В настоящее время стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе принципиально нового качества обученности.
Иностранный язык обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать при организации обучения, а именно:
1) межпредметностью - содержанием речи могут сведения из различных областей знаний;
2) многоуровневостью - с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, с другой - умениями в четырех видах речевой речи;
3) полифункциональностью - иностранный язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знаний;
4) ситуативностью - необходимо решение конкретных коммуникативных задач в условиях ситуативного иноязычного общения
На данном этапе главная цель обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. в способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение в реальной языковой среде.
Основной стратегией обучения становится личностно-ориентированный подход, ставящий личность ребенка, его возможности и способности, склонности и потребности в центр учебно-воспитательного процесса. Все это может быть реализовано на основе новых образовательных технологий.
Современные интерактивные педагогические технологии включают в себя: диалоговое общение, критическое мышление, умение решать проблемы, принимать решения, комплексное взаимодействие приобретенных ЗУН, формирование личностных качеств студента.
Различные педагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению мотивации к обучению.
В рамках новой образовательной парадигмы мотивация к обучению занимает важное место.
Цель мотивации - формирование у детей устойчивого интереса к предмету, развитие коммуникативных и творческих способностей.
Таким образом, основная задача педагога заключается в выборе приемов и методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников, реализации творческого потенциала каждого участника образовательного процесса.
Выбранные приемы и методы обучения иностранному языку призваны решать следующие задачи:
1) обеспечить филологическое образование детей, приобщить их с ранних лет к общечеловеческим культурным ценностям и к национальной культуре;
2) создать условия для формирования нравственных понятий и убеждений;
3) создать условия для развития творческих и мыслительных способностей;
4) раскрыть возможности использования межпредметных знаний для интеллектуального развития.
Интерактивные методы обучения отвечают всем вышеперечисленным требованиям и могут быть легко внедрены в учебный процесс.
Интерактивный метод (от англ. inter - «между»; act - «действие») - это метод взаимодействия, режим диалога, беседы. Он ориентирован на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Роль педагог трансформируется, и он выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.
Учебный процесс протекает таким путем, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку студентов, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Среди самых распространенных интерактивных методов можно выделить метод проблемного изложения, метод проектов, метод анализа ситуаций (case-study), метод Jigsaw (метод пилы), метод мозгового штурма, метод критического мышления, метод Синквейна, деловые и ролевые игры, метод шести шляп, метод Insert (метод индивидуальных пометок, активное чтение), метод блиц-опроса и многие другие. Данные методы подойдут для обучения как иностранному языку, так и любому другому предмету, с соответствующими изменениями и добавлениями [1].
Интенсивный процесс коренных изменений в социальной, культурной и общественно-экономической сферах России конца XX столетия обусловил смену воспитательно-образовательной парадигмы [2]. Принципиальные изменения в экономике, обусловленные возрастающей ролью знаний, революцией в информационно-коммуникативных технологиях, становлением глобальности рынка труда, а также политическими переменами, диктуют новые требования к уровню подготовки специалистов, т.е. меняют социальный заказ общества - подготовить в короткий срок специалиста, хорошо владеющего коммуникативными иноязычными компетенциями. При минимальном количестве часов, указанном в учебном плане действующего Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), представляющего собой совокупность требований, обязующих согласовать новый социальный заказ общества с современными требованиями сформировать иноязычные коммуникативные и профессиональные компетенции, - это задача не из легких. Если раньше обучение иностранному языку в неязыковом вузе было ориентировано на чтение, понимание и перевод специальных текстов научного стиля, то сейчас необходимо обратить внимание на смещение акцента в обучении на развитие навыков речевого общения на профессиональные темы и ведение научных дискуссий [5].
Чтобы добиться поставленной задачи, необходимо сочетание традиционного и интерактивного обучения, в основе которого лежит личностно-ориентированное обучение.
С начала 2000-х гг. в отечественной педагогике сложилась научная база, позволяющая рассмотреть вопросы организации интерактивного обучения. В частности, интерес проявлялся к интеграции новых информационно-коммуникативных технологий в преподавании иностранных языков [3].
Широкое использование современных дидактических принципов суггестивности, наглядности, аудио- и мультимедийных средств не исключает традиционных методов обучения, а гармонично сочетается с разнообразными формами интерактивной деятельности на всех этапах обучения.
Одной из технологий интерактивного обучения, заслуживающей достойного внимания, является технология сотрудничества, включающая методы, позволяющие учиться, взаимодействуя между собой педагогу и студенту.
Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие как Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова и другие отечественные лидеры образования 1980-х гг. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся С.Л. Соловейчик. Среди отечественных ученых, проявляющих интерес к интерактивному обучению в сотрудничестве, хочется отметить В.М. Букатову и А.П. Ершову [4, 7].
Одной из сущностей педагогики сотрудничества является коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика) под девизом: «Все творчески, иначе зачем?!», в деятельности участвует весь коллектив, что находит широкое применение в мультимедийных обучающих программах по английскому языку с использованием различных методических приемов, позволяющих проводить ознакомление, тренинги, мониторинг знаний и умений студентов в контексте формирования иноязычной профессиональной компетенции.
Формирование иноязычной профессиональной компетенции опирается на формировании коммуникативной компетенции на основе создания в учебном процессе варьирующих условий для делового тренинга.
Мы рассмотрим организацию учебного процесса для студентов факультета «География и геоэкология» по направлению подготовки «Туризм» (степень «Бакалавр») в форме занятия, основанного на имитации деятельности конкурирующих отечественных туристических компаний, рекламирующих свои услуги потенциальным иностранным партнерам.
Цель занятия - реализовать дидактические условия для обучения студентов конструктивно решать задачи по преодолению профессиональных проблем в межкультурном интерактивном контексте с учетом профессиональных иноязычных и коммуникативных компетенций [6].
Объект занятия - учебно-воспитательный процесс в высшей школе.
Инновационность - объединение современных методик и технологий для включения студентов в иноязычные профессиональные и коммуникативные ситуации, основанное на интеграции возможностей ИКТ.
Студенты разбились на группы-компании, выбрали маршруты, составили экскурсии и сделали презентации, позволяющие «партнерам» сделать свой выбор. Данная технология позволила студентам погрузиться в проблемно-поисковую, творческую деятельность (была проведена большая работа в Интернете, читались справочники, писались мини-сценарии, записывались презентации). Учебный процесс принял форму деловой игры, в которой участвовала вся группа; деление на актив и пассив исключалось. Также была использована технология «Аквариум» (чем-то сродни спектаклю), где преподаватель и несколько студентов выступили в роли экспертной комиссии, провели анализ проектов, сделали свои выводы, объяснив, на чем они основывались и чем они руководствовались при выборе того или иного проекта.
В результате из трех предложенных проектов был выбран Даргавс - селение в местности, заселенной с эпохи бронзы, с большим количеством археологических памятников, главной достопримечательностью которого является аланский некрополь «город мертвых» конца I тысячелетия, презентация которого в сокращенном виде представлена ниже.
В заключение хочется отметить, что использование технологии сотрудничества, объединенной с другими активными и интерактивными методами и технологиями (ролевая игра, деловая игра, презентация, аквариум) при обучении английскому языку значительно эффективнее, чем традиционные методы, хотя последние по-прежнему лидируют. Суть технологии сотрудничества заключается в погружении студентов в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для формирования общекультурных, профессиональных и коммуникативных иноязычных компетенций будущего конкурентоспособного специалиста на рынке индустрии туризма и способствует формированию следующих навыков: работать в коллективе; высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения; получать новые знания; общаться; эстетически воспринимать мир.
Технология сотрудничества при обучении английскому языку как методический прием принимает участие в формировании общего мировоззрения студентов в их профессиональном образовании, что является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в единстве его взаимосвязанных компонентов: образовательного, воспитательного, развивающего и практического.
Образовательный компонент: формирование речевых экспрессивно-лексических и грамматических навыков на коммуникативно-достаточном уровне; совершенствование умений и навыков говорения на социально-бытовые и профессиональные темы; формирование навыков и развитие умений в диалогической и монологической формах общения.
Воспитательный компонент заключается в формировании у студентов уважения и интереса к разным культурам и народам; воспитании культуры общения; поддержании интереса к обучению и формированию познавательной активности.
Развивающий компонент: формирование способности к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию; формирование способности владения культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умению логически верно, аргументированно и ясно строить речь; формирование готовности к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, толерантного отношения к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способности к межкультурным коммуникациям.
Практический компонент: формирование способности к письменной и устной коммуникации на иностранном языке, готовности к работе в иноязычной среде; формирование способности владения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; формирование навыков работы в профессиональной деятельности.
Современная система образования в высших учебных заведениях не имеет возможности индивидуального подхода ввиду многих обстоятельств, таких как жесткий учебный план, одинаковый для всех студентов, сокращение часов, преобладание форм и методов обучения, не оставляющих возможностей для творчества, слабая учебная мотивация студентов, случайность в выборе профессии. И, возможно, именно интерактивные методы обучения в сочетании с традиционными позволят сформировать активно-познавательную и мыслительную деятельность студентов, будут способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся, усилению мотивации к изучению предмета и созданию благоприятной атмосферы на занятии.
И, что немаловажно, использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает преподавателя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию.
Рецензенты:
Тахохов Б.А., д.п.н., профессор, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;
Райцев А.В., д.п.н., профессор. Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Блиева Ж.М. ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ДОСТОЙНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23408 (дата обращения: 06.02.2025).