Переход к новому ФГОС школьного и профессионального образования ориентирует на то, что выпускник педагогического вуза должен быть подготовлен к более широкой сфере профессиональной деятельности, включающей не только преподавание учебного предмета, но и проведение исследовательской работы, самостоятельную разработку и внедрение новых активных методов обучения и образовательных технологий, отвечающих актуальным потребностям образовательного учреждения.
Анализ научно-педагогической литературы и Интернет-источников по проблеме подготовки педагогических кадров показал, что объективные потребности общества задают актуальность широкого внедрения в сферу образования личностно ориентированных развивающих технологий. В соответствии с этим, инновации в образовании связывают с интерактивными методами обучения, которые предусматривают, в отличие от традиционных, взаимодействие не только преподавателя со студентом, но и студентов между собой (Рис.1) [4].
Рис.1 «Схема интерактивного обучения»
При взаимодействии друг с другом в ходе интерактивного обучения между участниками образовательного процесса происходит обмен информацией, совместное решение проблем, моделирование ситуации, оценивание действия других и своего собственного поведения, погружение в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы [6]. Таким образом, в условиях сетевого взаимодействия студент получает возможность построения собственной образовательной траектории, что превращает его из пассивного участника образовательного процесса в активного [9]. В связи с этим, задачей ВУЗа становится предоставление студенту максимально широкого спектра образовательных модулей, отвечающих его внутренним потребностям и ожиданиям заказчика.
При выполнении государственного контракта «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - физико-математическое образование, физика), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия» нами был разработан и апробирован модуль «Проектирование обучения физике с использованием информационно-коммуникационных технологий» [1].
Данный модуль нацелен на подготовку студентов к профессиональной деятельности учителя физики, который владеет навыками анализа и применения современных педагогических и информационных технологий, методикой решения экспериментальных физических задач, а в идеале учителя способного к формированию новой образовательной платформы по физике [8].
Изучение модуля начинается с дисциплины «Информационные технологии в инновационной педагогической деятельности». Она знакомит студентов с различными ЭОР представленными на образовательном рынке и учит их выбирать наиболее эффективный продукт, а также формирует базу для изучения остальных дисциплин модуля: «Проектирование учебной работы с использованием видеозадач» и «Мультимедийный телеметрический практикум по физике».
Потенциальный учитель физики должен не только знать, но и иметь определённый опыт владения эффективными средствами взаимодействия с учащимися, разнообразными методическими навыками. Для этого занятия при изучении дисциплин модуля организуются в таких формах интерактивного обучения как: игровые (ролевая, ситуационная, деловая и др.); дискуссионные (кейс-метод, эвристическая беседа, анализ ситуаций, дебаты, лекция-диалог, диспут и др.); творческие (мозговой штурм, банк идей); проектировочные (проекты, инсценировки и др.); информационно-компьютерные (видеоконференция, вебинар, дистанционное образование и др.) [2]. В ходе диалогового обучения студенты имеют возможность рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, учатся критически мыслить, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссии, взвешивать альтернативные мнения, общаться с другими людьми и др. [3]. Используя различные методы и приемы решения видеозадач и выполняя работы мультимедийного практикума на практических и лабораторных занятиях, у студентов должны сформироваться определенные умения и навыки проектирования педагогической деятельности: подготовки и проведения уроков физики, организации внеурочной деятельности исследовательского характера, подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ с использованием электронных образовательных ресурсов в условиях сетевого взаимодействия.
Одна из основных задач модуля - формирование умения работать в группе в сетевом взаимодействии, поэтому индивидуальные формы усвоения дисциплины не рекомендуются. Индивидуальные различия студентов следует учитывать при формировании групп таким образом, чтобы временный коллектив объединял самых разных по уровню подготовки и степени заинтересованности студентов.
Для организации групповой деятельности преподаватель должен:
1. При подготовке занятия спланировать:
- как организовать рабочее пространство в учебной аудитории;
- какое количество студентов должно быть группе;
- кто должен входить в каждую группу;
- как распределить роли участников;
- как обеспечить условие положительной взаимосвязи;
- какие материалы подготовить и когда раздать.
2. Дать задание учащимся:
- объяснить содержание и цель работы;
- описать способ индивидуальной оценки работы;
- задать условия для возникновения эффективных групп;
- задать условия успешного выполнения работы;
- описать ожидаемое поведение участников.
3. Контролировать ход работы групп:
- оперативно помогать группам и участникам по мере необходимости;
- вести оперативный учет работы членов групп;
- следить за соблюдением трудовой и производственной дисциплины.
4. Организовать рефлексию, в ходе которой члены групп:
- вспоминают выполнявшиеся в группе действия;
- определяют, что в следующий раз надо сделать так же, а что изменить;
- принимают план совершенствования работы группы и ее членов [7].
Для оценки результатов освоение учебного модуля «Проектирование обучения физике с использованием информационно-коммуникационных технологий» нами были разработаны критерии оценки степени сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, приведенные в таблице 1.
Таблица 1
Контроль и оценка результатов освоения учебного модуля
Результаты (освоенные компетенции) |
Критерии оценки степени сформированности компетенции |
Формы и методы контроля и оценки |
Способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве ОК-3 |
Граничный. Владеет понятийным аппаратом, строит логические рассуждения и делает выводы. Самостоятельно осуществляет поиск естественнонаучной информации, используя различные источники |
Коллоквиум Тестирование Устный опрос Защита проекта Публичная защита решения кейса Экзамен |
Достаточный. Применяет естественнонаучные и математические знания в своей педагогической деятельности. Распознает в эксперименте физические явления и физические законы, описывающие причинно-следственные связи между измеряемыми величинами. |
||
Высокий. Анализирует применяемые в обучении ЭОР с точки зрения необходимости их использования, научной и методической содержательности. |
||
Способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия ОК-5 |
Граничный. Демонстрирует умение работать индивидуально и в группе. |
Ролевая игра Публичная защита решения кейса Коллективная игра Защита проекта Отчет по лабораторной работе |
Достаточный. Формулирует, аргументирует и отстаивает своё мнение, терпимо относясь к чужой деятельности и точке зрения. Принимает взвешенное решение на основе целей и интересов команды. |
||
Высокий. Адаптирует свои знания, навыки, умения интересам команды. |
||
Владением основами профессиональной этики и речевой культуры ОПК-5 |
Граничный. Демонстрирует грамотное применение физической терминологии. |
Коллоквиум Защита проекта Публичная защита решения кейса Ролевая игра Коллективная игра
|
Достаточный. Ясно и четко комментирует эксперимент, может выдвинуть гипотезу и уверенно ее обосновать Использует ссылки на источники информации. |
||
Высокий. Владеет приемами ведения дебатов. |
||
Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики ПК-2 |
Граничный. Демонстрирует знание современных методов и технологий обучения. |
Устный опрос Презентация Защита проекта Ролевая игра Домашнее задание Отчет Контрольная работа Тестирование Экзамен |
Достаточный. Применяет профессиональные программные продукты и информационные ресурсы в образовании. Демонстрирует умение работать в дистанционном режиме. Определяет место использования ЭОР на уроках физики и внеурочной деятельности. |
||
Высокий. Владеет современными приемами и методами использования современных информационных технологий при проведении различных видов учебных занятий, реализуемых в учебной и внеучебной деятельности |
||
Способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета ПК-4 |
Граничный. Воспроизводит опыт решения видеозадач эвристическими методами. Использует видеозадачи для создания заданий кейсов и заданий физических боев. |
Коллоквиум Ролевая игра Публичная защита решения кейса Защита проекта Домашнее задание Контрольная работа Экзамен
|
Достаточный. Демонстрирует умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сокурсниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение |
||
Высокий. Самостоятельно определяет цели своего обучения, ставит и формулирует для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Самостоятельно планирует и осуществляет учебную деятельность, строит индивидуальную образовательную траекторию. |
Следует отметить, что в ходе апробации модуля «Проектирование обучения физике с использованием информационно-коммуникационных технологий» была выявлено, что в использовании интерактивных методов в организации учебного процесса имеются свои сложности. К ним можно отнести: большие трудозатраты преподавателя на их разработку и создание соответствующей образовательной среды; низкую мотивацию у некоторых студентов (принцип добровольности является доминантным в реализации интерактивных методов); методы интерактивного обучения не всегда вписываются в установленные временные рамки традиционного обучения [5]. Да и отношение преподавателей к применению интерактивных методов обучения в вузах весьма неоднозначно, у большинства преподавателей вуза отсутствует готовность к их применению на практике. В связи с этим, считаем целесообразным проведение курсов повышения квалификации преподавателей ВУЗов в области освоения интерактивных технологий обучения.
На наш взгляд, задача подготовки учителей физики способных работать в условиях нового ФГОС и реализовывать новые взгляды на построение учебно-воспитательного процесса требует от современного высшего профессионального образования высокой мобильности, приоритета активных и интерактивных методов обучения, возможности сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Работа выполнена в рамках государственного контракта № 05.043.12.0013 от 23 мая 2014 г.
Рецензенты:
Камалеева А.Р., д.п.н., профессор, ведущий научный сотрудник, ФБГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, Министерство образования и науки РФ, г. Казань;
Мингазов Р.Х., д.п.н., профессор, Институт физики Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.
Библиографическая ссылка
Ахмедова А.М., Шигапова Э.Д. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23322 (дата обращения: 17.02.2025).