Кризис семьи, начиная с конца 90-х годов XX столетия, предопределил переоценку жизненных ценностей молодого поколения России под воздействием новой социально-экономической и социально-политической ситуации и трансформации ценностных ориентаций основных агентов социализации в семье – родителей и старшего поколения [3; 9; 10; 11]. Сама семья уже не справляется с процессом формирования личности российского гражданина, который вышел из-под ее контроля, наблюдается существенная деформация внутрисемейных взаимоотношений, отчуждение детей и родителей, равнодушие и неуважение друг к другу [5; 7; 8]. Ближайшее окружение детей оказывает большее влияние на них и их ценностные ориентации. Табачная, алкогольная, наркотическая, экранная, компьютерная игровая и другие зависимости свидетельствуют о деградации духовной и эмоциональной сферы личности ребенка, последствия которых страшны: детская и подростковая беспризорность, рост молодежной преступности, криминализация молодежных групп, увеличение числа детских суицидов.
Появилась настоятельная потребность в новых формах и видах взаимодействия детей и родителей, срочных мерах по созданию комфортной среды социализации и воспитания ребенка в семье, усвоению общественной культуры, и с этой точки зрения заявленная в статье тема весьма актуальна на современном этапе развития российского общества, так как решает проблему разработки комплекса ролевых функций семьи в процессе социализации детей и формирования личности ребенка в семье основными субъектами социализации: родителями в эффективном взаимодействии с внешними агентами социализации.
Социологические исследования проблем социализации личности и роли в этом процессе семьи, результаты которых подробно описаны в научных публикациях [1-4; 6], позволили авторам построить модель состава системы семьи в процессе социализации личности (рис. 1), представляющую собой совокупность подсистем и элементов, субъектов и объектов системы – внутреннее ее содержание. Целостность и обособленность системы, отображенные в модели, в данном случае выступают как внешние свойства. Но сам «ящик» имеет свое собственное содержание, которое может быть неоднородным по составу, поэтому условно его можно обозначить как «черный ящик».
В системе семьи в процессе социализации личности были выделены шесть подсистем: члены семьи, ролевые функции семьи, материальный базис семьи, психофизические характеристики членов семьи, ценности членов семьи, ценностные ориентации.
В качестве неделимого элемента, не входящего ни в одну подсистему, была выбрана атмосфера в семье. Как показали результаты авторских исследований, все подсистемы и элементы системы, выделенные в модели состава системы, в той или иной мере участвуют в процессе социализации детей в семье и в реализации воспитательных функций, вступают в определенные взаимодействия между собой, способны трансформироваться под воздействием некоторых факторов, и при эффективности этих взаимодействий и воздействий вносят свой вклад в успешную социализацию детей.
Рис. 1. Модель состава системы семьи в процессе социализации личности.
Взаимодействия и воздействия элементов, подсистем друг на друга отображены в модели структуры системы семьи в процессе социализации личности (рис. 2) в виде отношений между ними. Структура системы представляет собой некую совокупность необходимых и достаточных для достижения цели отношений между элементами и подсистемами.
Очевидно, что таких отношений существует великое множество, и учесть их все невозможно, поэтому из всех отношений были выбраны самые существенные для достижения цели.
В качестве субъектов социализации детей в семье выступают, в первую очередь, мать и отец, бабушка, дедушка, старший брат (сестра), другие родственники со своими психофизическими характеристиками, ценностями и ценностными ориентациями. Именно их ролевое поведение формирует основную направленность ролевых функций семьи как некоторых областей ее жизнедеятельности: репродуктивной, экономической, хозяйственно-бытовой, досуговой, эмоциональной, духовной, социально-статусной и социального контроля. Ценностные ориентации субъектов социализации определяют реализацию функций социализации и воспитательной, сама личность этих субъектов напрямую воздействует на формирование личности ребенка.
В свою очередь весь комплекс функций воздействует на ребенка не только через воспитательную и функцию социализации, но и напрямую. Эмоциональная и духовная ролевые функции семьи формируют основу нравственной и эмоциональной составляющей личности ребенка, но только при эффективности ее реализации возможно исполнение функции социализации и воспитательной функции.
Атмосфера, в том числе и стиль воспитания, и материальный базис семьи оказывают прямое воздействие на формирование личности в семье, но, кроме этого, и опосредованно влияют на субъекты социализации и ролевые функции семьи.
Рис. 2. Модель структуры системы семьи в процессе социализации личности.
В результате реализации ролевых функций семьи в процессе социализации создаются ценности личности, изменяются ее психофизические характеристики, что приводит к формированию ценностных ориентаций ребенка в процессе его социализации.
Результатом авторских исследований стала модель «белого ящика» (или «прозрачного ящика») системы семьи в процессе социализации, в которую были включены все разработанные модели: «черного ящика», состава и структуры. В такой модели указаны все элементы системы, отношения между элементами внутри системы и связи определенных элементов с окружающей средой (рис. 3).
В модели определены входы: параметры и решения в отношении субъектов и объектов социализации в семье, ролевые функции и экономический базис семьи. Выходы представляют собой результаты успешной социализации ребенка в семье – личность с определенными психофизическими характеристиками, ценностями и ценностными ориентациями в соответствии с усвоенными ценностями и нормами, правилами и культурой общества в процессе социализации с социально активной жизненной позицией.
В разработанной модели «белого ящика» представлены все взаимосвязи внешних (воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя школ, гимназий, лицеев, начальных и средних профессиональных учебных заведений, преподаватели высших учебных заведений, преподаватели, тренеры кружков, секций, друзья, представители трудовых коллективов, властных структур, молодежных объединений, церкви, СМИ, медицинских учреждений, виртуальных сообществ) и внутренних субъектов социализации (члены семьи). Связи могут быть опосредованные, как, например, общественных организаций на субъекты социализации, и через них - на детей.
Рис. 3. Концептуальная модель структуры семьи в процессе социализации личности.
Модель включает в себя факторы субъектов социализации, позитивно влияющие на формирование ребенка (табл. 1).
Таблица 1
Факторы, позитивно влияющие на формирование личности ребенка
№ |
Факторы |
1. |
Пример родителей |
2. |
Следование семейным традициям, обычаям, правилам |
3. |
Наличие проживающего старшего поколения в семье |
4. |
Совместные походы в театры, чтение книг, просмотр фильмов |
5. |
Приобщение детей к хозяйственным делам |
6. |
Моральное поощрение (похвала) |
7. |
Отсутствие отца или матери в семье |
8. |
Наличие в семье ее неработающих членов |
9. |
Наличие работы у детей |
10. |
Кто из членов принимает главные решения в семье |
11. |
Формирование нравственных ценностей |
12. |
Воспитание патриотизма, любви к Родине |
13. |
Приобщение к здоровому образу жизни |
14. |
Воспитание мужества, стойкости |
15. |
Развитие умственных способностей |
16. |
Привитие трудолюбия, организованности, самодисциплины, ответственности |
17. |
Дать хорошее образование |
18. |
Обучение профессии, которая может обеспечить материально себя и семью на всю жизнь |
19. |
Формирование гражданской позиции |
20. |
Воспитание веры в бога |
21. |
Формирование деловых способностей |
22. |
Привитие навыков и умения использовать обстоятельства для достижения своих целей |
23. |
Усвоение ценностей, норм, культуры, образцов поведения современного общества |
24. |
Самоутверждение |
25. |
Формирование семейных ценностей (быть отцом (матерью), супругом (супругой)) |
26. |
Самореализация личностью своих творческих способностей |
В разработанной в процессе исследования модели были выставлены рейтинги значимости субъектов социализации, что позволило выявить основных воздействующих элементов на формирование личности ребенка в семье: мать, отец, родственники, друзья, учителя и преподаватели. Меньшее влияние оказывают трудовой коллектив, СМИ, реклама, фильмы, книги. Минимальное воздействие на детей оказывает церковь, молодежные субкультуры, общественные организации, интернет-сообщества, власть.
В результате реализации модели должна быть сформирована личность, обладающая набором психофизических характеристик, ценностей и ценностных ориентаций. Основной базис – это нравственные (честность, правдивость, обязательность, искренность, надежность, доброжелательность, порядочность, ответственность, справедливость, терпимость и т.д.) и семейные ценности (быть родителями, рожать и воспитывать детей; быть хорошими родственниками, поддерживать с ними тесную связь; быть супругами, вести семейную жизнь; личного саморазвития; профессионального роста; достижение высокого социального статуса).
Конечный итог успешной социализации – ценностные ориентации личности ребенка. На рис. 4 представлен набор характеристик личности, которая должна быть сформирована в процессе социализации в семье, отражающий ее ценностные ориентации.
Характеристики «социально-активный», «ответственный», «нравственный», «культурный», «организованный», «целостный», «смелый» фактически означают ценностные ориентации личности, социализированной в семье, предусматривают высокий уровень социальной активности, возможность воздействовать на общество в соответствии со своими нравственными и гражданскими критериями на основе освоенных личностью норм, ценностей, правил, образцов поведения, культуры современного российского общества.
Рис. 4. Характеристики личности, сформированной в процессе социализации в семье, отражающие ее ценностные ориентации.
Для реализации концептуальной модели структуры семьи в процессе социализации личности был предложен ряд мероприятий: принятие соответствующих законов о защите, помощи российской семье; создание системы реализации законов о семье; организация, развитие и поддержка сети образовательных (дошкольных, школьных, высших учебных заведений) и воспитательных учреждений; поддержка и развитие системы медицинского обслуживания; организация сети заведений досуга; создание центров консультационной, психологической, правовой поддержки семьи; помощь в преодолении безработицы членов семьи; помощь в предоставлении (приобретении) жилья; предоставление материальной помощи нуждающимся семьям; организация помощи молодой семье; признание воспитания детей как трудовой деятельности, государственной службы со своими обязанностями, правами, заработной платой, отпусками и льготами.
Таким образом, в процессе разработки концепции ролевых функций семьи в процессе социализации личности была определена целевая направленность семьи при воспитании детей – успешная их социализация и адаптация в современном российском обществе.
Рецензенты:
Линник Т.Г., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления и права, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет», г. Тюмень;
Шилова Н.Н., д.э.н., профессор, Тюменский государственный Нефтегазовый университет, г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Пивоварова И.В., Черепанова В.Н. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23431 (дата обращения: 02.04.2025).