Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции [3]. Создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В рамках инклюзивного образования предлагается следующая структура образовательной среды как пространства социализации детей с различными возможностями и особенностями: пространственно-предметный компонент (материальные возможности учреждения - доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация; обеспеченность современными средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей); содержательно-методический компонент (адаптированный индивидуальный маршрут развития ребенка, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств); коммуникативно-организационный компонент (личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной (интегрированной) группе, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов) [6].
К условиям организации инклюзивной образовательной среды мы относим:
-преемственность дошкольного и школьного образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений. Совместная деятельность специалистов детского сада и школы осуществляется на основе сотрудничества по выработке совместных решений в сфере создания педагогических условий инклюзии. Сотрудничество осуществляется в следующих формах: совместное проведение педагогических советов и совещаний, родительских собраний, воспитательных мероприятий, занятий в школе будущего первоклассника; комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса: педагог (научный руководитель, администрация), обучение детей (дефектолог, психолог, родители) и социализация детей (психолог, родители, волонтеры).
Сопровождение участников образовательного процесса реализуется посредством следующих инновационных технологий, которые в совокупности реализуют комплексный разноуровневый характер сопровождения участников педагогического процесса: технология адаптации ребенка к новому образовательному уровню; технология сопровождения педагога; технология помощи ребенку в процессе обучения; технология взаимодействия с семьей; технология воспитания личности [1].
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 5» г. Глазова Удмуртской Республики (далее - школа) осуществляет образование детей с особыми потребностями. Так на 01.09.2015 г. количество обучающихся детей - инвалидов 106.
Школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие умственно отсталых учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания в школе адаптивной педагогической системы и благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и психофизического развития каждого обучающегося. В настоящее время ведется подготовка по формированию системы управления инклюзивным образованием. Основным направлением является создание специальных условий с учетом потребностей особых детей. Работа включает ряд ключевых моментов: подготовка и переподготовка кадров; оформление нормативно-правовой базы; разработка методического сопровождения образования; материально-техническое оснащение образования.
Школа является методическим центром по коррекционной работе педагогов города. Систематически проводятся научно-практические конференции, психолого-педагогические семинары, консультации для родителей и педагогов школ города. Организована профессиональная подготовка учащихся на предприятиях города с дальнейшим трудоустройством выпускников. Определяются новые объекты производительного труда, виды услуг.
В школе работает квалифицированный педагогический коллектив. В штатное расписание школы включены учителя-предметники, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, инструктор по физической культуре, инструктор по труду, социальный педагог, логопед, воспитатель, библиотекарь. Проводится целенаправленная работа по повышению педагогического мастерства, сохранению и передаче педагогического опыта (заочное обучение по приобретению дефектологического образования, курсы, семинары, конференции, дефектологические чтения и т.д.).
Основные подходы в учебно-воспитательной работе школы базируются на внедрении в практику педагогов различных форм индивидуального сопровождения ребенка на основе системной совместной работы с дефектологом и врачами, реализации здоровьесберегающих и развивающих технологий по следующим направлениям: социальное развитие, охрана здоровья и жизнеобеспечения, интеллектуальное и эстетическое развитие, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. В школе создана следующая структура обучения: система обучения детей со сложной структурой дефекта (срок обучения до 18 лет) (система индивидуальных занятий во второй половине дня); система обучения детей с умеренной умственной отсталостью (срок обучения до 18 лет) (система индивидуальных занятий во второй половине дня); пропедевтико-диагностический период (подготовительный класс, 7-8 лет, срок обучения 1 год) (система индивидуальных занятий во второй половине дня).
В подготовительно-диагностическом классе проводится уточнение диагноза ребенка в процессе образовательной и лечебной работы, определяется адекватность форм организации его обучения и воспитания, планирование индивидуальных форм и методов коррекционной работы, комплексное и динамическое изучение ребенка организуется в пропедевтический период к обучению в начальной школе.
На уровне начального общего образования предусматривается больше уделять внимания сенсорному развитию ребенка, отработке двигательных навыков, пространственной ориентировке, развитию коммуникативных качеств личности, мышления, навыков культурного поведения, укреплению физического и психического здоровья, продолжается работа с учетом индивидуальных особенностей детей и под контролем медико-психологической и социально-педагогической служб вводится вариативность обучения.
На уровне основного общего образования продолжается работа по реализации базового компонента образования с предоставлением учащимся возможности свободного выбора допрофессиональной подготовки с правом перехода от одного дополнительного курса к другому при сохранении гибкой трехуровневой системы обучения сообразно способностям школьников и психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, корректирующего развитие каждого ребенка. Совершенствуются трудовые навыки по выбранному трудовому профилю, формируются у воспитанников практические умения, склонности, интересы и способности к социальному самоопределению, самостоятельной адаптации. Вводятся факультативы, спецкурсы. Предусматривается оказание помощи выпускникам при поступлении в организации профессионального образования и трудоустройстве.
Профессиональные классы (10-11 классы) является завершающим этапом общеобразовательной и трудовой подготовки. Этот уровень обеспечивает: освоение воспитанниками общеобразовательных программ трудового обучения, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей воспитанников, формирование навыков самостоятельной учебной и трудовой деятельности на основе дифференциации обучения, дополнения к обязательным предметам предметов и спецкурсов по выбору самих воспитанников, направленных на реализацию интересов, способностей и возможностей личности.
Трудовая и профессиональная подготовка в школе ведется по 15 профилям, которые меняются ежегодно в зависимости от возможностей и интересов обучающихся. Выбор сферы профессиональной деятельности осуществляться на основе проведения профессиональных проб в соответствующих учебно-производственных мастерских, на пришкольном участке, подсобном хозяйстве для того, чтобы обучаемый смог адекватно оценить свои возможности и интересы. Предлагаемая система не будет функционировать без четкой системы диагностики и прогнозирования развития ребенка в трудовой деятельности. Изучение ребенка начинается с 4 класса. Результаты наблюдений обобщаются и заносятся в таблицу. Определяем зону актуального развития. В 5 классе происходит формирование первоначальных навыков по специальности. Изучаются трудовые возможности обучающегося, возможности дальнейшего развития ребенка в трудовой деятельности по специальности. Определяется зона ближайшего развития и делается вывод о правильности выбора профиля обучения. Своевременно выявить проблему учащегося в его трудовом самоопределении или его успешность, оказать необходимую консультативную помощь в выборе профессии позволяет профориентационная карта обучающегося 5-9 классов. Итогом работы в области диагностики является обобщение результатов - производственная характеристика учащегося. Среди индивидуальных особенностей личности особое место отводится темпераменту и характеру. Это является важнейшим этапом профессионального самоопределения.
Одним из компонентов инклюзивного образования специальной коррекционной школы является коррекционная работа, которая ведется по следующим направлениям: комплексный подход и долговременная система коррекционно-образовательной работы с учащимися; максимально возможное развитие потенциала социальных и профессиональных возможностей учащихся; преемственность процесса образования во всех звеньях: урок, коррекционное занятие, внеурочная деятельность. Организация образовательного процесса в школе реализуется с помощью медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах обучения.
В основу образовательной системы школы легли следующие положения: учёт и использование ограниченных психофизических возможностей детей; активизация учебно-познавательной деятельности, психических и индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья; организация речевой среды как условие овладения учащимися средствами общения; вариативность учебных программ для детей с различным психическим развитием; гибкость в подборе учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями детей; использование компьютерных программ с целью активизации учебно-познавательной деятельности, формирования и расширения представлений об окружающем мире у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование выступает для отечественной системы образования определенной инновацией, следовательно, требует грамотного управления на всех этапах его моделирования и внедрения. Эффективность инклюзивного образования предполагает создание комплекса условий, среди которых основными выступают: готовность специалистов к реализации инклюзивного педагогического процесса (включает все виды готовности: личностной, профессиональной, психологической и др.), гуманистическая система воспитания, включающая формирование нравственно-психологического климата внутри коллектива; организация коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения развития и социализации детей [2].
Все особые дети нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель образования. Следовательно, главной целью - является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения. Это достижимо, если в ближайшие годы строить учебно-воспитательный процесс на основе всестороннего изучения личности школьника путем активизации деятельности социальной и психолого-педагогической службы в школе, научно обоснованного диагностирования, анализа динамики развития каждого ребенка, создания соответствующих условий для удовлетворения его растущих потребностей и активного участия в жизни социума. С учетом анализа образовательной ситуации в школе, социума микрорайона, потребностей учащихся, социального заказа родителей, педагогический коллектив наметил пути устранения и решения выявленных противоречий и проблем: развивать систему психолого-педагогического сопровождения детей и подростков для дальнейшей социализации; совершенствовать работу родительского всеобуча по гражданской позиции обучающегося, воспитанника; расширять реабилитационное пространство за пределами учреждения, вводить новые профили трудового обучения; контролировать соответствие избранной реабилитационной программы реальным достижением и уровнем развития личности ребенка; совершенствовать предпрофильную и профильную подготовку обучающихся, воспитанников; внедрять в педагогический процесс учреждения социально- культурные технологии познания, развития и воспитания; проводить поиск и использование специфических средств обучения и развития, развивать дифференцированное, пошаговое развивающее обучение, учитывающее несформированность воспитанников целого ряда базовых механизмов, выявлять возможности межпредметных связей и создавать интегрированные курсы, использовать формы и методы работы, повышающие интерес детей к процессу познания и мотивации учения; осуществлять комплекс мер по совершенствованию системы оздоровления детей и формированию здорового образа жизни, по охране и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников через реализацию здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
Создание всеобъемлющих условий для получения образования обучающимися с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
В результате в образовательных учреждениях, в том числе, реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования всеми обучающимися; использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям; адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно со всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы и родителей (их законных представителей); индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ; целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками; выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей; включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность; включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; использования в образовательном процессе современных научно-обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ; взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов.
Библиографическая ссылка
Скрябина Д.Ю., Корлякова Я.Е. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23641 (дата обращения: 14.02.2025).