Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВИЗУАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Братухин А.Г. 1 Магазева Е.А. 1
1 ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
В статье приводится теоретическое и эмпирическое обоснование применения метода визуализации, как способствующего формированию модели гигиенического воспитания, направленной на повышение внимания к репродуктивному поведению, в частности, к сохранению репродуктивного здоровья. С помощью диагностической части метода визуального конструирования выявлены представления молодежи о возможных факторах, способствующих или препятствующих достижению цели «здоровое потомство, способное к репродукции», выражающиеся в их конкретизации, планировании способов и средств достижения. На основе опыта применения метода визуального конструирования для формирования репродуктивного поведения молодежи обозначен ряд преимуществ его использования. У молодых лиц проявляется направленность к цели при учете социальных и личностных ресурсов. Молодежь осознает значимость здорового образа жизни, готова принимать на себя ответственность за достижение здоровья в целях реализации репродуктивного поведения, но, в то же время, есть упоминания факторов, неуправляемых с точки зрения индивидуальных качеств человека, которые необходимо учитывать при планировании семьи и рождении детей. Структура и распределение факторов, способствующих выполнению цели в 2011 году и в 2015 году различно.
репродуктивное поведение.
здоровьесбережение
визуальное конструирование
1. Братухин А.Г. Репродуктивное здоровье молодежи Западной Сибири //Национальные приоритеты России. – 2013. – № 2 (9). – С. 150-152.
2. Братухин А.Г., Магазева Е.А. Мотивационные объекты и способы достижения цели в репродуктивном поведении молодежи // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: www.science-education.ru/128-21815.
3. Братухин А.Г., Магазева Е.А. Визуальное конструирование здоровьесберегающего репродуктивного поведения. Совершенствование системы гигиенического воспитания. Методические рекомендации. – Омск: ОмГМА, 2014. – 40 c.
4. Захаренков В.В. Проблемы воспроизводства населения в России и Сибирском Федеральном округе /В. В. Захаренков, И. В. Виблая, С. В. Святова //Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. – 2014. – № 1. – С. 112-114.
5. Морозова И.С. К проблеме детерминации репродуктивного поведения молодежи /И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко, Т.О. Отт //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – № 1. – 2014. – С. 130-134.
6. Филиппова Г.Г. Психология репродуктивной сферы человека: методология, теория, практика. [Электронный ресурс] /Г.Г. Филиппова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011. – № 6. URL: http:// medpsy.ru
7. Цыбулька А.М. Проблемы ценностных ориентаций современной российской молодежи в изменяющейся социокультурной среде /А.М. Цыбулька // Система ценностей современного общества. – № 33. – 2014. – С. 138 -143.
В современных условиях проблема состояния здоровья молодежи имеет особый, социально значимый характер. Это связано с тем, что молодежь наиболее подвержена различным социальным влияниям, а неопределенные и нестабильные условия диктуют необходимость уже в юношеском возрасте прогнозировать будущие ситуации в различных сферах жизни, уметь ставить цели и намечать задачи в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

 В этом возрасте преобладает стремление к самостоятельности при недостаточном развитии психологических механизмов автономной регуляции поведения. Поэтому под влиянием различных неблагоприятных факторов в юношеском возрасте формируются вредные привычки, которые отрицательно сказываются на качестве здоровья новых поколений.

Молодежная среда наиболее подвержена трансформационным процессам, поскольку в силу особенностей своего возраста и отношения к жизни именно она быстрее других впитывает новые ценности [7]. Ценности личности определяют направленность поведения и степень значимости различных сфер жизнедеятельности. В соответствии с системой ценностных ориентаций личность осуществляет выбор определенных социальных установок в качестве целей и мотивов конкретной деятельности, учитывая особенности конкретной ситуации [2].

Именно поэтому является актуальной проблема формирования здоровьесберегающего поведения молодежи, которое приводило бы к улучшению качества их жизни. Такое поведение должно быть направлено на развитие физических, социальных и личностных потенций, включать установку на здоровый образ жизни. Особенно важно изучение этой проблемы в отношении молодых людей, получающих высшее образование, поскольку на этапе профессионального образования происходит развитие личности и профессионала, формируется потребность и способность к труду.

Одной из важнейших сфер выступает репродуктивное поведение молодых людей, которое представляет собой систему действий и отношений, опосредующих рождениеили отказ от рождения ребенка в браке или вне брака [5, 6].

Определяющими компонентами репродуктивного поведения являются установки и мотивы, нормы и ценности, способствующие либо препятствующие рождению детей. В этом случае репродуктивное поведение определяется ценностными ориентациями личности, выделением приоритетов, последующей их реализацией и трансляцией будущим поколениям [4].

Очень важной становится проблема выбора методов, позволяющих формировать поведение, направленное на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья [1]. Необходимо акцентировать внимание молодежи на комплексе значимых факторов, определяющих успешное репродуктивное поведение. Молодежь должна самостоятельно осознать условия, благоприятно влияющие на способность к репродукции, для того, чтобы они приобрели статус ценностей, тех целевых ориентиров, к достижению которых необходимо стремиться.

Развитие познавательной активности обучающихся в отношении репродуктивного поведения, здорового образа жизни, планирования жизни, выстраивания индивидуальной жизненной стратегии является одной из важных задач. Важно отметить, что конструктивные поведенческие стратегии реализуются на основе ментального опыта личности, поэтому самостоятельное осознание факторов и детерминант репродуктивного поведения способствует в дальнейшем их успешной реализации.

Личностная зрелость во многом определяется не только тем, что именно личность осознает, сколько тем, как именно, каким способом она осмысливает происходящее. Любая информация, которую человек воспринимает, проходит несколько стадий обработки. Вначале создается некий сенсорный слепок, затем осуществляется предварительный синтез и анализ сообщения, затем наступает процедура сравнения, интеграция этой информации с другими фактами и явлениями. Таким образом, процесс получения информации не только опосредован сенсорным восприятием, практическим опытом, но и детерминирован приемами познания и осмысления, что необходимо учитывать при выборе методов формирования репродуктивного поведения.

Традиционные формы представлений о репродуктивном поведении излагаются в основном в виде наглядных пособий, граф-логических структур, определения факторов, негативно сказывающихся на будущем потомстве, причем их применение реализуется с акцентом на конкретный негативный элемент поведения. Например, борьба с курением или злоупотреблением алкоголя в репродуктивном возрасте. Наша же задача заключалась в акцентировании факторов, благоприятно сказывающихся на репродуктивном поведении, при этом молодому человеку создавалась возможность самостоятельно определить, что именно необходимо для достижения поставленной цели.

Основу составлял метод, проявляющийся в побуждении мысленно представить необходимые факторы и условия, которые максимально приблизят в будущем к успешной реализации репродуктивной функции и одновременно представить круг задач, мешающих выполнению этой цели. На первый план выдвигались задачи, связанные с сохранением здоровья не только будущих родителей, но и создающие основу для хорошего развития их потомства с последующей успешной реализацией репродуктивного поведения в будущем [3].

Для достижения поставленной задачи использовался метод визуального конструирования или творческой визуализации, поскольку самостоятельный отбор факторов репродуктивного поведения способствует их осознанию, пониманию механизмов явления и переводу на уровень ценностей.

Творческая визуализация задач, которые ставит перед собой человек, создает условия для возникновения у него внутреннего ощущения компромисса между желанием самостоятельно выполнять эти задачи и необходимостью их выполнять. Именно в этих условиях создается серьезность отношения к поставленным задачам, ощущение личной ответственности за результат.

Мы предполагаем, что у молодежи существуют некоторые представления о способах и средствах достижения цели «здоровое потомство, способное к репродукции». Но остается недостаточно исследованным вопрос, насколько при планировании репродуктивного поведения учитывается разнообразные факторы, которые могут оказывать на него влияние и привести к различным последствиям.

Цель исследования: с помощью метода визуального конструирования выявить представления молодежи о возможных факторах, способствующих или препятствующих достижению цели «здоровое потомство, способное к репродукции», выражающиеся в их конкретизации, планировании способов и средств достижения.

Материалы и методы: Исследование проводилось в 2011 и в 2015 годах, выборку составили студенты 5-го курса Омского государственного медицинского университета в количестве 74 человек.

Для выявления представлений о способах и средствах, которые формулировали испытуемые для достижения цели «здоровое потомство, способное к репродукции», использовались ментальные карты. Содержание ментальных карт включало следующее: один блок в центре отражал цель и испытуемым предлагалось сформулировать способы и средства достижения этой цели исходя из собственных убеждений в виде граф-логической структуры. Процедура заполнения ментальных карт была организована следующим образом:

- испытуемый обозначал желаемую модель репродуктивного поведения без внешних указаний относительно способа ее построения;

- испытуемому предлагалась возможность представить репродуктивное поведение в комплексе воздействующих факторов и с точки зрения его различных аспектов в целостности, проведя объективный анализ особенностей ситуации (явления);

- испытуемый строил модель репродуктивного поведения на неопределенной, недостаточной, незавершенной информационной основе и был вынужден самостоятельно обдумывать и отбирать необходимую информацию.

Для анализа полученных в ментальных картах результатов использовался метод контент-анализа. В качестве категорий выступили задачи, определенные испытуемыми как необходимые для достижения цели «здоровое потомство, способное к репродукции».

Результаты исследования: анализ ментальных карт испытуемых, принимавших в 2011 году участие в исследовании, позволил выделить 8 категорий (задач), которые они ставили перед собой в рамках достижения цели «здоровое потомство, способное к репродукции»: «здоровье», «образование», «материальный достаток», «семейный микроклимат и воспитание», «развитие», «создание семьи», «готовность иметь детей», «условия жизни».

В ментальных картах испытуемых способы достижения цели, связанные со здоровьем и ведением здорового образа жизни, упоминались наиболее часто (33,8 %) (рис.1).

Рис.1. Структура и распределение факторов, способствующих достижению поставленной цели в 2011 и 2015 годах (контент-анализ, %)

 

Среди основных факторов, способствующих сохранению здоровья, выделены: здоровый образ жизни, сбалансированное и здоровое питание, отсутствие вредных привычек, соблюдение режима дня, качественная медицинская помощь населению, занятия спортом, своевременные плановые медицинские осмотры, здоровье будущих родителей, закаливание. Примечательно, что в ментальных картах среди факторов, способствующих здоровью, приведено большинство из тех, которыми, по мнению испытуемых, можно управлять. То есть, молодежь не только осознает значимость здорового образа жизни, но и готова принимать на себя ответственность за достижение здоровья в целях реализации репродуктивного поведения.

Также, по мнению испытуемых, значимыми факторами, которые обязательно нужно учитывать, являются условия жизни, в которых проживают молодые люди (11,3%). В качестве средств, которые наиболее часто упоминались испытуемыми, выделены: благоприятные условия проживания, экология, качественная вода, улучшение инфраструктуры города, охрана труда, благоприятный климат, поощрение рождаемости со стороны государства. Большинство из перечисленных факторов являются неуправляемыми с точки зрения индивидуальных качеств человека, но все же, по мнению испытуемых, их необходимо учитывать при планировании семьи и рождении детей.

Немаловажным фактором, способствующим здоровьесберегающему репродуктивному поведению, является материальный достаток молодой семьи (18,2%) и уровень образования (5,5%). В качестве средств, обеспечивающих материальное благополучие, испытуемые выделили: стабильный заработок, постоянное место работы, соответствующий уровень квалификации, наличие хороших жилищных условий, работа с наименьшей физической и психической вредностью.

Необходимо отметить, что наряду с очевидными способами и средствами, способствующими репродуктивному поведению, испытуемые отметили ряд способов и средств, имеющих отношение к социально-психологическому благополучию, внутренней готовности личности к планированию семьи и детей.

Среди значимых задач, которые также необходимо выполнить, были отмечены: семейный микроклимат и воспитание (17,1%). А в качестве способов, способствующих реализации данной задачи, были отмечены: умение налаживать хорошие взаимоотношения в семье, взаимоподдержка, взаимопонимание, психоэмоциональное благополучие и соответствие партнеров, адекватное воспитание. Также, по мнению испытуемых, к созданию семьи нужно подходить осознанно и учитывать схожесть или различие семейных ценностей партнера, его индивидуальные особенности (4,0%).

В качестве ресурса может выступать личностное развитие (5,1%), включающее наличие жизненных целей и стремление к их реализации, навыки самопознания и самоанализа и самовоспитание.

Таким образом, ментальные карты испытуемых, принимавших участие в исследовании в 2011 году, включают различные задачи, связанные, прежде всего, с направленностью на здоровьесберегающее поведение при учете разнообразных условий жизни, влияния социальных факторов и наличием личностных ресурсов.

В результате анализа ментальных карт испытуемых, принимающих участие в исследовании в 2015 году, выделено 10 категорий: «образование», «материальный достаток», «здоровье», «генетика», «семейный микроклимат и воспитание», «социальные условия», «готовность иметь детей», «создание семьи», «личностные ресурсы», «условия жизни».

Большое количество задач, поставленных испытуемыми, касалось категории «здоровье» (58,1%). Они рассматривали большое количество разнообразных задач, связанных с данной категорией, и их представления включали такие факторы, которые не упоминались в ментальных картах испытуемых, принимающих участие в исследовании в 2011 году: здоровый сон, уровень лекарственного обеспечения, прием витаминов, соблюдение гигиены, двигательная активность.

В качестве средств достижения цели «здоровое потомство, способное к репродукции» испытуемыми также упоминается роль социальных факторов (1,9%), среди которых выделяются: психологическая поддержка семьи, финансирование здравоохранения и заинтересованность общества в рождении детей, социальное благополучие, ограничение стрессовых воздействий.

Важно отметить, что среди значимых способов достижения упоминаются такие, которые связаны с личностным развитием и совершенствованием (3,7%): умение регулировать психоэмоциональное состояние, наличие навыков взаимодействия и коммуникативных навыков, стремление к саморазвитию, развитие интеллектуальных способностей.

То есть у испытуемых при планировании репродуктивного поведения проявляется направленность на здоровье при учете социальных и личностных ресурсов.

На основе опыта применения метода визуального конструирования для формирования репродуктивного поведения обучающихся обозначился ряд преимуществ его использования:

- способствует построению у обучающихся адекватного образа ситуации, желаемой модели репродуктивного поведения без внешних указаний относительно способа ее построения;

- дает возможность представить репродуктивное поведение в комплексе воздействующих факторов и с точки зрения его различных аспектов, поскольку все детали ситуации находятся в поле зрения обучающегося;

- факторы, способствующие репродуктивному поведению, представляются в целостности и проводится объективный анализ особенностей ситуации (явления);

- способствует построению у обучающихся адекватной модели репродуктивного поведения на неопределенной, недостаточной, незавершенной информационной основе, причем студент самостоятельно обдумывает и отбирает необходимую информацию;

- дает возможность представить компоненты ситуации как ясные и организованные;

 - способствует рефлексии и объяснению своих действий при построении модели репродуктивного поведения;

- дает возможность выделить ключевые факторы, ценности, чтобы сделать их опорными точками своих размышлений.

Рецензенты:

Демченко В.Г., д.м.н., профессор, профессор кафедры Гигиены труда с курсом профпатологии ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск;

Родькин В.П., д.м.н., профессор, профессор кафедры Гигиены труда с курсом профпатологии ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск.


Библиографическая ссылка

Братухин А.Г., Магазева Е.А. ВИЗУАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23069 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674