В современном информационном обществе роль знаний и информации имеет особое значение в жизнедеятельности социума. С одной стороны, их развитие существенно оптимизировало жизнь человека, позволив решить его насущные проблемы. С другой, с современным уровнем развития информационной среды, средств распространения и преобразования информации, появились широкие возможности управления массовым сознанием в угоду чьим-то интересам, обусловив угрозу информационно-психологической безопасности личности. В том числе, политический имидж, как результат управления массовым сознанием, может, как способствовать благополучию общества и государства, так и стать инструментом обмана граждан. Именно поэтому, изучение различных аспектов имиджа, способов и приемов его создания, непосредственно влияющих на информационно-психологическую безопасность личности, является чрезвычайно актуальным. Под информационно-психологической безопасностью личности понимают состояние защищенности психики индивида от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы, и способные причинить вред личности [3, С. 49].
Целью исследования является выявление факторов информационно-психологической безопасности личности при создании имиджа государства. Объект исследования – политический имидж. Предмет – условия информационно-психологической безопасности личности в процессе имиджмейкинга.
Управление массовым сознанием, в зависимости от применяемых информационных технологий, а также целей акторов политического процесса, может, как выполнять позитивные функции для общества и государства, так и использоваться в негативном «ключе». Так, на основе управления массовым сознанием обеспечивается лояльность существующему режиму, поддержка гражданами власти на время проводимых в обществе реформ, что способствует порядку и стабильности в обществе. Посредством управления массовым сознанием, возможно привить важные ценности гражданам – любовь к природе, спорту, уважение к закону, лояльное отношение к представителям других обществ и пр. Также возможно обеспечить благоприятное восприятие и отношение к своему государству, что является фактором стабильности и благополучия общества, обусловливающим проявление патриотизма, и желания действовать во благо родины.
С другой стороны, посредством управления массовым сознанием можно нанести вред обществу, обеспечивая лояльность власти, действующей вразрез с интересами общественными, например, разжигающей межнациональную рознь, оправдывающей губительную, либо агрессивную политику в отношении своего и других государств и т.д. Так, посредством формирования имиджа «врага» другому государству, возможно обеспечить широкую поддержку общественности военных действий с ним. Созданием положительного инвестиционного имиджа своему государству, не имеющего под собой реальных оснований, также можно дезинформировать и дезориентировать общественность, подталкивая к инвестиционной активности в ущерб собственным интересам.
Современный уровень развития информационных технологий открыл «просторы» для манипуляции массовым сознанием. «В настоящее время наблюдается колоссальный рост эффективности средств информационного воздействия на психику людей и общественное сознание» [4; С. 22]. Причем использование манипулятивных методов воздействия на людей возможно, в том числе, при демократическом политическом режиме, который также на сегодняшний день не имеет эффективных механизмов защиты от манипуляций. Так, ряд исследователей полагает, что «плюрализм мнений, который складывается в демократической системе средств массовой информации, носит иллюзорный характер. Зачастую множественность и иллюзия выбора носит одну цель – изменить общественное правосознание, политическую психологию, внедрить в коллективное сознание ложные образы, подтолкнуть народ к неверным решениям» [2; С. 40]. В то же время существуют определенные условия, минимизирующие степень манипулятивного влияния на людей, а также возможности для манипуляции массовым сознанием.
Для создания имиджа государства используются те же политические технологии, что и для формирования общественного мнения, разновидностью которого и является имиджмейкинг. Используются и специальные приемы и методы для создания имиджа государства. Политические, в том числе имиджевые технологии можно подразделить на рациональные и манипулятивные. Первые обращены к разуму граждан и не искажают существующее положение дел, но информируют с целью популяризации сильных сторон государства, для формирования положительного отношения к нему. Манипулятивные технологии в своей основе имеют различного рода искажения информации (эмоционализация информации, «усиление» некоторых сторон информации посредством проставления акцентов на ней, использование психологических закономерностей восприятия, технических особенностей информации и т.д.), включая прямой обман граждан, и психологические приемы давления на них. При этом манипулируемый не догадывается о том, что подвергается психологическому воздействию, как и о намерениях манипулятора.
Нужно отметить, что зачастую, политические технологии сложно однозначно отнести к манипулятивным или рациональным в силу того, что они могут взаимодействовать и пересекаться, а также в зависимости от целей имиджмейкеров. Так, в ту или иную рациональную технологию могут внедряться манипулятивные приемы и техники, либо информационные искажения, в результате чего она приобретает манипулятивный характер. Большинство современных информационных технологий можно отнести к манипулятивным (манипуляция – это скрытое психологическое воздействие на индивида с целью подчинения его сознания, воли, поведения [1]).
Манипулятивные информационные технологии не есть всецело отрицательное явление, напротив, они являются эффективным и действенным механизмом формирования яркого привлекательного имиджа политическому объекту. С их помощью можно усилить имеющиеся характеристики объекта, что необходимо для создания сильного целостного образа государству. Но также на их основе можно сформировать имидж не соответствующий своему «прототипу», то есть обмануть граждан [5; C. 43]. Имидж государства, сформированный на манипулятивный технологиях и психологических приемах имеет не меньшую силу воздействия, чем основанный на рациональных. «Дутый» имидж также воспринимается общественностью, как реальность, и он является весьма стойким стереотипизированным образованием, которое не просто разрушить. «Прочность» имиджа, вне зависимости от степени его истинности, основана на психологических закономерностях восприятия: людям свойственно культивировать информацию, совпадающую с собственными знаниями, убеждениями, представлениями, что еще больше их подкрепляет. Напротив, то, что не совпадает с уже сформированными представлениями, воспринимается как ложное, некритически отвергается человеком, не подвергаясь логическому анализу.
Минимизации манипулятивных информационных технологий способствует широкое использование рациональных, которые оказываются эффективными не в любой социальной среде. Попытаемся ответить на вопрос о том, что влияет на выбор методов воздействия на граждан при формировании имиджа государства? Какие условия делают эффективными манипулятивные информационные технологии, обусловливая угрозу информационно-психологической безопасности личности?
Так, манипулятивному воздействию более подвержено недостаточно интеллектуально развитое и образованное население. Одновременно оно меньше поддается логическим аргументам, что затрудняет использование рациональных политических технологий. Людьми также легче манипулировать, навязывая определенные идеологические позиции и стереотипы, в нестабильные и кризисные времена, когда в обществе актуализированы различного рода страхи, существует физиологизация потребностей. Эффективны манипулятивные информационные технологии в отношении маргинализованных групп населения, то есть высокий уровень нищеты и алкоголизации общества есть благоприятная среда для манипуляций.
Политическая социализация, приобщение граждан к политическому участию – фактор эффективности рациональных политических технологий, так как опыт политического участия формирует готовность индивидов вникать в политические процессы, воспринимать информацию не легковерно, но подвергая логическому анализу. Тоже можно сказать и о преобладающем типе модальной личности в обществе. Конформистам, с пассивной гражданской позицией легче внедрять подготовленную, обработанную под определенные цели информацию, и сложнее доказывать, что-либо аргументами и фактами, так как они не готовы слушать. Напротив, люди с активной гражданской позицией, склонные к критическому анализу, более восприимчивы к рациональным политическим технологиям, основанным на политическом диалоге, а также на аргументах и доказательствах. Данные типы личностей соответствуют двум типам политических культур – патриархальной и гражданской. Для патриархальной культуры более характерна конформная личность, политически активные граждане преобладают в гражданской политической культуре. Поэтому, демократия все же, влияя на политическую социализацию масс, и развивая активную гражданскую позицию, - это фактор информационно-психологической безопасности личности.
Фактором риска информационно-психологической безопасности личности при применении манипулятивных имиджевых технологий является политическая апатия граждан. Отсутствие интереса к политической сфере, самоотстранение от нее – эффективная среда для манипулятивного воздействия на граждан. Также имеет значение наличие, либо отсутствие традиций диалога в политике. Политические технологии, основанные на политическом диалоге – эффективный способ развенчания манипуляций, разрушения навязанных мифов и стереотипов. Но для этого граждане должны быть подготовлены к восприятию подобного рода информации. Появлению диалога в политике способствует наличие реальной конкуренции или оппозиции, препятствующие монополизации власти, и формированию общественного мнения в одном направлении. Политическая конкуренция способствует, в том числе развитию информационной среды, разноплановому освещению событий, что снижает возможности одностороннего навязывания определенных точек зрения, позиций.
Имеет значение в данной области политическая система общества, выбранный курс политической власти: проводится ли честная и «прозрачная» информационная политика, либо происходит тотальная государственная идеологизация массового сознания, обусловливая эффективность манипулятивных методов воздействия на граждан. Государство задает правила «игры», которые в дальнейшем распространяются на всю сферу политической жизни. Также, развитая информационная среда, наличие многообразных альтернативных источников информации, есть фактор информационно-психологической безопасности личности. Свободные альтернативные источники информации – необходимое условие минимизации манипулятивного воздействия на граждан.
Воспрепятствовать обману граждан посредством манипуляции их сознанием может также развитое в данной сфере законодательство и эффективные механизмы его реализации, которые в настоящее время имеют пробелы во многих странах. Дело в том, что на практике выявить и доказать манипуляции достаточно сложно, в результате чего существует проблема законодательного закрепления не дозволенных информационных методов воздействия на граждан. Проблема еще видится в том, что законодатель, являясь заинтересованным лицом в управлении массовым сознанием, сам не хочет браться за решение данного вопроса. Факторы информационно-психологической безопасности личности при формировании имиджа государства представлены на Рисунке.
Факторы информационно-психологической безопасности личности при формировании имиджа государства
Таким образом, имидж государства, формируемый на сегодняшний день правительствами всех цивилизованных стран, а также другими субъектами политических процессов, играет существенную роль в политической жизни обществ и государств. Если имидж государства существенно не совпадает с существующим положением дел, он способен нанести вред обществу, внедрив искаженную, обработанную под определенные цели картину мира в сознание масс, заставляя их действовать так, как выгодно тем или иным лицам. Формирование имиджа государства возможно посредством различных методов и технологий, предпочтительными среди которых, с точки зрения гуманности и функциональности для общества и граждан, являются рациональные.
Существуют определенные условия социальной среды и политической системы общества, делающие рациональные технологии важным фактором политической жизни общества, и способствующие обеспечению информационно-психологической безопасности людей. Среди таковых важнейшими являются опыт политического участия граждан, интеллектуальный и образовательный уровень населения, уровень стабильности общества, развитость и прозрачность информационной среды, выбранный курс государства по управлению массовым сознанием, наличие реальных конкурентов и оппозиции в политической сфере, а также законодательное обеспечение информационно-психологической безопасности личности. Напротив, факторами информационно-психологической угрозы общества являются отсутствие опыта политического участия, конформизм и легковерность граждан, ангажированность СМИ, политическая монополия внутри государства, отсутствие законодательной защиты населения в исследуемой сфере, кризисные периоды развития общества и др. Оптимальным для общества и личности является минимизация манипулятивного воздействия на граждан при широкой их социализации и просвещении, обусловливающем популяризацию и применение рациональных политических технологий имиджконструирования.
Рецензенты:
Белоус В.Г., д.филос.н., профессор, профессор кафедры российской политологии СПбГУ, г.Санкт-Петербург.
Радиков И.В., д.пол.н., профессор, профессор кафедры теории и философии политики СПбГУ, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Давыборец Е.Н. ФАКТОРЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ГОСУДАРСТВА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23662 (дата обращения: 19.04.2025).