В течение 10-15 лет в стране произошли существенные изменения в системе высшего образования. Многие столичные вузы, и вузы других крупных городов в целях их самообеспечения финансовыми средствами стали открывать в разных регионах страны свои обособленные структурные подразделения в виде филиалов и представительств. Резко расширяя сеть своих представительств, такие вузы стали весьма быстро решать вопрос доступности высшего образования для многих молодых людей соответствующих регионов. Это, безусловно, является весьма положительной стороной данного явления. Доступность и качество – это два принципиальных критерия, по которым должна оцениваться вся система высшего образования России. Однако, расширяя сеть представительств нельзя забывать и о том, что при этом еще резче обостряется проблема качества образования.
Качественное образование – капитал особой ценности. Очевидно, что в XXI веке достойно жить будут те страны, где будут господствовать наукоемкие технологии, а это возможно там, где есть высокообразованные люди, получившие качественное образование.
Говоря о качестве подготовки студентов в регионах через представительства и филиалы, следует сказать, что всем нам надо осознать простую истину. Благополучие Москвы и других крупных городов на фоне, к сожалению, очень низкого уровня жизни всей России стало ныне раздражителем для огромной части периферийных россиян. Во многих регионах господствует и торжествует дух недоброжелательности и обиды за их общую неустроенность. Поэтому, работая в регионах столичные вузы должны непременно создавать там благоприятную рабочую атмосферу и для студентов, и для преподавателей и сотрудников. Библейская истина гласит, что веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый злой дух сушит кости и опустошает душу. Надо создавать для периферийных студентов и преподавателей всесторонне благоприятные условия работы, а для этого надо, прежде всего, решить две задачи: и организационно-учебно-методическую и финансовую.
Речь идет о том, что представительства по определению не имеют права вести образовательную деятельность. Они могут лишь помогать заочнику организационно и оказывать консультационные услуги. В то же время каждый студент-заочник должен около 10% всей плановой учебной нагрузки выполнить в виде аудиторной нагрузки (лекции, семинары и т.п.). Поскольку региональные студенты в головные вузы для выполнения аудиторной нагрузки, как правило, не приезжают, то лекции и семинары на местах в этом случае фактически подменяются консультациями, которые часто проводятся местными совместителями, не всегда имеющими должную квалификацию. Это заведомо ведет к существенному снижению качества образования. Этот «гордиев» узел должно разрубить Министерство образования и науки РФ: либо запретить подготовку специалистов через представительства, либо совершенно официально разрешить вести полноценный образовательный процесс с заочниками в представительствах с привлечением преподавателей головных вузов со всеми вытекающими для вузов последствиями.
Другой важнейшей причиной снижения качества образования через представительства – не нормированная на сегодня запредельно высокая экономическая выгода головных вузов. Процесс подготовки специалистов в регионах стал, по сути, для головных вузов интересен лишь с финансовой стороны. Вместе с тем, всякий шаг в сторону доступного по деньгам качественного образования для периферийной молодежи – это ее правильный шаг по очень трудной тропе из сегодняшней неустроенности в достойное будущее. Одновременно это и шаг к лидерству головного вуза в том или ином регионе.
Устанавливаемое вузами волевым порядком без должных обоснований 30%-е отчисление средств от представительств и 20%-е – от филиалов – это разрушительная политика вузов по отношению к своему имиджу в регионах, политика, которая дополнительно порождает на местах ту самую недоброжелательность и неустроенность. Полагаем, что с представительств и филиалов должно сниматься головными вузами не более 10% зарабатываемых ими средств. При этом еще порядка 10% средств должно тратиться адресно на привлечение к учебному процессу ведущих профессоров и доцентов головных и других вузов регионов. Речь идет о том, чтобы значительная часть денег шла не только головным вузам, а непосредственно конкретным высококвалифицированным преподавателям. Только они и смогут обеспечить должное повышение качества подготовки периферийных студентов.
Чтобы не скомпрометировать идею «широкого движения представительств в регионы» следует исходить из того, что качественное образование и его доступность – это единственно правильный путь молодых россиян к стабильной и достойной жизни каждого из них в отдельности и государства в целом.
В 1997 году авторам пришлось создавать с нуля филиал МГИУ в г. Сергиев Посад. Параллельно при филиале было создано и региональное представительство МГИУ. Однако из-за указанного выше организационного противоречия, функции представительства стал выполнять филиал, поскольку имеет законное право на ведение лицензированной образовательной деятельности. Сегодня рейтинг нашего филиала на рынке образовательных услуг в северо-восточном регионе Московской области и прилегающих районах Владимирской и Ярославской областей является одним из самых высоких. Этому способствует ряд факторов. Прежде всего, филиал первые семь лет был освобожден от каких-либо отчислений. Начиная с восьмого года, головной вуз обязал филиал 20% средств отчислять на его развитие. Однако пока такие выплаты не превышают еще 10%. Это позволило привлечь и сохранить высококвалифицированный состав преподавателей.
В штате работают семь докторов наук, профессоров, пятнадцать кандидатов наук, доцентов. Среди более чем сорока наших преподавателей-совместителей, десять – имеют степень доктора наук, а двенадцать – звание профессора. Свыше двадцати совместителей имеют степень кандидата наук, работают доцентами. В основном – это ведущие специалисты организаций и предприятий района. Среди «неостепенённых» – ряд преподавателей имеют огромный опыт организационно-практической работы (начальник отдела милиции, член коллегии адвокатов г. Москвы, федеральный судья и т.п.). При этом все специальности (010501 – Прикладная математика и информатика, 010701 – Физика, 080502 – Экономика и управление на предприятии в машиностроении и 030501 – Юриспруденция) практически в равной мере обеспечены профессорско-преподавательским составом высшей квалификации. За десять лет работы филиала почетный ряд наших штатных кандидатов наук, доцентов пополнили семь наших сотрудников, а один из них защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. Отрадно, что нашими первыми студентами-выпускниками защищены три кандидатские диссертации.
Вторая причина нашего достаточно высокого рейтинга – высокий уровень организации самого учебного процесса и хорошая современная материально-техническая база: учебный корпус, спортзал, учебно-научная библиотека (свыше 30 тысяч томов), три компьютерных класса, (где функционируют около 60 новейших компьютеров), одна компьютерная лаборатория по физике, интернет и т.п.
Из 750 студентов дневной формы обучения около 400 учатся за счет федеральных средств, около 130 учатся за счет средств научно-исследовательских предприятий, около 220-ти студентов учатся за счет личных средств. Около 400 студентов учатся по дистанционной (заочной) форме обучения. Благоприятное соотношение между бюджетными и платными студентами тоже основа нашего рейтинга.
Начиная с 2000 года, филиал приступил к целевой подготовке студентов по интегрированной схеме обучения по специальности «Физика» для научно-исследовательских предприятий расположенных в районе. Специальность имеет 44 специализации, которые в значительной мере закрывают спектр потребностей большинства ведущих предприятий района в исследовательских кадрах. Ныне, в НИИ прикладной химии создана кафедра «Химической физики», которая реализует ту же специализацию, а спецкафедра в НИИ химического машиностроения реализует три специализации: «Физика низких температур», «Физика измерений» и «Механика многофазовых систем».
Целевая подготовка студентов для НИИ – это пример практического внедрения в нашем филиале эффективной интегрированной физтеховской системы обучения, когда объединяются усилия и научно-педагогический потенциал коллектива филиала с научным потенциалом и материально-технической и лабораторной базой соответствующих НИИ для подготовки молодых физиков-исследователей для этих же предприятий.
В краткой статье трудно раскрыть все плюсы и минусы этой работы. Система распределения молодых специалистов отменена. Поэтому совершенно очевидно, что все государственные НИИ и оборонные предприятия, работающие в периферийных районах, не смогут по экономическим соображениям комплектоваться, как и прежде, молодыми специалистами – выпускниками ведущих вузов страны. Жилье и зарплата, а точнее – отсутствие первого и малость второго, не дают надежд на такое комплектование. А, следовательно, для того, чтобы жить и развиваться эти предприятия должны сами участвовать в подготовке кадров, из числа местной молодежи, частично обеспеченной жильем.
Надо сказать, что в этот процесс активно включились ведущие специалисты НИИ оказавшиеся в силу общественных реформ в полувостребованном состоянии. Они передают свой богатейший опыт молодому поколению. Образно говоря, не успела еще разорваться «цепь передачи глубоко профессиональных знаний и уникального опыта» между старшим и молодым поколениями.
Итоговый государственный междисциплинарный экзамен (ГЭК) | |||||||||||||||
Специальность
| Кол-во студентов | Средний балл | Результаты | ||||||||||||
Отлично и хорошо | удовлетв. | неудовлетв.
| |||||||||||||
чел. | % | чел. | % | чел. | %
| ||||||||||
010501 – ПМ | 36 | 4,2 | 30 | 83,3 | 6 | 16,7 | 0 | 0
| |||||||
10701 – Ф НИИХИММАШ НИИПХ | 12 17 | 3,3 3,8 | 6 13 | 50 76,4 | 4 1 | 33,3 5,9 | 2 3 | 16,7 17,6 | |||||||
030501 – Ю ГП ТГП | 34 | 4,4 4,4 | 29 31 | 85,3 91,2 | 5 3 | 14,7 8,8 | 0 0 | 0 0
| |||||||
80502 – Э | 34 | 4,4 | 31 | 91 | 3 | 9 | 0 | 0
| |||||||
Результаты защиты ГАК выпускных квалификационных работ
| |||||||||||||||
Специальность
| Кол-во студентов | Средний балл | Результаты
| ||||||||||||
Отлично и хорошо | удовлетв. | неудовлетв.
| |||||||||||||
чел. | % | чел. | % | чел. | %
| ||||||||||
010501 – ПМ | 34 | 4,5 | 34 | 97 | 0 | 0 | 0 | 0
| |||||||
010701 – Ф НИИХИММАШ НИИПХ |
10 14 |
4,2 4,4 |
10 14 |
100 100 |
0 0 |
0 0 |
0 0 |
0 0
| |||||||
030501 –Ю | 34 | 4,6 | 34 | 100 | 0 | 0 | 0 | 0
| |||||||
080502 – Э | 34 | 4,7 | 33 | 97,1 | 1 | 2,9 | 0 | 0
|
Общий успех наших студентов подтвержден весьма высокой оценкой их знаний (от 3,8 до 4,7 баллов), которые выставили Государственные экзаменационные (ГЭК) и аттестационные (ГАК) комиссии, при проведении аттестации и аккредитации (см. таблицу).
За 10 лет своего существования филиал осуществил пять выпусков специалистов по очной форме обучения в общем количестве 552 специалиста, в том числе: математиков (ПМ) – 185; физиков (Ф) – 24; юристов (Ю) – 200; экономистов (Э) – 143. Кроме того, 214 человек получили дипломы по заочной форме обучения.
Отрадно отметить, что около 20 % наших выпускников получили дипломы с отличием, а свыше 10 % – были рекомендованы в аспирантуру. К сожалению, сегодня лучшие выпускники идут в аспирантуру весьма неохотно. А именно из них должен формироваться будущий профессорский состав высшей школы. Безусловно, аспирант должен быть талантливым человеком. А поэтому уровень его материальной обеспеченности должен превышать, так называемый, «средний» уровень по России.
Следует сказать и еще об одной стороне жизни филиала. Речь идет о деловом сотрудничестве с Университетом технических наук г. Фульды (Германия). За пять лет сотрудничества около 20-ти наших студентов ездили в Фульду на месячные летние курсы (Sommerkurs). Шесть наших выпускников, из числа бывших лучших студентов, овладевших немецким и английским языками, были студентами этого вуза Германии. По двухгодичной программе (master-klass) они получили дипломы европейских магистров. Четыре студента поехали обучаться по такой программе в сентябре 2006 года. Хочу особо подчеркнуть, что все наши посланцы обучаются за счет средств немецкой стороны.
Летом 2004 года во время визита к нам президента вуза – партнера профессора Р. Шопфа и его коллег в рамках делового партнерства между Сергиевым Посадом и Фульдой был заключен договор о деловом партнерстве между нашими вузами. С учетом этого профессор В. Винцерлинг стал разрабатывать магистерскую программу для её реализации у нас, в Сергиевом Посаде с 2007 года. Летом 2006 года на базе нашего филиала семь профессоров университетов Фульды и Касселя провели 2-х недельный Sommer School, где прошли обучение 25 наших студентов. Все они получили сертификаты указанных университетов, а часть из них – и Института Гёте.
Речь идет об организации обучения наших студентов по программе двойного диплома: вначале – обучение на диплом специалиста по российской программе, а затем часть студентов (кто этого пожелает и сможет) продолжат обучение на диплом европейского магистра по немецкой программе. Эти студенты уже с младших курсов факультативно изучают два языка (немецкий и английский) и знакомятся с основными элементами специализации немецкой программы обучения. Реализация немецкой программы «Магистр» будет проводиться, в основном, на трех языках, как русскими, так и немецкими преподавателями, которые предполагают работать у нас вахтовым методом.
Отрадно отметить, что немецкие коллеги весьма высоко оценивают уровень всесторонней теоретической подготовки наших студентов-выпускников.
В заключение сделаем несколько выводов.
Десятилетний опыт работы авторов в филиале, который все эти годы выполнял и функции регионального представительства головного вуза показывает, что:
Форма подготовки специалистов с высшим образованием в регионах через филиалы и представительства является весьма динамичной, позволяет быстро решить задачу доступности высшего образования для широкого круга местной молодежи;
Утверждения высокопоставленных чиновников о низком качестве образования в филиалах и представительствах далеко не всегда соответствуют действительности. Качество отсутствует там, где головные вузы решают только лишь финансовые проблемы, вводя необоснованные, существенно завышенные отчисления на свое развитие от филиалов и представительств, лишая тем самым их возможностей привлекать на местах высококвалифицированный преподавательский состав и развивать свою учебно-лабораторную базу;
Министерство образования и науки должно изучить и нормативными актами улучшить условия работы филиалов и представительств, обязав головные вузы развернуть вектор их усилий с цели «финансы» на цель «качество образования». Представляется целесообразным для этого в бюджетной смете вуза финансирование филиалов закладывать отдельной строкой.
Библиографическая ссылка
Клеников С.С., Кленикова В.А. К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В РЕГИОНАХ ЧЕРЕЗ ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА СТОЛИЧНЫХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=2301 (дата обращения: 30.04.2025).