В современном Российском обществе все большую актуальность приобретает проблема формирования компетенции специалистов различных отраслей в сфере интеллектуальной собственности (далее - ИС). Российские ученые и деятели интеллектуального труда испытывают серьезные затруднения в обеспечении защиты результатов своей инновационной деятельности. Многие из них не владеют основными понятиями в сфере ИС, не имеют навыков управления процессами охраны, использования и защиты результатов исследований и разработок в научно-технических организациях. Следовательно, не имеют опыт распоряжения ИС, в том числе передачи технологий. В результате наблюдается тотальная безграмотность отечественной интеллигенции в вопросах охраны интеллектуальных ресурсов. Данная ситуация объясняется во многом тем, что традиционно в системе российского образования, в том числе высшего, не было предусмотрено специального обучения основам ИС в рамках обязательных курсов, а проблема коммерциализации новых технических решений, результатов научной деятельности, в широких научных кругах не обсуждалась.
Сегодня Россия готовится вступить во Всемирную торговую организацию, в связи с этим существенные изменения претерпевает законодательная база и в сфере ИС. Значимость интеллектуального ресурса возрастает и может стать одним из ведущих ресурсов страны. В то же время статистика показывает, что примерно одна пятая часть патентов на изобретения в России выдается на имя иностранных заявителей и это число постепенно растет. Дальнейшее увеличение числа иностранных патентообладателей может привести к тому, что интеллектуальные ресурсы в нашей стране будут принадлежать иностранным государствам. Это значит, что и эксплуатация материальных объектов (технологических линий, различных коммуникаций), в которых воплощены объекты изобретений, косвенно тоже будет зависеть от иностранных фирм. От своевременной поставки деталей, материалов, сервисных услуг. Появляется угроза зависимости отечественной промышленности от иностранных фирм. В связи с этим разработка технологии обучения основам ИС в инновационной деятельности для широкого круга интеллигенции, включая молодёжь, приобретает значимость в плане развития государственной политики, в плане укрепления интеллектуального потенциала страны.
Понимая значимость сложившейся ситуации, Иркутский государственный технический университет при содействии областной администрации организовал работу региональной школы инновационного менеджмента. В связи с этим возникла необходимость в разработке учебно-методических комплексов по обучению различного контингента - студентов, преподавателей, научных работников, предпринимателей - основам ИС в инновационной деятельности. При финансовой поддержке университета была разработана новая технология обучения основам ИС в инновационной деятельности, автором которой является патентовед ИрГТУ Хмеленкова Лариса Викторовна.
Основная цель разработки состоит в распространении знаний об основных понятиях ИС, правовом регулировании отношений в сфере создания, правовой охраны и использования объектов ИС, в освоении умения оформлять на них правовые документы и защищать свои права, а также в повышении стимулов к развитию творческой деятельности российских изобретателей. Реализация поставленной цели представляется через организацию курса «Управление интеллектуальной собственностью» и предназначена для различного контингента, как студентов, так и научных работников, предпринимателей.
Новизна предложенной автором технологии заключается в использовании комиксов, сказочных персонажей, сюжетной линии изложения содержания, образных иллюстраций, схем, алгоритмов, игровых приемов, рассчитанных на мультимодальную подачу информации. Данный подход позволяет сделать доступным и интересным процесс освоения множества специфических терминов и определений, вести обучение в режиме «несерьезно о серьезном», способствовать реализации творческого потенциала обучающихся, прививать у них вкус к правовой защите результатов творческой деятельности. В процессе обучения предлагается также широко использовать современные средства информационных технологий: мультимедиа (презентации, графики, схемы, анимации и пр.), Интернет-ресурсы.
Реализация представленной технологии осуществляется поэтапно - от освоения основных понятий к овладению способами защиты прав ИС. На каждом этапе автором четко определены дидактические единицы, освоение которых является необходимым условием перехода к следующему этапу. По завершению каждого этапа автором предлагаются основные выводы, вопросы для проверки и самопроверки. Если обучающий затрудняется выполнить предложенные задания, ему рекомендуется повторно пройти данный этап.
На первом этапе обучения автор раскрывает роль ИС в современном мире, актуальность освоение знаний в этой сфере в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию. В качестве основных знаний обучающимся предлагается освоить понятие ИС, научить определять объекты ИС, причины возникновения правовой охраны объектов ИС в истории развития государств.
По итогам первого этапа у слушателей формируются представление о том, что новые идеи нуждаются в правовой защите. На втором этапе идет освоение правовой охраны изобретений, полезных моделей, товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения в Российской Федерации. Слушатели знакомятся с патентным законом РФ, соглашением ТРИПС, учатся, как правильно составить и подать заявку на патент РФ на изобретение, полезную модель, промышленный образец, как провести поиск по теме исследования, оценить патентную ситуацию на рынке какого-либо товара, продукта или оценить активность конкурентов. На третьем этапе идет осознание роли патентных исследований в создании конкурентоспособных разработок. Значимая роль отводиться освоению принципам коммерциализации новых технических решений. На четвертом, завершающем этапе, слушатели осваивают правовую основу защиты прав в области авторских и смежных прав в РФ, прав на программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем в РФ.
Предложенная автором технология требует учебно-методического обеспечения: готовится к изданию иллюстрированное учебное пособие с элементами комиксов для курса «Управление интеллектуальной собственности», электронная презентация к учебному пособию, методическое руководство для пользователей.
Библиографическая ссылка
Хмеленкова Л.В., Пуляевская О.В. НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=234 (дата обращения: 09.10.2024).