В условиях сложной экономической ситуации в стране и нестабильной внешнеполитической обстановки, вопросы предотвращения межнациональных противоречий, в первую очередь, в густонаселенном и приграничном Северном Кавказе, становятся первостепенными. Реанимация территориальных споров, псевдоисторических картин прошлого и взаимных претензий, характерных для этнополитических дискуссий конца 1980-х - нач. 1990-х гг., чреваты новыми трагическими последствиями для Северного Кавказа и России в целом. В таких условиях представляет научный интерес уникальный опыт многовекового гармоничного развития межнациональных отношений в Северной Осетии. Однако, в республике, являющейся геополитической частью Северного Кавказа, межэтнические отношения требуют постоянного мониторинга и выработки практических рекомендаций для сохранения существующего межнационального согласия.
Цель предлагаемой статьи - на основе проведенного автором в 2015 г. экспертного опроса, мониторинга этнокультурного пространства Северной Осетии и статистических данных проанализировать современное состояние межэтнических отношений в Республике Северная Осетия - Алания (РСО-А) для выработки рекомендаций по сохранению межнационального согласия. В экспертном опросе приняли участие 7 интервьюеров, компетентных в вопросах межнациональных отношений.
Результаты Всероссийской переписи населения 2010 г. констатировали исторически сложившееся значительное этническое разнообразие Северной Осетии. Республику населяют порядка десяти наиболее многочисленных этносов - осетины, русские, ингуши, армяне, кумыки, грузины, турки, украинцы и др. В Северной Осетии представлены также народы, численность которых варьируется от 2 тыс. до нескольких сотен человек - греки, цыгане, корейцы, татары, народы Дагестана, белорусы.
Таблица 1
Национальный состав населения Северной Осетии 1989-2010 гг. [1; 12, 96; 11, 58]
Этносы |
Переписи |
|||||
1989 |
2002 |
2010 |
||||
человек |
в % к итогу |
человек |
в % к итогу |
человек |
в % к итогу |
|
Все население |
632428 |
100,0 |
710275 |
100,0 |
706423[1] |
100,0 |
Осетины |
334876 |
52,9 |
445310 |
62,7 |
459688 |
65,1 |
Русские |
189159 |
29,9 |
164734 |
23,2 |
147090 |
20,8 |
Ингуши |
32783 |
5,2 |
21442 |
3,0 |
28336 |
4,0 |
Армяне |
13619 |
2,1 |
17147 |
2,4 |
16235 |
2,3 |
Кумыки |
9478 |
1,5 |
12659 |
1,8 |
16092 |
2,3 |
Грузины |
12284 |
1,9 |
10803 |
1,5 |
9095 |
1,3 |
Турки |
158 |
0,02 |
2846 |
0,4 |
3383 |
0,5 |
Украинцы |
10088 |
1,6 |
5198 |
0,7 |
3251 |
0,4 |
Азербайджанцы |
1751 |
0,2 |
2429 |
0,3 |
2857 |
0,4 |
Кабардинцы |
2770 |
0,4 |
2902 |
0,4 |
2802 |
0,4 |
Чеченцы |
2646 |
0,4 |
3383 |
0,5 |
2264 |
0,3 |
Греки |
2986 |
0,5 |
2332 |
0,3 |
1880 |
0,2 |
Цыгане |
1464 |
0,2 |
1553 |
0,2 |
1684 |
0,2 |
Корейцы |
2960 |
0,4 |
1841 |
0,2 |
1458 |
0,2 |
Татары |
1968 |
0,3 |
2108 |
0,3 |
1411 |
0,2 |
Народы Дагестана (кроме кумыков) |
3279 |
0,5 |
3031 |
0,4 |
3015 |
0,4 |
Белорусы |
1779 |
0,3 |
1002 |
0,1 |
609 |
0,08 |
Исходя из преобладающей численности тех или иных этнических групп, районы Северной Осетии условно подразделяют на три типа: «осетинские» (6 районов), «смешанный» и «русский». В «осетинских» районах удельный вес осетин составляет от 80 до 98%; русских - от 0,5 до 15%; других национальностей - от 2,5 до 5%. В целом в «осетинских» районах удельный вес этнических групп выглядит следующим образом: осетин - 87%; русских - 10%; других национальностей - 3%. Население двух из этих районов - Дигорского и Ирафского - составляют осетины, говорящие на дигорском диалекте осетинского языка.
«Смешанный» (Пригородный) район с преобладающим по численности осетинским населением (порядка 75%), кроме того на территории района живет значительная часть ингушского населения Северной Осетии, которые составляют 13% численности населения района (удельный вес приведен по численности реально проживающих в настоящее время); русские и представители других национальностей - соответственно 10 и 2%.
«Русский» (Моздокский) район - удельный вес русского населения составляет в нем 55%; осетин - 10%; кумыков - 15%. Остальное население района - армяне, кабардинцы, украинцы, чеченцы (по 3%) и др. Говоря о русских, необходимо отметить, что более 85% от их общей численности расселены в Моздокском районе и в столице республики г. Владикавказе - соответственно 25 и более 60% [10, с. 278].
Столица республики г. Владикавказ - полиэтничный город, в котором большую часть населения составляют осетины - 63,5% и русские - 24,5%, также представлены армяне - 3,5%, грузины - 2,2%, ингуши - 1,1% и др.
Таблица 2
Национальный состав населения г. Владикавказа 1989-2010 гг. [13, с. 8]
Этносы |
Процент к общему количеству населения |
||
1989 |
2002 |
2010 |
|
Осетины |
46,4 |
62,7 |
63,5 |
Русские |
36,2 |
23,1 |
24,5 |
Армяне |
3,6 |
2,4 |
3,5 |
Грузины |
3,2 |
1,5 |
2,2 |
Ингуши |
3,9 |
3,0 |
1,1 |
Греки |
0,9 |
0,3 |
0,52 |
Татары |
0,4 |
нет сведений |
0,26 |
Евреи |
0,3 |
нет сведений |
нет сведений |
Немцы |
0,2 |
0,1 |
нет сведений |
При таком разнообразии народов исторически населяющих Северную Осетию, вопрос о сохранении межнационального согласия является краеугольным. «Межнациональное согласие - это основа существования и целостности нашей страны» [16, с. 195]. Большинство экспертов на сегодняшний день оценивают состояние межэтнических отношений в РСО-А как удовлетворительное. Представители научного сообщества и общественности говорят о высокой степени интегрированности североосетинского социума. Однако, единственным этносом, чаще всего выносимым за скобки общего интеграционного процесса, считались ингуши [11, с. 67]. Такое положение объясняется последствиями конфликта 1992 г., но «ныне ингуши спокойно проживают в республике» [5]. Высокие показатели численности ингушского населения Северной Осетии - в первую очередь, в Пригородном районе - позволяют некоторым экспертам делать вывод, что «даже ингушское население сегодня интегрировано в общество, в Осетии им жить удобно» [8]. Не только в Северной Осетии, но и в целом на Северном Кавказе сегодня «большое значение имеет сотрудничество представителей различных этнических групп и их регулярное взаимодействие» [15, с. 81].
В республике имеют место многие уникальные начинания, направленные на поддержание статус-кво в межнациональных отношениях. Таковыми, к примеру, эксперты считают общественное движение «Наша Осетия», выступающее некой интеграционной структурой для более двух десятков национально-культурных обществ и центров, и «Дом дружбы» (во Владикавказе и Моздоке) при Министерстве по вопросам национальных отношений [7]. Как отражение межэтнической консолидации и коммуникации движение «Наша Осетия» стало инструментом гармоничного сочетания интересов различных этнических общностей, сохранения уникального добрососедского климата межнационального общения [14, с. 299].
Реализацией национальной политики в Северной Осетии, в первую очередь, призвано заниматься, образованное в 2012 г. Министерство по вопросам национальных отношений. Ранее функции данного ведомства осуществляли различные комитеты и министерства, статус и сферы деятельности которых корректировались начиная с 1994 г. «Даже само наличие такого министерства в системе республиканских органов исполнительной власти говорит о заинтересованной позиции руководства РСО-А в последовательной работе по гармонизации межнациональных отношений» [7]. Вместе с тем, эксперты отмечают, что деятельность ведомств, призванных осуществлять национальную политику, преимущественно сводится к проведению разного рода мероприятий: фестивалей, круглых столов, встреч и т.п. Большинство населения республики остается неохваченным такими, пусть даже очень добротно режиссированными акциями, либо вовсе о них не знает. У государственных и муниципальных структур и чиновников недостает опыта индивидуальной работы с людьми, которые могут выступать выразителями каких-либо отличных от официальных позиций и подходов интернационального воспитания и профилактики национализма и экстремизма, в особенности на бытовом уровне, где такие проявления нередко имеют место.
Таким образом, конфликтные ситуации на национальной почве на сегодняшний день в республике отсутствуют, но «другие конфликты представителей разных национальностей если и случаются, то носят лишь бытовой характер, а не межнациональный» [5].
Однако, делая прогнозы, эксперты отмечают, что «нельзя не учитывать тот факт, что активное использование манипулятивных технологий информационно-психологического воздействия в политической и социальной сферах, попытки дестабилизировать обстановку на Северном Кавказе, в целом, и в РСО-А, в частности, на фоне сложной экономической ситуации в стране, безусловно, чреваты далеко идущими последствиями: нарастанием межконфессиональной напряженности, ведущей к ценностной и идеологической поляризации общества и разжиганию межгрупповой ненависти; реанимации территориальных споров и неразрешенных проблем прошлых насильственных конфликтов; политизации исторических проблем и этнической напряженности» [3].
Результаты Всероссийских переписей 1989, 2002 и 2010 гг. свидетельствуют о наблюдающейся в республике динамике этнической картины, в которой можно выделить две основные тенденции. Первая проявляется в снижении численности русского населения; и, вторая, во многом вытекающая из первой, заключается в замене старожильческого населения новым (см. Табл. 1).
В Северной Осетии русское население сокращается с 189159 чел. (29,9%) в 1989 г. до 164734 чел. (23,2%) в 2002 г. И если численность русских в этот период снижается на 24,5 тыс. чел., то осетинское население увеличивается на 110,4 тыс. Однако, источником увеличения численности осетин в указанный промежуток времени стала миграция из-за пределов республики (Южная Осетия, внутренние районы Грузии, республики Средней Азии и Казахстан). Между переписями 1989 и 2002 гг. численность осетин в Северной Осетии увеличилась за счет естественного движения на 16,2 тыс. чел., а за счет миграции на 94,2 тыс. чел. То есть 85,3% прироста осетин в республике пришлось на миграцию населения извне [9, с. 378]. По переписи 2010 г. русских в республике стало еще на 17,5 тыс. чел. меньше чем в 2002 г. За этот же период осетины увеличили свою численность на 14,3 тыс. чел. (см. Табл. 1).
Большинство экспертов первой причиной снижения численности русского населения в Северной Осетии называют резкое ухудшение экономической ситуации [2]. «Прежде всего - развал производственного потенциала, в частности - предприятий военно-промышленного комплекса (заводы «Гран», «Янтарь», «Бином», «Разряд» и ряда других), где трудились тысячи приглашенных из России инженерно-технических работников и узких специалистов, отправившихся в Россию искать применения своим знаниям и умениям» [7]. На этом фоне «имел место значительный отток граждан в более благоприятные с социально-экономической и политической точки зрения регионы РФ или даже за рубеж» [4].
Другой важной причиной оттока русского населения эксперты считают влияние вооруженных конфликтов в восточных регионах Северного Кавказа. Националистические, антирусские настроения в сопредельных республиках привели к резкому снижению численности нетитульных этносов, и, в первую очередь, русских: «когда вырезались русские семьи, то и русское население в Осетии, во многом, проецировало на себя ситуацию в соседних республиках. Многие тогда опасались, что вооруженные конфликты могут дойти и до Осетии» [6].
В современных условиях «русское население, впрочем, как и другие народы, в том числе и осетины, продолжают покидать республику в поисках лучшей доли. Но для уехавшего осетина Осетия всегда будет оставаться Родиной, где у него остаются родственники. А у русских сначала уезжают, как правило, молодые, затем, обустроившись, они забирают своих старших или те уже умирают, таким образом, связь с Осетией у них обрывается» [5].
Что касается тенденции замены старожильческого населения новым, то анализ этнодемографической ситуации показывает, что конце XX - нач. XXI вв. в Северной Осетии имела место естественная убыль населения среди осетин, русских, украинцев, белорусов, армян, грузин, евреев и др. Интенсивным этническим приростом в республике характеризовались этнические группы азербайджанцев, кумыков, чеченцев, ингушей. Депопуляция населения Северной Осетии продолжалась с 1990 по 2006 гг. и явилась следствием неблагоприятных демографических процессов, во многом детерминированных социально-экономической ситуацией в Российской Федерации. В 2006 г. впервые за предшествующие 15 лет был отмечен естественный прирост населения республики, который составил 320 чел. или 0,5 чел. на 1000 населения [10, с. 279].
До 2001 г. рост численности населения Северной Осетии обеспечивался за счет миграционного прироста, но следует отметить, что отрицательное сальдо миграции в республике наблюдается с 1991 г. и по настоящее время.
Как подчеркивалось выше, в миграционный отток из Северной Осетии вовлечены представители всех этнических групп, проживающих в республике. Социально-экономические и политические тенденции последних десятилетий способствовали миграционному оттоку определенной части населения, особенно молодежи. Поступая на учебу в высшие учебные заведения за пределами Северной Осетии, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге, молодое поколение различной этнической принадлежности, после окончания учебы, чаще всего, уже не возвращается в республику. Уезжает из Северной Осетии и молодежь, получившая высшее образование в родной республике, надеясь найти для себя наиболее приемлемые условия работы [10, с. 281].
Постоянное увеличение численности азербайджанцев, увеличение численности армян в 1990-е гг. и их стабилизация в 2000-е гг., объясняется трагическими последствиями вооруженных конфликтов и землетрясений. Направление миграционных потоков в Осетию обусловлено наличием здесь крепких общностей армян и азербайджанцев. Однако и для них республика нередко служит «перевалочной базой» для дальнейшей миграции в центральные регионы страны.
Незначительное снижение численности грузинского населения в период с 1989 по 2010 гг., чаще всего, не связывается с грузино-югоосетинскими конфликтами начала 1990-х и 2008 гг. Указанные события, хотя и могли стать поводом для того чтобы покинуть пределы Северной Осетии (главным образом, в начале 1990-х гг.), все же, не привели к массовому исходу грузин из республики. Интеграция грузинского населения Северной Осетии, в первую очередь, потомков одних из первых поселенцев Владикавказа и Моздока, с одной стороны, и взаимопроникновение культур, родственные связи, православная вера и знание грузинского языка большей частью югоосетинских переселенцев - с другой, сделало невозможным возникновение острых противоречий в республике на национальной почве. Возобновление богослужений с 2011 г. (впервые более чем за 70 лет), в возрождаемой церкви святой Нины при Грузинской школе № 19 г. Владикавказа, содействует сохранению национально-религиозных традиций, и в перспективе может способствовать стабилизации численности грузинского населения Северной Осетии.
Уменьшение численности греческой, немецкой и еврейской этнокультурных общностей объясняется миграцией на историческую родину. При этом миграции носят одиночный характер, среди мигрантов больше всего лиц молодого и среднего возраста. Люди редко уезжают целыми семьями, развивается практика длительного гостевания за рубежом.
Заметное уменьшение численности корейцев связанно с экономической миграцией, особенностями «бригадной» системы хозяйственной организации [10, с. 281].
Таким образом, на основе анализа мнения экспертного сообщества и мониторинга этнокультурного пространства Северной Осетии можно констатировать высокую степень интегрированности североосетинского общества и гармоничное состояние межнациональных отношений на современном этапе. Однако отсутствие межнациональной напряженности не означает отсутствие скрытых проблем и угроз. К таковым, в первую очередь, следует отнести:
1. Снижение численности русского населения. Эксперты не ставят вопроса о возвращении, покинувших республику русских, но констатируют необходимость создания условий для сохранения оставшихся: «Общественно-политическая и социально-экономическая значимость предотвращения оттока русскоязычного населения является стратегической задачей. Русскоязычное население для региона - не только важнейший фактор стабилизации этнополитической ситуации, но и источник высококвалифицированных кадров, необходимых для обеспечения устойчивого развития и достижения инвестиционной привлекательности» [3].
2. Замена старожильческого населения новым. Следует учитывать, что в миграционный отток из Северной Осетии вовлечены представители всех этнических групп, проживающих в республике. В той или иной степени он сказывается, как на «титульной» нации, так и на других этносах, большая часть из которых, вот уже несколько веков, проживает на территории Северной Осетии: русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины, греки, немцы, евреи, и др.
3. Вероятность влияния сложной экономической ситуации в стране и территориальной близости к зоне ближневосточного кризиса на ситуацию в северокавказском регионе. Использование манипулятивных технологий информационно-психологического воздействия в политической и социальной сферах, попытки дестабилизировать обстановку на Северном Кавказе, в целом, и в РСО-А, в частности, на фоне сложной экономической ситуации в стране, безусловно, чреваты далеко идущими последствиями.
Опираясь на мнение экспертного сообщества, следует констатировать, что для сохранения гармоничного развития межнациональных отношений в РСО-А, консолидированные усилия федеральной и региональной власти, институтов гражданского общества, национально-культурных обществ, религиозных институтов и научного сообщества должны включать в себя:
- Осуществление постоянного научного мониторинга религиозной и этнической ситуации;
- Обеспечение гражданам комфортных и благоприятных социально-экономических и культурно-психологических условий, возможностей для полноценного развития;
- Дезавуирование радикальных идей в СМИ, общественном дискурсе, в научно-экспертном сообществе;
- Деполитизация этничности и историко-идеологических построений исходящих из принципов «автохтонных» и «пришлых» народов;
- Обоснование нормальности многоэтничного общенационального согражданства с учетом широкого спектра «пересекающихся» идентичностей.
Рецензенты:
Туаева Б.В., д.и.н., заведующая отделом социально-политических исследований ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РCO-Алания», г. Владикавказ;
Кобахидзе Е.И., д.и.н., доцент, ведущий научный сотрудник отдела источниковедения ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РCO-Алания», г.Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Синанов Б.А. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ – АЛАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23634 (дата обращения: 09.05.2025).