Свободное время - важная составляющая жизни человека. По тому - как он проводит свободное время, можно судить о его воспитании, наклонностях, интересах. Привить ребенку с детства интерес к таким видам досуга, которые будут не только интересными, но и полезными - задача педагогов.
Культурно-досуговая деятельность в специальных образовательных учреждениях II вида (школах-интернатах для слабослышащих детей) представлена достаточно широко: это кружки декоративно-прикладного искусства, технического творчества, детской театральной пантомимы. С детьми проводят беседы о жизни и творчестве известных художников, поэтов и писателей. Нередки в школах благотворительные концерты, дети участвуют в конкурсах и фестивалях.
В то же время нельзя не отметить, что музыка в школах слабослышащих занимает пока незначительное место. Коррекционная направленность использования музыки на занятиях музыкальной ритмикой (коррекция произносительной стороны речи, двигательной, эмоциональной сферы) определила ее статус и прикладной характер [2]. Кружки музыки, где дети слушают музыку, поют, играют на детских музыкальных инструментах - большая редкость. Чаще организуются кружки музыкальной ритмики или танца, когда под фонограмму слабослышащие школьники выполняют движения по показу педагога или разучивают танцевальные композиции. Еще одна распространенная форма использования музыки - так называемое «жестовое пение»: под фонограмму артикулируется текст песни, и исполнение сопровождается соответствующими жестами и пластическими движениями.
Индивидуальные слуховые аппараты в значительной степени расширили возможности детей с различной степенью тугоухости в восприятии речи, звуков окружающего мира и музыки. Современные исследования (И.С. Белик, Е.В. Пономарева, Е.З. Яхнина и др.) свидетельствуют, что дети различают музыку лучше, чем речь [1, с.28-29]; в процессе целенаправленного обучения им становятся доступными достаточно тонкие дифференцировки музыкальной ткани [5, с.57]; они начинают различать не только общий характер музыки, но и оттенки настроения, понимают эмоционально-образное содержание музыки, могут выразить его вербально, посредством других художественных форм: через пластическое движение, графическую линию, цветовую композицию, рисунок [4, с. 42].
Не умаляя значимость использования музыки в коррекционных целях, полагаем, что кружки музыки, как форма организации досуга, вполне могли бы взять на себя функцию музыкально-эстетического воспитания слабослышащих школьников наряду с занятиями музыкальной ритмикой. Обогащение и расширение музыкальной среды в специальных образовательных учреждениях принесло бы детям большую пользу. Направления, в которых может осуществляться музыкально-эстетическое воспитание слабослышащих школьников в кружках музыки, могут быть различными: общее музыкальное развитие, когда дети занимаются различными видами музыкальной деятельности; фольклорное (детский музыкальный фольклор); музыкально-театральное, музыкально-игровое, певческое. Но для того, чтобы музыкальный досуг стал для школьников не просто развлечением и общение с музыкой со временем переросло в стойкую потребность, слабослышащих детей нужно научить слушать музыку.
В процессе экспериментальных музыкальных занятий (в кружке музыки в течение двух лет занимались 29 школьников 1-2-х классов с различной степенью тугоухости) были определены векторы педагогической работы, которые показали себя как эффективные в плане развития музыкального восприятия и музыкально-эстетического воспитания детей в целом. Их всего 3, но они принципиально значимы:
1. Формирование музыкального багажа слабослышащего ребенка. Данные исходного уровня развития музыкального восприятия слабослышащих детей к моменту поступления в школу свидетельствуют, что их музыкальный опыт крайне скуден.
2. Второе направление работы связано с развитием у слабослышащих школьников осознанного восприятия музыки. В музыкальном восприятии как психическом процессе значимым является не только эмоциональный компонент - способность сопереживания эмоциональному строю музыки, ее настроению, но и когнитивный компонент - аналитическая сторона восприятия, связанная с осмыслением воспринятого. При условии правильно организованной педагогической работы, использования комплекса средств и методов, включая методы моделирования музыки, у слабослышащих школьников уже к концу первого года занятий в кружке наблюдается значительное улучшение качества восприятия музыки.
3. Формирование положительной мотивации и поддержание интереса к музыке - важная составляющая деятельности педагога-музыканта при организации досуговой деятельности детей. Здесь можно предложить широкий спектр форм организации и видов музыкальной деятельности, которые позволяют разнообразить занятия и стимулируют активность детей: это сказки-драматизации, народные и сюжетно-ролевые игры, инсценировки песен и даже слушание детской оперы. Специальное внимание при организации культурно-досуговой деятельности слабослышащих школьников следует уделять и созданию атмосферы психологического комфорта, которая складывается из предоставления им возможности проявить себя, действовать самостоятельно, а также установления дружеского взаимодействия в коллективе.
Обозначив основные направления педагогической работы по музыкально-эстетическому воспитанию слабослышащих школьников в кружке музыки, обратимся обзорно к основному содержанию музыкальных занятий. В эксперименте использовался традиционный тип занятия, включающий пение, движение под музыку, музыкальные игры, слушание музыки. Репертуар для слушания музыки первого года занятий в кружке соответствовал старшей и подготовительной группам детского сада для детей в норме. Это были доступные детям по образному содержанию и музыкальному языку пьесы из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной, сборников «Музыка в детском саду» и др.: пьесы Н. Арсеева: «Мама и папа разговаривают», «Дедушка и внук», «Машин день: Утро. День. Вечер», «В гости: Пешком. На велосипеде. На автомобиле» и др. Перед непосредственным исполнением пьесы педагогом прочитывалось прилагаемое стихотворение, разъясняющее образное ее содержание.
Например, пьеса Н. Арсеева «Мама и папа разговаривают»:
Выхожу я в коридор,
А за дверью разговор.
Слышу: мама говорит.
Слышу: папа говорит.
Без труда могу я сам
Их узнать по голосам:
Мамин - звонкий, серебристый;
Папин - низкий и басистый.
Темы мамы и папы в пьесе легко узнаваемы - у мамы она звучит в среднем регистре, у папы - в низком регистре. Зная заранее об образном содержании пьесы, детям проще услышать разницу в звучании «маминого» и «папиного» голоса. Иллюстрации к пьесам с оформленным текстом стихотворений прилагались обязательно. В целях обогащения музыкального багажа слабослышащих школьников репертуар для слушания музыки часто менялся.
Певческий репертуар вследствие особенностей слуха, задержки речевого развития и неразвитости певческих навыков менялся реже. Начальный репертуар составляли короткие песенки с повторяющимися фразами, простой в интонационном плане мелодией: «Наша песенка простая» А. Александрова, «Песня Новогодика», «Черепашонок» И. Пономаревой и др. - все из репертуара старшей и подготовительной групп детского сада для детей в норме. Попевки по мере их усвоения использовались для распевания. Текст песенок с иллюстрацией красочно оформлялся.
Репертуар для движений под музыку составляли простые пляски и танцы, хороводы, а также сюжетно-ролевые и развивающие музыкальные игры. Необходимые исполнительские навыки - музыкально-ритмические и навыки выразительного движения, усваивались в процессе разучивания репертуара.
Следует отметить, что помимо основных видов музыкальной деятельности на занятиях в кружке музыки использовались инсценировки песен, театрализация музыкальных сказок («Теремок» М. Красева, «Ухти-Тухти» Г. Портнова и др.), слушание детской оперы («Мойдодыр» Ю. Левитина). По мере накопления слабослышащими школьниками музыкально-интонационного опыта, развития способности к различению средств музыкальной выразительности, формирования исполнительских навыков, репертуар постепенно усложнялся.
Рамки статьи не позволяют подробно осветить ход и содержание эксперимента, отметим лишь, что для детей с сенсорной депривацией необходима различного рода наглядность - иллюстрации, пособия, а также «живое» исполнение музыки, которое также является своего рода наглядностью. Мимика, пластика движений педагога, исполняющего на фортепиано пьесы, или поющего вместе с детьми песенки, помогают детям понять эмоционально-образное содержание музыки - о чем рассказывает музыка.
Обратимся к сравнительным данным в начале и в конце занятий в кружке музыки. Положительную динамику в развитии музыкального восприятия слабослышащих школьников 1-2-х классов мы получили уже к концу 1-го года занятий, когда у детей накопился определенный музыкальный опыт слушания и исполнения музыки. К концу 2-го года занятий качество музыкального восприятия школьников улучшилось в значительной степени. Все дети (в разной степени) были способны понять эмоционально-образное содержание музыки, выразить его посредством движения, в цветовой композиции, в словесной форме.
Качественно изменились предпочтения слабослышащих школьников: увеличилось число детей, предпочитающих музыку разного плана, и уменьшилось число, любящих только веселую, моторную музыку (до 25 %). В ответах дети конкретизировали свои музыкальные предпочтения: нравится не просто «разная», но «нежная», «чуть-чуть быстрая», «спокойная», «красивая». Возросло число детей, любящих слушать музыку (с 21 % до 79 %), петь (с 10 % до 42 %), и резко уменьшилось число школьников, отдающих предпочтение только танцам (с 62 % до 6,5 %). Большинство детей назвали любимые произведения или обозначили жанр или тип музыки, которая им нравится - песни, танцы, современная музыка [3, с. 86-87].
Особенно порадовало появление у детей эстетической оценки музыкальных произведений и даже качества исполнения музыки («музыка красивая», «ты хорошо играешь» и др.). Позитивные изменения произошли и на личностном уровне. Все классные руководители отметили изменения в поведении детей - культуру поведения в классе, в межличностных отношениях, и даже были высказывания, что «дети стали интеллигентными». А это значит, что музыка оказала благотворное влияние на личность слабослышащего ребенка, что присвоение заложенного в ней духовного опыта состоялось.
Кружок музыки, как форма организации культурно-досуговой деятельности слабослышащих школьников заключает в себе большие возможности. Наблюдения и результаты заключительной диагностики свидетельствуют, что при условии целенаправленного развитии музыкального восприятия, использования комплекса средств, методов приобщения детей к музыкальной деятельности возможно осуществление полноценного музыкально-эстетического воспитания детей с нарушением слуха.
Рецензенты:
Аврамкова И.С., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой музыкально-инструментальной подготовки, директор института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург;
Пенин Г.Н., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой сурдопедагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Пономарева Е.В. МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23263 (дата обращения: 13.02.2025).