Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РИСКА У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Нагаева Т.А. 1 Пономарева Д.А. 1 Басарева Н.И. 1 Желев В.А. 1 Ильиных А.А. 1 Семенова А.А. 1 Струкова А.И. 1
1 ГБОУ ВПО «Сибирский Государственный медицинский университет» Минздрава России, Томск, Россия
В статье представлены результаты комплексной оценки состояния здоровья 62 подростков в возрасте 17-19 лет, обучающихся на первом курсе медицинского университета. Изучен адаптивно-психологический профиль и поведенческие факторы риска в периоде адаптации к обучению. Показано, что течение адаптационного процесса студентов сопряжено со снижением уровня нервно-психической устойчивости и коммуникативных способностей. Выявлена высокая частота встречаемости управляемых факторов риска у студентов. Наиболее часто дефицит двигательной активности и чрезмерная нагрузка на зрительный анализатор регистрировались у студентов с хроническими заболеваниями, у которых были зафиксированы и наиболее низкие показатели адаптивности. Динамическая оценка состояния здоровья в конце первого года обучения позволила выявить: благоприятный тип адаптации у здоровых подростков; незавершенность адаптационного процесса у студентов, имеющих функциональные отклонения; проявления дезадаптационного синдрома у студентов с хроническими заболеваниями. Низкий уровень резистентности к инфекционным заболеваниям, увеличение кратности и осложненное течение ОРЗ, обострения хронических заболеваний явились показателями дезадаптации у студентов с III группой здоровья.
адаптация
студенты
подростки
поведенческие факторы риска
резистентность
1. Бандаков М.П., Зыков И.Ю. Адаптация студентов специальных медицинских групп к учебной деятельности средствами адаптивного физического воспитания Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2007. - №17. - С. 100-106.
2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Иванова А.А. и др. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации // Российский педиатрический журнал. - 2012. - №6. - С. 4-9.
3. Закирова Л.М., Нагаева Т.А., Балашева И.И. и др. Комплексная оценка состояния здоровья первоклассников в процессе адаптации к обучению в образовательных учреждениях «нового типа» // Бюллетень Сибирской медицины. - 2012. - №1. - С. 206-211.
4. Костина Л.А., Миляева Л.М. Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в медицинском вузе // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-2. - С. 433-437.
5. Краснощеченко И.П. Психолого-педагогическое сопровождение субъектно-профессионального становления будущих психологов на этапе адаптации к условиям обучения в вузе // Прикладная юридическая психология. - 2010. - № 3. - С. 52-64.
6. Маклаков А.Г., Головешкин И.Д. Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - №3-5. - С. 29-37.
7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.

В настоящее время проблема адаптации выпускников школ к обучению в высших образовательных учреждениях привлекает пристальное внимание ученых различных специальностей, что обусловлено необходимостью изучения сложного многокомпонентного   процесса (биологический, физиологический, психологический, социальный) привыкания индивида к новым условиям среды [4, 6].  Первокурсники погружаются в отличные от школьной программы, интенсивные методы университетского обучения, подвергаются воздействию социально-психологических, гигиенических и поведенческих факторов риска нарушения здоровья [1, 5]. Сохраняется актуальность изучения влияния управляемых факторов риска на адаптацию студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении.

Наиболее уязвимым контингентом для развития дезадаптационного синдрома являются лица подросткового возраста, в связи с наличием психофизиологических особенностей состояния здоровья и незавершенного биологического созревания, совпадающими с периодом социальной  адаптации. Медико-статистические исследования последнего десятилетия убедительно демонстрируют рост первичной и общей заболеваемости среди детей подросткового возраста, в том числе за счет социально-значимых заболеваний и болезней, обусловленных поведенческими факторами риска Наличие хронических заболеваний на этапе окончания средней школы регистрируется  у 70% старшеклассников [2]. В связи с этим представляет интерес дальнейшее изучение медико-психологических аспектов течения адаптации студентов высшей школы во взаимосвязи с особенностями состояния здоровья.

Цель исследования: оценить течение адаптационного процесса и поведенческие факторы риска у подростков в зависимости от состояния здоровья на начальном периоде обучения в высшем учебном заведении (ВУЗ).

Материалы и методы

Проведена комплексная оценка состояния здоровья 62 студентов подросткового возраста (17-19 лет), обучающихся на 1 курсе ГОУ ВПО СибГМУ (г. Томск) в конце первого (январь) и второго (май) учебных семестров. Первокурсники были распределены в соответствии с группами здоровья: 1 группу составили 21 условно здоровых студента;  2 группу - 22 подростка, имеющих функциональные отклонения; 3 группу - 19 студентов с хроническими заболеваниями.  Студенты 2 и 3 групп были сопоставимы по полу и возрасту со студентами 1 группы.

Анкетирование выполнялось с использованием стандартизованной анкеты по мониторингу факторов риска НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН (2013). Исследование адаптивных способностей  студентов включало тестирование с применением многоуровнего личностного опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ) (Маклаков А.Г., Чермянин С.В.). Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью интегрированного пакета программ «STATISTICA for Windows 6,0» с использованием непараметрических методов. Для качественных признаков рассчитывались абсолютные и относительные (в %) частоты. Для сравнительной оценки частот в группах был использован критерий c2. Во всех процедурах статистического анализа критический уровень значимости p принимался равным 0,05.

Результаты и обсуждение

Комплексная оценка состояния здоровья показала, что в первой точке наблюдения  (январь) студенты 1 группы не имели хронических и функциональных нарушений состояния здоровья (I группа здоровья).  У студентов 2 группы (II группа здоровья) выявлены функциональные изменения со стороны внутренних органов, костно-мышечной системы. В структуре хронической патологии у подростков 3 группы (III группа здоровья) наиболее часто встречались болезни органов дыхания - у 41,2% студентов, заболевания органов пищеварения - у 14,7% студентов, патология костно-мышечной и мочеполовой системы - у 14,7% и 11,8% первокурсников соответственно.

Показана высокая распространенность факторов риска нарушения здоровья среди обследованных подростков. Низкая двигательная активность наиболее часто встречалась у студентов с хроническими заболеваниями (84,2%), с достоверным отличием (р<0,001) по сравнению со студентами 1 группы наблюдения (52,4%). Во 2 группе низкая двигательная активность отмечалась у 68,2% студентов, что также достоверно чаще (р<0,05) по сравнению с первокурсниками первой группы. Высокого риска по гиподинамии среди подростков 1 группы не выявлено, во 2 группе - риск отмечался у 9,1% подростков, 31,6% респондентов 3 группы не занимаются физкультурой и спортом. Согласно данным научных исследований студенты с наиболее высоким уровнем двигательной активности лучше адаптируются к новым условиям и негативным факторам внешней среды, имеют более высокий уровень эмоциональной устойчивости и физической работоспособности [1]. Дефицит сна встречался более чем у половины обследованных первокурсников (54,8%) без достоверных отличий между группами наблюдения. Нерациональное питание отмечалось у 52,4% студентов 1 группы, что было достоверно чаще по сравнению со студентами второй (р<0,001) и третьей (р<0,05) групп наблюдения. Во 2 группе нездоровое питание регистрировалось у 22,7% студентов, что достоверно реже (р<0,05) в сопоставлении с первокурсниками третьей группы (36,8%). Нагрузка на зрительный анализатор  вследствие превышения нормативов времени пользования компьютером и портативными устройствами регистрировалась у 33,3% здоровых студентов, что достоверно реже (р<0,001) по сравнению со студентами 2 и 3 групп, у которых данный фактор риска встречался в 54,5% и 57,9% соответственно.

Анализ результатов тестирования с использованием опросника «Адаптивность» студентов 1 курса показал, что более половины учащихся (51,6%) имели низкую адаптивную способность (АС) в начальный период обучения. Вместе с тем выявлена зависимость уровня адаптивности от состояния здоровья. Наиболее часто низкие показатели адаптивности регистрировались у подростков III группы здоровья (63,2%), имеющих хроническую патологию, что достоверно (р<0,01) отличалось от числа подростков с I группой здоровья (42,7%). Низкая АС выявлена у половины студентов, имеющих II группу состояния здоровья. Высокий уровень личностных адаптационных способностей обнаружен у 33,3% респондентов с I группой здоровья с достоверными отличиями от числа студентов со II (18,2%, р<0,01) и III (5,3%, р<0,001) группами здоровья соответственно. Следует отметить, что характеристика личностной способности к адаптации является интегральным показателем, включающим нервно-психическую устойчивость (НПУ), коммуникативные особенности (КО) и моральную нормативность (МН). Высокий и средний уровни МН показаны у преимущественного большинства всех опрошенных студентов, тогда как высокий уровень развития КО достоверно чаще встречался у подростков I и II групп здоровья (табл.1). Низкие КО также чаще (р<0,001) фиксировались у первокурсников, страдающих хроническими заболеваниями. Как видно из таблицы, наиболее часто низкий уровень поведенческой регуляции и НПУ отмечались у лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Таблица 1

Характеристика параметров адаптивных способностей у обследованных подростков в конце первого учебного семестра  (%)

Параметры

1 группа (n = 21)

2 группа (n = 22)

3 группа (n = 19)

НПУ

 

ниже среднего

42,9

р¹<0,05, р2<0,001

59,1

68,4

 

средние

28,6

31,8

31,6

выше среднего

28,6

р¹<0,001

9,1

0

КО

ниже среднего

14,3

р2<0,001

9,1

р 2<0,001

31,6

средние

66,7

77,3

63,2

выше среднего

19,0

р2<0,001

13,6

р 2<0,01

5,3

МН

ниже среднего

14,3

13,6

10,5

средние

85,7

81,8

73,7

выше среднего

0

4,5

р2<0,001

15,8

Примечание: р¹ -  достигнутый уровень значимости различия со 2 группой, р² - достигнутый уровень значимости различия с 3 группой

Данные полученные при исследовании адаптивной способности студентов в конце первого года обучения показали, что наиболее часто низкие значения показателей АС наблюдаются у лиц с отклонениями в состоянии здоровья (табл.2). Сравнительная оценка адаптивности студентов, проведенная в двух контрольных точках позволила выявить положительную тенденцию у студентов 1 группы наблюдения: уменьшение числа студентов с низким уровнем АС, НПУ, КО, МН и увеличение количества студентов с высоким уровнем данных параметров. У половины студентов с функциональными нарушениями здоровья сохраняется низкий уровень АС, однако увеличилось число лиц с высоким уровнем АС (за счет компонента НПУ). Неблагоприятная тенденция течения адаптационного процесса зафиксирована у студентов с хроническими заболеваниями: увеличилось число подростков с низким уровнем АС; достоверно уменьшилось (р<0,05) суммарное количество студентов с удовлетворительным и высоким уровнем АС - за счет компонентов НПУ и МН.

Таблица 2

Характеристика параметров адаптивных способностей у обследованных подростков в конце второго учебного семестра  (%)

Параметры

1 группа (n = 19)

2 группа (n = 20)

3 группа (n = 19)

АС

низкая

36,8

р¹<0,05, р2<0,001

50

р2<0,01

73,7

удовлетворительная

31,6

р¹<0,05, р2<0,01

20

15,8

высокая

31,6

р2<0,001

30

р2<0,001

10,5

НПУ

 

ниже среднего

31,6

р1<0,05, р2<0,001

45,0

р2<0,05

63,2

 

средние

52,6

р¹<0,001, р2<0,01

25,0

31,6

выше среднего

15,8

р¹<0,01, р2<0,001

30

р2<0,001

5,3

КО

ниже среднего

10,5

р¹<0,05, р2<0,001

20,0

р2<0,05

31,6

средние

78,9

р¹<0,05

70,0

57,9

выше среднего

10,5

 

10,0

 

10,5

МН

ниже среднего

10,5

р2<0,05

15,0

р2<0,001

5,3

средние

63,2

р¹<0,05, р2<0,01

80,0

89,5

выше среднего

26,3

р¹<0,001, р2<0,001

5,0

 

5,3

Примечание: р¹ -  достигнутый уровень значимости различия со 2 группой, р² - достигнутый уровень значимости различия с 3 группой

К критериям успешного прохождения адаптации относятся: удовлетворенность учебным процессом, отношениями с однокурсниками, отношениями с преподавателями успешность сдачи  сессии [5], а также отсутствие обострений хронической патологии и осложненного течения острых респираторных заболеваний (ОРЗ), низкие индексы заболеваемости ОРЗ в адаптационном периоде [3]. Проведенный мониторинг самооценки включенности первокурсников в учебный процесс  показал, что в конце первого семестра преимущественное большинство (90,5%) студентов 1 группы наблюдения удовлетворены учебным процессом, 4,8% студентов не осознают включенности в процесс обучения, остальные первокурсники воздержались от ответа на данный вопрос.  Менее благоприятная ситуация наблюдалась у подростков с отклонениями в состоянии здоровья: включенность в учебный процесс констатировали 68,2% и  68,4% респондентов 2-ой и 3-ей групп, что достоверно реже (р<0,05) по сравнению с подростками 1 группы; 18,2% и 21,1% студентов данных групп не удовлетворены своей включенностью в университетское обучение, что также имеет достоверные отличия (р<0,001) в сопоставлении со здоровыми подростками. Удовлетворенность отношениями с однокурсниками и преподавателями выразили 95,2%  студентов 1 группы, 90,9% студентов 2 группы. Положительную оценку взаимоотношений с однокурсниками выразили 84,2% подростков, имеющих хронические заболевания, а с преподавателями - 73,7% респондентов данной группы, что достоверно реже (р<0,05) по сравнению со студентами 1 и 2 групп. Факт неудовлетворенности отношениями со сверстниками имел место у 10,5% опрошенных студентов 3 группы наблюдения и не наблюдался у  респондентов 1 группы. Динамическая оценка удовлетворенности учебным процессом, преподаванием и отношениями с однокурсниками, проведенная в мае, не выявила достоверных изменений частоты встречаемости изучаемых показателей у студентов 1 и 2 группы. Однако показано, что только 57,9% подростков, имеющих хронические заболевания констатируют свою включенность в процесс обучения, что достоверно реже (р<0,01) по сравнению с частотой встречаемости данного показателя в январе.

При исследовании заболеваемости острыми респираторными инфекциями за период от начала обучения (сентябрь-январь) выявлено, что 31,6% студентов с III группой здоровья имеют низкий уровень резистентности (индекс резистентности (Ir) 0,5-0,6). У студентов с I и II группами здоровья низкая резистентность регистрировалась достоверно реже (p<0,001) - в 4,8% и 9,1% случаев соответственно.  Осложненное течение ОРЗ отмечалось у 26,3% подростков 3 группы,  что также было достоверно чаще (p<0,001) по сравнению со студентами 1 группы. За первый учебный семестр у 36,8% студентов с III группой здоровья регистрировались обострения имеющихся хронических заболеваний. При сравнительном анализе Ir в конце второго учебного семестра выявлена положительная динамика течения адаптационного процесса у студентов 1 и 2 группы: у 89,5% и 85% студентов данных групп регистрировалась хорошая резистентность, что было достоверно чаще (p<0,01) по сравнению с показателями первого семестра. У студентов с III группой здоровья хорошая резистентность к ОРЗ регистрировалась в 63,2%  случаев и не имела положительной динамики по сравнению с результатами первого семестра. Однако следует отметить, что низкий уровень резистентности (Ir =0,5-0,6) в данной группе стал встречаться несколько реже (у 21,1% студентов) с достоверным отличием (р<0,05) от данного показателя в динамике за счет увеличения лиц (у 15,7% студентов) с пониженным уровнем резистентности. Осложненное течение ОРЗ за второй учебный семестр у подростков 1 группы не отмечалось, во 2 группе - регистрировалось только у 2-х студентов. Напротив, у студентов 3 группы осложнения ОРЗ наблюдались в 31,6% случаев, что имело негативную тенденцию по сравнению с  частотой встречаемости данного показателя в первом семестре. Отрицательная  динамика течения хронической патологии выявлена у студентов с III группой состояния здоровья: обострения имеющихся заболеваний фиксировались у 68,4% подростков, с достоверным преобладанием (p<0,001) над частотой встречаемости данного показателя в первом учебном семестре.

Заключение

Таким образом, выявлены особенности течения адаптационного процесса у подростков, обучающихся на первом курсе медицинского ВУЗа. Показано снижение адаптивных способностей подростков за счет компонентов нервно-психической устойчивости и коммуникативных способностей, при достаточно высоком уровне моральной нормативности. Обнаружена взаимосвязь параметров психологического профиля с состоянием здоровья студентов: низкие показатели адаптивности, негативная оценка успешности вхождения в учебный процесс, неудовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками и преподавателями наиболее часто регистрировались у первокурсников, страдающих хронической патологией. Низкий уровень резистентности к инфекционным заболеваниям,  увеличение кратности ОРЗ с осложненным течением, обострение хронических заболеваний явились клиническими показателями нарушения адаптационного процесса у студентов с III группой здоровья. Выявлена высокая частота встречаемости поведенческих факторов  риска у студентов подросткового возраста, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье. Показано, что наиболее часто дефицит двигательной активности и чрезмерная нагрузка на зрительный анализатор регистрировались у студентов с хроническими заболеваниями, у которых были зафиксированы и наиболее низкие показатели адаптивности.

Проведенная динамическая оценка адаптивно-психологического профиля и состояния здоровья студентов в конце первого года обучения позволила выявить: благоприятный тип адаптации у подростков 1 группы; незавершенность адаптационного процесса у подростков, имеющих функциональные отклонения; проявления дезадаптационного синдрома у студентов с хроническими заболеваниями. Полученные данные обосновывают необходимость медико-психологического сопровождения  студентов в период  адаптации к обучению в ВУЗе с учетом группы состояния здоровья.

Рецензенты:

Михалев Е.В., д.м.н., заведующий кафедрой педиатрии ФПК и ППС ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России, г. Томск;

Колосова М.В., д.м.н., профессор кафедры поликлинической педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России, г. Томск.

Библиографическая ссылка

Нагаева Т.А., Пономарева Д.А., Басарева Н.И., Желев В.А., Ильиных А.А., Семенова А.А., Струкова А.И. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РИСКА У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23613 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674