В настоящее время проблема адаптации выпускников школ к обучению в высших образовательных учреждениях привлекает пристальное внимание ученых различных специальностей, что обусловлено необходимостью изучения сложного многокомпонентного процесса (биологический, физиологический, психологический, социальный) привыкания индивида к новым условиям среды [4, 6]. Первокурсники погружаются в отличные от школьной программы, интенсивные методы университетского обучения, подвергаются воздействию социально-психологических, гигиенических и поведенческих факторов риска нарушения здоровья [1, 5]. Сохраняется актуальность изучения влияния управляемых факторов риска на адаптацию студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении.
Наиболее уязвимым контингентом для развития дезадаптационного синдрома являются лица подросткового возраста, в связи с наличием психофизиологических особенностей состояния здоровья и незавершенного биологического созревания, совпадающими с периодом социальной адаптации. Медико-статистические исследования последнего десятилетия убедительно демонстрируют рост первичной и общей заболеваемости среди детей подросткового возраста, в том числе за счет социально-значимых заболеваний и болезней, обусловленных поведенческими факторами риска Наличие хронических заболеваний на этапе окончания средней школы регистрируется у 70% старшеклассников [2]. В связи с этим представляет интерес дальнейшее изучение медико-психологических аспектов течения адаптации студентов высшей школы во взаимосвязи с особенностями состояния здоровья.
Цель исследования: оценить течение адаптационного процесса и поведенческие факторы риска у подростков в зависимости от состояния здоровья на начальном периоде обучения в высшем учебном заведении (ВУЗ).
Материалы и методы
Проведена комплексная оценка состояния здоровья 62 студентов подросткового возраста (17-19 лет), обучающихся на 1 курсе ГОУ ВПО СибГМУ (г. Томск) в конце первого (январь) и второго (май) учебных семестров. Первокурсники были распределены в соответствии с группами здоровья: 1 группу составили 21 условно здоровых студента; 2 группу - 22 подростка, имеющих функциональные отклонения; 3 группу - 19 студентов с хроническими заболеваниями. Студенты 2 и 3 групп были сопоставимы по полу и возрасту со студентами 1 группы.
Анкетирование выполнялось с использованием стандартизованной анкеты по мониторингу факторов риска НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН (2013). Исследование адаптивных способностей студентов включало тестирование с применением многоуровнего личностного опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ) (Маклаков А.Г., Чермянин С.В.). Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью интегрированного пакета программ «STATISTICA for Windows 6,0» с использованием непараметрических методов. Для качественных признаков рассчитывались абсолютные и относительные (в %) частоты. Для сравнительной оценки частот в группах был использован критерий c2. Во всех процедурах статистического анализа критический уровень значимости p принимался равным 0,05.
Результаты и обсуждение
Комплексная оценка состояния здоровья показала, что в первой точке наблюдения (январь) студенты 1 группы не имели хронических и функциональных нарушений состояния здоровья (I группа здоровья). У студентов 2 группы (II группа здоровья) выявлены функциональные изменения со стороны внутренних органов, костно-мышечной системы. В структуре хронической патологии у подростков 3 группы (III группа здоровья) наиболее часто встречались болезни органов дыхания - у 41,2% студентов, заболевания органов пищеварения - у 14,7% студентов, патология костно-мышечной и мочеполовой системы - у 14,7% и 11,8% первокурсников соответственно.
Показана высокая распространенность факторов риска нарушения здоровья среди обследованных подростков. Низкая двигательная активность наиболее часто встречалась у студентов с хроническими заболеваниями (84,2%), с достоверным отличием (р<0,001) по сравнению со студентами 1 группы наблюдения (52,4%). Во 2 группе низкая двигательная активность отмечалась у 68,2% студентов, что также достоверно чаще (р<0,05) по сравнению с первокурсниками первой группы. Высокого риска по гиподинамии среди подростков 1 группы не выявлено, во 2 группе - риск отмечался у 9,1% подростков, 31,6% респондентов 3 группы не занимаются физкультурой и спортом. Согласно данным научных исследований студенты с наиболее высоким уровнем двигательной активности лучше адаптируются к новым условиям и негативным факторам внешней среды, имеют более высокий уровень эмоциональной устойчивости и физической работоспособности [1]. Дефицит сна встречался более чем у половины обследованных первокурсников (54,8%) без достоверных отличий между группами наблюдения. Нерациональное питание отмечалось у 52,4% студентов 1 группы, что было достоверно чаще по сравнению со студентами второй (р<0,001) и третьей (р<0,05) групп наблюдения. Во 2 группе нездоровое питание регистрировалось у 22,7% студентов, что достоверно реже (р<0,05) в сопоставлении с первокурсниками третьей группы (36,8%). Нагрузка на зрительный анализатор вследствие превышения нормативов времени пользования компьютером и портативными устройствами регистрировалась у 33,3% здоровых студентов, что достоверно реже (р<0,001) по сравнению со студентами 2 и 3 групп, у которых данный фактор риска встречался в 54,5% и 57,9% соответственно.
Анализ результатов тестирования с использованием опросника «Адаптивность» студентов 1 курса показал, что более половины учащихся (51,6%) имели низкую адаптивную способность (АС) в начальный период обучения. Вместе с тем выявлена зависимость уровня адаптивности от состояния здоровья. Наиболее часто низкие показатели адаптивности регистрировались у подростков III группы здоровья (63,2%), имеющих хроническую патологию, что достоверно (р<0,01) отличалось от числа подростков с I группой здоровья (42,7%). Низкая АС выявлена у половины студентов, имеющих II группу состояния здоровья. Высокий уровень личностных адаптационных способностей обнаружен у 33,3% респондентов с I группой здоровья с достоверными отличиями от числа студентов со II (18,2%, р<0,01) и III (5,3%, р<0,001) группами здоровья соответственно. Следует отметить, что характеристика личностной способности к адаптации является интегральным показателем, включающим нервно-психическую устойчивость (НПУ), коммуникативные особенности (КО) и моральную нормативность (МН). Высокий и средний уровни МН показаны у преимущественного большинства всех опрошенных студентов, тогда как высокий уровень развития КО достоверно чаще встречался у подростков I и II групп здоровья (табл.1). Низкие КО также чаще (р<0,001) фиксировались у первокурсников, страдающих хроническими заболеваниями. Как видно из таблицы, наиболее часто низкий уровень поведенческой регуляции и НПУ отмечались у лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Таблица 1
Характеристика параметров адаптивных способностей у обследованных подростков в конце первого учебного семестра (%)
Параметры |
1 группа (n = 21) |
2 группа (n = 22) |
3 группа (n = 19) |
|
НПУ
|
ниже среднего |
42,9 р¹<0,05, р2<0,001 |
59,1 |
68,4
|
средние |
28,6 |
31,8 |
31,6 |
|
выше среднего |
28,6 р¹<0,001 |
9,1 |
0 |
|
КО |
ниже среднего |
14,3 р2<0,001 |
9,1 р 2<0,001 |
31,6 |
средние |
66,7 |
77,3 |
63,2 |
|
выше среднего |
19,0 р2<0,001 |
13,6 р 2<0,01 |
5,3 |
|
МН |
ниже среднего |
14,3 |
13,6 |
10,5 |
средние |
85,7 |
81,8 |
73,7 |
|
выше среднего |
0 |
4,5 р2<0,001 |
15,8 |
Примечание: р¹ - достигнутый уровень значимости различия со 2 группой, р² - достигнутый уровень значимости различия с 3 группой
Данные полученные при исследовании адаптивной способности студентов в конце первого года обучения показали, что наиболее часто низкие значения показателей АС наблюдаются у лиц с отклонениями в состоянии здоровья (табл.2). Сравнительная оценка адаптивности студентов, проведенная в двух контрольных точках позволила выявить положительную тенденцию у студентов 1 группы наблюдения: уменьшение числа студентов с низким уровнем АС, НПУ, КО, МН и увеличение количества студентов с высоким уровнем данных параметров. У половины студентов с функциональными нарушениями здоровья сохраняется низкий уровень АС, однако увеличилось число лиц с высоким уровнем АС (за счет компонента НПУ). Неблагоприятная тенденция течения адаптационного процесса зафиксирована у студентов с хроническими заболеваниями: увеличилось число подростков с низким уровнем АС; достоверно уменьшилось (р<0,05) суммарное количество студентов с удовлетворительным и высоким уровнем АС - за счет компонентов НПУ и МН.
Таблица 2
Характеристика параметров адаптивных способностей у обследованных подростков в конце второго учебного семестра (%)
Параметры |
1 группа (n = 19) |
2 группа (n = 20) |
3 группа (n = 19) |
|
АС |
низкая |
36,8 р¹<0,05, р2<0,001 |
50 р2<0,01 |
73,7 |
удовлетворительная |
31,6 р¹<0,05, р2<0,01 |
20 |
15,8 |
|
высокая |
31,6 р2<0,001 |
30 р2<0,001 |
10,5 |
|
НПУ
|
ниже среднего |
31,6 р1<0,05, р2<0,001 |
45,0 р2<0,05 |
63,2
|
средние |
52,6 р¹<0,001, р2<0,01 |
25,0 |
31,6 |
|
выше среднего |
15,8 р¹<0,01, р2<0,001 |
30 р2<0,001 |
5,3 |
|
КО |
ниже среднего |
10,5 р¹<0,05, р2<0,001 |
20,0 р2<0,05 |
31,6 |
средние |
78,9 р¹<0,05 |
70,0 |
57,9 |
|
выше среднего |
10,5
|
10,0
|
10,5 |
|
МН |
ниже среднего |
10,5 р2<0,05 |
15,0 р2<0,001 |
5,3 |
средние |
63,2 р¹<0,05, р2<0,01 |
80,0 |
89,5 |
|
выше среднего |
26,3 р¹<0,001, р2<0,001 |
5,0
|
5,3 |
Примечание: р¹ - достигнутый уровень значимости различия со 2 группой, р² - достигнутый уровень значимости различия с 3 группой
К критериям успешного прохождения адаптации относятся: удовлетворенность учебным процессом, отношениями с однокурсниками, отношениями с преподавателями успешность сдачи сессии [5], а также отсутствие обострений хронической патологии и осложненного течения острых респираторных заболеваний (ОРЗ), низкие индексы заболеваемости ОРЗ в адаптационном периоде [3]. Проведенный мониторинг самооценки включенности первокурсников в учебный процесс показал, что в конце первого семестра преимущественное большинство (90,5%) студентов 1 группы наблюдения удовлетворены учебным процессом, 4,8% студентов не осознают включенности в процесс обучения, остальные первокурсники воздержались от ответа на данный вопрос. Менее благоприятная ситуация наблюдалась у подростков с отклонениями в состоянии здоровья: включенность в учебный процесс констатировали 68,2% и 68,4% респондентов 2-ой и 3-ей групп, что достоверно реже (р<0,05) по сравнению с подростками 1 группы; 18,2% и 21,1% студентов данных групп не удовлетворены своей включенностью в университетское обучение, что также имеет достоверные отличия (р<0,001) в сопоставлении со здоровыми подростками. Удовлетворенность отношениями с однокурсниками и преподавателями выразили 95,2% студентов 1 группы, 90,9% студентов 2 группы. Положительную оценку взаимоотношений с однокурсниками выразили 84,2% подростков, имеющих хронические заболевания, а с преподавателями - 73,7% респондентов данной группы, что достоверно реже (р<0,05) по сравнению со студентами 1 и 2 групп. Факт неудовлетворенности отношениями со сверстниками имел место у 10,5% опрошенных студентов 3 группы наблюдения и не наблюдался у респондентов 1 группы. Динамическая оценка удовлетворенности учебным процессом, преподаванием и отношениями с однокурсниками, проведенная в мае, не выявила достоверных изменений частоты встречаемости изучаемых показателей у студентов 1 и 2 группы. Однако показано, что только 57,9% подростков, имеющих хронические заболевания констатируют свою включенность в процесс обучения, что достоверно реже (р<0,01) по сравнению с частотой встречаемости данного показателя в январе.
При исследовании заболеваемости острыми респираторными инфекциями за период от начала обучения (сентябрь-январь) выявлено, что 31,6% студентов с III группой здоровья имеют низкий уровень резистентности (индекс резистентности (Ir) 0,5-0,6). У студентов с I и II группами здоровья низкая резистентность регистрировалась достоверно реже (p<0,001) - в 4,8% и 9,1% случаев соответственно. Осложненное течение ОРЗ отмечалось у 26,3% подростков 3 группы, что также было достоверно чаще (p<0,001) по сравнению со студентами 1 группы. За первый учебный семестр у 36,8% студентов с III группой здоровья регистрировались обострения имеющихся хронических заболеваний. При сравнительном анализе Ir в конце второго учебного семестра выявлена положительная динамика течения адаптационного процесса у студентов 1 и 2 группы: у 89,5% и 85% студентов данных групп регистрировалась хорошая резистентность, что было достоверно чаще (p<0,01) по сравнению с показателями первого семестра. У студентов с III группой здоровья хорошая резистентность к ОРЗ регистрировалась в 63,2% случаев и не имела положительной динамики по сравнению с результатами первого семестра. Однако следует отметить, что низкий уровень резистентности (Ir =0,5-0,6) в данной группе стал встречаться несколько реже (у 21,1% студентов) с достоверным отличием (р<0,05) от данного показателя в динамике за счет увеличения лиц (у 15,7% студентов) с пониженным уровнем резистентности. Осложненное течение ОРЗ за второй учебный семестр у подростков 1 группы не отмечалось, во 2 группе - регистрировалось только у 2-х студентов. Напротив, у студентов 3 группы осложнения ОРЗ наблюдались в 31,6% случаев, что имело негативную тенденцию по сравнению с частотой встречаемости данного показателя в первом семестре. Отрицательная динамика течения хронической патологии выявлена у студентов с III группой состояния здоровья: обострения имеющихся заболеваний фиксировались у 68,4% подростков, с достоверным преобладанием (p<0,001) над частотой встречаемости данного показателя в первом учебном семестре.
Заключение
Таким образом, выявлены особенности течения адаптационного процесса у подростков, обучающихся на первом курсе медицинского ВУЗа. Показано снижение адаптивных способностей подростков за счет компонентов нервно-психической устойчивости и коммуникативных способностей, при достаточно высоком уровне моральной нормативности. Обнаружена взаимосвязь параметров психологического профиля с состоянием здоровья студентов: низкие показатели адаптивности, негативная оценка успешности вхождения в учебный процесс, неудовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками и преподавателями наиболее часто регистрировались у первокурсников, страдающих хронической патологией. Низкий уровень резистентности к инфекционным заболеваниям, увеличение кратности ОРЗ с осложненным течением, обострение хронических заболеваний явились клиническими показателями нарушения адаптационного процесса у студентов с III группой здоровья. Выявлена высокая частота встречаемости поведенческих факторов риска у студентов подросткового возраста, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье. Показано, что наиболее часто дефицит двигательной активности и чрезмерная нагрузка на зрительный анализатор регистрировались у студентов с хроническими заболеваниями, у которых были зафиксированы и наиболее низкие показатели адаптивности.
Проведенная динамическая оценка адаптивно-психологического профиля и состояния здоровья студентов в конце первого года обучения позволила выявить: благоприятный тип адаптации у подростков 1 группы; незавершенность адаптационного процесса у подростков, имеющих функциональные отклонения; проявления дезадаптационного синдрома у студентов с хроническими заболеваниями. Полученные данные обосновывают необходимость медико-психологического сопровождения студентов в период адаптации к обучению в ВУЗе с учетом группы состояния здоровья.
Рецензенты:
Михалев Е.В., д.м.н., заведующий кафедрой педиатрии ФПК и ППС ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России, г. Томск;
Колосова М.В., д.м.н., профессор кафедры поликлинической педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России, г. Томск.Библиографическая ссылка
Нагаева Т.А., Пономарева Д.А., Басарева Н.И., Желев В.А., Ильиных А.А., Семенова А.А., Струкова А.И. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РИСКА У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23613 (дата обращения: 13.02.2025).