Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ

Скапцов Е.В. 1
1 Омский автобронетанковый инженерный институт
В данной статье определены и раскрыты педагогические условия эффективного функционирования системы формирования проектно-конструкторской компетенции курсантов военно-инженерных вузов, приведены факторы, которые необходимо учитывать для выявления педагогических условий, дано краткое описание каждого педагогического условия, показана организация работы с учетом данных условий, даны определения, описание педагогических условий эффективного функционирования системы формирования проектно-конструкторской компетенции курсантов военно-инженерных вузов, также сделан акцент на влияние выявленных педагогических условий на три ключевых направления: организацию учебного процесса в вузе; обеспечение единства учебной и воспитательной работы и развитие личности курсантов. В тексте приведен анализ современных исследований проблем выявления и реализации различных педагогических условий в образовательном процессе военных вузов. В заключительной части сделаны выводы о планируемой эффективности предлагаемой системы формирования проектно-конструкторской компетенции курсантов военно-инженерных вузов.
научно-исследовательская работа
военно-инженерный вуз
проектная компетентность
проектно-конструкторская компетенция
формирование проектно-конструкторской компетенции
педагогические условия
эффективное функционирование
образовательный процесс
1. Борисенко, И. Г. Информация в образовательной системе: особенности социально-философского исследования / И.Г. Борисенко // Вестник ИрГТУ. - 2012. - №4(63). - С. 298-302.
2. Лаврентьева, Н. Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения / Н. Б. Лаврентьева. - Барнаул : Изд-во Алт. ГТУ : Изд-во Алт. АЭП, 1998. - 252 с.
3. Леницкий К.С., Маврин С.А. Противоречия в практике оценки качества подготовки будущего специалиста в военном вузе и возможные пути их разрешения // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/21PVN315.pdf (доступ свободный).
4. Логвинова, С.В. Современные информационные технологии как инструмент изучения инженерной графики СНГ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.universitys.ru/j/images/stories/nir/4/logvinova.pdf, свободный.
5. Масленников, А.С. Организация учебного процесса на основе модульно-рейтинговой технологии // Фундаментальные исследования / А.С. Масленников, В.Е. Шебашев. - 2007. - № 2 - С. 68-70 URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=2551
6. Новоселецкая, Д. И. Педагогическое проектирование формирования профессионально-коммуникативной компетенции у курсантов военных вузов: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Дарья Ильинична Новоселецкая. - Краснодар, 2012. - 26 с.
7. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
8. Собко, А. Ю. О возможности использования технологии кейс-обучения в процессе профессиональной подготовки курсантов военных вузов / А. Ю. Собко, Е. К. Гитман // В мире научных открытий. - 2011. - Т. 14. - № 2. - С. 338-343.
9. Соколов, И.А. Технологии компьютерного 3D-моделирования обогатительного оборудования / И.А. Соколов, А.Е. Митрофанова // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири. Сибресурс 2010. Материалы ХIII Международной научно-практической конференции, 28-29 октября 2010 г. / редкол.: В.Ю. Блюменштейн (отв. редактор) [и др.], ГУ КузГТУ. - Кемерово, 2010. - С.147-151.
10. Яковлева, Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. ... д-ра пед. наук 13.00.08 / Надежда Максимовна Яковлева. - Челябинск, 1992. - 403 с.

Для повышения эффективности реализации различных систем в образовательном процессе их необходимо обеспечивать специфическими педагогическими условиями. Обратимся к рассмотрению понятия «условие». В общенаучном значении условие - это «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может» [7]. Педагогические условия, по мнению Н.М. Яковлевой [10], представляют собой комплекс мер, способствующих повышению результативности образовательного процесса.

Целью исследования было определение именно тех условий, которые могут способствовать повышению эффективности реализации конкретной педагогической системы. Педагогические условия должны быть необходимыми и достаточными, при этом теоретическое обоснование позволит подтвердить необходимость, а результаты проводимой экспериментальной работы при апробации этих условий позволят доказать их достаточность.

Для выявления педагогических условий, необходимо учитывать следующие факторы:

1) особенности содержания военно-инженерного образования;

2) современные требования к подготовке военно-профессиональных кадров;

3) результаты проведенного констатирующего этапа экспериментальной работы.

Кроме этого на выбор педагогических условий и их содержание оказывают влияние теоретико-методологические подходы.

В ходе работы был проведен анализ современных исследований, который показал, что ученые [3, 6] обращаются к проблемам выявления и реализации различных педагогических условий в образовательном процессе военных вузов. В результате учета вышеперечисленных факторов, анализа научной литературы можно придти к выводу, что повышению эффективности системы формирования проектно-конструкторской компетенции курсантов военно-инженерных вузов могут способствовать следующие педагогические условия:

1) применение системы рейтинг-контроля компетенций;

2) использование технологий 3D-моделирования в учебном процессе;

3) реализация междисциплинарных проектов.

Отметим, что выявленные педагогические условия влияют на три ключевых направления:

а) организацию учебного процесса в вузе;

б) обеспечение единства учебной и воспитательной работы;

в) развитие личности курсантов.

Далее раскроем эти условия и рассмотрим то, каким образом они могут создаваться в образовательном процессе военно-инженерного вуза.

Применение системы рейтинг-контроля компетенций

Обратимся к ключевому понятию: рейтинг (с англ.) - это «оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия» [7]. В современном понимании рейтинг - «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию [2]. В педагогике рейтинг рассматривается как «некоторая численная величина, выраженная по многобальной шкале и интегрально характеризующая успеваемость и знания обучающегося по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, учебный год и т.п.)».

Система рейтинговой оценки давно применяется в учебных заведениях Европы. Сейчас она находит активное распространение в нашей стране, поскольку обладает рядом преимуществ: 1) позволяет активизировать самостоятельную работу обучающихся посредством постоянного учета текущей успеваемости; 2) обеспечивает объективность и точность оценки за счет использования балльной шкалы оценок; 3) создает почву для дифференциации, что становится основой для многоуровневости обучения.

В исследованиях [5] представлено описание различных методов системы рейтинг-контроля оценки компетенций. Так, например, тестирование обладает рядом преимуществ, по сравнению с другими методами оценки и контроля результатов обучения. К таким преимуществам относятся: 1) более высокая объективность контроля; 2) высокая точность измерений и более высокая дифференциация; 3) охват большего количества участников за единицу времени.

Представление рейтинг-контроля как системы означает, что все виды контроля и заданий обладают системообразующими свойствами, принадлежат к одному и тому же стандарту (специальности), основаны на соблюдении принципов: значимости, научной достоверности, репрезентативности, являются упорядоченными. Формальным системообразующим признаком рейтинг-контроля является различие заданий по степени их трудности.

Таким образом, внедрение системы рейтинг-контроля требует: 1) четкого установления оцениваемых компетенций, 2) отбора содержания адекватно выявленным компетенциям, 3) использования в процессе обучения организационных форм и методов, обеспечивающих активизацию учебно-познавательной деятельности курсантов, 4) внедрения необходимых дидактических средств, адекватных выбранному содержанию.

Использование технологий 3D-моделирования в учебном процессе.

В современных исследованиях [4], идея применения технологий моделирования в образовательном процессе является одной из актуальных. Соответственно, под моделированием понимается исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя [3].

Отметим такой вид моделирования как имитационное, которое представляет собой конструирование сложной реальной системы или постановки процессов, с целью понять поведение системы. В процессе имитации фиксируются определенные события и состояния, измеряются выходные воздействия, по которым вычисляются характеристики качества функционирования системы.

Переход к активным методам обучения, информатизация обучения, внедрение инновационных технологий в процессе изучения технических дисциплин в военно-инженерном вузе возможны при применении технологии 3D-моделирования [9]. Применение технологии трехмерного моделирования представляет собой аналог изготовления макета изделия или образца, но со значительными меньшими затратами материалов, средств и труда [1]. Кроме этого на основе компьютерной трехмерной модели конструктивно обрабатываются все узлы и элементы изделия, выявляются недоработки и вносятся изменения.

В настоящее время существует огромное множество программных продуктов для 3D-моделирования, представим последовательные этапы, которые необходимы для получения готового продукта, при работе с трехмерной графикой:

- моделирование - создание основных объектов, которые будут рассматриваться;

- текстурирование - использование материалов, свойств поверхности для имитации различных особенностей реальных предметов (фактура, яркость, цвет, прозрачность и т.п.);

- освещение - добавление источников света для удобства представления объектов;

- анимация - создание движения и перемещения моделей;

- визуализация - создание завершенного изображения, добавление визуальных эффектов (таяние, взрывы, горение и т.п.);

- редактирование - добавление музыки, звуковых эффектов, озвучание, корректировка продукта.

Таким образом, применение технологии 3D-моделирования становится необходимым для создания конструкторской и технологической документации, а соответственно, обусловливает специальные требования к подготовке курсантов в военно-инженерных вузах.

Реализация междисциплинарных проектов

В современный период развития науки все значимые открытия совершаются «на стыке», на пересечении разных отраслей знания. При этом границы между дисциплинами становятся все более прозрачными, а в перспективе развитие находят «гибридные» направления исследований.

Проблема междисциплинарности, мультидисциплинарности, интердисциплинарности, трансдисциплинарности всегда актуальна в связи с рассмотрением возможностей повышения качества образования. Особенно это актуально при проведении научных исследований в сфере инженерного образования, так как именно на стыке нескольких наук возникают новые идеи и оригинальные результаты. Отметим, что междисциплинарные проекты основаны не на суммировании знаний из различных отраслей, а основаны на интеграции знаний и вкладов участников.

Исходя из анализа литературы, отметим, что междисциплинарный проект представляет собой самостоятельную учебно-исследовательскую работу и предполагает углубленное изучение курсантами отдельных проблем профессиональной деятельности. Работа над проектом способствует появлению у них самостоятельности, творческих способностей, инициативы и управленческих навыков при решении научных и практических задач. Оригинальным и инновационным опытом является разработка междисциплинарных кейсов [8], которые направлены на проведение самостоятельных междисциплинарных исследований. Междисциплинарные кейсы содержат: 1) пакет теоретических и практических материалов; 2) набор индивидуальных/групповых заданий; 3) выбор методов, с помощью которых возможно выполнить проект; 4) примерная программа исследования; 5) перечень обязательных библиографических источников для изучения.

Переход к инновационному инженерному образованию, реформирование в Вооруженных Силах РФ требует наукоемкого инжиниринга, освоения иностранных языков, повышения уровня сформированности профессиональных компетенций будущих офицеров.

Особенностью междисциплинарных проектов в военно-инженерном вузе является их ориентированность на решение производственных задач военной отрасли, а значит, направлены на создание определенного вида продукции. Кроме этого выполнение междисциплинарного проекта включает элементы технического творчества, управленческих решений, презентаций, рекламы, командной работы и соревновательности.

Таким образом, реализация междисциплинарных проектов способствует: повышению мотивации курсантов; приобретению навыков групповой работы; осознание профессиональной идентичности; повышение уровня сформированности профессиональных компетенций курсантов; получение конкретного законченного продукта проекта (получение гранта, публикация статьи, доклад на конференции); пополнение портфолио курсанта.

В заключении укажем, что эффективность системы формирования проектно-конструкторской компетенции курсантов военно-инженерных вузов обеспечивается специально создаваемыми педагогическими условиями, которые представляют собой совокупность мер педагогического процесса, направленную на повышение его эффективности. Определяющими факторами при выборе педагогических условий стали: 1) особенности содержания военно-инженерного образования; 2) современные требования к подготовке военно-профессиональных кадров; 3) результаты проведенного констатирующего этапа экспериментальной работы; 4) собственный практический опыт деятельности в соответствии с проблемой исследования. Кроме этого на выбор педагогических условий и их содержание оказывают влияние теоретико-методологические подходы: совокупность системно-деятельностного, технологического и компетентностного подходов.

Педагогическими условиями эффективного функционирования системы формирования проектно-конструкторской компетенции курсантов военно-инженерных вузов являются: а) применением системы рейтинг-контроля компетенций; б) использованием технологий 3D-моделирования в учебном процессе; в) реализацией междисциплинарных проектов.

Рецензенты:

Уварина Н.В., д.п.н., профессор, заместитель директора по научной работе профессионально-педагогического института ФГБОУ ВО «Челябинский государственный педагогический университет», г.Челябинск.

Маврина И.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры социальной педагогики и социальной работы факультета психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г.Омск.


Библиографическая ссылка

Скапцов Е.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23583 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674