В ХХI веке резко снизился уровень здоровья дошкольников, что связано не только с ухудшением социального благополучия населения России. Отклонения в зрении, осанке, психоневрологическом и иммунном статусах, диагностируемые в начале обучения, нарастают в связи с действием ряда факторов риска, обусловленных действием системы обучения. Чего стоит чрезмерная нагрузка, предусмотренная базисным учебным планом для детей, поступающих в начальную школу. Надо также учитывать еще и ту нагрузку, которую испытывают дошкольники, сидя у телевизоров и компьютеров. Кроме этих неблагоприятных моментов, есть и другие, отрицательно влияющие на функциональное состояние детей и их здоровье, в частности недостаточная двигательная активность, система обучения, не учитывающая возрастные и индивидуальные особенности детей, их здоровье, типы высшей нервной деятельности, типы латеральной организации и др. В дошкольном возрасте закладывается фундамент, который является своеобразным мостиком в формировании и понимании детьми здорового и активного образа жизни в младшем школьном возрасте. Дошкольный возраст является критическим периодом в жизни ребенка, так как на этапе первого детства происходят нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование ВНД. В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка.
С одной стороны, активность, любознательность, подвижность, а с другой - подвижность нервных процессов, подверженность инфекционным и простудным заболеваниям, аллергическим реакциям у детей дошкольного возраста являются важными предпосылками формирования здорового образа жизни, позволяющими знакомить и учить детей правильному отношению к своему здоровью и взаимодействию с окружающим миром. В то же время каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ [6].
Известно, что период дошкольного детства характеризуется интенсивными изменениями всех систем организма [5], обусловленными влиянием биологической программы развития, в том числе и изменениями данного показателя функциональной асимметрии [7, 8], обеспечивающего развитие бинокулярного зрения. В этом возрастном периоде закладываются базовые основы естественных локомоций, определяющих ход дальнейшего развития двигательной функции ребенка. Качественная реализация произвольных движений, в том числе и основных естественных движений, формирующихся в данном возрасте, с позиции уровневой теории управления движениями Н.А. Бернштейна, требует сформированности механизма управления движениями на уровне пространственного поля. Сенсорная коррекция этого уровня обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации [1].
Однако сенсорная коррекция тем лучше обеспечивается, чем более приспособлен к оценке пространства орган зрения, преимущественно определяющий и оценивающий качество этого пространства и степень соответствия реализуемого действия задуманному плану. Следовательно, качество реализации двигательного действия зависит от того, каким глазом контролируются ход и результат реализуемого движения.
Вместе с тем в физиологии остаются недостаточно изученными проблема становления латеральной доминантности органа зрения, а также влияние качества визирования, определяемое этой доминантностью, на согласованность компонентов произвольных движений у детей дошкольного возраста. Данная проблема приобретает особое значение для детей старшего дошкольного возраста, так как в этом возрастном периоде ребенок осваивает оптимальные способы реализации основных движений, позволяющие ему в будущем эффективно адаптироваться к окружающей среде обитания.
Как известно, ходьба - одно из первых движений, которыми овладевает ребенок после умения ползать. В ней участвует весь опорно-двигательный аппарат человека, одновременно в работу включается до 50% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы спины и живота, формируются мелкие мышцы стоп, вырабатывается правильная осанка. Кроме того, в ходьбе тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активнее происходит обмен веществ. Во время ходьбы у детей воспитываются согласованность движений, организованность, умение ориентироваться в разнообразных и часто меняющихся условиях [2, 3, 4].
Физиологическое значение ходьбы зависит от ее темпа и затраты энергии, при этом обычный, умеренный, бодрый темп ходьбы, вовлекая в активную деятельность большое количество мускулатуры, вызывает деятельную работу сердца и легких. Однако, несмотря на активную работу мышц, при условии определенной дозировки ходьба не утомляет ребенка. Это объясняется ритмичностью и автоматизмом ходьбы, чередованием в работе мышц моментов напряжения и расслабления, оптимальностью работы нервной системы. В то время как опорная нога выдерживает тяжесть всего тела и работает другая, отделяясь от земли, производит маятникообразное движение, и в работе ее участие незначительно.
Ребенок пятого года жизни, особенно в его второй половине, постепенно приобретает навык правильной осанки, большую согласованность движений рук и ног, большую свободу ориентировки в пространстве, изменении направления. Со временем под руководством воспитателя осуществляется переход к ходьбе, характерной для взрослого, с большей гибкостью стопы, увеличением ее разгибания. На шестом году жизни ходьба характеризуется более устойчивым и медленным по сравнению с предыдущей группой темпом, большей длиной шага, координацией рук и ног, хорошей осанкой, ориентировкой в пространстве, свободным изменением направления, преодолением препятствий. Все это связано с дальнейшим развитием ребенка, сознательным выполнением упражнений в процессе обучения, стремлением к лучшему качеству.
Приседания - одно из самых эффективных упражнений. Движение является многосуставным, вовлекает в работу большое количество крупных и мелких мышц. Практически все мышцы нижней части тела включаются в работу при выполнении упражнения. Различные варианты движения смещают акцент нагрузки на разные группы мышц. Также нагрузка приходится на мышцы брюшного пресса, разгибатели спины и некоторые другие мелкие мышцы ног и туловища.
При выполнении приседаний можно варьировать положение ног, но обычно рекомендуют ставить носки врозь, а ноги примерно на ширине плеч. Спина должна держаться прямо, не округляться, корпус нельзя слишком наклонять вперед; чтобы помочь держать спину прямо, рекомендуется смотреть прямо перед собой или немного вверх. Колени при вставании должны двигаться в одной плоскости с ногами, т.е. при вставании нельзя сдвигать колени внутрь или разводить их наружу.
Методы исследования
Исследование проводилось на базе лаборатории эргономической биомеханики Адыгейского государственного университета и дошкольного образовательного учреждения № 6 г. Майкопа на одних и тех же детях 5-6 лет. В эксперименте приняли участие 60 дошкольников. Дети в возрасте 6 лет занимались в подготовительной группе по традиционной системе обучения. Испытуемым было предложено последовательное выполнение движений (приседание, ходьба). Результаты кинематических характеристик регистрировались при помощи оптической системы трехмерного видеоанализа «Видеоанализ Статокин» компании Biosoft (Институт медико-биологических проблем Российской академии наук, разработчик Воронов). Аппаратно-программный комплекс был впервые использован для исследования кинематических характеристик движения в зависимости от способа визирования.
При изучении влияния латеральной доминантности органа зрения на изменение кинематических характеристик приседания и ходьбы у детей 5 и 6 лет можно измерить межзвеньевые углы в суставах. Для этого исследуемым предлагалось выполнять последовательно в одном темпе 4 приседания подряд с открытыми и закрытыми глазами, с закрытым правым и закрытым левым глазом.
Результаты исследования
По результатам исследования достоверных различий в изменении суставных углов, угловых скоростей и угловых ускорений при различных способах визирования у детей 5 и 6 лет обнаружено не было (р>0,05) (табл. 1, 2).
Таблица 1
Средние значения суставных углов в приседании у детей 5 лет (в радианах)
Способы визирования |
Тазобедренный сустав |
Коленный сустав |
Голеностопный сустав |
||||||
У |
УС |
УУ |
У |
УС |
УУ |
У |
УС |
УУ |
|
с открытыми глазами |
3,1± 0,07 |
0,3± 0,2 |
3,9± 3,4 |
2,7± 2,9 |
2,7± 1,5 |
16,8± 13,1 |
1,5± 0,2 |
0,8± 0,5 |
7,5± 5,6 |
с закрытыми глазами |
3,1± 0,07 |
0,3± 0,2 |
4,1± 3,3 |
1,9± 0,7 |
2,8± 1,6 |
17,6± 15,0 |
1,5± 0,2 |
0,8± 0,5 |
7,6± 6,04 |
с закрытым правым |
3,07± 0,06 |
0,4± 0,2 |
4,4± 2,9 |
1,9± 0,7 |
3,3± 2,4 |
20,0± 18,1 |
1,4± 0,2 |
1,3± 0, 7 |
10,4± 5,2 |
с закрытым левым |
3,09± 0,4 |
0,4± 0,3 |
4,4± 3,2 |
2,7± 0,2 |
1,4± 1,3 |
22,8± 19,7 |
1,7± 0,1 |
0,9± 0,8 |
7,6± 6,04 |
Примечание: У - суставные углы, УС - угловые скорости, УУ - угловые ускорения
Таблица 2
Средние значения суставных углов в приседании у детей 6 лет (в радианах)
Способы визирования |
Тазобедренный сустав |
Коленный сустав |
Голеностопный сустав |
||||||
У |
УС |
УУ |
У |
УС |
УУ |
У |
УС |
УУ |
|
с открытыми глазами |
3,1± 0,1 |
0,3± 0,2 |
3,8± 3,2 |
2,0± 0,7 |
2,5± 1,6 |
19,7± 18,2 |
1,4± 0,2 |
0,8± 0,6 |
10,9± 8,9 |
с закрытыми глазами |
3,2± 0,1 |
0,4± 0,3 |
6,2± 5,6 |
1,9± 0,7 |
2,7± 1,8 |
29,6± 32,1 |
1,5± 0,2 |
0,8± 0,5 |
11,3± 7,6 |
с закрытым правым |
3,1± 0,1 |
0,3± 0,2 |
4,5± 3,9 |
2,0± 0,7 |
2,6± 1,6 |
20,0± 17,9 |
1,4± 0,2 |
1,8± 0,5 |
9,7± 8,5 |
с закрытым левым |
3,1± 0,08 |
0,3± 0,2 |
3,6± 2,8 |
2,0± 0,7 |
2,5± 1,5 |
17,7± 15,1 |
1,6± 0,1 |
1,0± 0,8 |
9,4± 9,2 |
Примечание: У - суставные углы, УС - угловые скорости, УУ - угловые ускорения
Для определения изменений кинематических показателей суставных углов при выполнении ходьбы испытуемым 5-6 лет предлагалось выполнять последовательно 5 шагов с открытыми, закрытыми глазами, с закрытым правым и закрытым левым глазом. В результате исследования было выявлено, что при выполнении ходьбы у детей 5 и 6 лет показатели средних значений суставных углов, угловых скоростей и угловых ускорений с открытыми глазами, закрытыми глазами, с закрытым правым и закрытым левым глазом недостоверны (р>0,05) (табл. 3, 4).
С позиции уровневой теории организации движений Н.А. Бернштейна механизм управление ходьбой осуществляется на уровне пространственного поля при ведущей роли зрительной рецепции. Необходимо отметить, что к 5-6 годам двигательный навык ходьбы уже сформирован, двигательное действие доведено до автоматизма.
Таблица 3
Средние значения суставных углов в ходьбе у детей 5 лет (в радианах)
Способы визирования |
Тазобедренный сустав |
Коленный сустав |
Голеностопный сустав |
||||||
У |
УС |
УУ |
У |
УС |
УУ |
У |
УС |
УУ |
|
с открытыми глазами |
3,1± 0,1 |
0,4± 0,3 |
4,4± 3,4 |
2,7± 0,2 |
1,4± 1,3 |
21,03±18,6 |
1,8± 0,1 |
0,9± 0,7 |
18,3± 16,1 |
с закрытыми глазами |
3,1± 0,09 |
0,4± 0,3 |
3,8± 3,02 |
2,7± 0,2 |
1,3± 1,2 |
18,7± 16,7 |
1,7± 0,1 |
0,8± 0,6 |
19,1± 16,7 |
с закрытым правым |
3,09± 0,2 |
0,4± 0,3 |
4,6± 3,6 |
2,7± 0,3 |
1,4± 1,3 |
22,8± 19,7 |
1,7± 0,1 |
0,9± 0,8 |
19,9± 18,4 |
с закрытым левым |
3,09± 0,4 |
0,4± 0,3 |
4,4± 3,2 |
2,7± 0,2 |
1,4± 1,3 |
22,8± 19,7 |
1,7± 0,1 |
0,9± 0,8 |
19,9± 18,4 |
Примечание: У - суставные углы, УС - угловые скорости, УУ - угловые ускорения
Таблица 4
Средние значения суставных углов в ходьбе у детей 6 лет (в радианах)
Способы визирования |
Тазобедренный сустав |
Коленный сустав |
Голеностопный сустав |
||||||
У |
УС |
УУ |
У |
УС |
УУ |
У |
УС |
УУ |
|
с открытыми глазами |
3,1± 0,09 |
0,4± 0,2 |
3,3± 2,6 |
2,8± 2,6 |
1,1± 0,1 |
18,0± 16,3 |
1,6± 0,1 |
1,0± 0,8 |
21,8± 14,1 |
с закрытыми глазами |
3,2± 0,08 |
0,3± 0,2 |
3,4± 2,6 |
2,8± 0,2 |
1,2± 1,1 |
19,7± 17,1 |
1,7± 0,1 |
0,9± 0,7 |
18,6± 11,7 |
с закрытым правым |
3,1± 0,1 |
0,4± 0,3 |
4,6± 4,0 |
2,8± 0,1 |
1,2± 1,0 |
25,6± 23,1 |
1,7± 0,1 |
0,8± 0,7 |
20,9± 14,1 |
с закрытым левым |
3,1± 0,1 |
0,4± 0,2 |
3,4± 2,5 |
2,8± 0,1 |
1,1± 1,0 |
17,5± 15,0 |
1,6± 0,1 |
0,9± 0,8 |
20,2± 13,3 |
Примечание: У - суставные углы, УС - угловые скорости, УУ - угловые ускорения
В ходе эксперимента при выполнении приседания и ходьбы было установлено, что средние значения суставных ускорений и скоростей у детей 5 и 6 лет с открытыми глазами, с закрытыми глазами, с закрытым правым и закрытым левым глазами не наблюдается достоверных различий в движении головы, плечевого, тазобедренного, коленного, голеностопного и плюснефалангового суставов (р>0,05). Латеральная доминантность органа зрения не оказывает влияния на изменение кинематических параметров движения при выполнении приседания и ходьбы.
Таким образом, двигательные действия в условиях смены визирования позволяют заключить, что при формировании двигательного навыка механизм управления двигательной функцией ребенка реализуется при ведущей роли проприорецептивной чувствительности. Автоматическое выполнение двигательного действия приводит к преимущественному переключению информационного потока со зрительной рецепции на проприорецептивную. Значение зрительной рецепции велико в процессе становления двигательного умения, когда идет формирование двигательного образа. В дальнейшем по мере совершенствования, при переходе сознательного выполнения движений к автоматическому большую значимость приобретает проприорецептивная чувствительность.
Полученные результаты исследования позволяют сделать заключение, что у детей 5 и 6 лет способы латеральной доминантности зрения не влияют на изменение кинематических параметров суставных углов, ускорений и скоростей в приседании и ходьбе.
Рецензенты:
Румянцева Э.Р., д.б.н., профессор кафедры физиологии и спортивной медицины, заместитель директора по инновационной и научной работе Башкирского института физической культуры (филиал) ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Уфа;
Иванов А.Б., д.б.н., профессор, заведующий кафедрой нормальной и патологической физиологии медицинского факультета ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.
Библиографическая ссылка
Гучетль А.А., Чермит К.Д., Бгуашев А.Б., Коломийцева Н.С. ИЗМЕНЕНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ХОДЬБЫ И ПРИСЕДАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ДОМИНАНТНОСТИ ОРГАНА ЗРЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23403 (дата обращения: 16.02.2025).