Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ О РЕЛИГИИ И МОТИВАХ ОБРАЩЕНИЯ К НЕЙ

Семенова Л.Э. 1 Чевачина А.В. 1 Семенова В.Э. 2
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
2 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
В статье обсуждается один из аспектов проблемы восприятия религии современной российской молодежи в гендерном измерении. На основе результатов проблемно ориентированного интервью с девушками и юношами – учащимися высших и средне специальных учебных заведений предпринимается попытка ответа на вопрос о месте религии в жизни наших соотечественников и ее функциях в современном российском обществе. На конкретных фактических данных показана гендерная специфика представлений современной молодежи о религии и типичных мотивах обращения к ней, а также содержательных характеристик образа истинно верующего человека. Установлены некоторые гендерные различия и гендерное сходство во взглядах и оценках учащейся молодежи, касающихся религии. В числе первых из них преобладание у девушек мнения о склонности людей искать в религии средство утешения и поддержки, с одной стороны, и ее значимости в жизни современного человека, с другой; наличие у юношей представлений о связи религиозности с чувством страха человека и вместе с тем большего скептицизма по поводу существования истинно верующих людей. Среди сходства мнений девушек и юношей обнаружены представления о влиянии религии на душевное спокойствие и презентация близких по описанию образов истинно верующего человека. При этом также констатирован факт псевдо религиозности большинства испытуемых женского и мужского пола и наличия у многих из них эгоистичной религиозной мотивации.
религия
верующий человек
мотивы обращения к религии
учащаяся молодежь
1. Антипов М.А., Исполатова А.А. Нравственная деградация как актуальная проблема современного общества // Социосфера. – 2012. – №2. – С. 11-13.
2. Грановская Р.М. Психология веры. – СПб.: Питер, 2010. – 480 с.
3. Петров В.П. Философия: курс лекций. – Н.Новгород: Вектор ТиС, 2010. – 440 с.
4. Шустова Н.Е., Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация молодежи и отношение к социальным нормам // Психологический журнал. – 2007. – №1. – С. 46-57.
5. Юревич А.В., Ушаков Д.В. Нравственность в современной России [Электронный ресурс] // Психологические исследования. – 2009. – №1(3): URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 13.06.2015)

Современная наука определяет религию как один из типов мировоззрения, сущность которого состоит в объяснении мира и места человека в нем [3]. Кроме того, религия - это также одна из форм общественного сознания, а значит, она выступает в качестве структурного элемента духовной сферы жизни общества, культивирующего и воспроизводящего идеи и ценности, играющие значительную роль в сфере социальных отношений и становлении личности. Установлено, что приверженность человека к религии формируется в процессе социализации, который в данном случае можно назвать духовным производством. При этом сами религиозные ценности и идеи направлены на удовлетворение весьма разнообразных потребностей личности, среди которых потребности в развитии сознания, мировоззрения, духовных качеств, а также в защите, безопасности и т.п. Иными словами, во все времена религия была неотъемлемой частью культурной жизни, неразрывно связанной с феноменом веры, действие которой оказывает существенное влияние на всю внутреннюю организацию человека - его мысли, чувства, установки и на их отражение во внешней активности - его деятельности и поведении [2]. Однако на сегодняшний день в условиях постиндустриального общества, которое стремится отойти от традиционного уклада жизни, а также при повсеместном распространении прагматических ценностей и одновременном падении духовно-нравственной культуры [1; 4; 5 и др.], становится актуальным вопрос о месте религии в жизни современных россиян и, в частности, молодежи - главных носителей новых постиндустриальных ценностей.

Для ответа на этот вопрос мы провели собственное эмпирическое исследование, посвященное сравнительному изучению содержательных представлений девушек и юношей о религии и мотивах обращения к ней, как показателя характера религиозности молодого поколения российских граждан. В нем принимали участие 106 учащихся высших и средне специальных учебных заведений г. Н.Новгорода, среди которых 62 девушки и 44 юноши 18-22 лет.

В качестве основного метода исследования было использовано проблемно ориентированное интервью, включающее следующие вопросы: «Что, на Ваш взгляд, побуждает людей обращаться к религии?»; «Что может дать человеку религия?»; «Какое место в жизни современного человека занимает религия?»; «Когда обычно человек обращается к Богу, вспоминает о нем?»; «Какого человека Вы можете назвать истинно верующим?»; «Считаете ли Вы себя истинно верующим человеком? Почему?»; «Обращались ли Вы к Богу? В каких ситуациях?». Обработка данных интервью проводилась с помощью процедуры открытого кодирования, предполагающей распределение всех ответов по смысловым категориям с их дальнейшим подсчетом. При этом достоверность гендерных различий определялась по критерию углового преобразования Фишера. В сборе и обработке данных принимала участие выпускница Мининского университета Рыжова (Гнидина) Е.Ю.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты ответов испытуемых на первый вопрос интервью относительно их представлений о мотивах обращения людей к религии проиллюстрированы в таблице 1.

Таблица 1

Гендерная специфика каузальной атрибуции обращения к религии

Категории

Девушки

Юноши

Критерий Фишера (φ*)

Кол.

%

Кол.

%

Жизненные трудности

17

15,7

6

7,7

1,65 (р ≤ 0,05)

Необходимость в защите, помощи

17

15,7

4

5,1

2,01 (р ≤ 0,05)

Надежда на лучшее

22

20,4

12

15,3

1,25

Нерешительность, неуверенность

9

8,3

7

9

0,44

Искренняя вера в Бога

8

7,4

8

10,2

0,90

Поиск гармонии в себе

6

5,6

7

9

1,00

Необходимость верить

6

5,6

3

3,8

0,71

Одиночество

6

5,6

---

---

1,32

Социальная идентичность

5

4,6

6

7,7

0,95

Разочарование, утрата смысла жизни

5

4,6

3

3,8

0,52

Поиск ответов

3

2,8

2

2,6

0,23

Мода

1

0,9

5

6,4

1,31

Глупость

1

0,9

2

2,7

0,71

Сверхъестественные, необъяснимые ситуации

2

1,9

2

2,6

0,69

Страх

---

---

8

10,2

1,95 (р ≤ 0,05)

Благодарность

---

---

2

2,6

0,86

Искупление грехов

---

---

1

1,3

0,60

108

 

78

 

 

Итак, сопоставив ответы испытуемых женского и мужского пола, мы обнаружили, что девушки в качестве центральных мотивов обращения к религии чаще других называли жизненные трудности, необходимость в защите и помощи, безысходность и надежду на лучшее, тогда как юноши, в свою очередь, прежде всего, - страх, искреннюю веру в Бога и безысходность. При этом по ряду категорий нами были зафиксированы достоверно значимые гендерные различия (р≤0,05), а именно: относительно жизненных трудностей и необходимости в помощи и защите (в пользу девушек) и относительно страха (в пользу юношей). Кроме того, говоря о возможных причинах обращения к религии, в отличие от юношей девушки ссылались на одиночество, а испытуемые мужского пола по сравнению с респондентками на порядок чаще приписывали их моде. Иными словами, в плане каузальной атрибуции обращения людей к религии в содержании представлений современной молодежи имеет место некоторая гендерная специфика.

Далее обратимся к ответам испытуемых на вопрос о том, что именно может дать человеку религия, количественное соотношение которых зафиксировано в таблице 2.

Таблица 2

Гендерная специфика смысловой интерпретации влиянии религии на человека

Категории

Девушки

Юноши

Критерий Фишера (φ*)

Кол.

%

Кол.

%

Надежда

20

22,4

13

19,4

0,87

Уверенность и спокойствие

20

22,4

15

22,3

0,08

Вера как таковая

13

14,6

4

6

1,63

Гармония внутреннего мира и совершенство в духовной сфере

10

11,2

9

13,4

0,76

Цель и смысл жизни

9

10,5

7

10,4

0,16

Вера в людей и отношения с ними

5

5,6

2

3

0,83

Помощь и поддержка

2

2,2

4

6

0,70

Социальная идентичность

2

2,2

2

3

0,45

Ответы на разные вопросы

4

4,4

5

7,5

0,91

Самооправдание

1

1,1

---

---

0,53

Сила

---

---

4

6

1,31

Спасение

1

1,1

---

---

0,53

Страх перед Богом

2

2,2

2

3

0,45

89

 

67

 

 

Как можно видеть из данных таблицы 2, самыми популярными вариантами ответов у испытуемых оказались «надежда», «уверенность и спокойствие», а также, хотя и значительно реже, - «гармония внутреннего мира и совершенство в духовной сфере», «цель и смысл жизни». При этом у девушек к перечисленному списку еще прибавляется категория «вера как таковая», по которой намечается тенденция гендерных различий. Однако, что касается достоверно значимых гендерных различий в смысловой интерпретации характера влияния религии, то их обнаружить не удалось.

Рассуждая на третий вопрос интервью о месте религии в жизни современного человека, большинство наших испытуемых разошлись во мнениях, и к тому же затруднились с однозначным ответом. Так, одни из них были склонны подчеркивать первоочередную, важнейшую роль религии, настаивали на факте ее возрождения в российском государстве, другие - напротив, признавали ее несущественной, говорили о прагматизме своих соотечественников, об утрате популярности религии в обществе XXI века, наконец, были и такие, кто считал, что «это место для каждого свое». И все же нами было установлено, что именно девушки гораздо чаще склонны отводить религии центральное место в жизни современного человека, нежели юноши (гендерные различия статистически значимы: φ=1,69 при р≤0,05).

Количественное соотношение всех полученных от испытуемых ответов относительно условий и ситуаций, при которых человек обычно обращается к Богу, нашли свое отражение в таблице 3.

Таблица 3

Гендерная специфика атрибуции ситуаций и условий обращения человека к Богу

Категории

Девушки

Юноши

Критерий Фишера (φ*)

Кол.

%

Кол.

%

Жизненные трудности

42

54,5

24

52,2

0,72

Просьбы о помощи

10

13

7

15,1

0,69

Безысходность

7

9,1

4

8,7

0,29

Последняя надежда только на Бога

10

13

4

8,7

1,00

Чувство благодарности

2

2,6

1

2,2

0,29

Переживания радости счастья

5

6,5

4

8,7

0,70

Солидарность с другими

1

1,3

---

---

0,54

Религиозные праздники

---

---

1

2,2

0,70

Обвинение Бога

---

---

1

2,2

0,70

77

 

46

 

 

Из представленной таблицы можно видеть, что относительно специфики атрибуции основных условий и ситуаций обращения человека к Богу, достоверно значимые гендерные различия отсутствуют, и это позволяет нам констатировать факт сходства мнений девушек и юношей. Однако в то же время полученные нами данные свидетельствуют о том, что преобладающим у наших испытуемых типом атрибуции является акцент на жизненных трудностях человека.

Обнаруженная нами вариативность представлений об истинно верующем человеке участников исследования зафиксирована в таблице 4.

Таблица 4

Образ истинно верующего человека в представлениях девушек и юношей

Категории

Девушки

Юноши

Критерий Фишера (φ*)

Кол.

%

Кол.

%

Посещающий церковь

13

17,3

4

8,3

1,55

Часто обращающийся к Богу

3

4

1

2,1

0,65

Соблюдающий религиозные обычаи и обряды

16

21,4

14

29,3

1,42

Служитель церкви

6

8

1

2,1

1,20

Безгрешный

6

8

4

8,3

0,25

Бескорыстно любящий Бога

18

23,9

11

22,8

0,54

Религиозно воспитанный

3

4,1

---

---

1,34

Порядочный и добрый

1

1,3

5

10,4

1,56

Пожилой

4

5,3

1

2,1

0,84

Отсутствие истинно верующих людей

5

6,7

7

14,6

1,42

75

 

48

 

 

Итак, согласно точке зрения девушек, истинно верующий человек - это, прежде всего, тот, кто соблюдает религиозные обычаи и обряды, посещает церковь и искренне любит Бога. В свою очередь, по мнению юношей, верующий человек также непременно соблюдает религиозные обряды, бескорыстно любит и восхваляет Бога и при этом еще, как правило, отличается порядочностью и добротой. К тому же в отличие от девушек именно испытуемые мужского пола несколько чаще говорили об отсутствии среди современников по-настоящему верующих людей, подчеркивая их псевдо веру, веру из корыстных соображений. Однако в целом достоверно значимые гендерные различия у наших респондентов зафиксированы не были. В исследовании была обнаружена только намечающаяся тенденция к ним, которая, в частности, наблюдается по категориям «посещение церкви» (в пользу девушек) и «порядочность, доброта» (в пользу юношей).

Особо подчеркнем, что подавляющее большинство наших испытуемых (56,5% девушек и 57,5% юношей) не считают себя верующими людьми, тогда как причисляют себя к данной группе всего 32,3% девушек и 25% юношей, а все оставшиеся затруднились с ответом. На этом фоне достаточно любопытными нам показались сообщения очень многих испытуемых о том, что в своей жизни они тоже обращались к Богу (83,3% девушек и 77,3% юношей), и происходило это при следующих обстоятельствах (таблица 5).

Таблица 5

Обстоятельства личного обращения к Богу девушек и юношей

Категории

Девушки

Юноши

Критерий Фишера (φ*)

Кол.

%

Кол.

%

Жизненные трудности

28

45,9

18

41

1,04

Безысходность

5

8,2

2

4,5

0,89

Просьба о помощи себе

11

18

6

13,6

0,98

Просьба о помощи близким

4

6,6

3

6,8

0,20

Благодарность

7

11,5

7

15,9

0,98

Вопрос

1

1,6

1

2,3

0,38

Разные жизненные ситуации

5

8,2

7

15,9

1,35

61

 

44

 

 

Зафиксированные в таблице 5 данные наглядно свидетельствуют о том, что принципиальных различий в сообщаемых обстоятельствах личных обращений к религии и Богу у испытуемых женского и мужского пола не наблюдается. Все они примерно в равной степени, в первую очередь, упоминают о жизненных трудностях и, напротив, реже других называют мотив обращения к Богу с просьбой о помощи близким людям. Заметим, что последний факт позволяет нам считать религиозную мотивацию современной молодежи не столько альтруистичной, сколько эгоистичной.

Заключение

Итак, как показало выполненное нами исследование, в системе субъективных представлений современной молодежи о религии и мотивах обращения к ней имеются как гендерные различия, так и гендерное сходство. В числе наиболее выраженных гендерных различий нами были установлены следующие особенности: значительное преобладание у девушек представлений о склонности людей искать в религии средство утешения и поддержки в трудных жизненных ситуациях и, как следствие, обращение к Богу в сложившихся обстоятельствах с просьбами о помощи и защите; наличие исключительно у юношей мнения о тесной связи религиозности человека с чувством страха, а у девушек - представления о религии как компенсации одиночества; оценка преимущественно девушками религии как значимого аспекта жизни современного человека, а веры как таковой в качестве важного последствия ее влияния; демонстрация юношами гораздо большего скептицизма по поводу существования истинно верующих людей и одновременно более частое по сравнению с девушками приписывание истинно верующему человеку нравственных качеств (порядочность, доброта и т.п.). Однако в абсолютном большинстве случаев нами были обнаружены схожие точки зрения девушек и юношей относительно роли религии, мотивов обращения к ней и образа истинно верующего человека. Так, испытуемые женского и мужского пола практически одинаково часто говорят о возможности религии давать человеку надежду на лучшее и душевное спокойствие, т.е. о функции эмоциональной стабилизации, и чуть реже называют смысловую функцию. Кроме того, девушки и юноши рисуют в целом очень схожие портреты истинно верующего человека, в которых преобладают такие характеристики, как любовь к Богу и строгое соблюдение религиозных обрядов. При этом лично себя больше половины опрошенных истинно верующими не считают, хотя многие из них признаются в том, что им е приходилось обращаться к Богу, как правило, в трудных жизненных ситуациях. И наконец, практически никто из наших испытуемых в своих размышлениях не подчеркивал мировоззренческую функцию религии, в основном делая акцент на функциях защиты и поддержки.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что, несмотря на достаточно активную пропаганду религии и участие в светской жизни современной России религиозных деятелей, студенческая молодежь большей своей частью является псевдо религиозной, приписывающей в качестве мотивов обращения к религии корыстные соображения граждан, их потребность в помощи и защите в трудных жизненных ситуациях.

Рецензенты:

Сачкова М.Е., д.псх.н., доцент, профессор кафедры теоретических основ социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, г. Москва;

Минькова Е.С., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики Нижегородского филиала Гуманитарного института, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Семенова Л.Э., Чевачина А.В., Семенова В.Э. ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ О РЕЛИГИИ И МОТИВАХ ОБРАЩЕНИЯ К НЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23343 (дата обращения: 21.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074