Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗКУЛЬТУРОЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Куралева О.О. 1 Лобанов О.Ю. 1 Лакейкина И.А. 1 Бегметова М.Х. 1 Кузнецов И.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет»
Проведено анкетирование детей 6 – 8 лет и их родителей на понимание влияния занятий физкультурой на здоровье, а также взаимосвязи уклада жизни семей и физической активности детей и родителей. Главную роль в формировании основных поведенческих стереотипов у ребенка, в том числе привычки заниматься физическими упражнениями, а также мотивационных стимулов к этим занятиям играет семья, родители. Полученные результаты позволяют оценить физическую активность взрослых и детей в обследованных семьях как явно недостаточную. Сопоставление полученных данных с результатами проведенного нами обследования семей в г. Астрахани в 2013 году свидетельствует о прогрессировании этой тенденции. У большинства детей сформировано понимание позитивного влияния занятий физкультурой на здоровье, однако уклад жизни семей с его гиподинамией противоречат этой установке. Главные результаты занятий физкультурой и спортом 38,6% детей видят в том, чтобы «не болеть», «быть здоровым», 25% - «чтобы быть сильными», 4,16% - «чтобы укрепить мышцы» (4,1%), «быть прямым» (2,16%), «выносливым» (2,1%). Если заниматься спортом, то «буду гибким», «красивым», «смелым», «накачанным», «долго проживу», «в силах сделать все» и др. – частоты этих ответов составили около 2%.
мотивация.
младшие школьники
родители
физическая активность
физические упражнения
спорт
физкультура
здоровье
1. Авдеева Н.Н., Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Здоровье как ценность и предмет научного познания / Н.Н. Авдеева, И.И. Ашмарин, Г.Б. Степанова // Мир психологии. – 2000. – № 1. – С. 68-75.
2. Бегметова М.Х. Влияние конституциональных типов телосложения на выбор амплуа в волейболе / М.Х. Бегметова, А.В. Деманов, Н.П.Ленская // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2007. – № 3 (38). – С. 107-114.
3. Бландинская О.М. Некоторые подходы к проблеме мотивации здорового образа жизни / О.М. Бландинская // Ярославский психологический вестник. Вып. 2. – М.-Ярославль: РПО, 2000. – С. 197-203.
4. Бландинская О.М. Особенности отношения школьников к здоровью / О. М. Бландинская // Здоровье наших детей. — 2002. – № 2. – С. 8-9.
5. Камакина О.Ю. Особенности отношения к здоровью детей младшего школьного возраста и их родителей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2009. – Т.15, №3. – С. 46 – 49.

Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. О том, как связаны спорт и здоровье детей, свидетельствует медицинская статистика. По сведениям врачей, 70% часто болеющих детей и подростков не занимаются спортом и часто пропускают уроки физкультуры. Умственные нагрузки в школе, постоянное сидение за компьютером или перед телевизором дома ведут к тому, что организм не получает физической разрядки [2].

На данный момент не вызывает сомнения то, что формирование культуры здорового образа жизни - комплексная проблема, решать которую нужно не только медицинскими, но и психолого-педагогическими методами [5]. Совершенно очевидно, что проблема эта не решается без формирования у подрастающего поколения мотивации в сохранении и укреплении своего здоровья [5].

Предполагается, что до начала обучения в школе главную роль в формировании основных поведенческих стереотипов у ребенка, в том числе привычки заниматься физическими упражнениями, а также мотивационных стимулов к этим занятиям играет семья, родители [4]. Эта гипотеза определила цель исследования: проанализировать сопоставление физической активности родителей и их детей, а также установок детей на занятия физкультурой и спортом. С этой целью были обследованы 224 семьи, воспитывающих детей 6-8 лет, обучающихся в начальных школах г. Астрахани.

Были использованы диагностические методы:

  • для детей: методика незаконченных предложений, с целью изучения неформальных мнений детей 6-8 лет о влиянии на здоровье физических упражнений.
  • для родителей: анкета «Как укрепить и сохранить здоровье», с целью определения отношения матерей и отцов к здоровому образу жизни, а также к приобщению своих детей к физкультуре и спорту.

Основную группу среди матерей (65,75 %) составили женщины в возрасте 26-35 лет, 32,89% обследованных были 36 лет и старше. Среди отцов самой большой оказалась группа 31-40 - летних (67,26%), 19,8 % составили лица старше 41 года. В половине семей воспитывался один ребенок, а 43,52% - двое и в 5,44% семей - трое детей.

Результаты исследования показали, что 26% обследованных родителей охарактеризовали свою сегодняшнюю семью как спортивную, около трети отцов и матерей сообщили, что спортивными были семьи, где прошло их детство.

В прошлом 32,5% матерей имели спортивный разряд. В настоящее время 46,5% обследованных матерей физкультурой не занимается, 21.05% среди них занимается реже 1 раза в неделю и лишь 12% - ежедневно. Главная причина низкой физической активности для 58% матерей - в недостатке времени, 20,97 % «не позволяет здоровье» и 9,68% -«усталость».

Среди отцов в прошлом половина имели спортивный разряд. Сегодня регулярно занимаются спортом 13,25%,  совсем не занимаются 40,8% отцов и 12% из них занимаются реже 1 раза в неделю. Среди причин невозможности занятий спортом 64,4% отцов указали недостаток времени, 16,7% -  недостаток воли и 7,14% - усталость.

В 82% семей родители приобщали детей к физкультуре с дошкольного возраста:  28,1% - с помощью собственного примера и 71, 9% - посредством объяснения  необходимости этих занятий.

Всего в 1,38 % семей физическими упражнениями с детьми родители занимались ежедневно, в 13,9% - 2-3 раза в неделю и в 29, 17% - в выходные дни. В 38,6% семей физкультурой с детьми не занимались вообще и в 16,68% - только во время отпуска.

49,32% матерей и 56,7% отцов смотрят телевизор более 2 часов в день, Лишь около 10%  тех и других совсем не смотрят ТВ. Что касается детей, то среди них 41,1% проводит у ТВ ежедневно более двух часов, 10,96% - более трех часов и 36, 99% - до одного часа. Около 10% детей не смотрят ТВ.

С целью изучения неформальных мнений детей 6-8 лет о влиянии на здоровье физических упражнений, было обследовано 275 детей. Использовался опросник, представляющий неоконченные фразы. Из детских сочинений на темы здоровья, которые дети должны были дописать. Это позволило обращаться к ребенку на языке, соответствующем его понятийному уровню, а также выявить все многообразие «живых», «не подсказанных» детских мнений о данной проблеме. На большинство вопросов (утверждений) было от 20 до 35 вариантов ответов.

Пользу зарядки 41,6% детей видят в том, чтобы «быть здоровым», 22,2% - быть сильным, 17,27% - «взбодриться», 16,7% - «не болеть», «это развивает, укрепляет мышцы» (так считают 5,55%), помогает быть «свежим», «стройным», «молодым», «гибким», «подвижным» и др. (частоты этих интервалов составили 1-2%). В здоровом теле  - здоровый дух, если хочешь быть здоров - закаляйся.

Главные результаты занятий физкультурой и спортом 38,6% детей видят в том, чтобы «не болеть», «быть здоровым», 25% -  «чтобы быть сильными», 4,16% - «чтобы  укрепить мышцы» (4,1%), «быть прямым» (2,16%), «выносливым» (2,1%). Если заниматься спортом, то «буду гибким», «красивым», «смелым», «накачанным», «долго проживу», «в силах сделать все» и др. - частоты этих ответов составили около 2%.

Возможную альтернативу занятиям в спортивных секциях, недоступным многим семьям, 48,6% детей видят в том, чтобы «просто заниматься дома», 30,5% - «делать зарядку», 9,72% -  «заниматься на улице», 16% -  «просто бегать», 4,2% - «закаляться», «12% -  «работать в огороде», 2,1% -  «просто двигаться», до 1,5% -  «ходить на речку», «плавать в холодной воде, «поднимать гантели» и др.

Выводы. Таким образом, полученные результаты позволяют оценить физическую активность взрослых и детей в обследованных семьях как явно недостаточную. Сопоставление полученных данных с результатами проведенного нами обследования семей в г. Астрахани в 2013 году свидетельствует о прогрессировании этой тенденции.

У большинства 6-8-летних детей сформировано понимание позитивного влияния занятий физкультурой на здоровье, однако уклад жизни семей с его гиподинамией противоречат этой установке. Преодолеть это противоречие возможно через сотрудничество семьи и школы: это могут быть различные конкурсы, викторины, спортивные праздники «Веселые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья», «День здоровья», «Малые олимпийские игры» и многие другие.

Рецензенты:

Буров А.Э., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Физическое воспитание» ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет», г. Астрахань;

Ушаков А.А., д.м.н. профессор, профессор кафедры «Технология спортивной подготовки и прикладная медицина» ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет», г. Астрахань.

 

 

 


Библиографическая ссылка

Куралева О.О., Лобанов О.Ю., Лакейкина И.А., Бегметова М.Х., Кузнецов И.А. СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗКУЛЬТУРОЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22878 (дата обращения: 17.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074