Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ В СФЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Пустовалова И.Н. 1 Цветков М.Ю. 2
1 Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
В статье рассматриваются актуальные аспекты переподготовки кадров в области юриспруденции, анализируются правовые основы осуществления профессиональной переподготовки. На основе сопоставления профессиональных стандартов, квалификационных требований, предъявляемых к должностям, профессиям и специальностям, обозначены возможные сферы юридической деятельности для лиц, не имеющих высшего юридического образования, но прошедших курсы профессиональной переподготовки. Аргументированы предложения по объему и содержанию программ переподготовки, исходя из ориентации на уровень подготовленности обучающихся и потребностей целевой аудитории. Подчеркивается необходимость формирования узконаправленных специальных компетенций с учетом будущей профессиональной деятельности и квалификационных требований, установленных в профессиональных стандартах. Указывается на необходимость в качестве постоянных элементов любой программы включать учебные курсы «Теория государства и права» и «Конституционное право», а также практику или стажировку.
компетенции.
содержание учебных программ
сфера юридической деятельности
профессиональная переподготовка
1. Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования: проблемы и решения. – СПб.: КАРО, 2007. – С.11.
2. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. 4-е изд., доп. (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (ред. от 12.02.2014) // Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 7.
3. Ланкин В.Г., Ланкина Е.Е. Между личностью и профессией: идеи и проблемы компетентностного подхода в высшем образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 11 (126). – С. 9-14.
4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета. – № 303, 31.12.2012.
5. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) // Российская газета. – № 190, 28.08.2013.
6. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОК 009-2003), утв. Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. N 276-ст. (ред. от 31.03.2010) // ИУС «Национальные стандарты», 2010. – № 6.
7. Об утверждении примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной налоговой службы и территориальных органов ФНС России: Приказ ФНС России от 05.12.2011 N ММВ-7-4/908@ (ред. от 20.03.2013) // БНА ФОИВ. – № 17, 23.04.2012.
8. О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы: Закон Республики Марий Эл от 31.05.2007 N 25-З (ред. от 17.06.2015) // Собрание законодательства Республики Марий Эл, 26.06.2007, № 6, ст. 291.
9. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 05.10.2015) // Российская газета. – № 229, 25.11.1995.
10. 1000 профессий традиционных, новых, редких: краткий энциклопедический словарь / авт.-сост. М.В. Горбунова, Е.В. Кирилюк, А.П. Орешкина. – 2 изд., исправл. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С.251.

В системе непрерывного образования  важная роль отводится переподготовке  кадров.  Потребность в переподготовке кадров для всех сфер профессиональной деятельности обусловлена  динамикой    развития  современного общества,  ростом конкуренции на рынке труда,  необходимостью  в условиях  кризиса экономики и  повсеместного сокращения рабочих мест,  приобретения населением  дополнительных навыков, умений, специальных познаний.  Значимость совершенствования  переподготовки  кадров  подчеркивается и в программных документах, определяющих приоритетные направления государственной политики в области  образования.  

Целью настоящего исследования ставится анализ законодательных положений, регламентирующих вопросы профессиональной переподготовки применительно к сфере юриспруденции. Исследование проводилось с использованием контент-анализа, формально-логического, функционального методов.

Законодатель, определяя место профессиональной переподготовки в системе образования    как  разновидности  дополнительного образования,  не  устанавливает перечня специальностей и направлений подготовки, по которым она может осуществляться, не очерчивает   возможные  сферы  деятельности  лиц, получивших диплом о профессиональной подготовке, оставляя  этот вопрос на  усмотрение потребителей, исходя из потребностей   обучающихся и  производства. Учебные  заведения все шире используют свое  право предоставления  образовательных  услуг по программам профессиональной переподготовки, привлекая студентов объявлениями о возможности  получить «удобным, недорогим, а главное, быстрым способом дополнительное образование и освоить новую сферу деятельности, в том  числе и в области юриспруденции».

Наметившаяся  в государственной образовательной политике тенденция ужесточения требований к  качеству подготовки юридических кадров,  условиям образовательной деятельности   в сфере юриспруденции,  значительное сокращение  количества учебных заведений,  осуществляющих  их подготовку  в связи с не аккредитацией образовательных программ, вызывает обоснованные дискуссии относительно возможности осуществления трудовой деятельности в области юриспруденции на основании полученного по результатам переподготовки документа, круга лиц, нуждающихся в такой переподготовке,  содержания  и объема предоставляемых знаний.  Широкий интерес, проявляемый  к  переподготовке  в области юриспруденции, обуславливает  актуальность научного осмысления отдельных  теоретических  и практических аспектов проблемы.

Прежде всего, кому и зачем нужна такая переподготовка?  

Определимся  с  законодательной трактовкой  дефиниции «профессиональная переподготовка». Согласно   Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ  под переподготовкой понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности [4]. При этом под профессией  понимается  род деятельности человека, обладающего комплексом теоретических знаний и практических уме­ний, приобретенных в результате специальной подготов­ки. В рамках одной  профессии выделяют  специальность, определяемую как  род деятельности человека, относящейся к определенной области [10]. В соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию -  специальность  это  совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач [6]. Под видом профессиональной деятельности  понимается совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.

Виды профессиональной деятельности  в области юриспруденции (нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская)  определены  федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 (030900) Юриспруденция ((квалификация (степень) «бакалавр», «магистр»). Здесь же обозначена и  область профессиональной деятельности, включающая: разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка; проведение научных исследований,  правовое обучение и воспитание. Служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности определяется как должность.  Квалификационные требования к должностям   в зависимости от сферы  юридической деятельности установлены нормативными актами, специальными законами и, как правило, предполагают наличие высшего или среднего  профессионального (юридического) образования [2; 9].

Тем не менее  юридические знания  востребованы  в  профессиональной деятельности, охватывающей огромный спектр должностей, где наличие фундаментального  юридического образования не  является обязательным требованием.  Например, в Типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы  (утв. ст. 8 Закона Республики Марий Эл «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы» от 31 мая 2007 г. N 25-З) указывается, что  для кандидатов  на  должность главы администрации муниципального района, городского округа, могут быть  дополнительно установлены  такие  квалификационные требования,  как  наличие высшего образования по одной из специальностей или направлению подготовки, входящих в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки «Гуманитарные науки», «Экономика и управление», либо получение дополнительного профессионального образования, соответствующего указанным выше направлениям подготовки [8].

При этом практически к любой  должности служащего предъявляется квалификационное требование - обладание профессиональными знаниями, знанием  Конституции, нормативных правовых и служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей. Например, такие требования, наряду с  наличием высшего профессионального образования (без конкретизации направления подготовки), установлены  для замещения должности помощника руководителя Федеральной налоговой службы [7],  в квалификационных  требованиях агента по недвижимости  наряду с  наличием высшего профессионального (юридическое, инженерно-экономическое, экономическое) образования и  т.д.  

 Юридические знания востребованы  лицами, занимающимися бизнесом, страховой, охранной  деятельностью, защитой интеллектуальной собственности, секретов производства.  Законодатель оставил  возможность лицам, не имеющим юридического образования  выступать  в качестве  представителей,  защитников  в  отдельных видах судопроизводства.  

Таким образом, лица, прошедшие профессиональную переподготовку, могут осуществлять  любую профессиональную деятельность,  предполагающую владение правовыми  знаниями, исключая  сферы профессиональной  юридической деятельности, где наличие высшего юридического образования и специального статуса  выступает в качестве обязательного квалификационного требования.

Документом, открывающим право заниматься  такой деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, выступает диплом о профессиональной переподготовке, с указанием соответствующей квалификации. Для определения квалификации, Минобрнауки России  в письме от 22.04.2015 N ВК-1032/06 «О направлении методических рекомендаций», рекомендует использовать профессиональные стандарты.  

Круг лиц, для которых доступен такой вид образования, как  переподготовка, обозначен  законодателем. Это  лица, уже имеющие профессию (профессии) рабочего или должность (должности) служащего, имеющие или  получающие  среднее профессиональное и (или) высшее образование  (ч.3 ст.73, ч.3 ст.76 ФЗ  от 29.12.2012 N 273-ФЗ).  Как видим,  законодатель   основной упор делает здесь не на наличие образования, а на наличие  у лица профессии или должности, при этом не  ограничивает возможность получения дополнительного образования рамками имеющейся уже профессии или занимаемой  должности.

Определяя цели переподготовки в сфере юриспруденции, следует   указать в качестве  основной  - формирование, расширение конкретных компетенций для эффективного осуществления  профессиональной  деятельности в  определенной  области, требующей дополнительных познаний, связанных с  правопониманием и реализацией правовых норм.   Такой вывод отчасти напрашивается  из  обозначенной  в  Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» направленности профессиональной  переподготовки  - получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации» (ч. 5 ст. 76 ФЗ  от 29.12.2012 N 273-ФЗ). 

Переподготовка  должна носить   предельно практическую, целевую направленность. Программы должны   быть ориентированы не  на общетеоретическую подготовку, а  носить конкретизированный характер, с учетом специфики  будущей профессиональной деятельности, содержать специально отобранный объем знаний, умений и навыков,  актуальных для   определенного рода занятий, должности, достаточно узкой сферы деятельности.  

На наш взгляд, совершенно неприемлемым  является  включение в программы профессиональной подготовки дисциплин, не ориентированных  на строго определенную сферу деятельности или постановка  широких целей обучения в такой, например, формулировке, как «формирование у слушателей комплексного представления о развитии и современном состоянии отечественного и зарубежного права, приобретение знаний и умений, необходимых для реализации правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества...» или «изучение основ юриспруденции и российского законодательства, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для практической деятельности слушателей в сфере юриспруденции». Как  отмечает  А.Е. Бахмутский, «цели образования определяются как внешними по отношению к образовательной системе факторами, так и свойствами ее элементов. Они должны быть достаточно конкретны и допускать проверку степени их достижения» [1].  Образовательные программы профессиональной  переподготовки, содержащие  цели,  не позволяющие  обозначить  конкретные трудовые функции, к выполнению которых будет способен  обучающийся,  не отвечают задачам дополнительного профессионального образования и затрудняют выбор  присваиваемой квалификации. 

Что касается   объема и содержания образовательной программы,  то здесь следует учитывать законодательно закрепленное  правило: «программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ» (ч.10 ст.76 ФЗ  N 273-ФЗ). Применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ предусмотрено  и Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (утв. постановлением Правительства РФ от 22 01. 2013 г. N 23).

В  требованиях к результатам освоения образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")   перечислено 14  общекультурных  и 19 профессиональных компетенций, которыми должен обладать  выпускник. Означает ли это, что  у  лица, прошедшего переподготовку  в области юриспруденции, должны быть сформированы все  перечисленные в стандарте компетенции?  Думается, что   нет.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.   Продолжительность освоения  программ профессиональной переподготовки не ограничена верхним пределом. Нижний предел  (не менее  250 часов)  определен  приказом Министерства образова­ния от 01.07.2013 г.  №  499 [5]. На практике  реализуемые курсы  переподготовки не превышают  600  академических часов. Сформировать за такой период все перечисленные в стандарте  компетенции,  на наш взгляд, не представляется возможным.

Прежде всего, надо исходить из  уровня профессиональной подготовленности (образование и вид выполняемой деятельности), продолжительности курсов переподготовки,   компетенций, на  формирование которых направлено обучение, целей, адекватно отвечающих спросу потребителя услуги.  Переподготовка предполагает наличие определенных  теоретических знаний  и умений, приобретенных обучающимися  в процессе осуществления деятельности  по ранее приобретенной специальности, занимаемой должности, выполняемой работе, образования.  Соответственно, переподготовка должна быть нацелена на обогащение  этих знаний  и получение новых, применительно к приобретаемым видам деятельности.  В этом плане значение приобретает формирование  целевой аудитории, однородной по своему качественному составу. Такой  аудиторией,  например, может выступать  группа, сформированная  из менеджеров высшего и среднего звена, сотрудников налоговых органов, имеющих экономическое образование, профессиональная деятельность которых требует наличия  конкретных юридических компетенций, соответствующего объема правовых знаний.  Обучение группы слушателей, сформированной из лиц, имеющих разноплановую подготовку (имеющих среднее специальное образование по любой специальности, либо различные уровни образования  по родственным направлениям подготовки), потребует  расширения    содержательного объема  программы профессиональной подготовки и  увеличения срока курсов переподготовки. Обучение неоднородной по своему составу группы  требует  наличия  гибкой программы, применения технологий, личностно-ориентированного  подхода, дающих возможность  освоить учебный материал   в рамках  отведенного времени  каждым  слушателем.

Набор дисциплин  должен быть сформирован таким образом, чтобы   слушатель по окончании  соответствующих курсов переподготовки  получил  не систему знаний общеразвивающего характера, а   объем  знаний, умений и способностей  их применения, в объеме,  необходимом и достаточном для  осуществления  профессиональной деятельности по конкретной  новой должности, конкретному виду профессиональной деятельности.

Таким образом, перечень изучаемых дисциплин должен быть обусловлен сферой будущей профессиональной деятельности, что предполагает   освоение отдельных дисциплин, разделов науки, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Специфика  переподготовки кадров, не имеющих юридического образования для осуществления юридической деятельности,  не позволяет унифицировать содержание и структуру курсов в силу многопрофильности указанной деятельности. Тем не менее, на   наш взгляд, необходимо учитывать то, что  правовые знания должны  базироваться на общих понятиях и категориях теории государства и права, знаниях Конституции РФ, а соответственно  указанные дисциплины должны быть в обязательном порядке включены в  программы профессиональной переподготовки, связанные  правовым обучением.

Обязательным элементом программы  профессиональной переподготовки должна стать и производственная  практика, позволяющая обучающемуся  связать  теоретические знания с практикой их применения,  научиться  реализовывать приобретенную компетенцию (компетенции)  применительно к  новой  профессиональной деятельности, либо стажировка.  Практику или стажировку предпочтительнее организовывать по месту будущей деятельности обучающегося. Такая постановка вопроса будет способствовать не только  приобретению обучающимися  необходимых практических навыков, но и позволит работодателю оценить уровень  сформированности необходимых знаний и умений,  профессиональную пригодность лица к выполнению конкретных  трудовых функций.

Как совершенно справедливо отмечают В. Г. Ланкин, Е. Е. Ланкина: «Главный - суммарный и, по сути, изначально мотивирующий вектор всего рассматриваемого нами тренда подвижек в современном образовании, осуществляемых под флагом компетентностного подхода, - профессионализация. При этом предикат компетенции мыслим только в приложении к характеристике поля профессиональной деятельности.... Именно этот вектор профессионализации в самой значительной степени и востребован обществом на современном этапе его развития» [3].

 Вывод: Таким образом,  в рамках программы профессиональной переподготовки в области юриспруденции  у обучающегося  должна  быть  сформирована одна или несколько компетенций, соответствующих конкретному виду занятий,  трудовой функции (совокупности однородных функций). При выборе компетенций следует исходить из тех, которые указаны  в   государственном образовательном стандарте, при этом сужать их круг исходя из квалификационных требований, предъявляемых к должности, по которой  планирует осуществлять свою деятельность обучающийся, и  отраслевых профессиональных стандартов.  Сфера практического применения полученных знаний  в процессе переподготовки  не ограничивается сугубо юридической деятельностью. Ее границы расширяют  должности, предполагающие готовность и способность лица понимать, анализировать, толковать и реализовать  правовые нормы.

Рецензенты:

Муравьева  Г.Е., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и специального образования Шуйского филиала ФГБОУ ВПО  «ИвГУ», г. Шуя;

Шептуховский М.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры экологии и географии Шуйского филиала ФГБОУ ВПО  «ИвГУ», г. Шуя.


Библиографическая ссылка

Пустовалова И.Н., Цветков М.Ю. К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ В СФЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22810 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674