Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТАМИ СФУ

Бекузарова Н.В. 1 Смоленцева А.В. 1
1 ФГОУВПО «Сибирский федеральный университет»
Уточнена сущность понятия «культурно-досуговая деятельность» применительно к молодежной аудитории. Рассмотрена проблема студенческого досуга не как «наполняемость» свободного времени студента, а как время, «работающее на него». На примере Сибирского федерального университета рассмотрен интересный опыт инновационных подходов в организации культурно-досуговой деятельности студентов, реализации развивающей, информационно-просветительской, культурно-творческой и рекреативно-оздоровительной функций досуга. Описанные функции досуга связаны с объединениями, которые работают для студентов в СФУ. В статье представлены не только традиционные клубы и секции (как например, лига КВН, аэробика и пр.), но и современные формы (волонтерство) и инновационное содержание деятельности (клуб поинга). По данным анализа сделано заключение о насыщенности и развитии культурно-досуговая сферы Сибирского федерального университета. У студентов есть большие возможности реализовать себя и свой внутренний потенциал.
культурно-досуговая деятельность
«Сибирский федеральный университет» (СФУ)
досуг
студент
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации: учебное пособ. – М., 2006.
2. Ариарский, М.А. Прикладная культурология: монография. – СПб., 2001.
3. Воловик А.Ф., Воловик В.А., Педагогика досуга: учебник – М.: Флинта; Московский психолого-социальный ин-т, 1998. – 240 с.
4. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки // Образование и общество: научный, информационно-аналитический журнал. – 2007. – № 2.
5. Клюско, Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.). Теоретико-методологический и исторический аспекты: учебное пособ. – М., 1999.
Согласно действующему Федеральному государственному образовательному стандарту, к числу важнейших общекультурных (универсальных) компетенций выпускника относится владение культурой мышления, способность анализировать мировоззренческие проблемы, понимать значение культуры как формы человеческого существования, иметь представление об основах, ходе и тенденциях человеческой цивилизации, о месте человека в истории.

Будущему профессионалу уже на студенческой скамье необходимо овладеть технологией социальной коммуникации, достижениями мирового и отечественного художественного наследия, сформировать собственную позицию по отношению к художественным практикам современности. То есть речь идет не о простом обогащении студента разнообразными сведениями о культуре, а о формировании личности, имеющей собственный культурный образ и облик, способной к саморазвитию, умению адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, реализовывать себя в конкурентном мире, вносить творческий вклад в культуру.

Цель исследования

Изучить функции культурно-досуговой деятельности студентов и их реализацию в Сибирском федеральном университете.

Материал исследования

Формирование общекультурных компетенций происходит во всем образовательном пространстве вуза, важнейшей педагогической составляющей которого является внеучебная, в том числе культурно-досуговая деятельность студентов.

Анализ современной научной литературы показал, что, во-первых, понятие «культурно-досуговая деятельность» находит широкое отражение в работах В.Е. Новаторова, Г.А. Аванесовой, Т.А. Турбиной, В.И. Гладилиной и других исследователей и, во-вторых, в настоящее время отсутствует единое унифицированное понимание сущности культурно-досуговой деятельности. Исследователями она рассматривается как:

  • специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, обеспечивающие воспроизводство, потребление, сохранение и распространение культурных ценностей (А. Д. Жарков) [4];
  • сфера жизнедеятельности, открывающая уникальные условия формирования внутреннего мира, повышения культуры и реализации сущностных сил человека (В. Я. Суртаев);
  • область социально-культурной активности, проявляемой в сфере свободного времени (М. А. Ариарский) [2];
  • коллективный и индивидуальный способ жизнедеятельности людей, в основе которого лежит многосторонняя деятельность (Ю. А. Стрельцов);
  • организованная и содержательно наполненная активность больших групп людей или конкретного человека в свободное время (Г. А. Аванесова) [1];
  • процесс приобщения к культуре и создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности (В. Е. Новаторов);
  • процесс освоения человеком мира культуры (Е. М. Клюско) [5];
  • средство раскрытия и реализации сущностных сил человека (В. М. Чижиков);
  • средство самоутверждения и самовыражения личности (В. И. Гладилина);
  • средство развития социальной активности (Т. А. Турбина);
  • средство активизации целесообразногосамопроявления личности (М. Л. Солдатенкова)
  • часть составляющих функционирования социума, обладающая большой силой смыслового и эмоционального воздействия на личность (Е. А. Гильмулина).

Таким образом, досуг может рассматриваться как одна из составляющих жизни человека либо как средство, помогающее сделать эту жизнь более полной.

Досуг молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих этой демографической группе социально-психологических особенностей «молодёжного сознания». Молодёжь - социальная группа, жизнедеятельность которой характеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь, включенностью в новые социальные отношения, формированием мировоззрения, духовного облика, становления характера. Культурно-досуговая деятельность студенческой молодежи - это не только отдых и развлечение, но и активный процесс самопознания, самореализации, самовыражения [3].

Основные потребности этой возрастной группы - общение, выбор профессии и будущего спутника жизни, эмоциональная разрядка и отдых, участие в социально-значимых событиях и возможность самостоятельного решения проблем.

Результаты исследования

Проблема студенческого досуга нас интересует не как «наполняемость» свободного времени студента, а как время, «работающее на него». В вузах Сибирского федерального университета (СФУ) накоплен интересный опыт инновационных подходов в организации культурно-досуговой деятельности студентов, их приобщения к искусству на основе экспозиций виртуальных музеев, встреч с известными деятелями искусства и культуры и др. Подробнее о них мы постараемся рассказать вам далее.

В СФУ создан специальный совет по воспитательной работе. Он является общеуниверситетским координационным и консультативным органом по вопросам организации воспитательной работы со студентами. В составе совета проректор и начальник управления молодежной политики СФУ, заместители директоров разных ВУЗов СФУ, преподаватели кафедр. Совет создан с целью систематизации, координации и развития воспитательной работы всех структурных подразделений университета и общественных объединений, направленной на реализацию концепции воспитательной работы в университете.

Исследователи досуговых практик выделяют основные функции досуга: развивающую, информационно-просветительскую, культурно-творческую и рекреативно-оздоровительную. Рассмотрим каждую функцию более детально и свяжем их с объединениями, которые работают для студентов в СФУ.

1.Развивающая функция направляет и объединяет все функции между собой (информационно-просветительскую, культурно-творческую и рекреативно-оздоровительную). Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе связана с развитием и самовоспитанием личности, ее социальным самоутверждением.

2.Культуро-творческая функция связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно-игровая, художественно-театральная), целенаправленная на творческую учебную деятельность студентов (фестивали, олимпиады, конкурсы, туристические походы). Культурно-творческая функция досуговых практик компенсирует имеющийся дефицит возможностей для реализации разносторонних творческих способностей студента возникающий при реализации образовательного процесса вуза.

3.Рекреативно-оздоровительная функция заключается в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программс целью восстановления сил, затраченных в процессе учебного труда, снятия напряжения и одновременно развивающего воздействия. Эта функция по содержанию и характеру ориентирована как на активный, так и на пассивный досуг, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный и индивидуальный.

4. Информационно-просветительнаяфункция включает в себя педагогическую, образовательную, самообразовательную деятельность, направленную на духовное обогащение личности, приобретение системы знаний в соответствии с его интересами, предпочтениями, потребностями.

Данные функции реализованы в каждом культурно-досуговом студенческом объединении СФУ.

Например, для исполнения культурно-творческой функции создан Центр студенческой культуры Сибирского федерального университета, который занимается организацией и проведением корпоративных мероприятий университета, является организатором различных студенческих фестивалей, конкурсов, объединяет такие творческие коллективы университета, как:

  1. Лига КВН СФУ. - крупнейшая университетская Лига Красноярского края, в которой собраны студентыс отличным чувством юмора и с желанием реализовать его.
  2. Бард-клубы - добровольная организация, где классические бардовские напевы мирно соседствуют с фольклорными мотивами, акустическим роком, джазом, блюзом и даже РЭПом.
  3. Вокальные студии - студенческие студии, где возможно реализовать свой певческий потенциалв эстрадной и народной музыке.
  4. Рок-клуб - это сильная и сплоченная организация рокеров, которые учатся или работают в Сибирском Федеральном университете.
  5. Театральные коллективы - это возможность «прожить» разные жизни, проиграть разные варианты отношений, действий, ролей - узнать себя - познать себя - расширить свои границы - научиться, не изменяя себе, быть разным, интересным, неожиданным.
  6. Танцевальные коллективы - коллективы, где предоставляетсявозможность реализовать свои хореографические данные, повысить профессиональный потенциал в: ансамбле этнического и народного танца; театре танца; шоу-балете;студии исторического, бального и сценического танца; вокально-танцевальной этнической студии; коллективе современного танца, и др.
  7. Клуб поинга - клуб, в котором познаетсяискусство крутить пои, шары на веревках/цепях, относящихся к наиболее популярным техникам, использующимся в фаер-шоу.

Основными направлениями деятельности Центра являются:

  • повышение образовательного и культурного уровня студентов;
  • развитие их творческих способностей;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • участие в организации социальной защиты населения, оказание благотворительной и духовной поддержки различным категориям граждан.

Одно из важнейших направлений работы Центра является развитие эстетических вкусов и предпочтений студенческой аудитории, ее «просветление искусством» через посещение симфонического, инструментального концертов и др. Бесплатный доступ к музыкальной и театральной классике получили студенты СФУ, благодаря сотрудничеству Центра студенческой культуры с Красноярской краевой филармонией.

Рекреативно-оздоровительная функция также нашла свое отражение в соответствующих проектах СФУ. Созданы специальные спортивные объекты (спорткомплексы и тренажерные залы, спорткомплекс с плавательным бассейном, лыжная база, зал атлетизма, футбольное поле и др.) в которых для студентов и преподавателей работают отдельные спортивные секции по плаванию, аэробике, биатлону, лыжным гонкам, сноуборду, баскетболу, волейболу, футболу, легкой и тяжелой атлетике, скалолазанию, боксу, вольной борьбе, дзюдо, самбо и др.

Для тех, кто проявляет инициативу в области здорового образа жизни и здорового питания существует проект «Беги за мной! Сибирь». Фитнес-тренировки, танцевальные направления, йога, кулинарные мастер-классы, лекции по теории питании и фитнеса - их цель: развить у молодежи основы ведения здорового образа жизни, продемонстрировать лучшие практики в этой сфере. Команды ребят - неоднократные участники территории инициативной молодежи «Бирюса», где защищают свои проекты и получают поддержку со стороны власти.

Длялюбителей экстремального спорта в СФУ созданы «Туристический клуб» и «Школа начального уровня туристской подготовки».Сборная команда университета по спортивному туризму является неоднократным победителем и призером соревнований регионального и всероссийского уровня на туристских спортивных дистанциях и маршрутах по пешеходному, горному, лыжному и водному туризму.

В школе начального уровня туристской подготовки осуществляется подготовка и переподготовка кадров спортивного туризма для организации и проведения спортивных походов, спортивных туров и путешествий, экспедиций и других туристско-спортивных мероприятий, в основе которых лежит организация прохождения туристского маршрута с включением категорированных локальных или протяженных препятствий, а также инструкторских (тренерских) кадров для организации и проведения учебных мероприятий путём организации и проведения школ, семинаров, сборов и т.п. по спортивному туризму.

И, конечно же, СФУ не остался в стороне от Всемирной зимней Универсиады в 2019году. Создан студенческий штаб «Универсиада-2019». Это студенческий координационный орган вуза, деятельность которого направлена на вовлечение студенчества в подготовку и популяризацию Универсиады в Красноярске. Волонтеры данного штаба помогали в проведении мероприятий в рамках заявочной компании (организовывали лекции, флеш-мобы, акции и т.д.). Набирались опыта волонтерской деятельности в Казани на летней универсиаде. Работали волонтерами на зимних Олимпийских и Параолимпийских играх в Сочи. В 2015 году делегация с Красноярска помогала в проведении 16-го чемпионата мира ФИНА по водным видам спорта в г. Казани.

Информационно-просветительная функция осуществляется через студенческие отряды. Это форма организации студентов, изъявивших желание в свободное от учебы время трудиться в различных отраслях хозяйства, выполняющих общую производственную задачу и одновременно реализующих общественно полезную программу. Помимо работы, в свободное от учебы время, участники студенческих отрядов реализуют добровольческие проекты, оказывают помощь ветеранам, пожилым людям, людям с ограниченными возможностями; ведется шефская работа над детскими домами; силами студенческих отрядов восстанавливаются и ремонтируются памятники и объекты культурного наследия.

Вся деятельность СФУ как учебная, так и внеучебная отражается в творчестве журналистов, фотографов учебно-производственной лаборатории телевидения СФУ, Студенческого информационного агентства и университетской газеты.

Главная задача ТВ СФУ - на практике обучить студентов телевизионным профессиям: журналистика, операторское и режиссерское мастерство, введение в телевизионное творчество. Ребята непосредственно участвуют в создании как еженедельных программ (Новости СФУ), так и других телевизионных проектов. Обучают ребят профессионалы из разных телевизионных студий города Красноярска. Студенческое информационное агентство занимаетсяосвещением мероприятий, проводимых в СФУ. Студенты самостоятельно рассказывают о жизни в университете через фото-, видео- и традиционные репортажи.

Газета «Сибирский форум. Интеллектуальный диалог» позиционируется как коммуникационная площадка для обсуждения самых актуальных проблем общества и привлекает широкий круг экспертов - учёных, специалистов, общественных деятелей, педагогов. Газета распространяется в администрациях разного уровня (краевой, городской, районных), в управлениях образования, школах, библиотеках, культурных учреждениях, отправляется в районы края. Каждый выпуск тематический, что даёт возможность рассмотреть обсуждаемые вопросы с самых разных точек зрения. Преимущественно в выпусках исследуются проблемы образования, молодёжи и детства, развития гражданского общества, регионального развития, новых технологий и инноваций, культуры.

У Сибирского федерального университета есть собственный музей. Базой для создания музея СФУ стали музей геологии и музей истории Государственной академии цветных металлов и золота, вошедшей в состав СФУ. Одним из основных направлений деятельности музея является сбор и обработка информации об истории вузов, ставших фундаментом СФУ. Встречи, интервью, анкетирование, комплектование фондов, оформление экспонатов на временное и постоянное хранение, организация выставок, экспонирование - ежедневная кропотливая работа, составляющая основу музейного дела. С 2014 года при музее открыт клуб интересных людей «Персона».

После насыщенного учебного и трудового дня студенты могут развеяться в научном кафе. Научное кафе СФУ - это возможность послушать научно-популярные лекции ведущих красноярских учёных, обменяться мнениями о новых открытиях российской и зарубежной науки и пообщаться с друзьями и знакомыми за чашкой любимого напитка. Встречи научного кафе проводятся 1-2 раза в месяц. Лекции и пребывание в кафе для студентов бесплатны.

Чтобы помочь студентам сориентироваться в таком многообразии направлений, секций, клубов (рисунок), используется специально созданная стартовая площадка, на базе которой каждому студенту предоставляется возможность стать частью молодёжного движения, адаптироваться в студенческой среде, развивать себя и свой университет и всегда быть в курсе всех событий в лице студенческого самоуправления -«Союз молодёжи». Стать членом «Союза молодежи» может любой желающий, обучающийся на очном отделении одного из вузов СФУ.

В рамках одной из флагманских программ «Союза молодежи» создано направление «Кураторство», ориентированное на адаптацию первокурсников в стенах университета. Работа организована как с самими первокурсниками (игры на сплочение, экскурсии по кампусу университета и городу, информирование студентов и др.), так и с кураторами (проведение тренингов).

РАЗВИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ

КУЛЬТУРО-ТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Лига КВН СФУ Бард-клубы Вокальные студии Рок-клуб Танцевальные коллективы Клуб поингаПлавание Аэробика Биатлон Лыжные гонки Сноуборд Баскетбол Волейбол Футбол Легкая атлетика Тяжелая атлетика Скалолазание Туризм Бокс Вольная борьба Дзюдо Самбо Фитнес-тренировки Йога Кулинарные мастер-классы Лекции по теории питании и фитнеса Туристический клуб Школа начального уровня туристской подготовки Волонтерство Штаб «Универсиада-2019» Красноярский краевые студенческие отряды Телевидение СФУ Газета «Сибирский форум. Интеллектуальный диалог» Музей СФУ Клуб интересных людей «Персона» Научное кафе СФУ «Фехтование»

«Союз молодежи» «Кураторство»и др.

РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Функции культурно-досуговой деятельности и их реализация студентами СФУ

Выводы

Таким образом, мы считаем, что в СФУ насыщенна и хорошо развита культурно-досуговая сфера. У студентов есть большие возможности реализовать себя и свой внутренний потенциал. Единственныйнедостаток состоит в том, что рекламная компания данных клубов недостаточно эффективно организована и не все студенты осведомлены о существовании той или инойстуденческой организации. Для этого нами планируется создать группу в молодежной социальной сети Вконтакте, где будут объединены все информационные потоки сферы досуговой деятельности.

Рецензенты:

Ценюга С.Н., д.п.н., профессор кафедры педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;

Мезинов В.Н, д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елец.


Библиографическая ссылка

Бекузарова Н.В., Смоленцева А.В. КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТАМИ СФУ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22845 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674