Стремительное развитие экономической, социальной, духовной, политической сфер общественной жизни в XXI веке предъявляет к образованию особые требования. Подготовка будущего профессионала должна включать когнитивную составляющую, направленную на самореализацию и самоопределение личности, способной быстро реагировать и перестраиваться в связи с происходящими изменениями, и воспитательную основу, с мощным культурно-историческим содержательным ядром, призванную развить профессионально значимые качества будущего профессионала.
Однако на пути сохранения культурно-исторической основы воспитания стоит множество проблем: так, деформация исторической памяти в результате смены системы ценностей в обществе привела к тому, что связь между поколениями также деформировалась. [2,с.3] Трансформация молодежных ценностей (их дезориентированность, пассивная, зачастую равнодушная позиция молодого поколения ко всем ценностям, кроме материальных), иждивенческая позиция в отношениях со старшим поколением (родителями, педагогами), конфликты и отсутствие взаимопонимания между поколениями, пропаганда асоциальных идеалов и образцов в обществе, завышенный уровень притязаний молодежи в сочетании с не готовностью самостоятельно преодолевать трудности в личностном и профессиональном плане - представляют ту реальность, с которой приходится считаться современному преподавателю высшей школы.
Существующие проблемы в молодежной среде подталкивают к поиску дополнительных возможностей в воспитании будущих педагогов, в том числе и в процессе профессионального их становления. Профессиональное становление будущих педагогов прежде всего определяется системой знаний, обеспечивающих формирование профессионально целостной личности выпускника. При этом использование историко-биографического знания обладает большим воспитательным потенциалом в развитии профессионально значимых качеств личности.
В научных исследованиях раскрываются различные аспекты применения историко-биографического знания в направлениях использования: историко-математического содержания (Т.С. Полякова, Ю.А. Дробышев, С.В. Белобородова, О.А. Павлова, О.В. Головина и др.), историко-педагогического знания (Г.Б. Корнетов, С.В. Бобрышов, Н.С. Макарова, Э.В. Онищенко и др.), историко-научного содержания (Р.Н. Щербаков, Н.В. Кирюхина, О.В. Панферова и др.)
Понятие «знание» - это подтвержденный практикой результат познания действительности, итог познавательного процесса, приведшего к обретению истины. Оно демонстрирует обладание опытом и пониманием, позволяет осваивать окружающий мир. [5]
Историко-биографическое знание - это знание, содержащее накопленное веками жизнеописания известных и выдающихся людей (педагогов, психологов, математиков, физиков и др.), а также научно-педагогические стороны их жизни и деятельности, труды, обладающие воспитательными возможностями при их изучении и осмыслении; это знание, объединяющее опыт ученых, теоретиков и практиков, живших в разных странах и в разные эпохи.
Процесс использования историко-биографического знания включает ряд компонентов: цель, содержание, формы и методы, результат.
Изучение современных знаний невозможно без исторической связи. Цель использования историко-биографических знаний состоит в развитии профессионально значимых качеств будущих педагогов путем обогащения традиционного процесса профессионального обучения и воспитания материалами (заданиями, текстами, ситуациями, оценками), устанавливающим связь прошлого, настоящего и будущего, изучением генезиса понятий и законов, биографий известных личностей, придавая тем самым этому процессу персонифицированный характер.
Содержание образования обогащается фактами и догадками, анализом, сравнениями и обобщениями между идеями, событиями, оценками и их осмыслением, примерами решения трудных ситуаций (личных и профессиональных), стимулирует самостоятельную деятельность, самообразование, интеллектуальное и личностное развитие.
Информация о месте, где жили и работали выдающиеся личности, об особенностях среды (природной и социальной), об общественных нормах и социальных установках того времени, политической и экономической ситуациях в стране, событиях биографии, о трудных (переломных) моментах жизни и путях их преодоления, научных идеях, трудах, являющихся основой исторического наследия выдающихся личностей - составляет содержательно-смысловую основу процесса развития профессионально значимых качеств личности будущих педагогов.
Определение содержания образования, выбор форм и методов организации образовательного процесса с использованием историко-биографического знания, осуществляется с учетом ряда факторов: внешних (особенностей процесса профессионального воспитания в вузе, специфики изучаемых дисциплин, логики изучаемых вопросов) и внутренних (возрастных и индивидуальных особенностей студентов).
Ценностный подход изменяет характер взаимодействия педагога с воспитанником. В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки, а целый комплекс жизненно важных ценностей, формирование у него потребности присваивать их, жить ими [4].
Путь формирования ценностных ориентаций может выстраиваться не только от личной потребности к ценностной ориентации, но и наоборот: от восприятия чего-то или кого-то как ценности, достойного подражания, закладывая основы новой потребности, не существующей ранее. [9, с.263]
Тем самым предъявляя примеры личностей, добившихся успеха и известности в жизни и профессии, анализируя их ценностные ориентации, жизненные и профессиональные цели, будущие педагоги получают этически правильные примеры-идеалы (образцы). Контекст используемых историко-биографических знаний определяется учетом ценностных ориентаций человека - профессионала. Ценности знания, истины, творчества, познания, добра, профессионального долга и чести, верности, патриотизма, предъявляются студентам - будущим педагогам через биографии выдающихся людей и их профессиональную деятельность, связующих три временных измерения.
При этом в становлении личности профессионала в настоящем и в будущем, важную роль отводится актуальному социальному опыту, как опыту, который значим и востребован как в жизни общества, так и в личностном развитии в настоящий момент времени. [1] При этом для будущих педагогов особую важность представляет опыт педагогический, включающий ценностные ориентации, знания, умения, навыки педагога, полученный в результате практики. [6, с.47] Использование историко-биографического знания позволяет увидеть, распознать многообразие профессиональных ценностей, послуживших основой жизни и деятельности выдающихся личностей.
Процессу приобретения социально актуального опыта не противоречит идея сохранения «генетической памяти» - памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. [3, с.8] Советский и российский филолог, культуролог Д.С. Лихачев писал: «путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые, семейные, трудовые навыки, общественные институты... Память противостоит уничтожающей силе времени. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим».[3, с.8]
Меняется лишь целевое предназначение использования знаний из прошлого. Современной молодежи они необходимы не только как средство сохранения памяти прошлого, но и как средство активного личностного развития и творческой самореализации, способствующие приобретению опыта решения личностно-ориентированных и ценностно-значимых задач и проблем.
Формы и методы использования историко-биографического знания детерминируются видом деятельности педагога: преподавательской (в рамках изучения учебных дисциплин) и воспитательной (в рамках работы куратора).
Выбор форм и методов организации работы с будущими педагогами с использованием историко-биографического знания, ведется с учетом групп педагогических ценностей, выделенных И.Ф. Исаевым, и наполняется особым содержанием:
- ценностей-целей, раскрывающих смысл целей профессиональной деятельности изучаемой личности;
- ценностей-средств, раскрывающих значение средств достижения поставленных целей, осуществления профессиональной деятельности;
- ценностей-отношений, раскрывающих отношения изучаемой личности к профессиональной деятельности, к людям,
- ценности-знания, раскрывающие значения знаний в профессиональной деятельности изучаемой личности;
- ценности-качества, раскрывающие значение и смысл качеств личности ученого, педагога в профессиональной деятельности и профессиональной судьбе. [5,с.127]
Традиционные формы и методы, приемы организации работы в вузе (лекции и семинарско-практические занятия) чередуются с нетрадиционными (анализ воспоминаний об изучаемой личности, личных и официальных документов, научных трудов и фотографий, драматизация событий из жизни и профессиональной деятельности изучаемой личности, этическая оценка событий из биографии, графическое представление жизненного пути выдающейся личности, составление истории семьи и истории успеха в профессии, квест, метод решения конкретных ситуаций, организация просветительских встреч со студентами - будущими педагогами; использование студентами исследовательский методов педагогики, психологии, социологии, истории в рамках собственной научно-исследовательской деятельности и др.)
Целенаправленная деятельность по развитию профессионально значимых качеств личности будущих педагогов в процессе использования историко-биографического знания влияет на познание и их заинтересованность, а также структуру ценностных ориентаций. Направить развитие будущих педагогов путем самовоспитания, в ценностно правильном с профессиональной точки зрения направлении, - важный результат этой работы. [5,с.111]
Основанный на этически правильных образцах поведения выдающихся людей в различных жизненных и профессиональных ситуациях, процесс развития профессионально значимых качеств будущих педагогов приобретает профессионально-ценностную направленность в личностном и профессиональном их самоопределении [7].
По выражению А.А. Бодалева: «...развитие всех составляющих процесса развития людей, которые своими деяниями обогащали жизнь и культуру, дает очень значимую информацию для обучения, воспитания и профессиональной подготовки молодых специалистов с целью перевода ее на качественно более высокий уровень» [8,c.85].
Целостность и взаимосвязь выделенных компонентов использования историко-биографического знания делает процесс развития профессионально значимых качеств будущих педагогов эффективным и динамичным.
Рецензенты:Маслов С.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики КГУ им. К.Э. Циолковского, г. Калуга;
Хачикян Е.И. д.п.н., профессор, заведующая кафедрой литературы КГУ им. К.Э. Циолковского, г. Калуга.
Библиографическая ссылка
Прокофьева О.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23359 (дата обращения: 10.02.2025).