На протяжении последнего времени необходимость повсеместного внедрения альтернативных наказаний находила свое отражение на самых различных уровнях [2]. Не стала исключением и принятая 14 октября 2010 г. № 1772-р [3] Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция).
С принятием 27 декабря 2009 г. Федерального закона № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы», которым введено в действие наказание в виде ограничения свободы и в рамках реализации основных положений Концепции, для обеспечения дистанционного надзора за осужденными без изоляции от общества, а также снижения вероятности повторных преступлений уголовно-исполнительными инспекциями (далее - УИИ) с 2010 по 2012 г.г. поэтапно вводилась в эксплуатацию система электронного мониторинга подконтрольных лиц (далее - СЭМПЛ).
Функция по осуществлению контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений была возложена на УИИ ФСИН России федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в том числе, путем индивидуальной идентификации и проверки местонахождения в установленных местах (в том числе по сигналам GPS/ГЛОНАСС) постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 360 «О некоторых вопросах деятельности уголовно-исполнительных инспекций».
СЭМПЛ является информационной системой наблюдения и отслеживания созданной с целью осуществления мониторинга с использованием технологий GPS, ГЛОНАСС, средств телефонии, Интернета, специальных приемопередающих радиоустройств и индивидуальных средств идентификации лиц, имеющих ограничения свободы по решению суда.
Структура системы организована по иерархическому принципу, при котором сбор и обработка информации осуществляется на трех уровнях интеллектуальной компьютерной системы.
В настоящее время оборудование СЭМПЛ внедрено в деятельность УИИ всех территориальных органов ФСИН России [1], где используется для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы (в соответствии с частью первой статьи 60 УИК РФ, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2010 № 198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы»). Кроме того, в соответствии с ч. 10 ст. 107 УПК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2013 № 134 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений», СЭМПЛ применяется в отношении подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, в целях осуществления контроля за их нахождением в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений.
По состоянию на 01 июля 2015 на учетах УИИ состояло 7701 подозреваемых или обвиняемых, в отношении которых, судом была вынесена мера пресечения в виде домашнего ареста (АППГ - 5253). Оборудование СЭМПЛ применялось для контроля 5782 лиц, находящихся под домашним арестом, что составляет 75%.
В соответствии с Комплексным планом научного обеспечения деятельности ФСИН России на 2015 г. ФКУ НИИ ФСИН России был подготовлен аналитический обзор на тему «Эффективность СЭМПЛ при исполнении наказания в виде ограничения свободы, а также осуществлении контроля за подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста» [4].
Проведенное исследование практики использования и применения оборудования СЭМПЛ в деятельности УИИ при исполнении меры пресечения в виде домашнего ареста, позволяют на сегодня, сделать ряд выводов:
Применение оборудования СЭМПЛ снижает уровень повторной преступности среди подозреваемых или обвиняемых.
Для подозреваемых или обвиняемых, которым судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, применение технических средств контроля снижает склонность нарушать условия исполнения данной меры пресечения, запретов и (или) ограничений, наложенных судом. Так, в 2014 году в Российской Федерации уровень нарушений условий исполнения домашнего ареста, а также запретов и (или) ограничений, возложенных судом, у подозреваемых или обвиняемых, к которым применялся электронный контроль, составил 12,87 %. Для лиц, в отношении которым СЭМПЛ не использовалась, данный показатель равнялся 22,33 %.
Отмечается более высокий уровень замены меры пресечения в виде домашнего ареста на содержание под стражей у подозреваемых или обвиняемых, в отношении которых домашний арест исполнялся с использованием СЭМПЛ, по сравнению с аналогичными показателями у лиц, в отношении которых электронный контроль не осуществлялся: сравнительный анализ данных за 2014 год в отношении подозреваемых или обвиняемых, к которым применялись и не применялись средства электронного контроля, показал следующее: доля изменения меры пресечения в виде домашнего ареста для лиц, в отношении которых контроль осуществлялся с применением технических средств, на содержание под стражей равен 17,77 %, что на 1,58 % выше аналогичного уровня для лиц, в отношении которых электронный контроль не применялся.
Таким образом, при осуществлении контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста с применением системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, наблюдаются те же положительные тенденции, что и при исполнении уголовного наказания в виде ограничения свободы:
- более низкий уровень повторной преступности;
- более низкая склонность нарушать условия исполнения домашнего ареста, а также возложенные судом запреты и (или) ограничения;
- более высокий уровень изменения меры пресечения в виде домашнего ареста на содержание под стражей по сравнению с подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых СЭМПЛ не применялась [4].
В тоже время, в практической деятельности по применению и условиям исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста имеется множество пока еще неразрешенных вопросов.
Так, проведенный ФКУ НИИ ФСИН России опрос в 2015 году практических работников (начальников 80 УИИ территориальных органов ФСИН России) позволяет утверждать о том, что, несмотря, на имеющуюся результативность работы оборудования СЭМПЛ в осуществлении контроля за поведением осужденных, а также подозреваемых или обвиняемых в соблюдении установленных ими судом запретов и (или) ограничений, положительном влиянии на снижение уровня и динамику повторной преступности среди лиц, состоящих на учете УИИ, в целом эффективность данной системы пока еще не на достаточно высоком уровне, и требуют осуществления дальнейшей ее технической модернизации.
В числе основных причин недостаточно эффективного применения СЭМПЛ отмечаются такие, как проблемы, связанные с технической недоработкой средств контроля, что в свою очередь влияет на их дальнейший срок службы использования (при этом возникают частые поломки и скопления большого количества оборудования СЭМПЛ, требующего ремонта), отсутствием запасных расходных материалов, низким качеством программного обеспечения СЭМПЛ, увеличением количества ложных тревожных сообщений (вызванных недоработкой конструкции ремней и замков для ЭБ), невысоким уровнем подготовки сотрудников, выполняющих функции администратора и оператора системы, слабым уровнем организации самого мониторинга, иногда формальным подходом к применению СЭМПЛ и т.д.
В плане проведения модернизации оборудования СЭМПЛ необходимо отметить, что в первом квартале 2015 года всеми территориальными органами ФСИН России были получены модернизированные электронные браслеты, и в настоящее время УИИ активно их используют. Основное преимущество модернизированных электронных браслетов заключается в увеличении мощности встроенной аккумуляторной батареи, которой, как заявлено производителем, должно хватить на семь лет работы устройства, в отличие от трех лет работы предыдущей модели. Более того, в новой модели электронных браслетов полностью изменена конструкция крепления ремня и замка, благодаря чему производителям удалось исключить вероятность ложного срабатывания датчика целостности ремня.
В остальном, в том числе и по техническим характеристикам, модернизированные электронные браслеты практически идентичны моделям предыдущей версии и в полной мере позволяют сотрудникам УИИ эффективно осуществлять надзор и контроль за осужденными к ограничению свободы при помощи оборудования СЭМПЛ, а также контроль за лицами, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста [5].
Одной из следующих проблем, является взыскания материального ущерба с подозреваемого или обвиняемого в случаях повреждения (утрате) ими комплектующих частей оборудования СЭМПЛ.
В основном трудности взыскания материального ущерба с подозреваемого или обвиняемого в случаях повреждения (утрате) ими комплектующих частей оборудования СЭМПЛ возникают с теми лицами, у которых нет постоянного источника дохода, либо имущества, на которое может быть обращено взыскание.
В связи с этим, представляется целесообразным внести в действующее законодательство Российской Федерации поправки и изменения, предусматривающие материальную ответственность подозреваемого или обвиняемого, находящегося в качестве меры пресечения под домашним арестом, в случаях повреждения, уничтожения (утраты) применяемых к ним аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля.
Таким образом, сделанные выводы и предложения по решению проблемных вопросов возникающих при исполнении меры пресечения в виде домашнего ареста, позволят оптимизировать применение электронных средств мониторинга, имеющихся в распоряжении УИИ и более качественно исполнять служебные задачи, поставленные перед пенитенциарной системой России.
Рецензенты:
Спасенников Б.А., д.ю.н., профессор, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва;
Дворянсков И.В., д.ю.н., доцент, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва.
[1]За исключением ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю, где в рамках переходного периода и адаптации, данная работа ведется в плановом режиме.
Библиографическая ссылка
Габараев А.Ш., Новиков А.В. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23352 (дата обращения: 19.04.2025).