Обеспечение решения ряда комплексных задач позволит сгладить негативные последствия развития демографической ситуации и выйти на качественно новый уровень развития человеческого потенциала молодежи. На сегодняшний день меры государственной молодежной политики по росту охвата молодежи и её вовлечение в различные мероприятия являются недостаточными и требуют значительных совершенствований адекватных современному вызову со стороны социально-экономического состояния экономики России и внешнеполитической и экономической обстановки.
В сложившейся ситуации потенциал молодежи необходимо рассматривать как один из стратегических ресурсов регионального развития экономики. Следовательно, возникает ряд закономерных вопросов в связи с развитием такого ресурса:
- возможности и условия развития потенциала молодежи региона;
- определение социального самочувствия и ценностных ориентиров современной молодежи;
- образование как фактор развития инновационного потенциала молодежи;
- здоровье как основополагающий фактор саморазвитие молодежи;
- социальная активность молодежи и ее участие в социальном развитии региона;
- молодежная активность в политической жизни региона;
- экономические и социально-культурные возможности и ограничения мобильности современной молодежи;
- опыт и тенденции развития жизнедеятельности современной российской молодой семьи;
- информационное пространство как условие самореализации молодежи;
- занятость молодежи;
- развитие молодежной предпринимательской среды и предпринимательского мышления;
- региональные аспекты молодежного туризма.
Первоочередной задачей выполнения поставленных целей по совершенствованию молодежной политики региона является повышение эффективности использования поступающих в данную сферу ресурсов как государственных, так и частных.
Подходы к долгосрочному развитию государственной молодёжной политики в России закреплены распоряжении №2403-р от 29 ноября 2014 года «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики до 2025 года», а также стратегиями социально экономического развития федеральных округов. На региональном уровне молодежная политика регулируется законодательными актами органов власти субъектов и органов местного самоуправления. Во Владимирской области молодежная политика регулируется Закон Владимирской области от 07.05.2007 N 50-ОЗ "О молодежной политике во Владимирской области"[3]. Постановление Губернатора Владимирской обл. от 30.12.2005 N 788 "Об утверждении Положения о комитете по молодежной политике администрации Владимирской области" назначается государственный орган, отвечающий за разработку и осуществление государственной политики в сфере работы с молодежью по полномочиям, возложенным на администрацию Владимирской области [13]. Кроме целенаправленных региональных программ реализации молодежной политики, существуют отдельные мероприятия входящие в другие государственные программы Владимирской области, к примеру подпрограмма «Развитие потенциала молодежи» государственной программы «Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации во Владимирской области на 2014-2016 годы» [4].
Анализ законодательных и нормативных правовых актов молодежной политики Владимирской области позволяет сделать заключение о том что как правило, при разработке молодежной политики государственными органами использует программно-целевой метод планирования, а при его реализации сводится к функциональному подходу на уровне региональных органов государственной власти с провидением различных запланированных мероприятий.
С целью совершенствования государственной политик в области поддержки молодежи региона возможно использование различных инструментов и методов проектного управления:
1. Диаграмма Ганта используется для отображения структуры перечня работ по проекту, позволяющая наглядно отобразить необходимость синхронизации, последовательности в выполнении различных работ.
2. PERT анализ обеспечивающий оценку и анализ времени выполнения, трудозатрат и потребности в других ресурсах проекта, на основе соответствующих характеристик и зависимостей входящих в него задач. В особенности, анализа и оценки времени, которое требуется для выполнения каждой отдельной задачи, а также минимально необходимого времени для выполнения всего проекта.
3. Сбалансированная система показателей, используется как инструмент, связывающий конкретную стратегии с оперативной деятельности её исполнителей, применяется как в коммерческих, так и в некоммерческих и государственных структурах. Взаимоувязка происходит посредством декомпозиции стратегических целей на подцели и выявление показателей их достижения.
4. Метод дорожной карты, представляет собой инструмент краткосрочного или долгосрочного планирования [16]. На современном этапе развития технологий управления процессами метод дорожных карт является актуальным и, как правило, базовым инструментом стратегического планирования, как для отдельных предприятий [16], так и отраслей экономики [2], региональных социально-экономических систем [10]. Широкое распространение дорожные карты получили в развитых и развивающихся странах [15]. Это связано с тем, что на основе дорожных карт органы государственного управления получают ценную стратегическую информацию, хорошо структурированное видение меняющихся факторов, что позволяет принимать более обоснованные решения, выявлять стратегически важные узкие места, разрывы и неопределенности в области перспективных направлений развития. В связи с этим авторами предлагается использовать метод дорожных карт, как один из зарекомендовавших себя инструментов планирования развития сложных систем в долгосрочной перспективе.
В настоящее время разработка и использование дорожных карт становится важным и зачастую незаменимым инструментом стратегического планирования как для отдельных предприятий [2], так и отраслей [10], сфер деятельности, региональных экономических систем [15]. Широкое распространение дорожные карты получили в высокоразвитых и развивающихся странах [1]. Это связано с тем, что на основе дорожных карт органы государственного управления получают ценную стратегическую информацию, хорошо структурированное видение меняющихся факторов, что позволяет принимать более обоснованные решения, выявлять долгосрочные стратегически важные узкие места, разрывы и неопределенности в области перспективных направлений развития.
Как показывает анализ различных дорожных карт, в зависимости от контекста технологическая дорожная карта учитывает многообразие групп факторов: технологические приложения, достижения и инновации, потенциальные точки разрыва, шоки и риски, конкурентоспособность, инвестиции, финансы и планирование, временной график реализации, анализ критических траекторий, проектная интеграция, разрушающие технологии [9], что позволяет сконцентрировать внимание на долгосрочном планировании и улучшить взаимосвязи отдельных проектов и программ развития, и в целом повысить эффективность процессов управления социально-экономическим развитием.
В последнее время в России дорожные карты являются популярным инструментом реализации стратегических планов развития. В соответствии с Постановлениями правительства дорожные карты разрабатываются и используются для развития отдельных отраслей (например, информационных технологий, производства композитных материалов, сельского хозяйства и др. [11, 12]), регионов [7], в деятельности министерств и ведомств на различных уровнях управления.
Несмотря на большое количество разработанных дорожных карт эффективность их планирования и реализации остается на довольно низком уровне. Как отмечается в научной литературе отсутствует объективная гарантия того, что события пойдут в соответствии с запланированным сценарием [9]. По данным министерства экономического развития Российской Федерации, только 28 % запланированных мероприятий исполнено в полном объеме, 38 % - находится в процессе исполнения и 34 % мероприятий - не выполнено [14].
Как показывает анализ [11, 12] различных по содержанию и построению дорожных карт, в зависимости от контекста дорожная карта учитывает многообразие групп факторов: технологические приложения, достижения и инновации, потенциальные точки разрыва, шоки и риски, конкурентоспособность, инвестиции, финансы и планирование, временной график реализации, анализ критических траекторий, проектная интеграция, разрушающие технологии [7], что позволяет сконцентрировать внимание на долгосрочном планировании и улучшить взаимосвязи отдельных программ развития, и, в целом, повысить эффективность процессов управления, в том числе социально-экономическим развитием.
Методика построения дорожной карты формирования молодежной политики Владимирской области включает в себя 5 основных элементов:
1. Основные цели, а также показатели и задачи, достижение которых ведет к достижению этих целей и позволяет отслеживать реализацию дорожной карты.
2. Набор проектов и мероприятий, реализации которых обеспечивает достижение целевых показателей дорожной карты.
3. Распределение ответственности.
4. Учет требуемых для реализации мероприятий ресурсов и рисков.
5. Наблюдение и оценка параметров реализации мероприятий.
Ниже представлена разработанная авторами дорожная карта, включающая элементы, определенные во времени на период 2015-2019 годы (рисунок 1).
*МП – молодежная политика
Рис.1 . Дорожная карта формирования и реализации молодежной политики Владимирской области (разработана авторами)
При построении дорожной карты необходимо отметить ряд особенностей, присущих сфере реализации молодежной политики региона:
1. Влияние множества факторов на состояние молодежи, осложненная высокой степенью неопределенности их поведения.
2. Ограничения на возможности прогнозирования развития данной сферы.
3. Разнообразие направлений и сфер развития молодежи.
4. Постоянное развитие информационно-коммуникационных технологий распространения информации.
Основной целью дорожной карты является планирование комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий способствующих наиболее полной реализации потенциала молодых людей региона. Первоочередной задачей выступает вовлечение молодежи в социально-экономическую и политическую жизнь региона посредством проведения мероприятий органами государственной власти и общественными организациями по различным направлениям: здравоохранение, культура, наука и образование, физкультура и спорт, социальная защита, миграционная политика, молодежное предпринимательство. На следующем этапе дорожной карты реализации молодежной политики осуществляется через мероприятия структурированных в рамках проектов и программ с применением методов проектного управления. Применение методов проектного управления позволит снизить количество дублирований функций органов государственной власти и сформировать единых подход при реализации мероприятий, проектов и программ молодежной политики региона.
Наиболее важным элементом осуществления молодежной политики является оценка и учет потребностей в саморазвитии молодежи региона. Необходимым условием является создание механизма мониторинга динамики развития молодежной среды в регионе, позволяющей адекватно оценить ситуацию и обеспечить взаимодействие всех акторов молодежной политики региона.
Системное представление факторов и мероприятий формирования и реализации молодежной политики в регионе в виде дорожной карты, по мнению авторов, существенно повысит ее качество и результативность реализации.
Рецензенты:
Гойхер О.Л., д.э.н., профессор кафедры ЭСУ, ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир;
Лускатова О.В., д.э.н., заведующий кафедрой бухгалтерского учета, финансов и сервиса, ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир.
Библиографическая ссылка
Филимонова Н.М., Моргунова Н.В., Синявский Д.А., Синявская Д.М. ДОРОЖНАЯ КАРТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23373 (дата обращения: 19.04.2025).