Как показал анализ научной литературы по вопросам модернизации образования, все большее число ученых приходят к выводу, что теоретическую основу обновления систем образования должна составить идея непрерывного образования. Несмотря на различные подходы исследователей к данному вопросу, их объединяет главная идея о необходимости создания такой модели образования, которая позволит каждому человеку получать и пополнять знания, предоставит возможность развития, самореализации и самосовершенствования на протяжении всей жизни. Для этого образовательная система должна быть целостной и непрерывной, а также соответствовать потребностям человека.
Целью настоящей статьи является выявление основных особенностей подготовки преподавателя высшей школы США на постградуальном этапе. Изучение работ отечественных исследователей-компаративистов позволяет сделать вывод, что наиболее полный теоретический анализ данной проблемы представлен в диссертационном исследовании Н.И.Костиной [1]. В силу ограниченных рамок статьи, а также многоаспектности рассматриваемого вопроса, считаем целесообразным дальнейшее обращение к результатам вышеупомянутого исследования.
Одной из особенностей разработки содержания программ повышения квалификации вузовских преподавателей выступает обязательный анализ проблем и трудностей, возникающих у начинающих преподавателей. К основным трудностям относят: умение анализировать и теоретически обосновывать излагаемый учебный материал; обращение за помощью к более опытным коллегам из-за боязни продемонстрировать свою некомпетентность; умение рационально распределять время, отводимое на различные виды деятельности; достаточное владение методикой организации дискуссий, вовлечения студентов в активную работу на занятиях. Ведущие педагоги США утверждают, что не следует ждать, что подобные трудности будут преодолены по мере накопления педагогического опыта. Вместо этого преподавателю высшей школы требуется определенное руководство своей деятельностью, независимо от того, насколько он преуспел в работе со студентами.
Проанализировав многочисленные программы, содержащие различные формы и методы подготовки и повышения квалификации преподавателя высшей школы США, Н.И.Костина выделяет наиболее распространенные из них. Так, перед началом учебного года или семестра для начинающих преподавателей проводятся ориентационные и установочные конференции. Цель конференций состоит в ознакомлении с образовательными традициями вуза и рассмотрении некоторых специфических вопросов (составление учебных программ, вопросы методики преподавания конкретных дисциплин, особенности академического консультирования и др.). Большой популярностью пользуется форма занятия, сочетающая элементы теории и практики, так называемая творческая мастерская. Тематика мастерских может быть разнообразной. В качестве примера автор приводит рассмотрение таких проблем, как профессиональные умения и навыки; методика организации лекционных курсов; формы работы, способствующие интеллектуальному развитию студентов и др. Индивидуализированной формой работы являются консультации по проблемам вузовского преподавания, проводимые педагогами, психологами и социологами. Консультациям предшествует анализ результатов опроса студентов для выявления «слабых» мест в работе преподавателя. В дальнейшем процесс консультирования направлен на устранение недостатков. Интерактивной формой повышения квалификации вузовских преподавателей могут служить «круглые столы» и дискуссии по насущным проблемам обучения, предоставляющие прекрасную возможность поделиться накопленным педагогическим опытом и скорректировать свою дальнейшую деятельность.
Разработка содержания программ повышения квалификации вузовских преподавателей остается предметом исследований и дискуссий. Изменение и обновление программ обусловлено такими факторами, как государственная политика в сфере образования, интеграция и дифференциация наук, развитие системы непрерывного образования в стране, удовлетворение потребности общества в подготовке не просто профессионально компетентного преподавателя, но и способного творчески решать задачи, обладающего высоким уровнем культуры, разносторонними знаниями. На наш взгляд, обращение к педагогическому опыту США поможет оценить достоинства и достижения отечественной образовательной системы и, творчески используя наиболее ценные идеи американских авторов, наметить пути дальнейшего совершенствования деятельности российской высшей школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Костина Н.И. Профессионально - педагогическая подготовка преподавателя высшей школы США: Дис. ... канд. пед. наук.- Белгород, 2000.-179С.
Библиографическая ссылка
Бессарабова И.С. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ США В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=236 (дата обращения: 09.10.2024).