Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ОСЕТИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВВ.: ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ

Дзалаева К.Р. 1
1 ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства РСО–Алания», РСО–Алания, Владикавказ (362040, Владикавказ, пр. Мира, 10)
Появление интеллигенции стало настоящим социально-культурным феноменом в традиционном осетинском обществе. Именно благодаря ее усилиям стала возможной успешная интеграция Осетии в российское социокультурное пространство. В статье представлен историографический анализ проблемы формирования национальной интеллигенции осетин во второй половине XIX - начале XX вв. Осуществлена периодизация наиболее известных научных работ. Автор применяет метод сравнительного анализа, позволяющий судить о степени объективности и комплексности имеющихся подходов к изучению процесса формирования национальной осетинской интеллигенции в период пореформенной модернизации, о ее роли в исторической судьбе как Осетии, так и всего Северного Кавказа. Акцент делается на наиболее разработанных на данный момент аспектах рассматриваемой проблемы, таких как профессиональная и благотворительная деятельность первых интеллигентов Осетии, их просветительская миссия, вклад в развитие российско-осетинского социально-культурного взаимодействия.
историография
Осетия
Северный Кавказ
Россия
национальная интеллигенция
социокультурный феномен
Социально-культурное развитие
1. Айларова С.А. Обновляющийся Северный Кавказ: общественно-политическая мысль 60-х – 90-х гг. XIX века. Владикавказ: Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та, 2002. 212 с.
2. Айларова С.А. Общественная мысль народов Северного Кавказа. В XIX веке: Культурно-исторические проблемы модернизации. Владикавказ: Изд-во Сев.-Осет. гос.ун-та, 2003.365 с.
3. Аксо Колиев / Сост. Л.А. Чибиров – Владикавказ: Алания. 1999. - 128 с.
4. Аликова З.Р., Гурциев О.Н., Салбиев К.Д. Очерки истории здравоохранения. Владикавказ. 1995. 197 с.
5. Блейх Н.О. Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова: диссерт. …кандид. пед. наук. Владикавказ, 2000. 175 c.
6. Блиев М.М. Присоединение Северной Осетии к России. Орджоникидзе, 1959. 164 с.
7. Блиев М.М. Русско-осетинские отношения в XVIII веке. Сборник док. в 2-х т. / Сост. М.М. Блиев. Ред. П.П. Епифанов. Орджоникидзе, 1976. 512 с.
8. Габараев С.Ш. Георгий Цаголов. Цхинвали, 1962. 135 с.
9. Гатиев М.К. Осетины-Бауманцы. Преподаватели и выпускники МГТУ (МВТУ) им. Н.Э. Баумана. М.: МГТУ, 2005. 115 с.
10. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М. - Пятигорск, 1992. 195 с.
11. Гиоев Н.А. На страже здоровья. Орджоникидзе: Ир, 1980. 151 с.
12. Гостиева Л.К. Очерки о деятельности православного духовенства Северной Осетии (вторая половина XIX - начало XX вв. Владикавказ: Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра РАН и Правительства РСО-А, 2015. 555 с.
13. Грибанов Э.Д. К истории здравоохранения Северной Осетии в первые годы советской власти. Орджоникидзе, 1958.
14. Гутиева Э.Ш. Социокультурное развитие пореформенной Осетии (вторая пол. XIX - начало XX вв.): монография. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН И РСО-А, 2013. 236 с.
15. Джусойты Н. Елбасдуко Бритаев. Очерк жизни и творчества. Сталинир : Госиздат Юго-Осетии, 1963. 224 с.
16. Дзагурова Г.Т. Под российскими знаменами. Владикавказ: Ир, 1992. 147 с.
17. Дзагурова Г.Т. Сыны Отечества. Владикавказ: Проект-Пресс, 2003. 644 с.
18. Дзалаева К.Р. Осетинская интеллигенция (вторая половина XIX - начало XX вв.): Монография. 2-ое издание, переработанное. ФГБУН Сев.-Осет. ин-т гум. и соц. исслед. им. В.И. Абаева; Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2012. 298 с.
19. Дзапарова Е.Б. Формирование творческой индивидуальности просветителя Х. Цомаева: диссерт. ... кандид. филол. наук. Владикавказ, 2009. 180 с.
20. Доморозов Д.И. и Балаев З.В. Кузница железнодорожных кадров.Орджоникидзе: Ир, 1978. 47 с.
21. Калоев Г.З., Ардасенов Х.Н., Гиреев Д.А. Писатели Северной Осетии. Библиографический справочник. Орджоникидзе: Ир, 1973.
22. Канукова З.В. Старый Владикавказ. Историко-этнологическое исследование. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2008. 288 с.
23. Канукова З.В., Хубулова С.А. Религия в истории и культуре полиэтничного города. Владикавказ в ХVIII – начале XXI вв. Владикавказ: РИО СОИГСИ, 2007.
24. Канунов Н. Д. В. А. Гассиев — создатель фотонаборной машины, М., 1953.
25. Киреев Ф.С. Герои и подвиги. Владикавказ, 2010. 143 с.
26. Кусов Г.И. Вокруг Коста. Орджоникидзе: Ир, 1979. 270 с.
27. Кусов Г.И. Встречи со старым Владикавказом. Владикавказ, 1999. 214 с.
28. Сланов И.А. Ардонская духовная семинария. Владикавказ: Проект-Пресс, 1999. 194 с.
29. Таказов В.Д. Журналистика и литературный процесс в Осетии (конец XIX – начало XX в.). Автореф. дис. ... докт. филол. наук. Спб: издательство СПб ГУ, 1998. 40 с.
30. Тотоев М. Из истории дружбы осетинского народа с великим русским народом. Орджоникидзе, 1963. 156 с.
31. Тотоев М. История русско-осетинских культурных связей. Орджоникидзе, 1977. 192 с.
32. Тотоев М. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1957. 364 с.
33. Туаева Б.В. Города Северного Кавказа: общественно-культурная среда во второй половине XIX – начале XX вв. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2008.
34. Тхостов Д.Р. К истории развития здравоохранения в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1971.
35. Уадати А.С. Владикавказская городская дума (1875 – 1917). Автореф. …дисс. канд. ист. наук. Владикавказ, 2008. 206 с.
36. Хадарцева А.А. История осетинской драмы. В 2 ч. Ч. I. Орджоникидзе, 1983.
37. Хатаев Е.Е. Школа, видные просветители и педагоги Северного Кавказа (вторая половина XIX в. – 1917 г.) – Владикавказ, 2006. 336 с.
38. Хатаева Р.А. Харитон Уруймагов (1864 – 1919 гг.) Владикавказ. Изд-во СОГУ, 2008.
39. Хачиров А.К. О формировании осетинской интеллигенции. Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1964. 92 с.
40. Хоруев Ю.В. Печать Терека и царская цензура. Орджоникидзе, 1971. 195 с.
41. Цабаев В. Юго-Осетинский театр. Цхинвал, 1961. 104 с.
42. Чеджемова Е. Н. Педагогические воззрения А. Т. Цаликова: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 Владикавказ, 2006. 153 с.
43. Цховребов З.П. Развитие общественно-политической и философской мысли в Осетии (вторая половина XIX - начало XX века). М.: Наука, 1977. 191 с.

Формирование национальной интеллигенции стало настоящим социально-культурным прорывом традиционного осетинского социума и способствовало мощному прогрессивному импульсу развития Осетии во второй половине XIX - начале XX вв. В числе прочего, феноменальность этого явления проявилась в трансформации мировоззрения осетинских интеллигентов, в котором вступили во взаимодействие две культуры, две картины мира – западноевропейская, посредником которой выступила Россия, и традиционная осетинская. Основные усилия этой зарождающейся общности высокообразованных и преданных высоким морально-нравственным идеалам людей были направлены на всестороннее просвещение своих соотечественников, повышение уровня их культурного развития и качества жизни. Самоотверженная деятельность и неоценимый вклад в это непростое дело не раз выступали предметом научных исследований их потомков, в связи с чем на сегодняшний день накоплен существенный исторический материал, помогающий составить довольно емкое представление о поставленной проблеме.

Следует отметить, что работы советского периода в корне отличаются от научных изысканий современных исследователей. Очевидно, что эти принципиальные различия обусловлены социально-политическими факторами и идеологическими позициями самих авторов как проводников той или иной системы взглядов.  Как известно, дореволюционная история государства российского в трудах советского периода рассматривалась с точки зрения традиционной марксистской методологии, имела ярко выраженную общественно-политическую направленность их содержания, что негативно сказывалось на объективности и полноценности исследовательских выводов. Очень ярко такой предвзятый подход встречается в труде С.Ш. Габараева «Георгий Цаголов»: «Характерно, что господствующие классы в Осетии не дали ни одного более или менее видного общественного или культурного деятеля, на котором можно было бы специально остановиться. Это и понятно: общественный класс, подвергающийся вырождению, каким было тогда осетинское дворянство, не только не может создать ничего значительного в области духовной культуры, а, наоборот, лишь препятствует ее развитию» [8, с. 4]. Однако не требует доказательств тот факт, что основным маркером интеллигентности является, в первую очередь, уровень образованности. Как известно, российская администрация, прежде всего, проявляла заинтересованность в налаживании контактов именно с привилегированными сословиями Северного Кавказа, в которых видела  посредников между нею и остальным населением. В связи с этим, более свободный доступ к получению образования в большей степени имели представители социальной элиты (или, как говорит приведенный выше автор, «осетинского дворянства»), и в значительной степени зарождающаяся осетинская интеллигенция состояла именно из них – проникнувшихся идеей всеобщего распространения грамотности и образованности, постоянно работавших над собой и расширявших свой кругозор, выезжавших за пределы Осетии и с легкостью включавшихся в процессы межкультурного взаимодействия. Их имена, вошедшие в историю осетинского народа, говорят сами за себя – Асланбек, Хамби, Махарбек и Эльбыздыко Тугановы, Алмахсид и Инал Кануковы, Гацыр, Гуцыр, Джантемир, Индрис, Ибрагим и Элкан Шанаевы, Александр, Анна и Ахмед Цаликовы, Казбулат и Асламурза Есиевы, Коста и Андукапар Хетагуровы, Магомет Мисиков, Эльмурза Мистулов, Иналук Абисалов,  Иналук Тхостов, Ахполат Аликов, Мусса  Кундухов, Георгий Кантемиров, Гагудз Гуриев, Елбыздыко Бритаев, Темирбулат Мамсуров, Хусина, Захар, Павел, Лев, Александр, Ольга, Михаил, Дзандар, Константин, Андрей, Петр, Измаил, Гаппо и Чермен Баевы, Даниил, Александр, Петр, Бабпи,  Ефим, Лаврентий, Серафима и Надежда Газдановы и многие другие. Основная часть работ об Осетии была посвящена вопросам установления и развития русско-осетинских отношений, развертывания российских миссионерских православных организаций, стоящих у основ конфессионального образования в Осетии и лишь косвенно касалась рассматриваемой проблемы.  Наиболее фундаментальными среди них являются труды  М.М. Блиева «Русско-осетинские отношения в XVIII веке» [7] и  «Присоединение Северной Осетии к России» [6]. Общим вопросам развития культуры, общественной мысли и русско-осетинских связей посвящены монографические исследования М.С. Тотоева "Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период" [32], "Из истории дружбы осетинского народа с великим русским народом" [30] и "История русско-осетинских культурных связей" [31], А. Хачирова "О формировании осетинской интеллигенции" [39], "Развитие общественно-политической и философской мысли в Осетии (вторая половина XIX - начало XX века)"  З.П. Цховребова [43]. 

Более исследованной оказалась деятельность творческой интеллигенции. Развитию местной периодической печати  посвящена книга Ю.В. Хоруева "Печать Терека и царская цензура" [40], развитию осетинской драматургии - "Юго-Осетинский театр" В. Цабаева [41], "Елбасдуко Бритаев" Н. Джусойты [15], "История осетинской драмы" А.А. Хадарцевой [36], первым литературным деятелям - совместная работа Г.З. Калоева, Х.Н. Ардасенова, Д.А. Гиреева "Писатели Северной Осетии" [21], Г.И. Кусова "Вокруг Коста" [26] и др.

Некоторые аспекты обозначенной проблемы рассматриваются в работах по истории появления и развития медицинской службы и здравоохранения в Осетии. Так, деятельности бесплатных лечебниц, вкладу осетинских специалистов в организацию медицинской службы уделено внимание в работах Д.Р. Тхостова [34], Э.Д. Грибанова [13]. История системы здравоохранения в Осетии отражена  в коллективной монографии З.Р. Аликовой, О.Н. Гурциева, К.Д. Салбиева «Очерки истории здравоохранения» [4].

Ценным вкладом  в изучение становления осетинской медицинской интеллигенции выступило монографическое исследование Н.А. Гиоева «На страже здоровья», содержащее небольшие биографические очерки-зарисовки о наиболее известных деятелях медицины Северной Осетии, внесших существенный вклад в развитие народного здравоохранения СО АССР [11]. Особую ценность представляют немногочисленные работы о научной деятельности интеллигенции Осетин - "В.А. Гассиев - создатель фотонаборной машины" Н.Д. Канунова [24], "Кузница железнодорожных кадров" Д.И. Доморозова и З.В. Баллаева [20].

В постсоветское время проблеме национальной осетинской интеллигенции стало уделяться несоизмеримо больше внимания. Предметная область исследований существенно расширилась, появились специальные монографии, посвященные деятельности отдельных представителей осетинских интеллигентов второй половины XIX - начала XX вв. Так, большой научный интерес представляет работа Л.А. Чибирова «Выдающийся просветитель. Жизнь и деятельность А.Б. Колиева» [3], в которую вошли очерки, статьи, зарисовки о выдающемся представителе христианского просвещения в Осетии Аксо Колиеве, а также его стихи. Деятельность православных храмов и их служителей в городе Владикавказе рассматривается З.В. Кануковой и С.А. Хубуловой в их совместной работе «Религия в истории и культуре полиэтничного города» [23]. Формированию творческой индивидуальности просветителя Х.Д. Цомаева посвящено монографическое исследование Е.Б. Дзапаровой [19]. Проблема истории формирования осетинского христианского духовенства, его вклада в распространение среди осетин православия подробно освещаются в работах Л.К. Гостиевой, на протяжении многих лет изучающей деятельность первых священнослужителей Северной Осети, наибольшую ценность из которых представляет монография "Очерки о деятельности православного духовенства Северной Осетии (вторая половина XIX - начало XX вв.), содержащая анализ миссионерской и культурно-просветительской деятельности православного духовенства Осетии [12]. В работе Высокопреосвященного Гедеона, митрополита Ставропольского и Бакинского «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России» на основе многочисленных источников рассматриваются древнехристианские археологические памятники, история Кавказской и Владикавказской епархии и миссионерская деятельность среди горцев Северного Кавказа [10]. Солидным вкладом в изучение истории православия в Осетии стала монография И.А. Сланова «Ардонская духовная семинария», в которой автором уделяется внимание возникновению этого учебного заведения, его значению для религиозно-нравственного просвещения осетинского народа [28].  Доблестным представителям военной интеллигенции осетин посвящены работы Г.Т. Дзагуровой «Под российскими знаменами» [16], «Сыны Отечества» [17]. Изыски наиболее современных исследований о военной службе осетин в составе различных частей российской армии в дореволюционные годы содержит книга Ф.С. Киреева «Герои и подвиги» [25], в которой автор повествует о героических судьбах георгиевских кавалеров. Существенный интерес представляют аналитические этно-культурологические исследования С.А. Айларовой «Обновляющийся Северный Кавказ: общественно-политическая мысль 60-х – 90-х гг. XIX века» [1] и «Общественная мысль народов Северного Кавказа: культурно-исторические проблемы модернизации (XIX век)» [2], в которых рассматриваются проблемы развития общественно-политической мысли, генезиса и становления горской, в том числе осетинской, интеллигенции, предлагается авторская периодизация основных этапов ее развития, формирования общегражданского российского менталитета, ставится проблема гармонизации традиционных культур, народной ментальности и российских модернизационных реформ. Особое место в проблеме изучения процесса зарождения осетинской интеллигенции занимает монографический труд В.Д. Таказова «Журналистика и литературный процесс в Осетии (вторая половина XIX – начало XX)», в котором показано влияние православных миссионеров на процесс развития журналистики, издательского дела, национальной литературы [29].

Наибольшее количество исследований по проблеме формирования осетинской интеллигенции наработано в области педагогической мысли ее передовых представителей. Так Е.Е. Хатаевым рассматривается состояние школьного дела в Осетии, деятельность горских просветителей и первых учителей [37]; Е.Н. Чеджемовой исследуются педагогические воззрения Ахмета Цаликова [42]; Н.О. Блейх рассматривается научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г.И. Дзасохова [5], а в монографии Р.А. Хатаевой «Харитон Уруймагов (1864 – 1919 гг.)», в центре исследования профессиональная, общественная деятельность и вклад в развитие просветительства северокавказских народов педагога Х. Уруймагова [38]. Исследования в области деятельности видных осетинских педагогов содержат и многие другие работы.

Профессиональной и благотворительной деятельности формирующейся осетинской интеллигенции, ее тесным взаимосвязям, посвящены краеведческие исследования Г.И. Кусова [27]. Особую ценность имеет и работа  М.К. Гатиева «Осетины – Бауманцы. Преподаватели и выпускники МГТУ (МВТУ) им. Н.Э. Баумана», где приводится материал о первых студентах и выпускниках этого учебного заведения Д.Г. Гиоева, Д.В. Дзахова, И.Т. Собиева, Р.Н. Гаглоева и др. [9]

Современный подход к изучению медицины в Осетии содержится в диссертационном исследовании А.С. Уадати «Владикавказская городская дума (1875–1917)», где развитие здравоохранения автор рассматривает как одно из важнейших направлений деятельности городской думы Владикавказа в указанный период, а также выявляется роль городского самоуправления и отдельных врачей в становлении городской медицинской службы [35]. Городская общественно-культурная среда, вклад осетинской интеллигенции в развитие просветительских и образовательных учреждений, театрального искусства и музыкальной культуры рассматривается в историко-этнологическом исследовании З.В. Кануковой «Старый Владикавказ» [22]. В монографии Б.В. Туаевой «Города Северного Кавказа: общественно-культурная среда во второй половине XIX – начале XX вв.» содержится обзор деятельности культурно-просветительских и благотворительных городских обществ Северного Кавказа, определено место и значение провинциальной интеллигенции в процессе распространения, функционирования и приобщения народов Северного Кавказа к мировым и российским ценностям культуры [33].  Проблема формирования осетинской интеллигенции и ее значение в истории Осетии была отражена в специальных монографических исследованиях К.Р. Дзалаевой "Осетинская интеллигенция (вторая половина XIX - начало  XX вв.)" [18], направленной на выявление предпосылок и факторов возникновения осетинской интеллигенции, сфер ее профессиональной и общественной деятельности, особенностей социально-культурных взглядов интеллектуальной элиты Осетии, рассматриваемой автором как ярчайший социокультурный феномен в истории Осетии, и Э.Ш. Гутиевой "Социокультурное развитие пореформенной Осетии (вторая пол. XIX - начало XX вв.)" [14], посвященной вопросам деятельности православных миссий как фактора формирования общественно-культурной седы Осетии, значения развития системы народного образования и  генезиса осетинской интеллигенции в пореформенный период.

Предпринятый историографический анализ позволяет заключить, что проблема национальной интеллигенции Осетии второй половины XIX - начала XX вв. наиболее активно и плодотворно исследована современными авторами, в работах которых представлена весьма широкая научная проблематика. Тем не менее, многие аспекты проблемы и на сегодняшний день остаются мало изученными, что является мощным стимулом дальнейшего научного поиска.


Библиографическая ссылка

Дзалаева К.Р. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ОСЕТИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВВ.: ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23559 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674