Социальные и экономические преобразования в России не могли не затронуть систему здравоохранения и подготовки медицинских кадров. С 1991 года в России осуществляется поэтапная модернизация сестринского дела, целью которой является приведение системы подготовки медицинских сестер к уровню мировых стандартов и повышение их профессиональной квалификации [2]. Концепция развития здравоохранения в части развития сестринского дела, Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования Российской Федерации (2010-2020 гг.) определяют основной задачей профессионального медицинского образования подготовку квалифицированного специалиста сестринского дела, владеющего смежными медицинскими специальностями, обладающего сформированной мотивационной готовностью к профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию [10].
Преобразования в сестринском деле, начатые в конце XX столетия, были подкреплены утвержденной в 2001 г. Отраслевой программой развития сестринского дела в Российской Федерации. В данной программе обозначены основные проблемы российского здравоохранения, одной из которых является совершенствование системы профессиональной подготовки сестринского персонала. Одним из направлений данной программы является совершенствование системы кадровой политики и профессиональной подготовки в области сестринского дела [2]. В продолжение реформ в сестринском деле на III Всероссийском съезде средних медицинских работников (Екатеринбург, 15-16 октября 2009 г.) был принят стратегический документ - Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 гг. В Программе поставлена задача повышения уровня профессиональной компетентности специалистов со средним медицинским образованием посредством совершенствования системы непрерывного профессионального образования [10].
Эмпирический анализ показал, что необходимость реформ в сфере среднего медицинского образования обусловлена несколькими причинами: во-первых, значительной диспропорцией медицинских кадров (на одного врача приходится 2,3 ставки среднего медицинского работника), что подтверждает недостаточное количество кадров медицинских сестер; во-вторых, значительно возросшими требованиями рынка труда к качеству профессиональной подготовки и уровню профессиональной компетентности специалистов сестринского дела в соответствии с государственным образовательным стандартом, достижениями научно-технического прогресса; в-третьих, развитием теории и методики профессионального образования, связанной с усилением взаимосвязи профессиональной подготовки будущих специалистов сестринского дела с особенностями профессиональной деятельности медицинских работников [9].
Проблема недостаточности кадров медицинских сестер приобрела масштабный характер. Совершенно не случайно она находится в центре внимания Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международного совета медицинских сестер, органов управления здравоохранением в большинстве стран мира. Специалисты сестринского дела считают данный вопрос одним из главных в развитии системы здравоохранения, так как низкий уровень социально-экономического статуса молодого специалиста в отрасли, сложности процесса профессионального самоопределения являются значимыми проблемами, затрагивающими качество оказания квалифицированной медицинской помощи населению. Удовлетворение потребности государственного сектора здравоохранения в специалистах среднего звена необходимо осуществлять в рамках социального заказа и быть тесно связанным с профессиональной подготовкой и трудоустройством этих специалистов [5,14 и др.]. Однако, как показывает практика, не всегда удается успешно решать имеющиеся проблемы. Их решение в системе среднего медицинского образования имеет определенные трудности, в частности, переход значительной части выпускников медицинских колледжей в сферы деятельности, не связанные с полученной профессией.
По мнению главы Министерства здравоохранения РФ В.И. Скворцовой, на сегодняшний день в здравоохранении сложились «грубые» кадровые диспропорции [2]. С одной стороны, наблюдается переизбыток профильных специалистов в одних сферах медицинской деятельности, с другой, остро не хватает медицинских кадров в других сферах. В докладе отмечается, что нерешенной проблемой пока остается недостаточность среднего медицинского персонала: за последние годы в России абсолютный дефицит врачей сократился до 40 тысяч человек, однако число незаполненных вакансий среднего медицинского персонала увеличилось до 270 тысяч. Ежегодно медицинские колледжи и училища страны выпускают около 63 тысяч специалистов, из них 90-95% выпускников быстро находят работу по специальности. Однако к концу первого года трудовой деятельности подавляющее большинство покидают ее, в отрасли остаются работать не более 20% [14]. Объясняется этот феномен определенными социально-экономическими факторами, например, изменчивой рыночной конъюнктурой, но в значительной степени недостаточным уровнем профессионального самоопределения большинства молодых специалистов.
Реализация рыночных отношений в сферах производства, обслуживания, образования, здравоохранения и других вызвала необходимость новых подходов к решению проблемы самоопределения и становления личности в профессиональной деятельности. В связи с этим в России активизировались исследования педагогического сопровождения, педагогической поддержки, педагогического обеспечения профессионального самоопределения, ориентирующиеся на закономерности развития личности и ее интересов [4,7,8,12,13 и др.].
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий всю жизнь человека, требующий специальных мер психолого-педагогической поддержки и содействия. Профессиональное самоопределение не заканчивается выбором профессии, поэтому его следует рассматривать как ведущий компонент профессионального становления личности специалиста [8,11,13 и др.]. Так, например, С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников рассматривают профессиональное самоопределение как длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной самореализации в профессиональной деятельности [11,13]. Э.Ф. Зеер понимает профессиональное самоопределение как сложный и длительный процесс поиска личностью своего места в мире профессий, отношение к себе как к субъекту определенной деятельности, сопоставление своих физических и интеллектуальных сил и способностей, интересов и склонностей, ценностных ориентаций и установок с требованиями профессиональной деятельности [3]. Анализ научной литературы подтверждает вывод о том, что большое значение в формировании личности будущего профессионала имеют грамотно организованная профессиональная ориентация, педагогическое сопровождение профессионального самоопределения в условиях профессиональной подготовки. Наше исследование подтвердило вывод многих ученых о том, что правильный профессиональный выбор не дает гарантии, что обучающийся с увлечением будет овладевать ею, что по окончании образовательной организации профессионального образования изъявит желание работать по полученной специальности. Поэтому педагогическое сопровождение профессионального самоопределения с необходимостью продолжается в ходе профессиональной подготовки.
Проведенный анкетный опрос студентов старших курсов и выпускников медицинского колледжа г. Белгорода (выборка в количестве 145 человек) показал, что работать медицинской сестрой по окончании колледжа имеют намерение только 36,2%; освоить новую профессию, не связанную с медициной, планируют 32,2%; на приобретение специальностей врача в будущем нацелены 26,9%; другие намерения имеют 4,7% обучающихся. Опрос студентов - будущих специалистов сестринского дела показал, что 25,5% респондентов подтвердили ошибочность своего профессионального выбора («медицина - не мое»); 36,9% выбрали бы вновь профессию медицинской сестры; 37,6% рассматривают работу в качестве медицинской сестры как временную. Эти данные свидетельствуют о недостаточной работе педагогических коллективов в образовательных организациях среднего профессионального медицинского образования по закреплению сделанного ранее профессионального выбора выпускниками школ.
В настоящее время проблемы профессионального самоопределения личности школьника, профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях исследуют многие ученые [4,7,11,13 и др.]. Значительно меньше исследований посвящены проблемам профессионального самоопределения обучающихся в образовательных организациях профессионального образования, поскольку априори считается, что свой выбор они уже сделали. В действительности, как уже было отмечено, потребность в уточнении профессионального выбора возникает не только в юности, но также в течение всей профессионально активной жизни человека. Государство, обучающиеся и их родители несут большие моральные и материальные потери вследствие неправильного профессионального самоопределения: возникает неуверенность в овладении выбранной профессией, отсутствуют намерения в трудоустройстве по полученной профессии.
Многолетний опыт работы авторов в системе профессионального образования, теоретический анализ научной литературы позволяют утверждать, что педагогическое сопровождение профессионального самоопределения с обязательностью должно осуществляться на этапе овладения профессией. На этом же этапе актуальным является мониторинг профессионального самоопределения обучающихся, содействие адаптации их к будущей профессии, освоение смежных (дополнительных) профессий, расширение выполняемых профессиональных функций, перенос профессиональных умений по основной специальности в смежную область профессиональной деятельности.
Философские, экономические и социальные аспекты самоопределения освещены в работах М.М. Бахтина, В.С. Библера, А.Л. Журавлева, М.С. Кагана, А.Б. Купрейченко, К.К. Платонова и др. Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения рассматривались в работах отечественных ученых К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович,, А.Г. Здравомыслова, А.Е. Климова, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной и др. Значительный вклад в разработку теоретических основ феномена самоопределения внесли представители отечественной гуманистической психологии и педагогики О.С. Газман, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др. Педагогические аспекты процесса профессионального самоопределения обучающихся исследовали Н.Э. Касаткина, В.Н. Кормакова, Ф.В. Повшедная, М.В. Ретивых, И.Д. Чечель и др. Профессиональное самоопределение студентов исследовали М.И. Губанова, И.Ф. Исаев, В.Я. Ляудис, В.А. Поляков, А.М. Прихожан, В.А. Романов, В.А. Сластенин, А.В. Шаронов и др. Методологические основы профессиональной ориентации личности раскрыты в трудах Л.И. Андреевой, П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, Н.Н. Захарова, Л.А. Колосовой, И.А. Сасовой, В.Д. Симоненко и др. Особенности личностного и профессионального самоопределения представлена рядом ведущих отечественных школ (С.И. Вершинин, М.Р. Гинзбург, Н.С. Пряжников, Д.И. Фельдштейн и др.). Проблемы профессионального отбора и профессионального консультирования рассмотрены в работах Н.Ф. Гейжан, Л.А. Головей, К.М. Гуревич, Л.А. Йовайши, А.В. Мордовской, А.Д. Сазонова и др. Теоретические и эмпирические исследования профессиональной деятельности среднего медицинского персонала представлены в трудах Э.М. Аванесьянц, Л.А. Корчинского, А.Ф. Краснова, С.А. Мухина, А.Н. Семенкова, А.А. Чазова, Б.А. Ясько и др. Вместе с тем недостаточное представительство в этой области имеют исследования в системе среднего профессионального медицинского образования.
Термин «профессиональное самоопределение», являясь междисциплинарным, не имеет общепринятого значения, что приводит к смешению разных по содержанию понятий, формально объединяемых общим термином, что препятствует продуктивной научной полемике. Выявление специфического значения указанного термина применительно к сфере медицинской деятельности, предпринятое в нашей работе, также является показателем ее актуальности. Для формирования авторской интерпретации понятия профессионального самоопределения позволим себе остановиться на анализе ряда понятий, являющихся базовыми для процесса профессионального самоопределения.
Самоопределение в общем смысле - сознательный процесс утверждения собственной позиции в значимых сферах жизнедеятельности [11,13 и др.]. И.С. Кон определяет процесс социального самоопределения как формирование жизненной перспективы, поиск социальной ориентации, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения [7]. В научной литературе используется термин «жизненное самоопределение», понятийный смысл которого включает в себя, прежде всего, выбор образа жизни человека [4]. Сложное понятие личностного самоопределения трактуется рядом научных школ как «нахождение самобытного образа «Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей» [3,11 и др.]. Образ «Я» является тем ядром, вокруг которого формируются ведущие мотивы личности, в том числе мотивы выбора профессии. Профессиональное самоопределение - поиск способа самовыражения в профессиональной деятельности на основе создаваемых в определенной временной перспективе отношений к окружающему миру, людям, социокультурной среде, к профессии и самому себе; непрерывный процесс определения личностью своего места в мире профессий, осознания себя в нем; процесс приспособления личностью профессиональных ценностей к существующей реальности в контексте проектирования жизненных стратегий [1,7,11,13 и др.].
Подводя итог выше изложенному, мы отмечаем, что реформы системы российского здравоохранения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями общества, неизбежно диктуют необходимость соответствующей переориентации в системе профессиональной подготовки медицинских специалистов среднего звена, формирования личности компетентного специалиста в условиях динамично изменяющихся потребностей рынка труда. Педагогическое сопровождение, в частности, коучинг-сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в медицинском колледже с неизбежностью позволит повысить качество профессиональной подготовки и профессионального самовоспитания будущих специалистов, развитию у обучающихся способности и готовности успешно решать профессиональные задачи на основе прочных знаний, приобретенного практического опыта [8,12]. Это, в свою очередь, позволит оптимизировать процессы самоопределения, самоорганизации, самовоспитания, творческой самореализации специалистов сферы здравоохранения.
Рецензенты:Романов В.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула;
Исаев И.Ф., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.
Библиографическая ссылка
Кормакова В.Н., Конова О.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23305 (дата обращения: 14.02.2025).