К исследованию мониторинга образовательных результатов обращались В.П. Беспалько, Е.А. Ефимова, В.Е. Мусина, А.В. Парфенова, А.И. Пульбере, Е.И.Сахарчук, Е.В.Сергеева, М.Ю. Чандра и др. [1, 3, 5, 8, 10]. В общенаучном смысле мониторинг рассматривается как способ научного исследования и практическая система, представляющий собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об исследуемой системе, отдельных ее элементах (подсистемах, объектах) или процессах, происходящих в данной системе, с целью последующего информационного обеспечения управления исследуемой системой, анализа и оценки состояния исследуемой системы в любой момент времени и прогноза ее развития (В.И., Меденников, В.Т. Сергованцев, С.Г. Сальников, К.Г.Бородин) [4].
Как отмечает Е.В.Сергеева, структура системного мониторинга включает два компонента: результирующий (критерии и показатели, позволяющие отслеживать качество результата подготовки обучающегося на разных этапах обучения в образовательном учреждении) и процессуальный (критерии и показатели, позволяющие отслеживать качество условий, созданных для обучения в образовательном учреждении: качество преподавания дисциплин, качество материально-технической базы и др.) [8]. Можно констатировать, что мониторинг универсален для любой области деятельности в том смысле, что основной сферой его практического применения является информационное обслуживание управления в различных областях. Мониторинг позволяет системно исследовать любой процесс и его объекты с целью получения достоверной информации для эффективного управления средой, процессами, программами развития и т.д.
В свою очередь педагогический мониторинг можно определить как системную диагностику качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая её цели, содержания, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и образовательные результаты обучающихся.
В своем исследовании мы остановимся на подготовке студентов - будущих учителей начальной школы к освоению технологии мониторинга образовательных результатов младших школьников.
Образовательные результаты рассматриваются в современной педагогической психологии и дидактике как развитие совокупности мотивационных, операциональных (инструментальных) и когнитивных ресурсов личности, которые определяют ее способность к решению значимых для нее познавательных и практических задач. Образовательный результат - это индивидуальная способность, знание, умение, навык. В традиционном понимании образовательный результат - это знание, освоенное учащимся на конкретном уровне, который определяется в зависимости от сложности умственных операций, совершаемых обучающимся с этим знанием [7]. Современная образовательная практика предметные образовательные результаты описывает через категорию «учебные достижения обучающихся». В ФГОС НОО выделяются требования к образовательным результатам (предметным, метапредметным, личностным), которые выступают в качестве критериев оценки учебных достижений школьников. Одним из направлений организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является создание условий для организации оценивания образовательных результатов младших школьников [9].
По мнению А.В. Парфеновой, оценивание образовательных результатов, которых достигли учащиеся в процессе обучения, позволяет выявить степень соответствия образовательных результатов учащихся с требованиями образовательных стандартов, установить причины понижения и повышения уровня результативности образовательных достижений, выявить положительные и отрицательные тенденции в деятельности педагогического коллектива и эффективность образовательного процесса в целом, своевременно корректировать отклонения в усвоении образовательных [7]. Подготовка будущих бакалавров педагогики к организации и проведению образовательного мониторинга в начальном звене заключается в освоении технологии осуществления мониторинга образовательных результатов младших школьников (табл. 1):
Таблица 1
Технологии оценки образовательных результатов
Компетенции |
Содержание |
Технологии оценки |
Метапредметные |
Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. |
1) мониторинг 2) тестирование 3) олимпиады 4) предметные конкурсы 5) собеседование 6) кейс-стади 7) экспертная оценка |
Предметные |
Освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. |
1) мониторинг 2) тест 3) экзамен 4) домашние задания 5) олимпиады 6) предметные конкурсы 7) контрольная работа 8) контрольный срез 9) опросы 10) письменные работы 11) собеседование 12) экспертная оценка |
Личностные |
Сформированные основы российской гражданской идентичности и ценностей многонационального российского общества; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (социальная роль ученика, мотивы учебной деятельности, ответственность за поступки и др.); сформированные эстетические потребности, ценности и чувства, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях и др. |
1) мониторинг 2) портфолио, 3) е-портфолио 4) рефлексия 5) самооценка 6) анкетирование 7) тестирование
|
Теоретическая подготовка будущих учителей начальной школы к осуществлению мониторинга (на примере ЛПИ - филиала СФУ, прикладной бакалавриат по профилю «Психология и педагогика начального образования») проводилась в ходе освоения ими следующих учебных дисциплин: «Теоретические основы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе», «Методы оценивания учебных достижений младших школьников», «Методы анализа предмета в развивающем обучении» и др. В процессе теоретической подготовки к осуществлению мониторинга студенты - будущие учителя начальной школы должны:
- научиться определять целевые установки мониторинга образовательных результатов младших школьников;
- определять субъектов, а так же их роль в оценочной процедуре;
- выявлять объект оценочной процедуры;
- разрабатывать инструментарий оценки образовательных результатов младших школьников;
- подбирать методы проведения оценочной процедуры и согласовать его сроки;
- обрабатывать и анализировать результаты проведенной оценочной процедуры.
На занятиях по указанным дисциплинам студенты изучали темы: «Универсальные учебные действия как основа формирования учебных достижений младших школьников», «Учебные достижения младших школьников как результат качества образования», «Образовательный мониторинг и его роль в управлении качеством образовательного процесса», «Логика и условия построения учебно-воспитательного процесса в начальной школе», «Планируемые результаты организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе и способы их оценивания» и др.
Кроме того, студенты прикладного бакалавриата проходили в течение всего года учебную распределенную практику, особенность которой в том, что часть практических занятий по изучаемым дисциплинам выносятся непосредственно в школу [2]. В процессе учебной распределенной практики студенты выполняли задания в соответствии с учебным планом прикладного бакалавриата. Так, в рамках практических занятий по педагогическим дисциплинам на втором курсе под руководством преподавателей, методистов и учителей начальной школы студенты посетили ряд уроков в начальной школе, где наблюдали, фиксировали и анализировали процедуру осуществления мониторинга образовательных результатов младших школьников. В частности, будущие бакалавры педагогики принимали участие в проведении мониторингового среза по математике, целью которого являлось выявление сформированности предметных умений младших школьников: сложения и вычитания с переходом через десяток; сформированность метапредметных умений, в частности: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Параллельно осуществлялась диагностика личностных УД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. В непосредственной практической деятельности в начальной школе у студентов была возможность осуществлять включенное наблюдение за процессом проведения мониторинга образовательных результатов, что, по нашему мнению, способствовало практической подготовке к процедуре организации образовательного мониторинга в будущей профессиональной деятельности в качестве учителя начальных классов.
Кроме этого, студентам было предложено разработать и реализовать процедуру мониторинга по любому направлению учебно-воспитательного процесса в младших классах начальной школы. При анализе и обсуждении полученного задания студенты второго курса высказали следующие опасения:
- «мониторинг - очень сложная система взаимосвязанных элементов, при которой студентам будет сложно определить комплекс критериев и показателей»;
- «в спектре образовательных программ для современной начальной школы трудно разработать универсальную процедуру мониторинга»;
- «достаточно сложно разработать научно обоснованную технологию мониторинга учебных достижений»;
- «у меня пока недостаточно знаний для разработки процедуры мониторинга»;
- «мониторинг требует систематичности и системности в отслеживании учебных достижений, боюсь, у меня с этим будут проблемы» и др.
На основе системы формирования умений, разработанной И.Н. Пономаревой, В.П. Соломиным, Г.Д. Сидельниковой, студентам второго курса было предложено оценить уровень готовности к разработке и реализации мониторинга образовательных результатов младших школьников [6].
Таблица 2
Уровни готовности к разработке и реализации мониторинга образовательных результатов младших школьников
|
Этап |
Структура |
1. |
Первоначальное умение
|
Осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания и навыки; деятельность выполняется путем проб и ошибок |
2. |
Недостаточно умелая деятельность |
Знания о способах выполнения действия и использование ранее приобретенных, не специфических для данной деятельности навыков |
3. |
Отдельные общие умения
|
Ряд отдельных высокоразвитых умений, необходимых в различных видах деятельности (например, умение планировать свою деятельность, организаторские умения и т. п.) |
4. |
Высокоразвитое умение
|
Творческое использование знаний и умений в данной деятельности; осознание не только цели, но и мотивов выбора, способов ее достижения |
5. |
Мастерство |
Уверенное творческое использование различных умений, навыков и знаний |
На основе критериев готовности (табл.2) и после осуществления пробы мониторинга, студенты оценили собственный уровень готовности к разработке и осуществлению процедуры мониторинга учебных достижений младших школьников следующим образом: 28% отнесли свой уровень к «первоначальным умениям»; 44% посчитали, что у них «недостаточно умелая деятельность по разработке и реализации процедуры мониторинга учебных достижений младших школьников»; 24% выявили «отдельные общие умения»; интересно, что 4% отметили наличие высокоразвитого умения; уровень мастерства не выделил никто.
Таким образом, мы считаем, что подготовка студентов к организации образовательного мониторинга в начальной школе - сложный процесс, включающий теоретическую и практическую подготовку будущего учителя начальной школы. Освоение технологии мониторинга требует от будущего педагога знания ФГОС НО, программного обеспечения начальной школы, психологических особенностей младших школьников, форм, методов и приёмов осуществления мониторинга.
Рецензенты:
Смолянинова О.Г., д.п.н., профессор, директор Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск;
Фуряева Т.В., д.п.н., профессор, Институт педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г.Красноярск.
Библиографическая ссылка
Колокольникова З.У., Митросенко С.В., Лобанова О.Б., Газизова Т.В., Колесникова Т.А., Коршунова В.В. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23524 (дата обращения: 14.02.2025).