Согласно А. В. Хуторскому [6. С. 58], «Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним». Компетенция обуславливается комплексом апробированных на практике методов и технологий поиска недостающих знаний на основе дополнения и развития имеющихся и связана с продуктивной реализации профессиональной деятельности и создает возможности для построения новых способов решения задач педагогической деятельности [5].
Составной частью профессиональной компетенции педагога является информационная компетентность, выступающая необходимым элементом его образовательной, методической и научной деятельности. Информационная компетентность педагога является комплексом знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.
Мы принимаем за основу концепцию уровня сформированности компетенций субъекта, предложенную В.С. Лазаревым [1].
Первый уровень компетенции характеризуется отсутствием полной ориентировки в понимании условий предложенных задач в общем виде. На этом уровне человек рассматривает частные случаи одной задачи вне существующей взаимосвязи, как отдельные и не связанные между собой. Применение методов решения задач осложняется ограниченностью ориентировки в меняющихся условиях.
На втором уровне компетенции выполняется решение широкого круга задач, с применением общих методов на основе понимания условий и областей их применимости. Применение методов на этом уровне позволяет выполнять решение на основе обобщения групп частных случаев решения задач.
Третий уровень компетенции позволяет самостоятельно выделять существенные области в решении задач и позволяет построить решение произвольных задач заданного типа с помощью различных методов и технологий.
Структурные компоненты компетенции определяют технологию оценки ее сформированности на основе выделения собственных критериев и форм оценки для каждого из компонентов. В педагогической литературе, посвященной определению структуры компетенций, авторами выделяются когнитивная, личностная и деятельностная составляющие [3,4].
Существующая теория и практика образования свидетельствует, что репродуктивная деятельность в процессе лекционных и семинарских занятий не способствует в полной мере формированию компетенций, которые эффективно развиваться на основе исследовательской, проблемно-поисковой, творческой деятельности студентов и самостоятельного приобретения опыта решения профессиональных задач. Поисковая деятельность в ходе внеаудиторной и самостоятельной работы студентов позволяет сформировать этот опыт на основе существующего багажа знаний, умений и навыков. Вовлечение будущих педагогов в учебную деятельность, моделирующую учебные, методические и профессиональные проблемы возникающие в реальной практике преподавания позволяет увидеть, направления их решения через организацию процесса обучения на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Важное значение для формирования информационных компетенций имеют следующие условия:
- решение студентами при изучении дисциплин новых, незнакомых, разнообразных и сложных задач, идущих вразрез с устоявшимися предубеждениями и стереотипами, с использованием компьютерных средств и современных программных продуктов. Задачи должны быть связаны с будущими сферами деятельности выпускников;
- постановка новых задач при выполнении студентами самостоятельной учебной работы (подготовка докладов, проведение семинаров и участие в научно-исследовательских проектах на кафедрах).
Компетентностно-ориентированное содержание подготовки молодого специалиста в области педагогического образования предполагает важную роль изучения информационно-коммуникационных технологий.
Существует трудность диагностирования сформированности информационных компетенций, приобретенных в результате самостоятельной внеаудиторной деятельности. Диагностику невозможно производить с помощью тестов, ситуационных оценочных средств. В связи с этим требуется использование иного инновационного оценочного инструментария, к которому может быть отнесена рейтинговая система, позволяющая оценить ряд информационных компетенций.
Оценка, когнитивной составляющей компетенции включает два компонента: знаниевый, который служит для определения уровня сформированности теоретических и методологических знаний в предметной области и функциональный, позволяющий оценить уровень сформированности умений в области применения знаний в практической деятельности и способность принятия решений в различных ситуациях.
Личностная составляющая компетенции рассматривает мотивационный и ценностный компоненты личности, собственное отношение к профессиональной деятельности. Данный компонент определяется следующими компонентами: социальными компетенциями и личностным отношением к деятельности.
Деятельностный компонент компетенции характеризует умения осуществления профессиональной деятельности, связи с этим умения, связанные с владением информационно-коммуникационными технологиями рассматриваются как существенный компонент содержания профессиональной подготовки будущего учителя. [2]
Объективная оценка компонентов компетенции основана на отборе форм и критериев оценки, разработке форм и фондов оценочных средств, которые позволяют определить уровень сформированности компетенции.
Фонд оценочных средств формируется комплектом диагностических материалов, предназначенных для оценки компетенций студентов на разных этапах обучения, и может быть использован в процессе итоговой государственной аттестации студентов педагогического вуза.
Фонд оценочных средств включает диагностические и контрольные материалы для различных видов контроля: текущего и рубежного, для промежуточной и итоговой аттестации.
В результате проведенного нами анализа были выявлены уровни сформированности (низкий, средний, высокий) информационно-коммуникационной компетентности студентов педагогического вуза по выделенным компонентам: когнитивному, личностному и деятельностному.
Деятельностный и личностный компонент компетенции сложно оценить с помощью существующий в данный момент технологий, для этого требуется разработка новых методов оценки, позволяющих выполнить оценку связи имеющихся компетенций с соответствующими видами профессиональной деятельности. К особенностям новых методов и средств оценки можно отнести их комплексный характер, междисциплинарную и проблемно-поисковую направленность. Такая оценка может быть выполнена с помощью, деловых и ролевых игр, разбора педагогических ситуаций, решений кейс-заданий, выполнения проектных заданий, формирования портфолио и др.
Деятельность будущего учителя носит социальный характер, поэтому для студента педагогического вуза важен опыт как индивидуальной, так и групповой деятельности по применению информационно-коммуникационных технологий.
В таблице 1 нами приводится характеристика уровней сформированности информационно-коммуникационной компетентности.
Таблица 1
Уровни сформированности информационно-коммуникационной компетентности студентов педагогического вуза
|
Высокий уровень |
Когнитивный критерий |
Знания носят не только декларативный, но и процедурный характер. Студент знает способы решения профессиональных задач учителя с использованием информационно-коммуникационных технологий. Знания в области индивидуальной и групповой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий носят комплексный, системный характер. |
Деятельностный критерий |
Наличествуют умения применения имеющихся знаний и области информационных и коммуникационных технологий для решения образовательных задач в различных, в том числе, в нетипичных ситуациях. Студент самостоятельно справляется с изучением новых средств информационных технологий на основе использования справочной, специальной литературы и поисковых систем. Организовывает индивидуальную и групповую деятельность на основе использования информационных и коммуникационных технологий. Способен разрабатывать дидактические и методические материалы для учебного процесса с использованием информационных и коммуникационных технологий. |
Личностный критерий |
Присутствует стремление к приобретению новых знаний в области информационно-коммуникационных технологий и их применению в решении учебных и методических задач. Студент имеет выраженную мотивацию как к освоению новых информационных технологий и так и к расширению области применения существующего багажа знаний в профессиональной деятельности. |
|
Средний уровень |
Когнитивный критерий |
Знания в предметной области информационных и коммуникационных технологий не носят системного характера, являются как декларативными так и процедурными. Будущий учитель знает, приемы и способы применения информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и методических задач, области применения образовательных программных продуктов. |
Деятельностный критерий |
Умеет применять сформированные знания в области информационных и коммуникационных технологий как в стандартны так и в некоторых проблемных, поисковых ситуациях. Для освоения новых информационных технологий используется не только учебная и специальная литература, но и требуется помощь компетентного лица, преподавателя. Способен к самостоятельной деятельности в области информационных и коммуникационных технологий. Присутствуют отдельные умения в области организации собственной профессиональной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий. |
Личностный критерий |
Потребности в необходимости повышения повышении собственного уровня в области информационных и коммуникационных технологий присутствуют в рамках учебной деятельности. Деятельностью по самостоятельному приобретению новых знаний и умений в области информационных и коммуникационных технологий является вынужденной. Потребность в повышении уровень знаний и умений в сфере информационных и коммуникационных технологий присутствует только в необходимых рамках предметной деятельности. |
|
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ |
Когнитивный критерий |
Система знаний в области информационных и коммуникационных технологий носит разрозненный характер, знания декларативного типа существенно преобладают над знаниями процедурного характера. Будущий учитель знает основные, стандартные направления применения информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и методических задач, которые проявляются только в индивидуальной самостоятельной деятельности. |
Деятельностный критерий |
Умеет применять информационные и коммуникационные технологии только типовых ситуациях. Для освоения новых информационных технологий необходима помощь преподавателя. Самостоятельная деятельность в области освоения и использования информационных и коммуникационных технологий носит эпизодический, бессистемный характер. |
Личностный критерий |
Потребность в личностном развитии в области информационных и коммуникационных технологий и их применению в профессиональной деятельности слабо выражена, проявляется случайным образом |
Проведенный нами анализ подходов к оценке сформированности информационно-коммуникационной компетентности студента педагогического вуза показывает наличие трех компонентов: когнитивного, личностного и деятельностного, которые, характеризуют различные стороны проявления компетентности. Информационно-коммуникационную компетентность рассматривается не только как необходимый компонент профессиональной подготовки учителя, но и как составляющую общей культуры личности.
Значимыми критериями являются знания в области информатики и информационных технологий, присутствующие умения в использования компьютерных технологий как неотъемлемого компонента профессиональной деятельности учителя, наличие выраженной мотивации студента как субъекта образовательного пространства, ведущая к решению учебных и методических задач, в которых происходит актуализация и формирование информационно-коммуникационной компетентности.
Статья подготовлена в рамках выполнения государственных работ в сфере научной деятельности по базовой части государственного задания № 2014/389, НИР №2193.
Рецензенты:
Персианов В.В., д.п.н., профессор, кафедры документоведения и стилистики русского языка ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула;
Сергеев А.Н., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой технологий и сервиса ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г.Тула.
Библиографическая ссылка
Пономарев А.А., Якушин А.В. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23075 (дата обращения: 10.02.2025).