Результаты многих исследований, свидетельствующие о тесной взаимосвязи между адаптацией и здоровьем, позволяют выделить четыре группы лиц с разным уровнем адаптационных возможностей организма: с удовлетворительной адаптацией; с напряжением механизмов адаптации; с неудовлетворительной адаптацией; со срывом адаптации. Р.М.Баевский предложил в качестве критерия адаптационных возможностей организма определить индекс функциональных изменений (ИФИ). Доврачебный скрининг, основанный на оценке ИФИ, обеспечивает системный подход к оценке функционального состояния системы кровообращения как индикатора адаптационных возможностей всего организма [1,2,3]. В.П.Казначеев рекомендовал рассматривать степени адаптации организма к окружающей среде в качестве «уровней здоровья»:
- первый уровень здоровья --> состояние удовлетворительной адаптации;
- второй уровень здоровья --> напряженность адаптационных механизмов;
- третий уровень здоровья --> неудовлетворительное состояние адаптации, когда происходит рассогласованность отдельных механизмов функционирования организма;
- четвертый уровень здоровья --> срыв адаптации, состояние предболезни или даже болезни [6].
Активно адаптироваться к условиям жесточайшей конкуренции и социальных катаклизмов, чтобы максимально использовать свои потенциальные возможности во всех сферах жизни, молодежи помогают физическая культура и спорт [5,9,11].
Существенный вклад в данном направлении может внести внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» среди студентов. Возрождение системы ГТО было объявлено в Указе Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) [12]. Нормативы Комплекса направлены на обеспечение объективного контроля уровня развития основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, координации, гибкости, а также уровня овладения прикладными умениями и навыками. В основу разработки новых нормативов легли установки, заложенные в концепции о трудности выполнения нормативов комплекса ГТО: 70% испытуемых должны быть посильны нормативы бронзового знака, 60% – серебряного знака и 20% – золотого знака комплекса ГТО [8].
Цель исследования – провести сравнительный анализ физической подготовленности студентов с различным уровнем здоровья по результатам выполненных ими упражнений из ВФСК ГТО.
Материалы и методы исследования. Исследование проведено среди 314 студентов 1-4 курсов, занимающихся в основной и подготовительной физкультурных группах.
Вычисление ИФИ проводилось по формуле:
ИФИ = 0,011ЧСС + 0,014САД + 0,008ДАД + 0,014В + 0,009МТ – 0,009ДТ – 0,27, где ЧСС – частота сердечных сокращений, САД и ДАД систолическое и диастолическое артериальное давление, ДТ и МТ – длина и масса тела, В – возраст. Оценки ИФИ распределили на 4 уровня адаптационных возможностей организма по Р.М.Баевскому и соответственно на 4 уровня здоровья по В.П.Казначееву [2,6].
Нормативы ВФСК ГТО выполнялись по следующим упражнениям: юноши – прыжок в длину с места толчком двумя ногами, бег на 100 м и 3 км, подтягивание на высокой перекладине; девушки – прыжок в длину с места толчком двумя ногами, бег на 100 м и 2 км, поднимание туловища из положения лежа на спине. Упражнения выполнялись согласно методическим указаниям к комплексу ГТО [8].
По результатам исследования создана персонифицированная база данных в «EXCEL 1997-2003». Для выполнения задач исследования применяли методы вариационной статистики, метод оценки достоверности результатов (критерий χ2) с доверительным интервалом р<0,05-0,001 [4].
Результаты исследования. Результаты упражнения «бег на 100 м» свидетельствуют, что 81,8% студентов выполнили нормативы ГТО для этого теста (рис.1), из которых 34,4% преодолели рубеж только бронзового значка, 32,5% - серебряного, а 15,0% молодежи смогли преодолеть стометровую дистанцию по требованиям золотого значка.
Рис.1. Результаты выполнения студентами упражнений ВФСК ГТО
Выполнение упражнения «бег на 2 км (девушки) и 3 км (юноши)», показало, что 36,3% студентов не смогли справиться с испытанием. Только 3,2% студентов преодолели норматив золотого значка, 19,8% - серебрянного, а 40,8% - бронзового значка. Упражнение «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» оказался еще сложнее для студентов – 54,8% из тестируемых не смогли выполнить даже норматив бронзового значка. Трудность выполнения студентами этого упражнения выявлена и другими исследователями [7]. Среди студентов, выполнявших силовые упражнения «подтягивание на высокой перекладине» (юноши) и «поднимание туловища из положения лежа» (девушки), 16,6% человек не справились с заданиями. 36,3% студентов выполнили норматив бронзового значка, 34,4% - серебряного, а 12,7% - золотого значка.
Исследования состояния физической подготовленности студентов из 30 вузов РФ, в том числе юношей допризывного возраста, проведенные Научно-методическим советом по физической культуре и спорту при Министерстве образования и науки РФ, показали, что средний результат в беге на 3000 метров – 13,41 мин (это 2 очка по таблице примерной программы дисциплины «Физическая культура»); средний результат в беге на 100 метров – 13,9 с. (3 очка); средний результат в подтягивании в висе на перекладине – 12 раз (4 очка) [13]. Итоги общероссийских испытаний сравнили с данными, полученными в ходе собственных исследований (табл. 1 и 2).
Таблица 1
Сравнение результатов выполненных юношами упражнений из ВФСК ГТО, %
Виды упражнений |
Золотой значок |
Серебряный значок |
Бронзовый значок |
Не выполнили норматив |
||||
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
|
Бег 100 м (сек) |
48 |
11,2 |
28 |
39,8 |
12 |
37,8 |
12 |
11,2 |
Бег 3 км (мин) |
4 |
6,1 |
16 |
23,5 |
20 |
39,8 |
60 |
30,6 |
Прыжок в длину с места (см) |
36 |
7,1 |
32 |
20,4 |
12 |
28,6 |
20 |
43,9 |
Подтягивание (раз) |
28 |
14,3 |
20 |
41,8 |
16 |
30,6 |
36 |
13,3 |
Примечание: 1 – результаты общероссийских исследований, 2 – результаты собственных исследований
Таблица 2
Сравнение результатов выполненных девушками упражнений из ВФСК ГТО, %
Виды упражнений |
Золотой значок |
Серебряный значок |
Бронзовый значок |
Не выполнили норматив |
||||
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
|
Бег 100 м (сек) |
48 |
16,7 |
28 |
29,2 |
8 |
32,9 |
16 |
21,3 |
Бег 3 км (мин) |
36 |
1,9 |
28 |
18,1 |
8 |
40,7 |
28 |
39,4 |
Прыжок в длину с места (см) |
16 |
1,8 |
44 |
6,9 |
20 |
31,5 |
20 |
59,7 |
Поднимание туловища (раз) |
28 |
12,0 |
36 |
31,0 |
28 |
38,9 |
8 |
18,1 |
Примечание: 1 – результаты общероссийских исследований, 2 – результаты собственных исследований
Результаты показывают, что самым слабым местом в физической подготовленности студентов является выносливость, проявляемая в кроссе (2 км и 3 км), т.е. там, где решающую роль играют возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Эти же результаты коррелируют с низким уровнем физического здоровья. Такая тенденция прослеживается в большинстве вузов (89%), принявших участие в исследовании [13].
По полученным результатам провели сравнительный анализ средних значений показателей выполненных упражнений студентами различного возраста (табл.3, табл.4). Как среди юношей, так и среди девушек не выявлено улучшение показателей нормативов ГТО в возрастном диапазоне с 18 до 20 лет, изменения носят разнонаправленный характер.
Таблица 3
Показатели средних значений упражнений выполненных юношами из ВФСК ГТО, М±σ
Вид упражнений |
Нормативы ГТО |
Результаты исследования |
|||||
1 |
2 |
3 |
18 лет |
19 лет |
20 лет |
все |
|
Бег 100 м (сек) |
15,1 |
14,8 |
13,5 |
15,0±0,63 |
14,8±0,88 |
15,0±1,06 |
14,8±0,84 |
Бег 3 км (мин) |
14,00 |
13,30 |
12,30 |
14,55±0,74 |
13,55±1,17 |
14,38±0,89 |
14,15±0,94 |
Прыжок в длину с места (см) |
215 |
230 |
240 |
206,4± 22,42 |
207,3± 25,70 |
207,0± 19,68 |
206,6± 23,43 |
Подтягивание (раз) |
9 |
10 |
13 |
9,7±2,12 |
9,6±2,07 |
9,1±1,83 |
9,6±2,01 |
Примечание: 1 – норматив бронзового значка, 2 – норматив серебряного значка,
3 – норматив золотого значка
Среднее значение упражнения «бег на 100 м» у юношей соответствует нормативу серебряного значка (14,8±0,84 и 14,8 соответственно), а у девушек – нормативу бронзового значка (17,3±0,76 и 17,5 соответственно). Средние значения упражнений на выносливость – «бег на 2 км (девушки) и 3 км (юноши)» не соответствуют даже нормативам бронзового значка. Такие же оценки получены при выполнении теста «прыжок в длину с места толчком двумя ногами». Средние значения силовых упражнений у студентов соответствуют нормативам бронзового значка и близки к характеристикам серебряного: у юношей подтягивание на высокой перекладине – 9,6±2,01 и 9 раз соответственно; у девушек поднимание туловища из положения лежа - 37,3±6,43 и 34 раза соответственно.
Таблица 4
Показатели средних значений упражнений, выполненных девушками из ВФСК ГТО, М±σ
Вид упражнений |
Нормативы ГТО |
Результаты исследования |
|||||
1 |
2 |
3 |
18 лет |
19 лет |
20 лет |
все |
|
Бег 100 м (сек) |
17,5 |
17,0 |
16,5 |
17,4±0,86 |
17,2±0,68 |
17,2±0,67 |
17,3±0,76 |
Бег 3 км (мин) |
11,35 |
11,15 |
10,30 |
12,39±0,79 |
12,16±0,89 |
12,10±0,83 |
12,23±0,85 |
Прыжок в длину с места (см) |
170 |
180 |
195 |
157,4±15,58 |
158,7± 15,11 |
158,3± 18,85 |
157,9± 15,68 |
Поднимание туловища (раз) |
34 |
40 |
47 |
36,4±6,16 |
38,2±6,64 |
38,6±5,43 |
37,3±6,43 |
Примечание: 1 – норматив бронзового значка, 2 – норматив серебряного значка,
3 – норматив золотого значка
Используя метод Р.М.Баевского провели у студентов расчет ИФИ. По полученным значениям ИФИ распределили всех студентов на 4 группы. В результате расчетов определили, что 1 уровень здоровья (удовлетворительная адаптация) имеют 36,9 % студентов (девушек на 9,6% больше, чем юношей), 2 уровень здоровья (напряжение адаптации) определен у 33,6% молодежи (в этой группе юношей больше на 7,2%), к 3 уровню здоровья (неудовлетворительная адаптация) отнесены 18,1% студентов (юношей больше на 3,8%), 4 уровень здоровья (срыв адаптации) определен у 11,4% студентов (девушек на 1,2% больше). Отсутствие гендерных различий между численностью юношей и девушек в каждой из определенных групп подтверждается статистическими расчетами: χ2=3,75; P=0,2903.
Результаты упражнения «бег на 100 м» свидетельствуют, что студенты с 1 и 2 уровнем здоровья показали лучшие результаты, среди них больше численность молодежи, выполнивших упражнение на серебренный и золотой значки (табл.5). Выполнение упражнений «бег на 2 км (девушки) и 3 км (юноши)» выявило особенно низкие показатели у студентов с 3 и 4 уровнем здоровья – среди них нет результатов, достойных золотого значка.
Таблица 5
Распределение результатов выполнения упражнений ВФСК ГТО:
бег на 100 м, бег на 2 км (девушки) и 3 км (юноши), %
Уровень здоровья студентов |
Бег 100 м |
Бег 2 км и 3 км |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
первый уровень здоровья |
14,8 |
25,6 |
42,2 |
17,4 |
18,1 |
45,5 |
30,6 |
5,8 |
второй уровень здоровья |
10,8 |
41,2 |
29,4 |
18,6 |
38,2 |
42,2 |
16,7 |
2,9 |
третий уровень здоровья |
26,3 |
42,1 |
26,3 |
5,3 |
50,9 |
40,3 |
8,8 |
0 |
четвертый уровень здоровья |
38,1 |
32,4 |
17,7 |
11,8 |
73,5 |
17,7 |
8,8 |
0 |
все студентов |
18,2 |
34,4 |
32,5 |
15,0 |
36,3 |
40,8 |
19,8 |
3,2 |
статистика |
χ2=30,45 c/c=9 P=0,0000 |
χ2=59,23 c/c=9 P=0,0000 |
Примечание: 1 – не выполнили норматив, 2 – выполнили норматив бронзового значка,
3 – выполнили норматив серебряного значка, 4 – выполнили норматив золотого значка
Упражнение «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» оказался наиболее сложным для студентов. При этом между полученными оценками у студентов с различными адаптационными возможностями нет достоверных различий (χ2=6,60; P=0,6789). В представленном распределении результатов не выявлена зависимость между успешным выполнением упражнения и уровнем здоровья (табл.6).
Таблица 6
Распределение результатов выполнения упражнений ВФСК ГТО:
прыжок в длину с места, поднимание туловища (девушки) и подтягивание (юноши), %
Уровень здоровья студентов |
Прыжок в длину с места |
Поднимание туловища, подтягивание |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
первый уровень здоровья |
50,4 |
33,1 |
11,5 |
5,0 |
10,7 |
30,6 |
43,0 |
15,7 |
второй уровень здоровья |
61,8 |
26,5 |
8,8 |
2,9 |
9,8 |
38,2 |
37,3 |
14,7 |
третий уровень здоровья |
47,4 |
36,8 |
14,0 |
1,8 |
24,6 |
47,4 |
22,8 |
5,3 |
четвертый уровень здоровья |
61,7 |
23,5 |
11,9 |
2,9 |
44,1 |
32,4 |
14,7 |
8,8 |
все студенты |
54,8 |
30,6 |
11,1 |
3,5 |
16,6 |
36,3 |
34,4 |
12,7 |
статистика |
χ2=6,60 c/c=9 P=0,6789 |
χ2=58,19 c/c=9 P=0,0000 |
Примечание: 1 – не выполнили норматив, 2 – выполнили норматив бронзового значка, 3 – выполнили норматив серебряного значка, 4 – выполнили норматив золотого значка
Среди студентов, выполнявших упражнения «подтягивание на высокой перекладине» (юноши) и «поднимание туловища из положения лежа» (девушки), выявлена зависимость высоких результатов от уровня здоровья: среди студентов с 1 и 2 уровнем здоровья больше оценок соответствующих серебряному и золотому значкам и меньше численность молодежи, не сдавших норматив ГТО по силовым упражнениям.
Таким образом, по полученным результатам можно сделать выводы:
- при выполнении упражнений на выносливость (бег на 2 км и 3 км) треть студентов не справились с заданием и получили неудовлетворительные оценки, свидетельствующие о недостаточном развитии у них этого физического качества и соответственно о низком уровне здоровья;
- уровень физической подготовленность молодежи к выполнению упражнения «прыжок в длину с места» ниже нормативов комплекса ГТО, аналогичные результаты получены и другими исследователями, что может свидетельствовать о некорректности данного норматива физиологическим возможностям большинства юношей и девушек;
- среди студентов, имеющих 1 и 2 уровень здоровья, при выполнении тестов определена большая численность молодежи с оценками, соответствующими серебренному и золотому значкам, чем среди студентов с 3 и 4 уровнем здоровья, кроме упражнения «прыжок в длину с места».
Для того, чтобы вызвать у студентов интерес к занятиям физическими упражнениями в рамках комплекса ГТО, нужно создать соответствующие условия: определять лучших в группе, на факультете, в вузе; информировать общественность о лучших достижениях студентов по комплексу ГТО; устанавливать надбавки к стипендиям за успехи в ГТО; выдавать соответствующий документ по типу зачетной книжки спортсмена с указанием уровня достижений в комплексе ГТО и т.д. Стоит отметить, что одновременно с утверждением комплекса ГТО Правительством подготовлено и подписано несколько постановлений, которые призваны создать дополнительную мотивацию для сдачи норм ГТО. Так, гражданин, выполнивший нормы комплекса ГТО на золотой значок, получит здоровье и моральное удовлетворение, а также вполне ощутимую материальную выгоду. Дети, занимающиеся спортом и успешно сдавшие нормативы ГТО, при поступлении в ВУЗ будут иметь преимущество перед теми, кто равнодушен к спорту [8,10,12].
Рецензенты:
Акутина С.П., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой социальной работы, сервиса и туризма психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им.Н.И.Лобачевского, г. Арзамас;
Сущенко В.П., д.п.н., профессор, директор института физической культуры, спорта и туризма Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Михайлова С.В., Сидорова Т.В., Полякова Т.А., Кузмичев Ю.Г., Яичников И.К., Антонов А.Я., Лосев А.С., Малыгин И.Е., Полуянова О.А. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23645 (дата обращения: 17.02.2025).