Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ – ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ

Лукина А.К. 1, 1, 1
1 ФГАОУ ВО Сибирский Федеральный Университет
Представлены результаты исследования особенностей образа жизни, ценностных ориентаций и межэтнических отношений старшеклассников школ г. Красноярска – представителей различных национальностей. Исследование показало, что, несмотря на достаточно длительный срок пребывания в г. Красноярске, школьники разных национальностей сохраняют значительные отличия от русских школьников в системе ценностных ориентаций, межэтнических отношениях, других показателях образа жизни. Так, показано, что русские школьники имеют более низкие показатели этнической идентичности, чем школьники других национальностей, проживающие в г. Красноярске. Для русских школьников характерны также более низкие показатели толерантности, уважения к представителям других национальностей. Все это выдвигает новые требования к системе образования, которая должна способствовать развитию российской идентичности и межэтнической толерантности у всех школьников.
ценностные ориентации
стереотипы
социальная интеграция
межнациональные отношения
мигранты
идентичность
1. Александров, Д. А., Баранова, В. В., Иванюшина, В.А. Дети и родители – мигранты во взаимодействии с российской школой // Вопросы образования. – 2012. – № 1.
2. Лукина, А.К. Роль школы в становлении межэтнической толерантности в поликультурном городе: монография / А.К. Лукина, О.Ю. Дивакова, Д.С. Габдулина. – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 139 с.
3. Собкин, B.C. Сравнительный анализ особенностей ценностных ориентации русских и еврейских подростков // Ценностно-норма¬тивные ориентации старшеклассника. Труды по социологии обра¬зования / под ред. П.С. Писарского, В.С. Собкина. – М.: ЦСО РАО, 1995. – Т. III. – Вып. IV.
4. Собкин, В.С Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Т. IV. Вып. VI. / под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 1998.
5. Собкин, В.С. Социология образования: Беседы, технологии, методы: Труды по социологии образования. – Т.XI. – Вып. XVIII / под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2006. – 223с., С.104-145.
6. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – С.24–52.
Россия всегда была многонациональным государством, поэтому проблема  интеграции в традиционное российское общество детей мигрантов никогда не перестанет быть актуальной. Интеграция  включает в себя разделение норм и ценностей, принятых в доминирующем обществе,  усвоение стиля жизни, формирование жизненных планов, связанных с новой культурой. При этом не менее актуальной остаётся и проблема сохранения национальной самобытности народов, населяющих Россию.

Особенно актуальными становятся эти проблемы для молодого человека, входящего в жизнь, строящего свою собственную идентичность. Э. Эриксон считал, что  в возрасте 10-20 лет  у человека  происходит объединение представлений о себе,  усвоенных норм социального поведения и системы ценностей личности. Ключевым для становления идентичности является осмысление непрерывности времени, связи прошлого, настоящего и будущего и проектирование собственного будущего на основе осмысления прошлого и настоящего [6, с. 24-50].

Для понимания особенностей становления идентичности  старших подростков нами был  проведен социологический опрос старшеклассников 8 красноярских школ - представителей различных национальностей. Подобные исследования проводились Институтом социологии образования РАО под руководством В.С. Собкина [3,4,5], другими исследователями. Мы также проводили подобные исследования 8 лет назад [2]. Нам важно понять, как изменились межнациональные отношения в настоящее время, чтобы учитывать эти изменения в организации образовательного процесса в современной школе. Целью опроса было выявление особенностей становления этнической идентичности, толерантности и интеграции в российское общество детей - мигрантов, представителей разных национальностей. Все многообразие национальностей, представленных в опросе, мы свели к трем основным группам, представленным в школах г. Красноярска - русские школьники, которые составляют подавляющее большинство - около 70 % от всех опрошенных;  представители народов Кавказа (азербайджанцы, армяне, дагестанцы) - 7,6 %,  представители народов Средней Азии - киргизы, таджики - 15 % опрошенных;  оставшиеся - представители других народов России - татары, украинцы, немцы и т.д.

Надо отметить, что большинство опрошенных нами школьников - как русских,  так и нерусских, уже длительное время проживают в Красноярске, поэтому можно считать, что их аккультурация к местным условиям жизни уже произошла.  Несмотря на это, наши исследования обнаружили достаточно серьезные различия в образе жизни и системе ценностных ориентаций подростков различных национальностей.

Важный показатель степени адаптированности человека к обществу - его этническая идентичность, отношение к собственной национальности. Наши исследования показали весьма серьезные различия между русскими школьниками и школьниками других национальностей по этому признаку (см. табл.1).

Таблица 1

Отношение школьников к своей национальности

Отношение к своей национальной принадлежности

Национальность школьников

русские

Кавказ

Ср. Азия

другие

Гордость

59, 78

73,68

62,79

57,14

Не имеет значения

34,24

26,32

27,91

42,86

Дискомфорт

0,54

0

4,65

0

Испытываю стыд

1,08

0

0

0

другое

4,32

0

4,64

0

Мы видим, что для большинства старшеклассников характерна позитивная этническая идентичность; нейтральное отношение характерно для трети русских школьников  и чуть больше четверти - кавказцев и выходцев из Средней Азии; негативную этническую идентичность имеют 6 % русских школьников и 9 % - выходцев из Средней Азии.      

Показателем особенностей межэтнических отношений и отношения к мигрантам являются данные относительно  стереотипов в сознании относительно мигрантов. В нашей анкете это выяснялось при помощи вопроса: «Как Вы считаете, в чем причины негативного отношения к людям, приезжающим жить и работать в другую страну?»  Ответы на этот вопрос представлены  в таблице 3.

Таблица 2

Причины негативного отношения к мигрантам (в %;разрешалось давать более одного ответа)

Причины негативного отношения к мигрантам

Национальность респондентов

русские

Кавказ

Ср.Азия

другие

Существующие предрассудки

25,0

22,2

20,0

25,0

Мигранты ухудшают криминогенную обстановку в стране

12,64

0

5,0

0

Мигранты не платят налоги и живут за счет граждан этой страны

14,29

11,11

5,0

0

Мигранты занимают рабочие места

34,62

5,56

15,0

0

Мигранты решают свои проблемы за чужой счет

7,69

5,56

5,0

0

Мигранты плохо относятся к гражданам принимающей страны

28,02

0

12,5

0

Мигранты имеют отталкивающую внешность

9,34

5,56

7,5

25,0

Мигранты имеют агрессивный характер

26,92

5,56

7,5

12,5

Имеют другую национальность

9,34

16,67

17,5

25,0

Принадлежат к другой вере

26,92

22,23

15,0

0

Все народы должны жить на своей территории

9,34

0

0

0

Мы видим весьма существенные различия в ответах на этот вопрос между респондентами разных национальностей. Некоторая близость наблюдается только в оценке такого отношения, как основанного на предрассудках - этого ответа придерживается четверть русских и примерно пятая часть выходцев из Средней Азии и Кавказа. Это, очевидно, наиболее «здоровая», толерантная, свободная от предрассудков часть опрошенных. В остальных же ответах  наблюдаются очень серьезные различия, и наибольшим количеством стереотипов обладают именно русские школьники. Так, больше трети русских школьников считают, что мигранты занимают рабочие места, которые могли бы занять сами жители города; среди выходцев с Кавказа так думает только каждый двадцатый, среди выходцев из Азии - каждый седьмой. Значительная часть русских школьников считают, что мигранты плохо относятся к гражданам принимающей страны,  имеют агрессивный характер. Все это - признаки возможной интолерантности в межэтнических отношениях.

Не менее интересный вопрос - влияние национальности человека на отношение респондента к нему. Ответы на этот вопрос в зависимости от национальности респондента представлены в таблице 4.

Таблица 3

Влияние национальности человека на отношение респондента к нему

Варианты ответов

Национальность респондента

русский

Кавказ

Ср.Азия

другие

Влияет сильно

9,34

5,26

0

0

Влияет слабо

23,08

0

10,0

0

Не влияет

53,85

89,47

67,5

83,33

Затрудняюсь ответить

9,89

5,26

15,0

16,67

Опять оказывается, что именно для русских школьников в большей степени, чем для других, важна национальность человека при выстраивании отношений с ним.  Это еще одно косвенное подтверждение неустойчивой этнической идентичности у русских старшеклассников.

Важной  характеристикой межнациональных отношений является уровень конфликтности участников образовательного процесса, количество конфликтов на национальной почве. Ответы на это вопрос представлены в таблице 5.

Таблица 4

Количество конфликтов на национальной почве между участниками образовательного процесса

Варианты ответов

Национальность опрошенных

всего

русские

Кавказ

Ср.Азия

другие

Да, несколько раз в году

4,95

0

12,5

14,29

5,68

Очень редко

18,68

6,25

17,5

0

15,91

Не бывает

70,3

93,75

62,5

85,71

65,91

Другое

1,65

0

2,5

0

1,52

Мы видим, что в целом две трети участников считают, что конфликтов на национальной почве у них в школе не бывает. Это говорит о достаточно удовлетворительном уровне межэтнических отношений в школах города. Менее других склонны замечать наличие конфликтов старшеклассники - выходцы с Кавказа - более 90 % из них считают, что конфликтов не бывает совсем. Однако совсем не так видят ситуацию выходцы из Средней Азии и  русские школьники.

Это можно объяснить тем, что, по мнению экспертов (педагоги многонациональных школ), именно выходцы с Кавказа чаще других бывают зачинщиками конфликтов, они склонны к авторитарным методам разрешения конфликтов, с их стороны часто бывают оскорбления  представителей других национальностей, особенно - выходцев из Средней Азии. Поэтому именно представители Азии более других отмечают наличие конфликтов - каждый третий из них отмечает наличие конфликтов на национальной почве.

Отсюда возникает задача - более тщательного изучения национально-культурных особенностей представителей различных национальностей, обучающихся в школах, и развитие навыков бесконфликтного общения между школьниками, учитывающего их национально-культурные и коммуникативные особенности.

Важным показателем  жизненных ориентаций и системы ценностей подростков является  их представление о жизненном успехе. Данные нашего исследования также показывают заметные различия по этому показателю между подростками разных национальностей (табл. 5).

Таблица 5

Зависимость представлений о жизненном успехе от национальности респондентов (в % к числу опрошенных; разрешалось давать более одного ответа)

Представление о жизненном успехе

Русские

Представители Кавказа

Представители Средней Азии

другие

Материальное благополучие

42,9

21,0

30,9

0,0

Хорошая семья

63,0

68,4

69,0

75,0

Общественное положение

26,6

36,8

16,7

12,5

Друзья

39,7

52,6

35,7

75,0

Здоровье

26,1

26,3

42,9

37,5

Работа

10,3

36,8

30,9

37,5

Польза обществу

16,3

5,3

23,8

37,5

Удовольствия

27,7

15,8

19,0

12,5

Слава, известность

7,6

5,3

2,4

0,0

Не думал

3,3

5,3

0,0

0,00

Из данных таблицы видно, что у русских подростков доминирующие места занимают такие  представления об успехе, как семья, материальное благополучие и хорошие друзья; вообще - семья является главной ценностью для всех подростков, независимо от национальности. Однако у подростков с Кавказа высокие позиции, наряду  с друзьями, занимает «общественное положение» и «хорошая работа», а у выходцев из Средней Азии вторую позицию занимает «здоровье».  Вообще, надо отметить, что у русских подростков  «Хорошая работа» как ценность занимает только восьмую позицию, значительно уступая «удовольствиям» и даже «желанию принести пользу обществу». Это говорит о низком уровне трудовой морали у русских подростков, в русских семьях вообще. Зато русские подростки заметно больше других ориентированы на «удовольствия» и «материальное благополучие».

Если представление о жизненном успехе позволяет нам судить о целях подростков, то их представления о качествах и обстоятельствах, важных для достижения успеха дают представление о стратегиях, то есть средствах достижения цели. Ответы на вопрос о качествах, важных для жизненного успеха, представлены в таблице 6.

Таблица 6

Представления респондентов о качествах, важных для успеха (в % к числу опрошенных; разрешалось давать более одного ответа)

Варианты ответов

Национальность респондентов

русские

Кавказ

Ср.Азия

другие

Способности, талант

37,5

26,3

38,1

25,0

Хорошие знания, профессионализм

39,1

47,4

45,2

25,0

Трудолюбие, ответственность

62,5

73,7

61,9

75,0

Хорошее образование

31,5

47,4

52,4

75,0

Личная активность

25,5

21,0

26,2

50,0

Хорошее здоровье

15,2

10,5

21,4

25,0

Лидерские качества

19,6

26,3

11,9

0

Положение, помощь родителей, связи, знакомства

21,7

21,0

7,1

0

Удача, везение, случай

14,7

0

7,1

0

Умение общаться с людьми, коммуникабельность

59,8

57,9

35,7

12,5

другое

2,2

0

0

0

Из данных таблицы видно, что жизненные стратегии подростков значительно зависят от их национально-культурной принадлежности. Первое место у всех опрошенных, независимо от национальности, занимает «Трудолюбие, ответственность» как ведущее качество личности, обеспечивающее ей успех; выше других это качество оценивают представители Кавказа. На втором месте у русских школьников - «Умение общаться с людьми»,  а у выходцев с Кавказа и из Средней Азии - хорошее образование. У русских школьников «Образование» занимает только пятую позицию. Таким образом, подтверждается гипотеза, высказанная Д.А. Александровым и коллегами [1] о том, что дети мигрантов имеют более высокую учебную мотивацию, и поэтому часто более прилежны в учебе, считаются хорошими учениками.

Третью позицию у  русских школьников и выходцев из Средней Азии  занимает «Хорошие знания, профессионализм», как качество, обеспечивающее достижение цели. У выходцев с Кавказа на третьем месте - коммуникабельность, в этом они близки к русским ребятам.

Выходцы из Средней Азии, как  и в представлении о жизненных целях, достаточно высоко оценивают здоровье. Как показали наши предыдущие исследования, ценность здоровья обычно характерна для представителей низших социальных слоев, занимающихся физическим трудом,  что и подтверждается данными об образовании родителей (прямых вопросов о месте работы родителей мы не задавали).

Представители Кавказа заметно более других оценивают значимость лидерских качеств, и ниже других - роль здоровья в достижении цели.

Таким образом, наши исследования показали, что  между старшеклассниками - представителями разных национальностей существуют весьма заметные различия  в ценностных ориентациях и особенностях стиля жизни и т.д. В этих различиях находят отражения  национально-культурные особенности  народа, представителем которого ощущают себя школьники. Поэтому при выстраивании образовательного процесса необходимо учитывать эти особенности, давать возможность проявиться лучшим национальным чертам каждого народа, населяющего нашу страну.

Подготовлено при поддержке Краевого фонда науки, грант «Исследование условий формирования общероссийской идентичности у учащейся молодежи средствами образования». Соглашение №36/15 от 19.06.2015 г. с КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности».

Рецензенты:

Немировский В.Г., д.с.н., профессор, зав. кафедрой социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск;

Фуряева Т.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой социальной педагогики и социальной работы КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Лукина А.К., Лукина А.К., Лукина А.К. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ – ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22849 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674