Главной характеристикой личности, обусловливающей достижения в спорте, является мотивация. Она оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме человека в ходе спортивной деятельности, и оказывает тем самым прямое влияние на ее результативность. В условиях жесткого соревновательного противоборства можно ожидать полной самоотдачи и стремления к победе лишь у мотивированного спортсмена, обладающего максимальной выраженностью мотивации [6].
Физическая культура с присущим ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека. Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры характеризуется осознанием ее влияния на духовную сферу человека [7].
Т. Т. Джамгаров и А. Ц. Пуни определяют две основные категории трудностей: первая - биодинамические (непосредственные), возникающие при преодолении сопротивления и противодействия физических сил, действующих непосредственно на тело и организм спортсмена, и вторая - психологические (опосредствованные), затрудняющие двигательную деятельность спортсмена опосредствованно, через угнетение его психического состояния [3]. Л.П. Матвеев с целью стимулирования развития волевых качеств разработал систему дополнительных заданий и установок. Приемы введения и реализации специальных волемобилизирующих заданий он условно объединил в три группы.
Первая группа - введение заданий и установок по повышению привычных параметров усилий (скорости и темпа движений, интенсивности и длительности напряжений и другое) на фоне затрудняющих функциональных сдвигов, которые возникают в процессе упражнений. Вторая группа - введение соревновательных начал с установкой на обязательное достижение заданного результата, несмотря на завышение требования к условиям его демонстрации. Третья группа - стимулирование волевых проявлений путем усложнения внешних условий действий.
Наше авторское уточнение и расширение вышеназванных теоретических положений направленно на использование его в учебном процессе детского сада, общеобразовательной школы, высшего учебного заведения, спортивных школ и заключается в следующем. Во-первых, уточняем первую группу волемобилизирующих заданий Л.П. Матвеева [8]. Добавляем в нее: изменение правил и/или условий соревнований для одной из команд или одного из участников усложняющих данное участие. А также изменение технических параметров выполнения физического упражнения. И добавляем четвертую группу волемобилизирующих заданий, которая стимулирует волевые проявления путем усложнения внутренних условий. Пример изменения внутренних условий в синхронном плавании приведен ниже.
Учитывая вышесказанные научно - теоретические положения, а также развитие профессионально важных качеств, психолого-физиологических свойств [10] и гуманистический принцип равных возможностей [2] нами был организован процесс подготовки спортсменок-синхронниц.
Цель исследования. Разработать элементы концептуальных положений педагогической системы воспитания физических, патриотических и волевых качеств на примере спорстсменок-синхронниц.
Гипотеза. Лекционное сопровождение (посредством спецкурса) тренировочного процесса спортсменок-синхронниц и целенаправленное стимулирование развития волевых качеств позволит выйти на более высокий качественный уровень физической, морально-волевой и нравственной подготовки спортсменок.
Задачи исследования. В соответствии с целью и гипотезой:
1. Разработать методы и организацию исследования;
2. В опытно-экспериментальной работе обосновать эффективность спецкурса «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества» [1], детерминирующего повышение двигательной активности и усиливающего патриотическое воспитание спортсменок-синхронниц;
3. В опытно-экспериментальной работе обосновать эффективность стимулирования развития волевых качеств.
Объект исследования. Физическая, морально-волевая, патриотическая и нравственная подготовка спортсменок-синхронниц.
Предмет исследования. Сопряженная физическая и морально-волевая подготовка спортсменок-синхронниц.
Информационная база исследования основана на документах и материалах государственных органов, законодательных и нормативных актах Российской Федерации по вопросам дальнейшего развития спорта высших достижений и массового спорта; нормативных документах, приказах и распоряжениях Российской Федераций по видам спорта, Министерства образования и науки Российской федерации, материалах и данных периодической печати, монографий и других научных изданий по теме исследования.
Эмпирическую базу работы составляют аналитические данные, опубликованные в научно-исследовательских изданиях, экспертные разработки российских и зарубежных специалистов в области физической подготовки спортсменок-синхронниц, собственные результаты исследования авторов.
Методология теоретических положений исследования базируется на интеграции философских, общенаучных, отраслевых и конкретно-исследовательских принципов, подходов и методов [8].
Научная новизна результатов исследования заключается в постановке и решении проблем повышения качества физической и технической подготовки спортсменок-синхронниц посредством выполнения физического упражнения, в разработке концептуальных положений педагогической системы воспитания физических, патриотических и волевых качеств и способствующей улучшению физической подготовки, в ее теоретическом обосновании и экспериментальной апробации. Предметом комплексного научного исследования стали:
1. Обоснование перспективных направлений повышения результативности использования физического упражнения в подготовке спортсменок-синхронниц;
2. Изучение связи между процессом выполнения физических упражнений и воспитанием (в том числе воли и сверхволи) спортсменок-синхронниц;
3. Разработка и теоретическое обоснование эффективности спецкурса как средства мотивации повышенной двигательной активности, патриотического и волевого воспитания спортсменок-синхронниц;
4. Внедрение в тренировочную практику специализированного лекционного курса, способствующего более качественному воспитанию защитников Отечества с помощью физического упражнения;
5. Внедрение в тренировочную практику авторских вариантов стимулирования для развития волевых качеств.
Результаты исследования и их обсуждение. С сентября 2014 по сентябрь 2015 года (календарный цикл спортивных состязаний и обработка результатов) на базе бассейна «Дворец водного спорта Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева» в городе Красноярске Т.Г. Арутюняном был организован педагогический эксперимент, который проводился совместно с тренером по синхронному плаванию С. Н. Поповой (экспериментальная и контрольная группы). Для решения поставленной проблемы был организован тренировочно-воспитательный процесс с использованием разработанного спецкурса дополнительного образования «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества» [1], а также применением авторского стимулирования развития волевых качеств. Например, в нашей экспериментальной работе изменением внутреннего условия было повторение два или три раза одной фигуры с большей задержкой дыхания. Предлагалось спортсменкам на выбор выполнить одну фигуру или данную фигуру повторить два-три раза. Выбор более сложного задания свидетельствовал о проявлении волевых качеств спортсменками.
Осуществлялся контроль физической и технической подготовленности испытуемых. В эксперименте приняло участие - 24 человека (две группы по 12 девушек) с одинаковой физической подготовленностью и одинаковым уровнем спортивного мастерства (классификации) - первый разряд по синхронному плаванию 2005-2006 года рождения. Методом случайной выборки в контрольную группу было включено 12 и в экспериментальную 12 девушек спортсменок.
Представители экспериментальной группы в течение данного периода получали дополнительное образование по вышеназванному спецкурсу и получали задания стимулирующие развитие волевых качеств по методикам известных ученых Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни, Л.П. Матвеева и собственных методик авторов. Основной эксперимент проводился в условиях тренировочного процесса, что позволило полностью контролировать уровень физического состояния спортсменок-синхронниц, рост их тренированности и восстановительные процессы. Благодаря тщательному анализу результатов проводимого педагогического эксперимента были конкретизированы методические подходы и внесены уточнения в ранее разработанный спецкурс.
Сопоставление велось по обязательной программе, которая включает в себя 12 фигур. За день до соревнований проводится жеребьевка, и участники узнают какие 4 фигуры им предстоит выполнить. Выполнение 4-х фигур оценивают 7 судей по 10 бальной шкале, самая высокая и низкая оценка вычеркиваются, сумма баллов умножается на коэффициент сложности фигуры. Это самый объективный вид программы в синхронном плавании. По выполнению этой программы присуждаются разряды. Данные взяты по трем стартам: 1. Первенство Сибирского Федерального округа 3-6 апреля 2014г. г. Бердск Новосибирской области; 2. Всероссийский турнир «Жемчужина Югры» 2-6 декабря 2014г. г. Ханты-Мансийск; 3. Всероссийский турнир «Краса Сибири» 6-10 апреля 2015г. г. Бердск Новосибирской области. Мы также воспользовались рекомендациями относительно организации процесса измерений факторов невалидности [4; 5; 8].
Тренировочные условия на протяжении эксперимента не менялись. Результаты соревнований сопоставлялись и проводились на одном и том же контингенте, в одних и тех же спортивно-технических условиях. Испытуемые экспериментальной и контрольной групп равномерно посещали занятия. Спортсменки не знали о проводившемся эксперименте, проведение лекционного курса и авторского стимулирования развития волевых качеств было объяснено требованиями руководства дворца водного спорта для своей внутренней отчётности.
До эксперимента средний балл обязательной программы в контрольной и экспериментальной был примерно одинаков: КГ - 43, 21 и ЭГ - 42, 68. А после проведения эксперимента средний балл в контрольной вырос на полтора пункта - 44, 75, а в экспериментальной вырос на 9, 62 и составил 55, 3 балла.
Из результатов тестирования после окончания педагогического эксперимента видно, что экспериментальная группа имеет лучшие показатели.
Выводы:
1. Экспериментальная методика, включающая в себя спецкурс «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества», способствовала более высокой двигательной мотивации спортсменок-синхронниц;
2. Для повышения результативности использования физического упражнения необходимо осознанное понимание спортсменками необходимости его выполнения;
3. Внедрение в тренировочную практику авторских вариантов стимулирования для развития волевых качеств положительно повлияли на результаты экспериментальной группы.
Рецензенты:
Сидоров Л.К., д.п.н., профессор, КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;
Кудрявцев М.Д., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой валеологии Торгово-экономического института ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.