Разработанная нами программа патриотического воспитания учащихся начальной школы в полиэтнических условиях дагестанского общества включает в себя следующие ступени работы:
1 ступень - формирование толерантности и культуры мира;
2 степень - воспитание культуры межнационального общения;
3 ступень - формирование гражданственности и чувства причастности к судьбе государства;
4 ступень - формирование общероссийской идентичности.
Логика выделения этих степеней предполагает поэтапный переход от более примитивного принятия многообразия окружающего социального мира к воспитанию в духе дружбы народов, которая становится фундаментом для формирования первичных представлений о своей Родине, многообразии народов и этносов, культур и конфессий [2, 3]. Вершиной патриотического воспитания в начальной школе в ходе специально организованного педагогического воздействии на уроках становится формирование общероссийской идентичности младших школьников, методологические основы которого рассматриваются в наших исследованиях [4, 5, 6].
Цель исследования: разработать и апробировать методику патриотического воспитания учащихся начальных классов.
Материал и методы исследования: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Результаты исследования и их обсуждение
Нами была разработана система уроков патриотического воспитания, органически встроенная в предмет «Человек и окружающий мир», которая предполагает использование методов активного социально-педагогического обучения и современных информационных технологий, а также содержание и методы внеурочной деятельности, направленной на формирование патриотических чувств у учащихся начальных классов. Тематически уроки построены на базисе выдвинутых нами ступеней патриотического воспитания в начальной школе и по принципу концентрического обучения.
Если в первом классе мы действуем в направлении формирования толерантности и культуры мира, лишь затрагивая тему любви к Родине, то в четвертом классе мы целенаправленно работаем над формированием общероссийской идентичности.
Уроки патриотического воспитания в 3-4 классах проводятся 1 раз в два месяца как сдвоенные (бинарные) уроки в связи с тем, что представляют собой инновационные формы обучения на основе социально-психологического тренинга, требующего двух академических часов работы, так как предполагают не только проведение мини-лекций, упражнений, заданий, игр, но и шеринг - инициированное педагогом обсуждение учащимися каждого вида проделанной работы. Помимо организации патриотического воспитания на специально отведенных уроках мы разработали основные направления работы учителя начальных классов в указанном направлении:
1. Историко-краеведческое направление предполагает следующие как традиционные формы работы: экскурсии, беседы о родном крае, конкурсы сочинений, изучение устного народного творчества и малых форм фольклора, проведение народных праздников, так и предлагаемые нами историко-этнографические мини-экспедиции. В исследованиях А.Х. Чупанова показана роль туристической и этнографической деятельности в формировании личности подрастающего поколения. Исходя из выдвинутого им тезиса о влиянии изучения родного края на развитие и воспитание ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм-технологию организации историко-этнографических мини-экспедиций младших школьников:
1. Инициируемый педагогом выбор темы или персонажа историко-этнографического исследования.
2. Создание инициативной группы по подготовке экспедиции.
3. Сбор первичной информации о том, где может быть аккумулирован основной материал по теме (чаще всего, в музеях и библиотеках), однако мы практикуем и выезды на местности, где необходимый материал менее систематизирован и архивирован, например, в Дербентскую крепость.
4. Определение мест проведения экспедиции и картографирование поиска.
5. Проведение самой экспедиции при участии учителя начальных классов и родителей и сбор информации (включая фото- и видеосъемку).
6. Анализ собранного материала и подготовка презентации по мотивам историко-этнографической экспедиции.
7. Демонстрация в торжественной обстановке результатов, полученных ребятами в ходе проведения историко-этнографической экспедиции.
Следует отличать экспедицию от простой экскурсии, так как она предполагает сбор, активный анализ, систематизацию, обобщение информации и выдачу определенного коллективного продукта, в то время как в ходе экскурсии ребенок чаще всего просто поглощает определенное количество информации без последующей обратной связи.
В качестве примера мы можем привести историко-этнографическую экспедицию 4 класса на тему: «Очаг мой Дагестан». Учителем были предложены на выбор несколько тем («Очаг мой - Дагестан», «История дагестанского костюма», «По местам боевой славы», «Герои в нашей жизни» и др.). Учащиеся 4 класса, выбрав тему для историко-этнографической экспедиции, создали инициативную руководящую группу, которая при ненавязчивом фасилитирующем контроле со стороны учителя распределила задания для участников экспедиции. Первым заданием стало узнать у родителей, где можно собрать материал на выбранную тему. После двухдневного обсуждения были определены точки сбора информации и нанесены на импровизированную карту. Затем был создан план экспедиции. Весь класс был разделен на несколько подгрупп, у каждой из которых была своя подтема («Махачкала», «Природа Дагестана», «Расул Гамзатов», «аул Кубачи», «Унцукуль», «Балхар», «Дагестанский костюм»). При этом каждый участник подгруппы получил свое небольшое задание. Была создана карта историко-этнографической экспедиции.
Так как большинство линий карты сходились на Краеведческом музее г. Махачкалы, то был организован поход в музей совместно с родителями, которые были «вооружены» фотоаппаратами. После похода в музей, проанализировав и обсудив полученные материалы, учащиеся уже в ходе самостоятельного поиска в семейных и школьной библиотек продолжили свое исследование. Через неделю все подгруппы (при помощи родителей и учителя) создали свои презентации, которые были соединены в целое. Многообразие походов к анализу предложенных тем, объединенных общим замыслом, позволило создать презентацию «Очаг мой - Дагестан!» и небольшой ролик о том, как осуществлялась сама экспедиция, которые были показаны на общешкольном мероприятии, посвященном Дню Конституции Российской Федерации.
2. Спортивно-игровое направление осуществляется учителем начальных классов во взаимодействии с учителем физкультуры и другими учителями школы. Методология такой работы разработана в трудах А.Х. Чупанова [1, 8, 9, 10] Спортивно-игровое направление в нашей методике представлено двумя вариантами игр - подвижными национальными играми и играми героико-патриотического содержания. Разнообразные подвижные игры народов России позволяют сформировать у детей младшего школьного возраста интерес к национальным традициям и обычаям народов Российской Федерации, способствуют осознанию многообразия и полиэтничности нашей страны, что является своеобразной основой для формирования общероссийской идентичности. Сложностей в методической организации такой игры не возникает даже у самых неопытных учителей. Что касается игр героико-патриотической направленности, то здесь технология организации игры сложнее. Тем более что эффективнее игры, в которых создаются разновозрастные отряды, и младшие школьники участвуют вместе с более старшими учащимися. Алгоритм действий учителя следующий:
- Согласование идеи организации игры героико-патриотического содержания с администрацией и психолого-педагогическим коллективом образовательного учреждения.
- Разработка сценария игры совместно с другими учителями школы.
- Определение маршрута проведения игры.
- Обеспечение техники безопасности на всех этапах реализации игровых действий.
- Подготовка маршрута и обеспечение точек необходимыми игровыми атрибутами.
- Создание отрядов-участников игры и определение дня начала игры.
- Распределение заданий и начало игры.
- Контроль хода выполнения игры.
- Подведение итогов и торжественное награждение победителей.
- Последующее обсуждение в классе игры с точки зрения идеи патриотизма и формирования общероссийской идентичности.
3. Природоохранное и экологическоенаправление воспитания в нашей работе представлено технологией организации экологического десанта. В сельской местности экологический десант младших школьников может быть направлен на сохранение родника, изучение флоры или фауны родного края, проведение экологической экспедиции, аналогичной историко-краеведческой. Однако здесь природа родного края выступает самоценностно, ее изучение и сравнение с другими регионами России выступает основной целью.
В городе Махачкале наш экологический десант занимался уборкой территории, уходом за растениями, нанесением извести на деревья (чтобы сохранить их от насекомых и т.д.). Здесь учителю начальных классов следует проявлять определенную чуткость и использовать свои педагогические возможности для соответствующей мотивации школьников, чтобы не вызвать у них отвращения и брезгливости к довольно-таки грязной работе. Поэтому весьма важно подготовить для каждого ребенка одноразовые гигиенические перчатки, пакеты-мешки для сбора мусора, организовать родительскую общественность, транспорт для вывоза заполненных мешков.
4. Творческое направление. Организация коллективных творческих дел, как показано в наших исследованиях, способствует формированию толерантности и межкультурной коммуникации детей и молодежи. В связи с этим мы предлагаем учащимся начальных классов создание творческих фотографий, презентаций MicrosoftPowerPoint и мини-фильмов патриотической направленности. Следует отметить, что создание подобных творческих проектов требует от младшего школьника активизации всех его творческих ресурсов, обращение к его эмоциональности и активности, формирует навыки общения и социального взаимодействия, так как предполагает работу в творческом коллективе сверстников, выполняющих определенный проект.
В связи со спецификой возраста на начальных этапах работы инициатором создания творческого продукта патриотической направленности выступает учитель начальных классов, от которого требуется некоторый уровень владения современными способами любительской цифровой фото- и видеосъемки, монтажа любительских социальных роликов (возможно - c использованием программ MicrosoftWindowsMovieMaker и MicrosoftWindowsDVD-студия), владения программами цифровой коррекции фотографий (например, AdobePhotoshop). В некоторых случаях целесообразно привлечение родительской общественности для обеспечения технических моментов использования современных информационных технологий в патриотическом воспитании младших школьников. Мы практиковали привлечение учащихся более старших классов, что было более эффективно, так как в определенной степени срабатывает технология социального обучения по принципу «равный - равному» и опосредовано влияет на уровень патриотического воспитания привлеченных учащихся среднего и старшего звена школы.
Предлагаемая нами технология создания коллективного творческого проекта патриотической направленности, помимо технического обеспечения, включает в себя следующие организационные моменты:
- Мотивирование учителем выполнения творческого проекта.
- Создание детской инициативной группы по реализации творческого проекта.
- Распределение ролей в рабочей группе (сценарист или сценарная группа, художник, оператор, монтажер, докладчик и т.д.).
- Разработка сценария творческого продукта патриотической направленности.
- Распределение актерских ролей и их заучивание.
- Реализация сценария и цифровая фото- и видеосъемка.
- Монтаж получившихся фрагментов или коррекция фотографий.
- Коллективный просмотр детской инициативной группой творческого продукта патриотической направленности с целью контроля и возможной коррекции.
- Организация просмотра в торжественной обстановке, приуроченной к общероссийским праздникам, во всешкольном или даже районном (городском) масштабе.
Выводы:
Апробация предлагаемой нами программы и оценка ее результативности с использованием методов вариационной статистики (t-критерий Стьюдента) свидетельствуют об эффективности предложенных нами рекомендаций: так как среди детей, принимавших участие в исследовании, к пятому классу практически не обнаружено школьников с 1 уровнем (самым низким) сформированности патриотизма. Только пятая часть выборки демонстрирует второй уровень (19%). Большинство детей после проведения формирующего эксперимента характеризуется 3 и 4 уровнем сформированности патриотизма. У большинства детей выборки (56%) отмечается высокий уровень общероссийской идентичности.
Таким образом, предложенная нами методика является эффективным средством оптимизации процесса патриотического воспитания и формирования культуры межнационального общения в начальной школе, способствует формированию общероссийской идентичности юных граждан, что является весьма важным фактором развития установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе.
Рецензенты:
Маллаев Д.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специально психологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала;
Чупанов А.Х., д.п.н., профессор кафедры общей и теоретической педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.
Библиографическая ссылка
Омарова П.О., Джамалудинова З.Г., Магомедов Д.З. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23163 (дата обращения: 17.02.2025).