9]. Кроме этого, известно, что у обычных детей в аналогичном возрасте достаточно четко выражена ведущая роль именно верхних конечностей - доминирование правой руки [4], что согласуется с результатами нашего исследования.
Таблица 3
Оценка степени мануальной асимметрии во второй группе
Статистические характеристики исследовательских данных
|
Тесты на время перекрестной сенсомоторной реакции рук |
|||||
Реакция на свет (левый глаз) правой рукой |
Реакция на звук в левом ухе правой рукой |
Реакция на свет (правый глаз) левой рукой |
Реакция на звук в правом ухе левой рукой |
Асимметрия |
||
Свет, % |
Звук, % |
|||||
Среднее |
1539,7 |
987,7 |
1358,5 |
654,2 |
1,5 |
17,8 |
Стандартная ошибка |
314,1 |
101,3 |
189,3 |
66,1 |
7,8 |
4,4 |
Медиана |
884,0 |
877,4 |
916,0 |
540,5 |
6,1 |
16,3 |
Стандартное отклонение |
1720,4 |
554,7 |
1037,0 |
362,0 |
42,9 |
24,3 |
Минимум |
428,0 |
312,7 |
432,0 |
1795,7 |
-76,6 |
-49,3 |
Максимум |
9275,0 |
2909,0 |
4648,0 |
266,3 |
73,3 |
69,2 |
Таблица 4
Оценка степени асимметричности реакций нижних конечностей во второй группе
Статистические характеристики исследовательских данных
|
Тесты на время перекрестной сенсомоторной реакции ног |
|||||
Реакция на свет (левый глаз) правой ногой |
Реакция на звук в левом ухе правой ногой |
Реакция на свет в трубе (правый глаз) левой ногой |
Реакция на звук в правом ухе левой ногой |
Ассимметрия |
||
Свет, % |
Звук, % |
|||||
Среднее |
1574,8 |
722,6 |
993,3 |
662,6 |
9,5 |
3,4 |
Стандартная ошибка |
309,2 |
46,5 |
104,9 |
43,0 |
7,1 |
4,1 |
Медиана |
988,2 |
677,4 |
813,4 |
600,5 |
0,3 |
6,9 |
Стандартное отклонение |
1693,8 |
254,8 |
574,5 |
235,5 |
39,1 |
22,3 |
Минимум |
8319,7 |
1283,7 |
2548,0 |
1120,3 |
132,7 |
105,6 |
Максимум |
449,3 |
163,3 |
333,0 |
369,7 |
-54,3 |
-53,0 |
Полученные нами данные согласуются с результатами наших предшествующих исследований. На их основании возможно уточнение набора используемых средств физической культуры, необходимых для коррегирующих воздействий на организм детей с ЗПР. Это в первую очередь относится к упражнениям, направленным на формирование ведущего мануального доминирования. Можно полагать, что такая направленность адаптивной физической культуры определит возможность более выраженных изменений в формировании двигательной сферы. Более отчетливое формирование двигательной асимметрии может оказать позитивное влияние на формирование когнитивных функций.
Выводы
1. Проведенный констатирующий эксперимент показал наличие функциональной незрелости функций лобных долей левого полушария у детей дошкольного возраста с ЗПР.
2. Выявленная негативная картина требует модернизации педагогического процесса адаптивного физического воспитания с целью коррекции негативных характеристик.
Рецензенты:
Анциперов В.В., д.п.н., заведующий кафедрой теории и методики гимнастики ФГБОУ ВО «ВГАФК», г.Волгоград;
Солопов И.Н., д.б.н., профессор, проректор по НИР ФГБОУ ВО» ВГАФК», г.Волгоград.
Библиографическая ссылка
Сентябрев Н.Н., Максимова С.Ю., Данилова К.Ю. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23667 (дата обращения: 14.02.2025).