В процессе профессиональной деятельности в условиях современного высокотехнологического производства происходит разделение производственных функций при достижении общих целей, а также информационное взаимодействие, связанное с координацией совместной деятельности. Соответственно каждый специалист должен обладать профессионально-творческими качествами, уметь работать с другими членами коллектива и осуществлять информационное взаимодействие, поэтому важна ориентация на взаимодействие при подготовке студента к будущей профессиональной деятельности.
Реформа российского образования на современном этапе ориентирует профессиональное образование на активное применение информационных технологий (ИТ) в профессиональной деятельности, что требует внесения корректив в содержание образования, появление новых форм и методов обучения, которые не только облегчили бы и ускорили передачу знаний, но и способствовали подготовке компетентных специалистов, умеющих осваивать информационные технологии и использовать в будущей профессиональной деятельности. Все это может быть обеспечено за счет изменения структуры учебных информационных взаимодействий между преподавателем, студентами и средствами ИТ. Это переводит процесс обучения с уровня «пассивного потребления информации» на уровень «активного обмена преобразования информации». Система учебно-информационного взаимодействия включает три группы взаимосвязанных между собой основных компонентов - студенты, преподаватели и информационные технологии.
Эффективность учебного процесса во многом определяется характером совместной деятельности преподавателя и обучаемых им студентов, студентов со студентами. Поэтому существенное значение приобретает исследование вопроса взаимодействия в учебном процессе. Следовательно, формирование системы знаний и способов действий, способствующих взаимопониманию и взаимодействию, особенно важно в современных условиях.
В соответствии с разработанным механизмом формирования навыков технического чертежа у студентов профиля «Автомобили и автомобильное хозяйство» с использованием дидактического потенциала информационно-коммуникативных технологий [1] нами было разработано, выделено три основных уровня сформированности этих навыков: [А.В. Усова, А.Р. Камалеева]
I уровень (низший).
Характеризуется тем, что студент выполняет лишь отдельные операции, причем последовательность их хаотична, действие в целом плохо осознанно.
II уровень (средний).
Характеризуется тем, что студент выполняет все операции (действия), из которых слагается действие (деятельность) в целом, но последовательность их выполнения недостаточно продумана, действие выполняется недостаточно осознанно.
III уровень (высший).
Характеризуется тем, что обучаемый выполняет все операции, последовательность их выполнения достаточно хорошо продумана, поэтому она рациональна, действие в целом вполне осознанно.
Таким образом, низший (I) соответствует осознанному выполнению элементарных операций; средний (II) - осознанному выполнению операций, требующих более сложных умственных действий; высший (III) - полному, осознанному выполнению операций, требующих сложных умственных действий.
В качестве основных критериев можно выделить: состав и качество выполняемых операций, их осознанность, полноту и свернутость. (А.В.Усова, З.А.Вологодская). [с. 46-48]
Оценочно-результативный блок включает два пакета диагностического материала для оценивания эффективности сформированности у студентов технического вуза профиля «Автомобили и автомобильное хозяйство», во-первых, навыков взаимодействия, во-вторых, навыков технического чертежа.
Таблица 1. Уровни и показатели сформированности навыков взаимодействия субъектов образовательного процесса
Уровни |
Показатели |
||
Обмен информацией |
Интерактивные навыки взаимодействия |
Персептивные навыки |
|
Осуществление учебной деятельности |
|||
Низкий |
лишь по готовым бумажным инструкциям (выполнение ручного чертежа) |
на основе текстов лекций и бумажных методических указаний |
после восприятия лишь письменных указаний |
Средний
|
после консультации с модератором |
на основе освоения программного обеспечения низкого уровня |
после консультирования с модератором восприятие основной информации |
Высокий |
после консультации с модератором самостоятельная доводка чертежа |
на основе освоения графического редактора высокого уровня |
после консультации с модератором самостоятельное выполнение чертежей в 3-D модели |
Таблица 2. Уровни и показатели сформированности навыков ручного чертежа у студентов технических вузов
Уровни |
Показатели |
|
навыков сформированности ручного чертежа |
||
навык самостоятельной работы с графической и учебной информацией |
навык автоматизированного, свернутого и безошибочного выполнения чертежа |
|
Низкий |
Выполнение ручного чертежа или по образцу, или при помощи преподавателя, слабая ориентация в учебной информации |
Выполнение ручного чертежа неосознанно по готовым бумажным инструкциям |
Средний
|
Выполнение ручного чертежа с соблюдением правил оформления чертежа в соответствии с ГОСТом, ориентация в учебной информации |
Выполнение ручного чертежа частично осознанно после взаимодействия с модератором |
Высокий |
Автоматическое выполнение чертежа с соблюдением всех требований ГОСТов, самостоятельное решение графической задачи |
Выполнение ручного чертежа осознанно и качественно, навык свернут |
Таблица 3. Уровни и показатели сформированности навыков технического чертежа у студентов технических вузов
Уровни |
Показатели |
|
навыков сформированности технического чертежа после автоматизации |
||
навык самостоятельной работы с программой NX
|
навык чтения готового чертежа и выполнение объемного чертежа в 3D - модели |
|
Низкий |
не ориентируется в меню программы NX, не умеет пользоваться функцией подсказки программы |
не распознает основные виды проекций деталей на чертеже |
Средний
|
ориентируется в меню программы NX, выполняет несложные операции при построении деталей |
выполняет чертежи по образцу или при помощи преподавателя в программе NX
|
Высокий |
свободно владеет инструментарием программы NX и способен выполнять сложную сборку чертежа на основе приобретенных ранее навыков построения простых деталей |
самостоятельно применяет правила оформления чертежа в условиях графического программного обеспечения и решает графическую задачу с использованием ИКТ |
Таким образом, диагностический инструментарий процесса формирования навыков проектирования технического чертежа у студентов с использованием ИТ включает: уровни, показатели и критерии сформированности у студентов технического вуза навыков взаимодействия, навыков ручного чертежа, навыков технического чертежа, обобщенно представленного на рисунке 1.
Рисунок 1. Диагностический инструментарий процесса формирования навыков проектирования технического чертежа у студентов с использованием ИТ
Таким образом, диагностический инструментарий процесса формирования навыков проектирования технического чертежа у студентов с использованием ИТ содержит критерии - состав и качество выполняемых операций, осознанность, полнота и свернутость (по А.В. Усовой) и уровни сформированности навыков технического чертежа (низкий, средний, высокий). По результатам достижений каждому студенту по каждому критерию и показателю соответствующего навыка взаимодействия и навыка технического чертежа условно присваивается один из выделенных уровней (низкий, средний или высокий).
Рецензенты:
Гильмеева Р.Х., д.п.н., профессор, ведущий научный сотрудник Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань.
Камалеева А.Р., д.п.н., доцент, заведующая лабораторией естественнонаучной и общепрофессиональной подготовки в системе профессионального образования РАО Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань.
Библиографическая ссылка
Нигметзянова В.М. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРТЕЖА У СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23555 (дата обращения: 19.04.2025).