Вопрос конкурентоспособности становиться актуальным среди политиков, экономистов и ученых. Особенно в современных кризисных условиях главы государств активно начали дискуссировать этот вопрос и разрабатывать специальные программы нацеленные на повышение конкурентоспособности национальной экономики.
В настоящее время существуют множество определений о конкурентоспособности и её сущностных чертах.
«Конкурентоспособность национальной экономики есть способность производить товары и услуги, соответствующие спросу на международных рынках, в то же время, обеспечивая для граждан высокий уровень жизни и возможность его сохранения в долгосрочной перспективе» - Совет по политике конкурентоспособности (США, 1992г.). В данном определении сущность конкурентоспособности сводиться к производству товаров и услуг способствующих удовлетворению спроса на международных рынках. То есть акцентируется внимание на то, что если страна может производить определенные блага, имеющие спрос на мировом рынке и соответствующим международным стандартам, то это может способствовать повышению благосостояния населения.
В докладе «Глобальная конкурентоспособность» Всемирного экономического форума (1996г.), конкурентоспособность национальной экономики понимается способностью страны добиться высоких темпов увеличения среднедушевого прироста ВВП.[15]. В этом определении, на наш взгляд, сущность конкурентоспособности национальной экономики сводится к повышению показателя среднедушевого прироста ВВП. Думается, увеличение среднедушевого прироста является, скорее всего, последствием повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Согласно утверждению группа консультантов по конкурентоспособности (Ciampi Group) и доклад для председателя Европейской комиссии (1995г.): конкурентоспособность включает элементы производительности, эффективности и прибыльности[3]. Однако сами по себе они не являются исчерпывающими и не задают конечной цели. Это – мощные средства достижения роста уровня жизни и материального благосостояния, т.е. инструмент для решения задач. В глобальном масштабе, основываясь на увеличении производительности и эффективности, в контексте международной специализации конкурентоспособность представляет собой основу для увеличения размеров заработка населения неинфляционным путем»[13].
Организация экономического сотрудничества и развития: «Конкурентоспособность – поддержка способности компаний, предприятий, регионов, стран и наднациональных регионов, сохранять, будучи открытыми для международной конкуренции, относительно высокий уровень показателей дохода и занятости населения»[14]. В данном случае, сущность определения конкурентоспособность сводится к получению высоких доходов и обеспечения занятости в условиях открытой экономики.
По мнению экспертов ООН, Европейской экономической комиссии, конкурентоспособной экономикой считается та экономика, в которой экспортеры сохраняют и увеличивают свою долю на внешних рынках, и постоянно растущая доля экспорта приходится на продукцию с высокой добавленной стоимостью и современные технологии. Главными индикаторами конкурентоспособности считаются доля высокотехнологичной продукции в экспорте.
Ученые Международного Института Развития Менеджмента (International Institute for Management Development) рассматривают конкурентоспособность страны как способность создавать добавленную стоимость и национальное богатство, управляя активами и процессами, своей привлекательностью и агрессивностью, глобальным и локальным, а также интегрируя все эти отношения в экономические и социальные модели[9].
В последнее время в определении конкурентоспособность национальной экономики ученые и экономисты фокусируют внимание на инновации, инновационную деятельность, экологическую безопасность.
В докладе о глобальной конкурентоспособности в 2000 г. (The Global Competitiveness Report-2000) эксперты Всемирного экономического форума сделали выбор в пользу инновационной экономики как главного фактора роста конкурентоспособности страны при использовании конкурентных, построенных на инновациях, преимуществе. При этом все страны были разделены на инновационно активные (24 страны) и инновационно пассивные. К числу инновационно пассивных государств относится и Республика Таджикистан.
Например, по мнению М.Ю. Малкина, под конкурентоспособностью национальной экономики понимается её способность[3]:
1) обеспечивать высокие темпы экономического роста и растущий уровень жизни в стране;
2) поддерживать спрос на отечественные товары и услуги на международных рынках;
3) достигать высокой эффективности использования производственных ресурсов;
4) обеспечивать экологическую безопасность производимой продукции.
Далее, Малкин М.Ю. подчеркивает, что конкурентоспособность национальной экономики является результатом разных слагаемых, некоторые из которых к тому же взаимно усиливают друг друга, порождая синергетический эффект.
Достаточно простое определение конкурентоспособности дает профессор Фатхуддинов Р.А, который является автором многочисленных работ в области конкурентоспособности. Он считает, что конкурентоспособность это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке[12].
Профессор Рахимов А. рассматривает сущность определения конкурентоспособности экономики от способности обеспечить достойный уровень жизни населению[7]. По его мнению, все теории, раскрывающие механизмы повышения благосостояния нации, создания и умножения её богатства, достижения стабильного экономического роста можно отнести к теориям, рассматривающим сущность конкурентоспособности экономики.
В своей диссертации Улмасов Ф. показывает, что конкурентоспособность рассматривается комплексно как пронизывающее все структурные уровни национальной экономики: микро (уровень предприятия), мезо и макро[11]. Таким образом, национальная конкурентоспособность в свою очередь зависит от следующей иерархии(Схема 1.):

Схема 1.Иерархия конкурентоспособности
В данном положении есть определенное рациональное зерно, так как конкурентоспособность национальной экономики определяется её способностью производить конкурентоспособную продукцию или услугу. Отсюда справедливо возникает вопрос: что такое конкурентоспособность товара?
Касательно конкурентоспособности товара также существуют множество трактовок, однако многие из этих определений сфокусированы на способности товара конкурировать на внешнем и внутреннем рынках. Ниже рассмотрим некоторые их этих определений.
Автор монографии «Конкурентоспособный менеджмент» Качалина Л.И. рассматривает понятие конкурентоспособность товара как способность продукции быть более привлекательной для потребителя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам[4]. Качалина считает, что главными факторами, определяющими конкурентоспособность товара, являются качество и цена.
По мнению Гуляева Г.Ю. конкурентоспособность товара представляет собой экономическую категорию, которая означает способность товара (услуги) наравне с другими аналогичными товарами (услугами) конкурировать на рынке[1]. В данном определении суть конкурентоспособности товара сводится к способности конкурировать на рынке.
По мнению таджикского ученого Хакимова А. конкурентоспособность товара состоит из таких детерминантов как совокупность потребительских свойств, цены, качества товара, согласно которым товар сравнивается, представляется и приобретается на внутреннем и внешнем рынках[10]. Профессор Хакимов А. отмечает, что важным критерием оценки конкурентоспособности товара выступает её стоимость. Однако в своем исследовании подчёркивает, что в последнее время в современных условиях мировой конкуренции неценовые факторы конкурентоспособности товара становятся ключевыми детерминантами. К важным аспектам неценовых факторов конкурентоспособности товара профессор Хакимов А. относит инновационность и наукоемкость товара[11].
Доцент кафедры теории и практики Московского финансово-промышленного университета «Синергия», к.э.н. Коваленко А.И. утверждает, что следует различать понятия «конкурентный товар» и «конкурентоспособный товар»[3]. Проанализируем позицию доцента Коваленко А.И. относительно значения этих парных определений.
Конкурентные товары — это товары, потребление которых одним потребителем сокращает их доступность для других потребителей, т. е. блага, за потребление которых потребители конкурируют[3].
Конкурентоспособные товары — это товары, потребление которых растет, товары одного производителя, выигрывающие конкуренцию у товаров другого производителя[3].
По мнению доцента Коваленко А.И. конкурентность и конкурентоспособность взаимосвязаны. Дело в том, что если в отрасли или на рынке с помощью государственного регулирования повысить уровень конкуренции, то есть конкурентность, это способствует к усилению конкурентной борьбы между фирмами и приведет к повышению эффективности использования ресурсов, внедрению инноваций, повышению производительности и качества товаров, работ, услуг, что в свою очередь скажется на росте общеотраслевых показателей[8]. Улучшение общеотраслевых показателей по сравнению с другими отраслями повышает его конкурентоспособность. Таким образом, выходит простая логика: повышение конкурентности рынка способствует повышению его конкурентоспособности. Однако, чрезмерно высокий уровень конкуренции в отрасли может привести к снижению рентабельности фирм, снижению инвестиционной и кадровой привлекательности в отрасли в целом. Ухудшение инвестиционных параметров и показателей занятости в отрасли делает его менее конкурентоспособным.
Резюмируя вышесказанное необходимо сделать следующие выводы:
- Концепция конкурентоспособности применяется к огромному количеству объектов (не только принадлежащих к экономической системе): стране, региону, отрасли, фирме, рынкам, населению и т.д.
- Сущность понятия конкурентоспособность проявляется такими его детерминантами как: лидерство, превосходство, преобладание, преимущество
- Национальная экономика выступает носителем конкуренции на макроуровне. Носителями конкурентоспособности являются на микроуровне относятся: организации (любых форм собственности), персонал, технологии, инновации, средства производства[ К носителями мезоконкурентности относят регионы и отрасли[9];
- Универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, а все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится[10].Наиболее общее определение конкурентоспособности можно изложить следующим образом: конкурентоспособность — способность субъекта конкуренции в определенной сфере деятельности совершать конкурентные действия сравнительно лучше конкурирующих субъектов[10]. При определении понятия «конкурентоспособность» важное значение имеет наличие конкурентного контекста;
- Во многих определениях о национальной конкурентоспособности акцент делается на способность страны экспортировать ту или иную продукцию, то есть на международную торговлю. Думается, что такой акцент заведомо занижает оценку конкурентоспособности стран с крупным внутренним рынком и относительно низким объемом экспорта, и завышает позиции небольших экономик с высокой долей экспорта и иностранного капитала;
- Успехи на международном рынке товаров и услуг зависят от справедливости мировой торговой системы и установленных правил игры[8]. Международная торговля сильно зависит от влияния некоторых государств, торговых барьеров, инструментов протекционизма и субсидирования, что можно говорить об отсутствии принципов справедливости в получении выгод от международной торговли.
- Экспорт и уровень жизни большинства населения далеко не всегда связаны положительно. Шансы сильной корреляция этих двух показателей в большей части возможны от аллокативного эффекта публичных финансов, что представляется достаточно трудным процессом особенно в странах с переходной экономикой, куда и входит Республика Таджикистан.
Библиографическая ссылка
Каримова М.И., Каримова М.И. К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ» В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ» // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23605 (дата обращения: 19.04.2025).