Процесс реформ затронул все стороны нашего общества, привел к пересмотру взглядов, принятию новых концепций, идей. В ходе этого естественного, вызванного самой жизнью, процесса обновления происходит и изменение в целом и содержания воспитания в школе.
Проблемой этического воспитания занимались многие просветители такие, как В.В. Половцев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский. В ХХ веке проблемой этического воспитания в биологическом образовании занимались Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, В.С. Селиванов, Б.Т. Лихачев, И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова и др.. В то же время проблема этического воспитания школьников на уроках биологии с современных позиций остается практически неразработанной, что и обусловило актуальность нашего исследования.
Целью нашего исследования является разработка эффективной методики этического воспитания школьников в курсе «Человек и его здоровье».
Основными задачами этического воспитания мы считаем: понимание школьниками сущности человека как существа духовного, как личности и индивидуальности; осознание жизни как наивысшей ценности, развитие чувства собственного достоинства, уважительного отношения к другим людям; усвоение норм морали и правил культурного поведения; развитие у учащихся стремления к сотрудничеству, к согласию с другими людьми, потребности делать добро, на развитие стремления к любви и общению.
Для разработки методики этического воспитания важно определить условия, методы и методические приемы, включение которых в образовательный процесс по биологии усиливает этическое воздействие. Мы выделяем две группы условий - психолого-педагогические и методические - соблюдение которых обеспечивает эффективность этического воспитания на уроках биологии.
Психолого-педагогические условия определены психологическими и педагогическими закономерностями, отражают общие требования к организации этического воспитания в биологическом образовании. Это развитие этически ценностных ориентаций, осознание ценности природы для удовлетворения материальных, духовных, познавательных потребностей человека; сочетание гуманности и уважения к личности школьника с высокой требовательностью; проявление учителем своей личностной позиции.
Методические условия основаны на общих психолого-педагогических требованиях и отражают частные требования к организации учебно-познавательного процесса воспитания, к выбору методов этического воспитания. Они касаются подготовки и проведения учителем учебно-воспитательной работы: целенаправленность действий учителя; осознание им целей и задач этического воспитания; конкретизации воспитательных целей и задач каждого урока и их вывод на отдельный уровень; формирование у школьников потребностей выработки нравственных качеств; использование определенных методических приемов и средств; воздействие на эмоциональную сферу личности школьников; организация общения школьников друг с другом, с учителем, позволяющего проявить личностную позицию отстоять свои нравственные взгляды, отношения и убеждения.
Проведенный нами анализ позволил выделить наиболее эффективные методы и приемы реализации задач этического воспитания: обсуждение высказываний мыслителей, ученых о сущности человека; сравнение органов человека и животных; показ роли слова; использование коллективных методов работы учащихся; увлекательная беседа, беседа с постановкой вопросов, требующих продуманных ответов учащихся; практикование правил культурного поведения; решение учебно-познавательных задач.
На основе теоретических положений нами была разработана методика уроков биологии в 9 классе с усилением формирования этических ценностей. В методику уроков мы включили перечисленные выше методы и приемы. На каждом уроке этическое воспитание выделялось на уровень отдельной задачи. Проверка разработанной нами методики в условиях педагогического эксперимента проводилась в Волжской общеобразовательной средней школе в 9-ых классах в 2004-2005 учебном году.
Выявление влияния экспериментальной методики этического воспитания в образовательном процессе по биологии на уровень воспитанности учащихся осуществлялось на основе сравнения диагностики результатов воспитания в экспериментальных и контрольных классах.
Большинство учеников экспериментального класса понимают сущность человека, как существа духовного, личности и индивидуальности, убеждены в необходимости усвоении норм морали и правил культурного поведения. У учеников экспериментального класса намного выше уровень психологической готовности стремления к сотрудничеству, к согласию с другими людьми по сравнению с контролем. У них более уважительное отношение к окружающим.
Проведенное нами исследование подтверждает эффективность разработанной нами методики.
Библиографическая ссылка
Айториева А.К., Семчук Н.М. О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=235 (дата обращения: 04.10.2024).