Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗЛИЧНОГО ВИДА

Валеева Э.Р. 1 Зиятдинова А.И. 2 Акберова Г.Р. 1
1 ГБОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Институт фундаментальной медицины и биологии
2 ГБОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Институт физической культуры и спорта
Гигиеническая оценка внутришкольной среды: температура, влажность, скорость движения воздуха, коэффициент естественного освещения, уровень искусственного освещения, коэффициента пульсации, напряжения электромагнитного поля выявила, что данные показатели в учебных помещениях специализированной образовательной школы в большей степени соответствуют гигиеническим требованиям, чем в лицей-интернате. Определено несоответствие освещения гигиеническим нормам в кабинете информатики специализированной образовательной школы, что влияет на напряжение зрительного анализатора у учеников. Показатели нарушения зрения значимо коррелируют с показателями гигиенического несоответствия учебных мест по искусственной освещенности, а показатели нарушения осанки – с показателями гигиенического несоответствия учебных мест по мебели. В анализируемых общеобразовательных учреждениях выявлена низкая освещенность досок в учебных кабинетах, что создает предпосылки для напряжения зрительного анализатора учеников. Неблагоприятными факторами школьной среды являлись несоответствующая расстановка мебели в компьютерных классах, дефицит стандартной школьной мебели соответствующих размеров и нерациональность рассаживания учащихся.
специализированное образовательное учреждение
лицей
освещение
микроклимат
внутришкольная среда
1. Булычева Е.В. Гигиеническая характеристика факторов внутришкольной среды образовательных учреждений инновационного типа // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – №16 (135). – С.248-250.
2. Валеева Э.Р., Хамитова Р.Я. Риски формирования болезней среди учащихся образовательных учреждений // Гигиена и санитария. – 2006. – № 6. – С. 54-55.
3. Валеева Э.Р., Акберова Г.Р., Кладов Д.Ю., Зиятдинова А.И. Образ жизни учащихся специализированного образовательного учреждения и лицея // Гигиена и санитария. – 2014. –№ 4. – С. 93-95.
4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Текшева Л.М., Степанова М.И., Сазанюк З.И. Гигиенические аспекты применения светодиодных источников света для общего освещения в школах // Гигиена и санитария. – 2013. – № 5. – С. 27-31.
5. Онищенко Г.Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений // Гигиена и санитария. – 2005. – № 3. – С.40-43.

Гигиеническое сопровождение учебно-воспитательного процесса является  важным  составляющим в регулярном мониторинге внутришкольной среды, параметров учебного процесса, образовательных технологий. Внутришкольная среда влияет на работоспособность и утомление организма детей и подростков. Одним из следствий является нарушение зрительной системы. В связи с этим уделяется огромное влияние совершенствованию световой среды в образовательных учреждениях. Оно направлено на поиск оптимальных решений по созданию осветительных установок общего и местного освещения. В последние годы выявлено преимущество светодиодного освещения в учебных помещениях, которые создают благоприятную световую среду для зрительной и умственной работоспособности учащихся разного возраста [4].

Целью нашего исследования явилось изучение внутришкольной среды специализированного образовательного учреждения и лицея-интерната.

Обследовались классы среднего и старшего образования, а также кабинеты химии, информатики, татарского языка, используемые всеми учащимися образовательного учреждения, что составило по 15 кабинетов в каждом из учебных учреждений.

Методы: параметры температуры и влажности определялись измерителем  ТКА-ТВ, скорость движения воздуха - термоанемометром цифровым переносным «Testo-415», шумомер «Октава А». Для определения коэффициента естественного освещения (КЕО), уровня искусственного освещения и коэффициента пульсации (КП) замеры проводились  люксметром «Аргус-02». В каждом помещении по 18 замеров, всего 720 замеров. Оценку проводили с использованием нормативных документов. Гигиеническую оценку напряжения электромагнитного поля (электростатический потенциал) промышленной частоты проводили на основании замеров в 3-х точках кабинетов информатики измерителем «ПЗ-50», 60 замеров напряженности электростатического поля - измерителем «ИЭАП-7». Качество заземления компьютеров определяли индикаторным устройством «Сигнал», параметров электрического  и магнитных полей - измерителем  В&Е-метр «АТ-002», предназначенным для экспрессных измерений среднеквадратичных значений электрической и магнитной составляющих электромагнитного поля (НЧ, ВЧ и фон) - всего 300 замеров. Для определения яркости и освещенности по вертикали и горизонтали в компьютерных классах использовали люксметр - яркометр «ТПА-ПК» всего 40 замеров.

Комплексная оценка микроклимата по показателям  температуры, скорости движения воздуха, свидетельствует о его комфортности в исследуемых классных помещениях  образовательных учреждений. Так, в учебных кабинетах специализированного образовательного учреждения и лицея-интерната температура соответствовала гигиеническим нормативам по рассчитанным статистическим показателям - медиане, 95 % интервалу для средней, 25 % - и 75 % - квартилю. При сравнении средних величин температуры в учебных кабинетах лицея-интерната и специализированной школы температура достоверно выше в последней. Тогда как показатель относительной влажности воздуха школы не соответствовал гигиеническим нормам и был ниже 40 % и составил 14,2 %, а в интернат-лицее - 41,7 % (р<0,0001).  Показатель скорости движения воздуха в учебных кабинетах в лицее-интернате был достоверно выше, чем в специализированной  школе.

Освещенность рабочего места имеет большое значение для профилактики нарушений зрения, снижается умственная работоспособность, быстрее наступает утомление и ухудшается координация движений. Оценка параметров световой среды определила ряд нарушений. Результаты измерений коэффициента естественного освещения (КЕО) в учебных кабинетах показали, что фактические уровни КЕО составили 1,1-3,3 % как в специализированной школе, так и в лицее-интернате, что в 83,2 % измерениях соответствовало гигиеническим нормам. Искусственное освещение в учебных кабинетах было общим равномерным, а в качестве источников света использовались люминесцентные лампы.

         Искусственная освещенность поверхности парт в учебных кабинетах школы    соответствовала гигиеническим нормативам по рассчитанным статистическим показателям - медиане, 95 % интервалу для средней, 25 % - и 75 % - квартилю. Однако при сравнении с лицеем-интернатом искусственная освещенность была достоверно меньше.

Таким образом, световой режим в исследуемых образовательных учреждениях по показателям естественной освещенности, так и по показателям искусственной освещенности соответствовал гигиеническим требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Естественное боковое левостороннее освещение в обеих группах обеспечивало достаточный уровень освещенности внутри помещений, о чем свидетельствует показатели коэффициента естественной освещенности.

          Для обучения в школе и лицее-интернате предусмотрена кабинетная система, поэтому производятся горизонтальные и вертикальные переходы с этажа на этаж и по этажу с учетом расположения кабинетов, специализирующихся на конкретном предмете. Практически по всем предметам (биология, химия, физика, информатика, история, иностранный язык) обучение до 75 % времени проходит в специализированных кабинетах. Учащиеся переходят из кабинета в кабинет на протяжении всего дня и проводят в кабинетах 65 % недельной нагрузки.

В учебных кабинетах и классах дополнительно организовано местное освещение классных досок софитами:  недостаточная освещенность доски, как в школе, так и в лицее-интернате - фактические средние значения составили 368,8 и 330,1 лк при гигиенической норме - 500 лк (табл.1).

Таблица 1

Состояние совмещенной освещенности  классов в школе и лицее

Параметры

Школа

лицей-интернат

F, p

Искусственная освещенность парты, лк

477,1÷71,2

545,8÷ 104,4

F(1;35)=5,42; р=0,025

Искусственная освещенность доски, лк

368,8÷115,3

330,1÷ 176,1

F(1;35)=0,62; р=0,44

Коэффициент пульсации, %

8,7÷ 2,3

13,4÷ 6,3

F(1;35)=8,61;  р=0,006

 

             Коэффициент пульсации в учебных кабинетах  школы (8,7 %) был  достоверно ниже, чем в лицее-интернате (13,4 %), и соответствовал нормативу в 10 %. Выявленное различие может быть объяснено большим использованием старых светильников в лицее-интернате. Следующим этапом наших исследований явилась гигиеническая оценка использования ВДТ (видеодисплейный терминал) в школе и лицее-интернате. В школе и лицее-интернате имеется по одному классу информатики, где расположены ПЭВМ (персональная электронно-вычислительная машина), оснащенные жидко-кристаллическими мониторами. Конструкция ПЭВМ соответствовала  требованиям  СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»: в специальной школе   -  мониторы Pscan 107SE, G 55 ViewSonic, LG и в лицее-интернате  мониторы: 7 штук ASUS  и 5 штук Samsung. Конструкция ПЭВМ обеспечивает возможность поворота корпуса в горизонтальной и вертикальной плоскости с фиксацией в заданном положении для обеспечения фронтального наблюдения экрана ВДТ. Дизайн ПЭВМ имеет окраску корпуса в спокойные мягкие тона с диффузным  рассеиванием света. Корпус ПЭВМ, клавиатура и другие блоки и устройства ПЭВМ имели матовую поверхность с коэффициентом отражения 0,4-0,6 и не имели блестящих деталей, способных создавать блики.

Проведенный анализ выявил, что школе в кабинете информатики (табл. 2) горизонтальная искусственная освещенность на поверхности клавиатуры составляла 296,9 лк, что не соответствовало гигиеническим нормам, в отличие от лицея-интерната, где средние значения освещенности составили  340,9 лк.

            Таблица 2

Параметры световой среды и визуальные характеристики ВДТ в кабинетах информатики в школе и лицее-интернате

 

Характеристика

Гигиенический норматив

Школа

Лицей- интернат

F, p

M(σ)

M(σ)

Е горизонтальная, лк

300 - 500

296,9÷143,5

340,9÷ 191,1

F(1;35)=0,62; р=0,43

Е вертикальная, лк

≤300

188,3÷136,5

238,1÷ 178,6

F(1;35)=0,91; р=0,35

Е компьютерной интерактивной доски, лк

500

437,3÷242,2

432,2÷ 227,9

F(1;35)=0,004; р=0,95

Коэффициент пульсации, %

5

10,7÷ 5,5

25,5÷ 6,8

F(1;35)=52,3; р<0,0001

Неравномерность яркости окружения

3:1-5:1

4,7÷1

7,2:1

-

Яркость белого поля, кд/м2

<35

76÷ 12,5

87÷ 23,2

-

Неравномерность яркости экрана, %

не более 20

-

-

-

 

При этом вертикальная освещенность экрана ВДТ как в школе (Е=188,3 лк), так и в лицее-интернате (Е=238,1 лк) соответствовали требованиям согласно  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

В отношении коэффициента пульсации неблагоприятная ситуация сохранилась в лицее-интернате (Кп=25,5 %), что достоверно (р<0,0001) выше, чем в школе (Кп=10,7 %). Однако следует подчеркнуть, что фактические средние значения коэффициента пульсации не соответствовали норме в 5 %. В анализируемых общеобразовательных учреждениях выявлена низкая освещенность доски в учебных кабинетах, что создает предпосылки для напряжения зрительного анализатора учеников. Кроме того, в лицее-интернате не соблюдались требования по яркости в кабинете информатики. Поэтому необходимо обеспечить освещение рабочего места, которое должно соответствовать гигиеническим нормам и избегать источников света с неустойчивой яркостью. Так как непрерывное напряжение системы аккомодации легко приводит к возникновению головной боли у школьников.

Таблица 3

Параметры напряженностей электрических полей, магнитной индукции НЧ и ВЧ, создаваемых ВДТ, электростатического поля на местах школьников, оснащенных ПЭВМ, в кабинетах информатики в школе и лицее-интернате

Характеристика

Гигиенический норматив

Школа

Лицей- интернат

F, p

   

Е ЭП 5 Гц - 2 кГц, В/м

25

14,4÷3,4

8,02÷ 3,7

F(1,35)=30,4; р<0,0001

Е ЭП 2 кГц - 400 кГц, В/м

2,5

0,11÷ 0,08

0,09÷ 0,03

F(1,35)=0,29; р=0,59

В МП 5 Гц - 2 кГц, нТл

250

29,5÷ 24,5

163,8÷ 44,3

F(1,35)=127,8; р<0,0001

В МП 2 кГц - 400 кГц, нТл

25

2,39÷ 1,62

4,83÷ 2,02

F(1,35)=16,36; р=0,0003

Е ЭСТ, кВ/м

15

0,41÷ 0,48

0,09÷ 0,01

F(1,35)=7,49; р=0,009

 

Важно подчеркнуть, что в лицее-интернате кабинет информатики был оборудован  неэргономичной мебелью - столы и стулья не регулируемы по высоте. Показатели нарушения зрения значимо коррелировали с показателями гигиенического несоответствия учебных мест по искусственной освещенности (R=0,60-0,86), а показатели нарушения осанки - с показателями гигиенического несоответствия учебных мест по мебели (R=0,48-0,93). Рядом исследователей установлено, что отсутствие в учебных кабинетах и классах соответствующих комплектов мебели создает предпосылки для формирования отклонений в состоянии здоровья учащихся: нарушение осанки, сколиоз, нарушение зрения и др. [1,2,3,5].

Следует отметить, что ВДТ в кабинете информатике в лицее-интернате создавали достоверно  большие средние значения по магнитной индукции МП НЧ (163,8 нТл против 29,5 нТл), и МП ВЧ (4,83 нТл против 2,39 нТл соответственно).  В школе ВДТ генерировали большие значения напряженностей ЭП НЧ (14,4В/м против 8,02 В/м) и напряженности электростатического поля (0,41 кВ/м против 0,09 кВ/м соответственно). Таким образом, превышений ВДУ по параметрам ЭМП, генерируемых ВДТ, в кабинетах информатики как в школе, так и  в лицее-интернате  не выявлено.

Вывод

Комплексная оценка микроклимата по показателям  температуры, скорости движения воздуха  и  освещенности свидетельствует о его комфортности в исследуемых классных помещениях. В учебных помещениях специализированной общеобразовательной школы данные показатели в большей степени соответствуют гигиеническим требованиям, чем в лицее-интернате. Несоответствующая расстановка мебели в компьютерных классах, дефицит стандартной школьной мебели соответствующих размеров явились неблагоприятными факторами школьной среды.

Рецензенты:

Юсупова Н.З., д.м.н., доцент, заведующая кафедрой общей гигиены ГБОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия», г. Казань;

Степанова Н.В., д.м.н., профессор кафедры биоэкологии, гигиены, общественного здоровья Института фундаментальной медицины и биологии ГБОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Валеева Э.Р., Зиятдинова А.И., Акберова Г.Р. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗЛИЧНОГО ВИДА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23056 (дата обращения: 13.08.2020).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074