Концептуальное направление нашего исследования – морально-психологическая подготовленность допризывной молодежи [9], отражено в спецкурсе «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества» [1].
Модернизируя методику Б.Х. Ланды [6] и учитывая вышесказанное, была разработана Красноярская городская Программа «Мониторинг физического здоровья и физической подготовленности школьников». Программа была реализована в 2011–2012 и в 2012–2013 учебном году. Программа первоначально разрабатывалась для целевой группы – юношей старших классов. Но в нее вошли все желающие, то есть различный контингент учащихся. В данном случае учащиеся 1-х и 5-х классов в 2011–2012 учебном году.
В процессе исследования мы учитывали современные взгляды концептуальных изменений военно-патриотического и физического воспитания допризывной молодёжи [3], гуманистический принцип равных возможностей [2], а также развитие профессионально важных качеств и психолого-физиологических свойств [10].
Методология теоретических положений исследования охарактеризована тесным соединением философских, общенаучных, отраслевых и конкретно-исследовательских принципов, подходов и методов [5; 7].
Объект исследования: взаимосвязь процесса патриотического и физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования: программно-методическое и структурно-организационное обеспечение взаимосвязи патриотического и физического воспитания учащихся.
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать методику организации и содержательного обеспечения взаимосвязи патриотического и физического воспитания учащихся.
Задачи исследования
1. На основании мониторинга разработать и апробировать экспериментальную программу, способствующую более качественному оборонно-физкультурному воспитанию учащихся с помощью и на основе средств физического воспитания.
2. Повысить мотивацию учащихся к двигательной активности на основе спецкурса «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества», обеспечивающего взаимосвязь патриотического и физического воспитания, адаптированного к данной возрастной группе [1].
3. Повысить эффективность учебной деятельности с помощью физического упражнения.
4. По данным мониторинга произвести коррекцию рабочей программы дисциплины «Физическая культура» во время учебного года.
Гипотеза исследования: патриотическое и физическое воспитание школьников будет успешным и поступательным, если будут:
– разработаны предмет и программно-методическое обеспечение взаимосвязи патриотического и физического воспитания;
– разработаны и реализованы структура руководства и организации патриотического и физического воспитания.
Научная новизна результатов исследования заключается в постановке и решении проблемы качественной физической подготовки на основе использования средств физического воспитания в муниципальной системе образования Красноярска, разработке оборонно-физкультурной системы, обеспечивающей патриотическое воспитание молодёжи и способствующей улучшению здоровья, ее теоретическом обосновании и экспериментальной апробации, ставшей предметом комплексного научного исследования.
Материалы и методы исследования
Исследование в школе № 143 города Красноярска проводилось в течение 2011–2012 учебного года среди учащихся 1 «г», 1 «е» и 5 «а», 5 «и» класса. Осуществлялся контроль физической подготовки испытуемых. В эксперименте приняли участие 104 человека с одинаковой физической подготовленностью, из них 53 человека в течение учебного года получали дополнительное образование по спецкурсу «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества». Проведён формирующий педагогический эксперимент, в котором участвовали учащиеся 1-х и 5-х классов вышеназванного учреждения. Основной эксперимент всё время проводился в условиях учебного процесса, что позволило полностью контролировать уровень физического состояния обучающихся, рост их тренированности и восстановительные процессы. Анализ результатов проводимого педагогического эксперимента позволил конкретизировать методические подходы и внести уточнения в ранее разработанный спецкурс. Методом случайной выборки в контрольную группу 1 «г» класса было включено 25 и в экспериментальную группу 1 «е» класса 27 учащихся. А также в контрольную группу 5 «а» класса было включено 26 и в экспериментальную группу 5 «и» класса 26 учащихся. Результаты девочек и мальчиков подсчитывались отдельно. В экспериментальной группе, 1 «е» классе 27 учащихся, из которых 13 мальчиков и 14 девочек, а в контрольной группе, 1 «г» классе 25 учащихся, из которых 14 мальчиков и 11 девочек. В экспериментальной группе, 5 «и» классе 26 учащихся, из которых 12 мальчиков и 14 девочек, а в контрольной группе, 5 «а» классе 26 учащихся, из которых 11 мальчиков и 15 девочек.
Сопоставление велось по нескольким параметрам. Определялось физическое развитие: рост, масса тела, окружность грудной клетки, сила кисти, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), артериальное давление, задержка дыхания. Устанавливалась частота сердечных сокращений (ЧСС): в покое лёжа, в покое стоя, после нагрузки, после 1 мин восстановления. Производились измерения физической подготовленности: прыжок в длину с места, прыжки через скакалку за 1 мин, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подъем туловища за 30 секунд, подтягивания, челночный бег 3х10 м. В течение урока производился контроль частоты сердечных сокращений и коррекция нагрузки.
Благодаря директору А.А. Савенко, заместителю директора по учебно-воспитательной работе Л.Я. Малеевой, руководителю методического комплекса школы Е.И. Попковой и руководителю методического объединения учителей физической культуры школы А. В. Пичуевой был организован процесс физического воспитания во взаимосвязи с патриотическим, а именно:
● введение лекционного сопровождения (классные часы, тематические вечера и др.) – спецкурса «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества» [1];
● мониторинг воспитания воли посредством физического упражнения через учебные задания-ситуации в конце курса;
● введение индивидуального для каждого учащегося комплекса утренней гигиенической гимнастики;
● оценка учащегося по предмету «Физическая культура» по его личному приросту физических и улучшению функциональных качеств. Отказ от фиксированных нормативов;
● обязательная пульсометрия в начале каждого занятия;
● введение пальцекистевой гимнастики во время проведения утренней гигиенической гимнастики или после первого урока;
● мобильная коррекция рабочих программ предмета «Физическая культура». Рабочие программы в общеобразовательных учреждениях утверждаются руководством и не меняются до конца учебного года. Но с участниками Программы была оговорена их коррекция после первого тестирования в экспериментальных группах.
Результаты исследования и их обсуждение
Сравнение средних величин шести видов тестирования физической подготовленности по критерию Стьюдента на начало эксперимента не выявило статистически значимых различий ни у мальчиков, ни у девочек. На конец эксперимента у мальчиков и у девочек экспериментальной группы и в 1 и в 5 классе результат достоверно выше. Коэффициент прироста у мальчиков в экспериментальной группе 1 класса составил в среднем 15,2 % (у девочек 12,1%), а в контрольной группе 5,4 % (у девочек 5,1%). В 5 классе у мальчиков 18,3 % (у девочек 11,2 %), а в контрольной 7,3 % (у девочек 6,9 %). Процент прироста физической подготовленности рассматривался в каждой группе, он вычислялся по формуле S. Brody:
где v1 – исходный показатель; v2 – конечный показатель, получаем процент прироста физической подготовленности за соответствующий период. Результаты характеризовались статистически значимым приростом с достоверностью 95 %. Определялись дисперсия, стандартная ошибка разностей, среднее арифметическое и вычисленный t-критерий [4].
Актом внедрения программы «Мониторинг физического здоровья и физической подготовленности школьников» в школу № 143 города Красноярска подтверждается положительный эффект, выраженный в следующем:
1. Разработанная система теоретических занятий на основе спецкурса «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества» способствовала повышению мотивации учащихся к двигательной активности в течение учебного года.
2. Предложенные комплексы утренней гигиенической и пальцекистевой гимнастики, используемые до учебных занятий, повысили эффективность умственной деятельности учащихся.
3. Мобильная коррекция рабочей программы дисциплины «Физическая культура» по данным мониторинга привела к приросту показателей физической подготовленности учащихся в среднем на 10 % в 1 классе (комплексное экспериментальное воздействие привело к приросту в среднем на 15 % в ЭГ – авт.) и на 11 % в 5 классе (комплексное экспериментальное воздействие привело к приросту в среднем на 18 % в ЭГ – авт.).
Выводы:
1. Взаимосвязь патриотического и физического воспитания, выраженная в авторском спецкурсе, способствовала повышению мотивации учащихся к двигательной активности.
2. На основании мониторинга разработана и апробирована экспериментальная программа, которая способствовала более качественному оборонно-физкультурному воспитанию учащихся с помощью и на основе физического упражнения.
3. Эффективность учебной деятельности повысилась с помощью предложенных комплексов утренней гигиенической и пальцекистевой гимнастики.
4. Коррекция рабочей программы дисциплины «Физическая культура» во время учебного года привела к приросту показателей физической подготовленности.
5. Испытания у мальчиков и у девочек получили статистически значимый прирост с достоверностью 95 %. Поэтому мы говорим об экспериментальном обосновании и эффективности содержательного обеспечения взаимосвязи патриотического и физического воспитания учащихся под воздействием данной методики.
Работа выполнена по специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».
Рецензенты:
Сидоров Л.К., д.п.н., профессор, КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;
Кудрявцев М.Д., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой валеологии Торгово-экономического института ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», Министерство образования и науки РФ, г Красноярск.