Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ

Алексеева Е.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
В условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в качестве основных результатов обучения и воспитания современных школьников выступает готовность к реализации творческого потенциала в различных сферах деятельности при решении практических задач. Все это свидетельствует о том, что развитие творческого потенциала учащихся рассматривается сегодня как одна из важнейших задач, к решению которых должен быть готов учитель. В связи с этим вопрос подготовки будущего педагога, способного на основе знаний, профессионального и жизненного опыта раскрыть творческие возможности школьников, приобретает особую актуальность. Формирование готовности студентов к развитию творческого потенциала детей будет эффективным при соблюдении ряда педагогических условий, среди которых особое место занимает создание творческой образовательной среды при изучении педагогических дисциплин. Творческая образовательная среда предполагает совместный поиск, творческое взаимодействие и сотрудничество преподавателя и студентов. Обеспечить такое сотрудничество возможно посредством активных форм и методов организации учебных занятий, в ходе которых студенты выступают субъектами творческой познавательной деятельности. Речь идет не только о традиционных методах и формах работы (дискуссия, составление терминокарт, работа с педагогическими текстами, анализ педагогических ситуаций, самопрезентация и др.), но и о нетрадиционных (нестандартных, творческих): тренинги, деловые игры, упражнения на преодоление барьеров креативности, анализ образовательных сайтов, знакомство с современными творческими проектами для школьников, разработка ментальных карт, проектирование творческих заданий, творческих уроков и др.
активные методы обучения.
творческая образовательная среда
педагогические условия
готовность студентов к развитию творческого потенциала школьников
творческий потенциал школьников
1. Булатова, О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Булатова. – М.: Академия, 2001.
2. Веретенникова, Л.К. Развитие творческого потенциала современного школьника / Л.К. Веретенникова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2010. – № 1.
3. Грецов, А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов / А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2008.
4. Еремина Л.И. Образовательная среда вуза и творческое развитие студентов в процессе социального воспитания; http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-2/108.
5. Механизмы оценивания результатов образовательного процесса в вузе в контексте компетентностного подхода: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов, обучающихся по направлениям педагогического образования / науч. ред. А. А. Орлов. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014.
6. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Морева. – М.: Академия, 2008.
7. Саяпин, А.В. Подготовка будущих учителей к развитию творческого потенциала школьников: автореферат дис. … канд. пед. наук / А.В. Саяпин. – Саратов, 2012.
8. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: Владос, 2000.
9. Шамис, В.А. Активные методы обучения в вузе.// Сибирский торгово-экономический журнал. – 2011. ¬– №11.
10. Ясвин, В.А. Творческая образовательная среда в школе / В.А. Ясвин // Учительская газета. – 2010. – 6 апреля. – № 14.

В постоянно изменяющейся социокультурной ситуации к личности и деятельности человека в различных сферах общества сегодня предъявляются достаточно высокие требования, среди которых особое место занимают креативные умения и качества: умение осуществлять поиск нового знания для решения практических задач, применять уже известные знания в нестандартных жизненных ситуациях; способность к преобразованию окружающего мира; готовность к сотрудничеству, саморазвитию, реализации собственных возможностей и др. В этой связи повышаются и требования к педагогу, в задачу которого входит создание в процессе обучения и воспитания современных школьников условий, позволяющих им развивать свой творческий потенциал, проявлять способность к творчеству на основе освоения опыта творческой деятельности. Нет сомнения в том, что реализовать подобную задачу может учитель, обладающий собственным творческим потенциалом и готовностью к организации творческой деятельности.

Готовность студентов к развитию творческого потенциала школьника можно рассматривать как условие успешного осуществления развивающей деятельности, а значит, реализации одной из основных трудовых функций, заложенных в профессиональном стандарте педагога. Она (готовность) позволяет студентам адаптироваться к педагогической деятельности, к решению различных профессиональных задач, связанных с творческим развитием детей, и включает как необходимые профессиональные качества, так и положительное эмоциональное отношение к творчеству, к реализации собственного творческого потенциала, специальные знания и умения. К специальным умениям, которыми студенты должны овладеть, можно отнести следующие:

- умение увлечь школьников творческой деятельностью, привить к ней интерес, стимулировать их творческую самостоятельность, активность и инициативу;

- умение формировать у учащихся осознание необходимости творчества в жизни человека, воспитывать стремление и желание детей разрешать возникающие в учебной деятельности и повседневной жизни задачи с позиции творческого подхода;

- умение формировать у школьников положительную творческую «Я-концепцию», создавать в деятельности ситуацию успеха, сотрудничества и сотворчества и др.

Формирование готовности студентов к развитию творческого потенциала учащихся осуществляется в процессе обучения при соблюдении ряда психолого-педагогических условий, например, формирование ценностного отношения студентов к развитию творческого потенциала школьников; включение студентов в практическую творческую деятельность; проектирование комплекса заданий для студентов, связанного с развитием творческого потенциала школьников; использование возможностей аудиторной и внеаудиторной работы; учет специфики факультета и др. Особая роль в формировании готовности студентов отводится созданию творческой образовательной среды.

 Вопросами средового подхода и влияния среды на личность в разное время занимались Б.Г. Ананьев, В.В. Рубцов, А.А. Деркач, Л.И. Новикова, О.С. Газман, М.В. Кларин, В.И. Слободчиков, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн, В.А. Ясвин и др. Философско-психологические аспекты проектирования образовательной среды и проблемы взаимоотношения преподавателя и студента в образовательной среде представлены в исследованиях Дж.Дж. Гибсона, М.М. Бахтина Т.П. Браун, Ж.В. Дягилевой, Т.В. Менг, В.И. Панова и др.

Анализ подходов к рассмотрению сущности образовательной среды позволяет сделать вывод о том, что образовательная среда представляет собой подсистему социокультурной среды, а значит, ее можно рассматривать и как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, и как целостность специально организованных педагогических условий развития личности обучающегося. Для нас второй подход представляется особенно актуальным.

Творческая образовательная среда позволяет сформировать личность, которая характеризуется «активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков... Сущность этой среды - совместный поиск, совместное созидание, творческие споры равных партнеров» [9]. Причем такая среда может выстраиваться на разных уровнях: межличностном, характеризующимся присутствием творческого взаимодействия преподавателя и студента или студентов в группе; групповом, предполагающем совместное творчество как стиль жизнедеятельности учебной группы в вузе; вузовском, позволяющем проявлять креативность в образовательной среде вуза [4].

Как видим, основу творческой образовательной среды, которая может оказывать влияние на личность, составляет именно активное взаимодействие участников образовательного процесса. Причем организация такого взаимодействия требует от преподавателя не только творческой направленности, высокого уровня образованности, творческости как состояния личности, но и опыта реализации системно-деятельностного подхода в обучении, предполагающего деятельность студентов (познавательную, творческую и др.) по поиску знаний, которые впоследствии они смогут применить при решении задачи творческого развития школьников. Можно сказать, что активное взаимодействие, совместная деятельность, общение в обучении позволяют студенту определить индивидуальное творческое пространство, показателем сформированности  которого выступает его активность в творческом взаимодействии со школьниками, в создании и презентации своего проекта занятий с учащимися, в разработке разнообразных нестандартных заданий, в стремлении творчески подходить к решению профессиональных задач и т.п.

Создание творческой образовательной среды в процессе обучения студентов осуществляется посредством соблюдения педагогических условий, одно из которых связано с отбором содержания образования к конкретному занятию, другое - с отбором активных форм и методов взаимодействия преподавателей и студентов. В ходе изучения студентами дисциплины «Педагогика» и курса по выбору «По дорогам творчества», наряду с традиционными методами и формами работы (дискуссия, составление терминокарт, анализ педагогических ситуаций, самопрезентация, использование эмоционально окрашенного дидактического материала («крылатые выражения», высказывания о педагогической деятельности, об учителе, тексты и др.), просмотр и обсуждение видеоуроков, видеороликов и др.), применяются, например, следующие: тренинги («Тренинг личностного роста»); деловые игры («Здравствуйте, я ваш новый учитель!»); разнообразные тренинговые задания; упражнения на преодоление барьеров креативности; анализ образовательных сайтов, знакомство с современными творческими проектами для школьников; разработка ментальных карт; проектирование творческих заданий, творческих уроков и др. Охарактеризуем некоторые из представленных активных форм и методов обучения студентов, применяющихся на разных этапах учебных занятий.

Особую роль в начале каждого занятия играет своеобразная творческая разминка, позволяющая, во-первых, сформировать у студентов интерес к творческой деятельности, во-вторых, подготовить их к восприятию нового материала. Сущность такой разминки состоит в том, что студентам предлагаются разнообразные тренинговые упражнения и задания, объединенные идеей мобилизации творческого самочувствия педагога, тренировки  выразительности и свободы в поведении [1, с.141-143] и направленные на развитие личностных качеств, творческих умений, составляющих исследуемый вид готовности. Например, учитывая, что особое значение для педагога имеет психологическое состояние, настроение, влияющее на эффективность его деятельности, вдохновение, позволяющее создавать нечто творческое, а также впечатление, которое может и должен производить учитель, на занятиях организуется проигрывание разнообразных ситуаций, акцентирование внимания на внутреннем состоянии, отработка мимики и жестов. Например, задания «Рисуем настроение» вместе с памяткой по «уходу» за настроением [1], «Цвет эмоций» позволяют студентам погрузиться в свои переживания, перенести их на бумагу, а затем перевести их в положительные эмоции. Эти задания, как правило, используются вместе с вопросами рефлексивного характера: 1. Как я вижу сегодняшнее занятие? 2. Какова будет моя деятельность на занятии? 3. Нацелен ли я принимать участие в занятии? 4. Насколько я могу и хочу проявить себя на занятии? и др. 

В беседе со студентами выяснилось, что эти задания позволяют им сосредоточиться на своих эмоциях и настроении, абстрагироваться от других дисциплин и предметов, понять эмоциональную атмосферу в группе, в то же время вопросы помогают им определить важность, ценность и необходимость деятельности, которой им предстоит заниматься на занятиях, спрогнозировать степень своей активности и включенности в работу. Интересным, по мнению студентов, является прием, когда в конце занятия они возвращаются к рефлексивным вопросам и могут сопоставить, а затем обсудить получившиеся результаты.

Следует отметить, что тренинговые упражнения и задания используются не только на отдельных этапах занятия, но и само занятие может быть построено в форме тренинга, который предполагает включение студентов в творческую практическую деятельность, создание, с одной стороны, типовых, с другой стороны, нестандартных педагогических ситуаций. Фактически тренинг дает возможность погрузить обучающихся в квазипрофессиональную деятельность с решением различных профессиональных задач. Такая форма работы, по оценке студентов, позволяет им предлагать множество вариантов разрешения той или иной ситуации, отбирать разнообразные методы и приемы взаимодействия учителя и учащихся, способы поведения участников ситуаций, при этом не опасаясь совершить ошибку.

Обсуждение со студентами многих вопросов зачастую выстраивается в форме дискуссии. Важным при ее организации представляется отбор проблемных вопросов, способствующих активизации творческого мышления. Дискуссия дает возможность студентам аргументировано обозначать свою позицию, участвовать в споре, отстаивая собственное мнение или мнение микрогруппы, привлекая при этом имеющиеся знания, жизненный опыт, общий кругозор. Преподаватель, как правило, является руководителем дискуссии, посредством различных приемов направляющий обсуждение проблемных вопросов и организующий совместную творческую деятельность. В качестве проблемных вопросов выступают следующие: 1. Творчество: наука или искусство? 2. Способность к творчеству - врожденная или приобретенная? 3. Можно ли обучить творчеству? 4. Что бы произошло, если бы из жизни людей исчезло творчество? и др.

Наблюдение за студентами в процессе дискуссии показало их заинтересованность в  обсуждении вопросов, стремление высказать свою точку зрения, кроме того, они активно работали с вопросами рефлексивного характера, в частности: 1. В процессе обсуждения я узнал, что... 2. Мне удалось отстоять свою точку зрения, убедив в ее правильности моего оппонента (мне не удалось отстоять своей позиции)... 3. Я обнаружил, что ... 4. Самым важным в процессе обсуждения для меня было... 5. В ходе дискуссии мне помогало (мешало)... 6. Мне понравилось (я разочаровался)..., пытаясь оценить свою деятельность на занятии.

На каждом занятии организуется работа студентов с творческими заданиями. Наиболее интересными, нестандартными, креативными студенты назвали следующие: ведение творческих дневников, в которых они в обобщенной форме отражали то новое, что им удалось узнать на занятии, пополняя свою методическую копилку, сохраняя наиболее удачные варианты выполнения творческих заданий; обращение к биографическому (или автобиографическому) описанию личностных качеств творческих людей (ученых, художников, писателей и др.); решение различных педагогических ситуаций с помощью метода «шесть шляп мышления» (некоторые студенты, отвечая на вопросы анкеты, говорили о том, что впервые узнали о таком методе); составление формулы креативности, творчества и др.

Неподдельный интерес у студентов вызвало самостоятельное проектирование творческих заданий. Опираясь на типологию креативных (эвристических) заданий А.В. Хуторского, они выстраивали следующие задания:

1. Создать словесный продукт в различных жанрах: изобретение букв, составление словарей, сочинение в различных формах (интервью, реклама и др.).

2. Сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу и др.

3. Составить кроссворд, родословную, примету, задание для других учеников, сценарий спектакля, викторины, игры.

4. Придумать образ - рисуночный, музыкальный, словесный. Перевести элемент с языка одного предмета на другой: нарисовать музыку, «оживить» число, определить цвета дней недели и т.д. [7, с. 67].

Творческая образовательная среда создается не только в ходе учебных занятий, но и во внеаудиторное время (в том числе в рамках самостоятельной работы) посредством включения студентов в практическую педагогическую деятельность. Примером такого включения выступает выполнение проектных заданий, когда осуществляется выход в школу для проведения диагностики учащихся и организации различных мероприятий (классных часов, викторин, конкурсов и т.п.). Студенты работают в микрогруппах, с каждой из которых преподаватель организовывает совместную деятельность, предполагающую обсуждение вопросов, связанных с диагностической, проектировочной, организационной, коммуникативной деятельностью учителя; анализ отобранного инструментария; оценку разработанных сценариев и др. Следует отметить, что студентам, с одной стороны, непривычно оказаться в роли учителя и, надо сказать, они испытывают определенные трудности в ходе взаимодействия со школьниками, но, с другой стороны, им интересна творческая деятельность, необходимость постоянно находиться в творческом поиске и проявлять собственное творческое «Я». На лабораторно-практических занятиях, посвященных конкретному виду деятельности педагога, студенты, выполняющие индивидуальные задания, выступают с мини-отчетом, делятся впечатлениями от собственной деятельности, рассказывают, что им удалось осуществить, что для них оказалось трудным и т.п. Эти отчеты сопровождаются презентациями, фотографиями, подготовленным для школьников наглядным и раздаточным материалом.

Подводя итог, следует отметить, что такая организация учебного процесса в ходе изучения педагогических дисциплин позволяет преподавателю включить студентов в активное творческое взаимодействие, в практическую деятельность, обеспечить развитие интереса к творческой деятельности, творческого мышления, создание положительного микроклимата в группе, применение разных стилей педагогического общения, тренировку в преодолении коммуникативных барьеров и барьеров креативности и т.п. Все это дает возможность создать творческую образовательную среду, способствующую формированию у студентов опыта творческой деятельности, их готовности к решению профессиональных задач, связанных с творческим развитием современных школьников.

 

Рецензенты:

Ромашина Е.Ю., д.п.н., доцент, декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула;

Орлова Л.А., д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула.


Библиографическая ссылка

Алексеева Е.Ю. СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23053 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674