Тенденции развития современного общества, развитие компьютерных технологий, глобализация и информатизация затрагивают все сферы общественного устройства, в том числе и образование. Смысл, назначение и миссия современного образования - не просто получение базовых знаний и необходимых навыков и умений, - это выработка культурного кода, самостоятельного подхода к усвоению новых знаний, культурных ценностей, новых форм и видов деятельности.
В настоящее время магистратура стала вторым уровнем высшего образования. 12 сентября 2013 г. приказом № 1061 Минобрнауки утвержден новый перечень направлений магистратуры по техническим специальностям. Преподавание любого предмета в вузе обязано формировать компетентностную модель знаний выпускников и положительно влиять на их качество. По ФГОС ВО для направлений подготовки магистров технических специальностей определено, что в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выпускники магистратуры могут выполнять научно-педагогическую [7] и педагогическую [8] профессиональную деятельность.
Поскольку педагогика и психология всегда играли и продолжают играть огромную роль в бытовой и профессиональной жизни человека, то в этой связи в учебный план магистров технических вузов и введен курс «Психология и педагогика высшей школы». Еще в 90-х годах в учебные планы технических вузов ввели «непрофильные» гуманитарные предметы - в частности, «Педагогику и психологию». Эти дисциплины начали читать преподаватели, которые раньше в основном работали со студентами-гуманитариями. И зачастую получалось, что единственное отличие «технической» педагогики и психологии от «гуманитарной» - это лишь формальное сокращение количества учебных часов. Поэтому неудивительно, что с этим связаны многие проблемы восприятия предмета у студентов-технарей: непонимания места и важности дисциплины в учебном процессе, «невидимость» практического применения полученных знаний в профессиональной деятельности.
Психолого-педагогическое образование будущего технаря, с одной стороны, должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к высшему образованию в целом, с другой стороны, имеет ряд специфических черт, учитывающих его особую прикладную направленность. Очень важно в ходе учебного процесса создать комфортную атмосферу для обучаемых, заинтересовать их, показать необходимость новых знаний для использования в жизни и будущей профессиональной деятельности. Психолого-педагогическое образование в техническом вузе не может, да и, в общем, не должно давать всеобъемлющего знания, его цель - дать представление об основах педагогики и психологии и содействовать общему развитию личности. Учебный процесс - это система организационных и дидактических мероприятий, направленных на реализацию содержания обучения на определенном уровне в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, приобретение личностью системы профессиональных умений и навыков, накопление первоначального опыта профессиональной деятельности, формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Повышение требований к содержанию образования означает повышение требований ко всей деятельности высшей школы, а, значит, и к психолого-педагогической подготовке магистров. При этом психолого-педагогическая подготовка должна давать необходимые знания и умения, которые формируют мировоззрение и профессионально-значащие черты личности. Важность этого подхода обусловлена и тем, что в современном мире педагогические и психологические знания актуальны, востребованы и являются неотъемлемой и существенной частью общечеловеческой культуры.
Однако создание целостного завершенного и внедренного в практику исследования по преподаванию педагогики и психологии технарям обусловлено следующими сложностями:
- не завершенность методической системы преподавания педагогики и психологии для студентов технических специальностей;
- ограниченное число часов, отводимых на изучение педагогики и психологии в технических вузах;
- существующее мнение о неавторитетности роли педагогики и психологии в вырабатывании профилирующих технических знаний.
Механизм модернизации психолого-педагогического образования технарей требует педагогического мышления нового типа и новых способов преобразования действительности. Это новый класс задач, встающий перед вузовскими преподавателями. Для их решения необходима практико-ориентированная методология, которая дает эффективные средства и методы рефлексии, анализа и самоанализа педагогических явлений и событий, поиска и выбора моделей и вариантов собственной образовательной деятельности.
Важными целями психолого-педагогического образования должно стать развитие у магистров компетенций, прописанных в ФГОС ВО:
- способность и готовность к педагогической деятельности в области профессиональной подготовки (ПК-11) [8];
- способность проводить лабораторные и практические занятия с обучающимися, руководить курсовым проектированием и выполнением выпускных квалификационных работ бакалавров (ПК-20) [7];
- способность разрабатывать учебно-методические материалы для обучающихся по отдельным видам учебных занятий (ПК-21) [7].
Необходимо учитывать специфику технических специальностей, для которых читается курс педагогики и психологии, а также накопленный (как положительный, так и отрицательный) педагогический опыт. В процессе преподавательской деятельности автором выявлено, что для достижения хорошего результата при проектировании курса следует:
1) тщательно отбирать учебный материал - избегать прямого повтора тем, изучаемых бакалаврами;
2) отказываться от малозначимых и невостребованных тем;
3) уметь заинтересовать магистров и показать им новые горизонты знаний;
4) ориентироваться на усвоение всеми обучаемыми тех знаний и умений, которые имеют значение для профессионального образования;
5) формировать и усиливать мотивацию магистров-технарей в получении психолого-педагогического образования.
Ни для кого не секрет, что психолого-педагогические знания студентов-технарей зачастую представляют собой «лоскутное одеяло» и их «прохладное» отношение к предмету вызвано непониманием его роли в профессиональной деятельности. Нежелание изучать психологию и педагогику весьма прискорбно. К сожалению, нередко пропасть между «гуманитарной» и «естественнонаучной» культурами достаточно глубока, и это пагубно сказывается на развитии как гуманитарных, так и естественных наук, а также на образовании и воспитании. Получается, что у этих проблем - давние корни. Вот основные из них:
1. Отсутствие, зачастую, контакта со школьными учителями гуманитарного цикла и отсюда поверхностное, «несерьезное» отношение ко всему гуманитарному циклу.
2. Непонимание общекультурной ценности гуманитарных дисциплин и их роли в жизни человечества.
3. Отношение к психологии зачастую связано с внутренним неприятием «копания в голове» - негативные ассоциации с деятельностью психоаналитиков, психотерапевтов, психиатров.
4. Педагогику многие воспринимают как сугубо «детскую» науку, ненужную и невостребованную в вузе, на производстве, в офисе.
5. Не всегда востребованный подбор тем, изучаемых в курсе «Педагогики и психологии» на бакалавриате, их избыточная «научность» и отрыв от реальной жизни.
Поэтому преподаватель, входя в аудиторию к технарям, должен полностью изменить свою точку зрения на психологию и педагогику. Он должен осознавать, что зачастую перед ним сидят не его единомышленники, а скептики, не видящие необходимости в изучении предмета. Работать в такой «агрессивной среде» одновременно и трудно, и интересно. И для педагога очень важно наладить контакт с аудиторией и расположить слушателей к себе и к учебному материалу.
Мотивация является пусковым механизмом к успешности любой деятельности и одно из условий достижения поставленных целей. В её основе - потребности и интересы личности. Формирование мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла для технарей можно считать достаточно новым направлением в сфере высшего образования. Актуальность этой проблемы обусловлена новыми ФГОС ВО.
В нашем случае, мотивация доступна непосредственному наблюдению: по отношению студента к учебе, активности на занятиях и т.п. можно судить о наличии или отсутствии интереса к предмету. Анатоль Франс писал, что лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом. Значит, необходимо сделать учебный курс по психологии и педагогике для магистров-технарей нужным и увлекательным. В Уфимском государственном авиационно-техническом университете уже несколько лет читается авторский экспериментальный курс «Педагогика и психология высшей школы», спроектированный так, чтобы у слушателей сложилось целостное представление:
1) об истории становления и моделях высшего образования в мире;
2) о психологии личности с точки зрения индивидуальности и члена социума.
Первый блок курса посвящен педагогике. Предлагается ретроспективный взгляд на высшее образование, на его возникновение, становление и развитие. В блоке рассматриваются следующие темы:
- История возникновения и становления высшего образования в мире. Отличия общего и высшего образования.
- История и принципы обучения в знаменитых школах древности: Музейон (Александрия), Аудиториум (Константинополь), Аль-Карауин (Фес) и др.
- История развития педагогической науки и роль выдающихся личностей в становлении высшего образования.
- Создание первого университета в Болонье и университетское движение в Западной Европе. Папские Привилегии университетов, особенности и принципы обучения.
- Преемственность в образовательных системах СССР и современной России. Проблемы и перспективы развития образования в России.
- Болонский процесс: его плюсы и минусы для устоявшихся традиционных национальных образовательных систем.
- Введение многоуровневого высшего образования в России, позитивные и негативные последствия для российских вузов и предприятий.
- Особенности получения высшего образования и принципы обучения в развитых странах мира.
- Методические аспекты психолого-педагогического взаимодействия в системе «обучающий-обучаемый». Анализ распространенных педагогических ошибок.
Эти темы не только расширяют кругозор и обогащают культуру магистров, они подобраны так, чтобы получилась целостная картина высшего образования - со своей историей, закономерностями, преемственностью, традициями. Такой подход помогает лучше понять современную образовательную систему, увидеть, незаметные на первый взгляд, нюансы, разобраться во многих учебных аспектах.
История мирового высшего образования - недостающее звено в картине единого образовательного пространства. Нашим студентам необходимо знать и понимать собственные образовательные традиции, формировавшиеся на протяжении трех веков в оси «Российская империя - СССР - Российская Федерация». Знакомство с особенностями высшего (тем более, технического) образования в развитых странах мира поможет понять систему подготовки специалистов в зарубежных университетах.
Анализ методических подходов и распространенных педагогических ошибок преподавателей раскрывает особенности психолого-педагогического взаимодействия в вузе в системе «обучающий-обучаемый». Рассмотрение этих вопросов актуально, поскольку прохождение педагогической практики входит в обучение на многих специальностях магистратуры.
Вторая часть курса - психология. Поскольку на бакалавриате в базовом курсе изучается тема «Психология личности», то у магистров есть возможность более глубокого погружения в отдельные темы:
- Психологическая теория поколений и личностные особенности современной молодежи.
- Развитие психики в процессе филогенеза и глубинные различия в психологии мужчин и женщин.
- Мозг и психика личности. Функции больших полушарий. Гендерные аспекты и их связь с мозгом человека.
- Психология группы. Политические и бытовые психологические манипуляции и методы защиты от них. Психология толпы и методика подготовки «цветных» революций.
Подобранные темы актуальны и востребованы в личной и профессиональной жизни. Рассмотрение современной теории психологии поколений поможет в будущем лучше ориентироваться в рабочей атмосфере и понимать, как правильно работать с представителями разных возрастов.
Неуклонный рост количества разводов и кризис семейно-брачных отношений в молодежной среде не может не вызывать тревогу. Изучение эволюционных предпосылок и этапов развития психики личности, влияния гормонов на формирование и работу мозга человека, межполовых отличий в психике и поведении людей поможет молодым людям лучше разобраться в себе и в своей «половинке».
Психология группы - важнейшая учебная тема, разработанная на «злобу дня». В современном мире стремительно развиваются и отрабатываются технологии психологических и политических манипуляций. «Цветные» революции возникают в разных уголках мира, и у всех наблюдаются схожие сценарии, лозунги и атрибуты. Движущей силой всех этих «мирных протестов» обязательно является молодежь. Именно юношеский максимализм со своей честностью, бескомпромиссностью, внушаемостью, отрицанием авторитетов и недостатком жизненного опыта является послушным орудием в руках политических «кукловодов». Умение распознавать стандартные манипулятивные подходы и обладание знаниями по психологии толпы - это тот минимальный базис, который сегодня необходим каждому. «Предупрежден - значит, вооружен» - в этом состоит учебная задача преподавателей психологии и педагогики.
Очевидно, что у преподавателей «Педагогики и психологии высшей школы» - широкий фронт работы. Перед ними стоит непростая и важная задача - повышение уровня психолого-педагогической подготовки магистров и помощь в профессиональной, социальной и семейной адаптации. Выполнение этих условий и учет особенностей восприятия технарями предметов психолого-педагогического цикла в комплексе должны обеспечить качественную профессиональную подготовку специалистов и включение этих дисциплин в сферу их интересов.
Рецензенты:Горбушина С.Н., д.п.н., профессор кафедры стандартизации и метрологии УГАТУ, г. Уфа;
Шарипов Ф.В., д.п.н., профессор кафедры социологии и социальных технологий УГАТУ, г. Уфа.
Библиографическая ссылка
Иванова А.Д. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ «ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» ДЛЯ МАГИСТРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23480 (дата обращения: 13.02.2025).