Важнейшей отличительной особенностью современного этапа развития общества является его информатизация. Одной из главных задач информатизации общества является формирование у специалистов всех уровней информационно-коммуникационно-технологической компетентности (ИКТ-компетентности).
Объектом исследования является процесс формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов в учебно-познавательной деятельности.
Предмет исследования: формирование ИКТ-компетентности будущих педагогов в процессе изучения спецкурса «Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения».
Целью данного исследования является обоснование процесса формирование ИКТ-компетентности будущих педагогов в ходе изучения спецкурса «Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения».
Задачи исследования:
- интерпретация ряда понятий, имеющих отношение к категории «информационная компетентность»;
- разработка содержания спецкурса «Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения» и методики его преподавания студентам педагогических вузов.
Само понятие «информационная компетентность» определяется в научных публикациях[1], [2], [3], [5], [8], [9] неоднозначно. Ряд исследователейрассматривают это понятиекак «способность». Например,по мнению Е.К. Хеннера, информационная компетентность - это способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий (ИТ). СогласноН.И.Гендиной, информационная компетентность -способность личности ориентироваться в потоке информации и эффективно решать какую-либо информационную проблему. Другие ученые (Панина Т.С., Дочкин С.А., Клецов Ю.В.) понимают под информационно-коммуникационной компетентностьюспособность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования [7] ИКТ-компетентность определяется как способность грамотно применять информационно-коммуникационные технологии.
Следовательно, ИКТ-компетентность педагога можно рассматривать как его способность решать учебные, бытовые и профессиональные задачи с помощью информационных технологий. Такая способность формируется благодаря наличию у него определенных знаний, умений и навыков, которые будут рассмотрены нами ниже.
Анализ содержания понятия «Информационные технологии» позволяет отметить, что оно является многоаспектным. В одних случаях, говоря об информационной технологии, подразумевают определенное научное направление, в других - конкретный способ работы с информацией. Иными словами, информационные технологии - это как совокупность знаний о методах и технических средствах работы с информационными ресурсами, так и сами методы и технические средствасбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.
В педагогической практике информационными технологиями обучения(ИТО) называют все педагогические технологии, предполагающие использование специальных технических информационных средств (традиционные звуковые, экранные, экранно-звуковые средства, такие как кино, радио, телевидение, статическая проекция, а также современные средства представления аудитивной, визуальной и аудиовизуальной информации, в том числе компьютер). Более того, с позиций информационного подхода любая педагогическая технология может быть названа информационной, т.к. сущность процесса обучения составляют движение и преобразование информации.
Если речь идет об использовании компьютера и других современных технических информационных средств в образовании, то используется термин «новые (или современные) информационные технологии обучения» (НИТО). Новые информационные технологии обучения представляют собой синтез современных достижений педагогической науки и средств информационно-вычислительной техники.
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однакопонятие «информационные технологии» намного шире и включает в себя компьютерные технологии в качестве одной из составляющих. В качестве второй составляющей выступают телекоммуникационные технологии. Если наряду с компьютерными технологиями используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии»- ИКТ. В этом смысле термин ИКТ является не вполне корректным, т.к. понятие «информационные технологии» уже включает в себя категорию «телекоммуникационные технологии».
М.Б. Лебедева и О.Н. Шилова [5] выделяют ряд компонентов ИКТ-компетентности педагога, в том числе умения:
- осуществлять поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет-ресурсов;
- представлять образовательную информацию с использованием различных компьютерных средств;
- применять готовые мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях;
- изготавливать самодельные дидактические компьютерные материалы;
- разрабатывать компьютерные тесты, системы рейтинговой оценки знаний учащихся на основе стандартных приложений и программ-оболочек;
- участвовать в работе сетевых объединений преподавателей, интернет-конференциях с целью повышения своего профессионального уровня;
- управлять учебно-воспитательным процессом с помощью стандартных приложений и специальных компьютерных программ;
- создавать интернет-ресурсы учебного назначения.
Предполагаем, что задача формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов не может быть решена средствами одной отдельно взятой учебной дисциплины ввиду многоаспектности понятия «информационные технологии», поэтому формирование ИКТ-компетентности обучающихся должно происходить в результате изучения всех без исключения учебных дисциплин. В рамках нашего спецкурса обеспечивалось частичное формирование таких отдельных составляющих ИКТ-компетнтности, как: умение осуществлять поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет-ресурсов; умение представлять образовательную информацию с использованием различных компьютерных средств; умение изготавливать самодельные дидактические компьютерные материалы.
Теоретическая часть данной учебной дисциплины предусматривала ознакомление студентов с психолого-педагогическими основами применения интерактивных и мультимедийных средств обучения в учебном процессе и методическими и дидактическими принципами и приемами использования интерактивных и мультимедийных средств обучения в различных видах и формах учебной деятельности. Практическая часть курса обеспечила формирование технических навыков пользования интерактивными и мультимедийными средствами обучения, выработку умений использовать образовательные услуги сети Интернет и изготавливать самодельные дидактические материалы для интерактивного и мультимедийного оборудования.Практические навыки и умения студенты приобрели в ходе выполнения работ лабораторного практикума. Он рассчитан на 3 лабораторных занятия продолжительностью 4 часа каждое:
1. Работа с цифровой видеофотокамерой. Монтаж видеофильма в программе MovieMaker.
2. Изучение дидактических возможностей документ-камеры в учебно-воспитательном процессе.
3. Технология работы с интерактивной доской SMART Board.
Выбор технических средств обучения, навыки работы с которыми приобретают студенты, обусловлен несколькими факторами:
1. Это наиболее современные технические средства обучения из существующих на данный момент.
2. Эти технические средства обучения имеются в образовательных учреждениях.
3. Они востребованы благодаря широкому спектру дидактических возможностей.
Содержанием лабораторной работы № 1 является разработка сценария учебного видеофильма и его изготовление. Для изготовления фильма студенты используют подобранные ими в сети Интернет графические изображения, видео- и звуковые файлы, а также отснятые ими видеоматериалы и самодельные звукозаписи. Данная работа предусматривает также написание студентами методических рекомендаций по использованию изготовленного видеофильма в учебных (воспитательных) целях.
В процессе выполнения лабораторной работы № 2 студенты изучают дидактические возможности ДОКУМЕНТ-КАМЕРЫ и способы их реализации в учебно-воспитательном процессе; предлагают варианты использования различных функций меню документ-камеры в учебно-воспитательном процессе; самостоятельно подбирают объекты для демонстрации; приобретают технические навыки работы с документ-камерой модели AVerVision CP 300[1].
Целью выполнения лабораторной работы № 3 является:
1. Изучение дидактических возможностей интерактивной доски в обучении детей, а также основных педагогических требований к содержанию, оформлению и структуре учебных материалов для интерактивной доски;
2. Приобретение навыков изготовления комплекта дидактических материалов для интерактивной доски и навыков работы с интерактивной доской SMART Board.
На лабораторных занятиях использовалась технология коллективного совместного обучения (КСО): групповая работа. Организовывалась творческая групповая работа студентов как во время аудиторных занятий, так и в процессе самостоятельной работы. Студенты выполняли лабораторные работы микрогруппами (3-5 человек), что помогало им успешнее и быстрее выполнить задания и в то же время формировалоу них навыки делового сотрудничества. Результаты обучения (уровень сформированности компетентностей) оценивались на лабораторных занятиях (в форме защиты лабораторных работ) и на итоговом зачете (в форме собеседования). Для самостоятельной работы студентов по каждой теме были подготовлены вопросы и задания, а также рекомендовалась соответствующая литература (основная и дополнительная). Материалы для самостоятельного изучения теоретического материала, подготовки к лабораторным занятиям, подготовки к собеседованию были доступны студентам также в электронном виде. Занятия проводились в специализированной лаборатории «Современных образовательных технологий».
Широко использовались технологии, развивающие творческие способности студентов по изготовлению самодельных аудиовизуальных пособий по избранной теме программы обучения и воспитания (учебно-методические материалы для интерактивной доски, документ-камеры, видеопособие).
Приобретенные в процессе выполнения работ лабораторного практикума знания, умения и навыки явились основой для формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов в ходе изучения таких дисциплин профессионального блока, как «Теория и методика обучения и воспитания» и в процессе прохождения педагогической практики.
Рецензенты:Рындак В.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей педагогики ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбург;
Русакова Т.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой художественно-эстетического воспитания ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбург.
[1]Модели документ-камер линейкиAVerVisionспециально разработаны с учетом их использования в сфере образования.
Библиографическая ссылка
Фабрикантова Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦКУРСА «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22806 (дата обращения: 06.02.2025).