Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ахмедова А.М. 1 Шигапова Э.Д. 1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет
Проведен анализ форм и методов организации учебной деятельности студентов, применяемых при изучении учебного модуля «Проектирование обучения физике с использованием информационно-коммуникационных технологий», разработанного в рамках образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Физико-математическое образование, физика), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия. Рассмотрены образовательные технологии подготовки к профессиональной деятельности будущих учителей физики, способных к творческому осмыслению, анализу и применению современных педагогических и информационных технологий, владеющих методикой решения экспериментальных физических задач. На наш взгляд, задача подготовки учителей физики готовых работать в условиях нового ФГОС и реализовывать новые взгляды на построение учебно-воспитательного процесса требует от современного высшего профессионального образования высокой мобильности, приоритета активных и интерактивных методов обучения, возможности сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
электронный образовательный ресурс
формы обучения
образовательные технологии
подготовка учителя физики
сетевое взаимодействие
учебный модуль
1. Аганов А.В. Педагогическая технология и модульное обучение как факторы развития высшего педагогического образования / А.В. Аганов, Л.А. Нефедьев, Э.И. Низамова, Г.И. Гарнаева // Казанский педагогический журнал. – 2015. – №3 (110). – С.10-23.
2. Ахмедова А.М. Особенности реализации модуля «Проектирование обучения физике с использованием информационно-коммуникационных технологий» в условиях сетевого взаимодействия / А.М. Ахмедова, Э.Д. Шигапова, О. А. Матвейчева, А.И. Фишман // Казанский педагогический журнал. – 2015. – №3 (110). – С.54-57.
3. Гончарова Г. В. Использование современных информационных технологий в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/28-1-0-799 (дата обращения: 04.03.10).
4. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование Издатель ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Н.Э. Баумана". [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/172651.html (дата обращения: 04.04.11).
5. Ивлева Т. Н. Интерактивные методы обучения в организации самостоятельной работы студентов / Т. Н. Ивлева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств Выпуск№ 21 / 2012
6. Сафонова Т.Н. Интерактивные образовательные технологии // Региональная научно-практическая Интернет – конференция «Современные подходы к организации учебного процесса», 20 февраля 2014 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lfostu.ucoz.ru/publ/sovremennye_podkhody_k_organizacii_uchebnogo_process/1_vedushhie_sovremennye_podkhody_v_sisteme_rossijskogo_obrazovanija/interaktivnye_obrazovatelnye_tekhnologii/35-1-0-303 (дата обращения: 1702.14).
7. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. - Том 2. / Под общ. ред. Л.И.Семиной. - М.: Изд-во «Бонфи», 2002. - 408 с.
8. Фишман А.И. Новые подходы в обучении физике с использованием современных информационно-коммуникационных технологий / А.М. Ахмедова, Э.Д. Шигапова, О. А. Матвейчева, А.И. Скворцов, А.И. Фишман // Казанский педагогический журнал. – 2015. – №3 (110). – С.24-28.
9. Шигапова Э.Д. Возможности использования образовательных ресурсов Интернет при организации сетевого взаимодействия/ А.М. Ахмедова, Г.З. Хабибуллина, Э.Д. Шигапова / «Роль и место информационных технологий в современной науке» сб. статей Международной научно-практической конференции (15 сентября 2015 г., г. Самара). - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. – С.82-84.

Переход к новому ФГОС школьного и профессионального образования ориентирует на то, что выпускник педагогического вуза должен быть подготовлен к более широкой сфере профессиональной деятельности, включающей не только преподавание учебного предмета, но и проведение исследовательской работы, самостоятельную разработку и внедрение новых активных методов обучения и образовательных технологий, отвечающих актуальным потребностям образовательного учреждения.

Анализ научно-педагогической литературы и Интернет-источников по проблеме подготовки педагогических кадров показал, что объективные потребности общества задают актуальность широкого внедрения в сферу образования личностно ориентированных развивающих технологий. В соответствии с этим, инновации в образовании связывают с интерактивными методами обучения, которые предусматривают, в отличие от традиционных, взаимодействие не только преподавателя со студентом, но и студентов между собой (Рис.1) [4].

Рис.1 «Схема интерактивного обучения»

При взаимодействии друг с другом в ходе интерактивного обучения между участниками образовательного процесса происходит обмен информацией, совместное решение проблем, моделирование ситуации, оценивание действия других и своего собственного поведения, погружение в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы [6]. Таким образом, в условиях сетевого взаимодействия студент получает возможность построения собственной образовательной траектории, что превращает его из пассивного участника образовательного процесса в активного [9]. В связи с этим, задачей ВУЗа становится предоставление студенту максимально широкого спектра образовательных модулей, отвечающих его внутренним потребностям и ожиданиям заказчика.

При выполнении государственного контракта «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - физико-математическое образование, физика), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия» нами был разработан и апробирован модуль «Проектирование обучения физике с использованием информационно-коммуникационных технологий» [1].

Данный модуль нацелен на подготовку студентов к профессиональной деятельности учителя физики, который владеет навыками анализа и применения современных педагогических и информационных технологий, методикой решения экспериментальных физических задач, а в идеале учителя способного к формированию новой образовательной платформы по физике [8].

Изучение модуля начинается с дисциплины «Информационные технологии в инновационной педагогической деятельности». Она знакомит студентов с различными ЭОР представленными на образовательном рынке и учит их выбирать наиболее эффективный продукт, а также формирует базу для изучения остальных дисциплин модуля: «Проектирование учебной работы с использованием видеозадач» и «Мультимедийный телеметрический практикум по физике».

Потенциальный учитель физики должен не только знать, но и иметь определённый опыт владения эффективными средствами взаимодействия с учащимися, разнообразными методическими навыками. Для этого занятия при изучении дисциплин модуля организуются в таких формах интерактивного обучения как: игровые (ролевая, ситуационная, деловая и др.); дискуссионные (кейс-метод, эвристическая беседа, анализ ситуаций, дебаты, лекция-диалог, диспут и др.); творческие (мозговой штурм, банк идей); проектировочные (проекты, инсценировки и др.); информационно-компьютерные (видеоконференция, вебинар, дистанционное образование и др.) [2]. В ходе диалогового обучения студенты имеют возможность рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, учатся критически мыслить, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссии, взвешивать альтернативные мнения, общаться с другими людьми и др. [3]. Используя различные методы и приемы решения видеозадач и выполняя работы мультимедийного практикума на практических и лабораторных занятиях, у студентов должны сформироваться определенные умения и навыки проектирования педагогической деятельности: подготовки и проведения уроков физики, организации внеурочной деятельности исследовательского характера, подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ с использованием электронных образовательных ресурсов в условиях сетевого взаимодействия.

Одна из основных задач модуля - формирование умения работать в группе в сетевом взаимодействии, поэтому индивидуальные формы усвоения дисциплины не рекомендуются. Индивидуальные различия студентов следует учитывать при формировании групп таким образом, чтобы временный коллектив объединял самых разных по уровню подготовки и степени заинтересованности студентов.

Для организации групповой деятельности преподаватель должен:

1. При подготовке занятия спланировать:

  • как организовать рабочее пространство в учебной аудитории;
  • какое количество студентов должно быть группе;
  • кто должен входить в каждую группу;
  • как распределить роли участников;
  • как обеспечить условие положительной взаимосвязи;
  • какие материалы подготовить и когда раздать.

2. Дать задание учащимся:

  • объяснить содержание и цель работы;
  • описать способ индивидуальной оценки работы;
  • задать условия для возникновения эффективных групп;
  • задать условия успешного выполнения работы;
  • описать ожидаемое поведение участников.

3. Контролировать ход работы групп:

  • оперативно помогать группам и участникам по мере необходимости;
  • вести оперативный учет работы членов групп;
  • следить за соблюдением трудовой и производственной дисциплины.

4. Организовать рефлексию, в ходе которой члены групп:

  • вспоминают выполнявшиеся в группе действия;
  • определяют, что в следующий раз надо сделать так же, а что изменить;
  • принимают план совершенствования работы группы и ее членов [7].

Для оценки результатов освоение учебного модуля «Проектирование обучения физике с использованием информационно-коммуникационных технологий» нами были разработаны критерии оценки степени сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, приведенные в таблице 1.

Таблица 1

Контроль и оценка результатов освоения учебного модуля

Результаты

(освоенные компетенции)

Критерии оценки степени сформированности компетенции

Формы и методы контроля и оценки

Способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве

ОК-3

Граничный. Владеет понятийным аппаратом, строит логические рассуждения и делает выводы.

Самостоятельно осуществляет поиск естественнонаучной информации, используя различные источники

Коллоквиум

Тестирование

Устный опрос

Защита проекта

Публичная защита решения кейса

Экзамен

Достаточный. Применяет естественнонаучные и математические знания в своей педагогической деятельности.

Распознает в эксперименте физические явления и физические законы, описывающие причинно-следственные связи между измеряемыми величинами.

Высокий. Анализирует применяемые в обучении ЭОР с точки зрения необходимости их использования, научной и методической содержательности.

Способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия

ОК-5

Граничный. Демонстрирует умение работать индивидуально и в группе.

Ролевая игра

Публичная защита решения кейса

Коллективная игра

Защита проекта

Отчет по лабораторной работе

Достаточный. Формулирует, аргументирует и отстаивает своё мнение, терпимо относясь к чужой деятельности и точке зрения.

Принимает взвешенное решение на основе целей и интересов команды.

Высокий. Адаптирует свои знания, навыки, умения интересам команды.

Владением основами профессиональной этики и речевой культуры

ОПК-5

Граничный. Демонстрирует грамотное применение физической терминологии.

Коллоквиум

Защита проекта Публичная защита решения кейса

Ролевая игра

Коллективная игра

 

Достаточный. Ясно и четко комментирует эксперимент, может выдвинуть гипотезу и уверенно ее обосновать

Использует ссылки на источники информации.

Высокий. Владеет приемами ведения дебатов.

Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

ПК-2

Граничный. Демонстрирует знание современных методов и технологий обучения.

Устный опрос

Презентация

Защита проекта

Ролевая игра

Домашнее задание

Отчет

Контрольная работа

Тестирование

Экзамен

Достаточный. Применяет профессиональные программные продукты и информационные ресурсы в образовании.

Демонстрирует умение работать в дистанционном режиме.

Определяет место использования ЭОР на уроках физики и внеурочной деятельности.

Высокий. Владеет современными приемами и методами использования современных информационных технологий при проведении различных видов учебных занятий, реализуемых в учебной и внеучебной деятельности

Способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета

ПК-4

Граничный. Воспроизводит опыт решения видеозадач эвристическими методами. Использует видеозадачи для создания заданий кейсов и заданий физических боев.

Коллоквиум

Ролевая игра

Публичная защита решения кейса

Защита проекта

Домашнее задание

Контрольная работа

Экзамен

 

Достаточный. Демонстрирует умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сокурсниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение

Высокий. Самостоятельно определяет цели своего обучения, ставит и формулирует для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Самостоятельно планирует и осуществляет учебную деятельность, строит индивидуальную образовательную траекторию.

Следует отметить, что в ходе апробации модуля «Проектирование обучения физике с использованием информационно-коммуникационных технологий» была выявлено, что в использовании интерактивных методов в организации учебного процесса имеются свои сложности. К ним можно отнести: большие трудозатраты преподавателя на их разработку и создание соответствующей образовательной среды; низкую мотивацию у некоторых студентов (принцип добровольности является доминантным в реализации интерактивных методов); методы интерактивного обучения не всегда вписываются в установленные временные рамки традиционного обучения [5]. Да и отношение преподавателей к применению интерактивных методов обучения в вузах весьма неоднозначно, у большинства преподавателей вуза отсутствует готовность к их применению на практике. В связи с этим, считаем целесообразным проведение курсов повышения квалификации преподавателей ВУЗов в области освоения интерактивных технологий обучения.

На наш взгляд, задача подготовки учителей физики способных работать в условиях нового ФГОС и реализовывать новые взгляды на построение учебно-воспитательного процесса требует от современного высшего профессионального образования высокой мобильности, приоритета активных и интерактивных методов обучения, возможности сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Работа выполнена в рамках государственного контракта № 05.043.12.0013 от 23 мая 2014 г.

Рецензенты:

Камалеева А.Р., д.п.н., профессор, ведущий научный сотрудник, ФБГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, Министерство образования и науки РФ, г. Казань;

Мингазов Р.Х., д.п.н., профессор, Институт физики Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Ахмедова А.М., Шигапова Э.Д. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23322 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674