Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦКУРСА «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»

Фабрикантова Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет им. В.П.Чкалова»
В статье раскрывается проблема формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов. Автор формулирует понятия «ИКТ-компетентность», «информационные технологии», «информационные технологии обучения», «новые информационные технологии обучения». В статье описано содержание спецкурса «Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения», позволяющее сформировать определенные компоненты педагогической ИКТ-компетентности (умения осуществлять поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет-ресурсов; представлять образовательную информацию с использованием различных компьютерных средств; изготавливать самодельные дидактические компьютерные материалы), а также образовательные технологии, использующиеся при осуществлении образовательного процесса по данной дисциплине.
новые информационные технологии обучения.
формирование
информационная компетентность педагога
ИКТ-компетентность
1. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Большая Семерка. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, Москва, 2007. – 56 с.
2. Гендина Н.И. Основы информационной культуры // Основы информационной культуры : сборник методических материалов для учителей и учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, библиотекарей школьных и детских библиотек / сост. И. С. Пилко; Кемеровский гос. ин-т искусств и культуры; Науч.-метод. центр гор. упр. образования. – Кемерово, 1999. – С. 6–7.
3. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-метод. пособие. Ч. І. – Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999. – 143 с.
4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. – М. : Дрофа, 2008.
5. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать // Информатика и образование. – 2004. – №3. – С. 95–99.
6. Панина Т.С., Дочкин С.А., Клецов Ю.В. Уровни информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников// [Электронный ресурс] http://www.belpc.ru/krirpo/index.php.
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с.
8. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.
9. Хеннер Е. К., Шестаков А. П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. – 2004. – №12. – С. 5–9.

Важнейшей отличительной особенностью современного этапа развития общества является его информатизация. Одной из главных задач информатизации общества является формирование у специалистов всех уровней информационно-коммуникационно-технологической компетентности (ИКТ-компетентности).

Объектом исследования является процесс формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов в учебно-познавательной деятельности.

Предмет исследования: формирование ИКТ-компетентности будущих педагогов в процессе изучения спецкурса «Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения».

Целью данного исследования является обоснование процесса формирование ИКТ-компетентности будущих педагогов в ходе изучения спецкурса «Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения».

Задачи исследования:

- интерпретация ряда понятий, имеющих отношение к категории «информационная компетентность»;

- разработка содержания спецкурса «Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения» и методики его преподавания студентам педагогических вузов.

Само понятие «информационная компетентность» определяется в научных публикациях[1], [2], [3], [5], [8], [9] неоднозначно. Ряд исследователейрассматривают это понятиекак «способность». Например,по мнению Е.К. Хеннера, информационная компетентность - это способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий (ИТ). СогласноН.И.Гендиной, информационная компетентность -способность личности ориентироваться в потоке информации и эффективно решать какую-либо информационную проблему. Другие ученые (Панина Т.С., Дочкин С.А., Клецов Ю.В.) понимают под информационно-коммуникационной компетентностьюспособность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования [7] ИКТ-компетентность определяется как способность грамотно применять информационно-коммуникационные технологии.

Следовательно, ИКТ-компетентность педагога можно рассматривать как его способность решать учебные, бытовые и профессиональные задачи с помощью информационных технологий. Такая способность формируется благодаря наличию у него определенных знаний, умений и навыков, которые будут рассмотрены нами ниже.

Анализ содержания понятия «Информационные технологии» позволяет отметить, что оно является многоаспектным. В одних случаях, говоря об информационной технологии, подразумевают определенное научное направление, в других - конкретный способ работы с информацией. Иными словами, информационные технологии - это как совокупность знаний о методах и технических средствах работы с информационными ресурсами, так и сами методы и технические средствасбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

В педагогической практике информационными технологиями обучения(ИТО) называют все педагогические технологии, предполагающие использование специальных технических информационных средств (традиционные звуковые, экранные, экранно-звуковые средства, такие как кино, радио, телевидение, статическая проекция, а также современные средства представления аудитивной, визуальной и аудиовизуальной информации, в том числе компьютер). Более того, с позиций информационного подхода любая педагогическая технология может быть названа информационной, т.к. сущность процесса обучения составляют движение и преобразование информации.

Если речь идет об использовании компьютера и других современных технических информационных средств в образовании, то используется термин «новые (или современные) информационные технологии обучения» (НИТО). Новые информационные технологии обучения представляют собой синтез современных достижений педагогической науки и средств информационно-вычислительной техники.

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однакопонятие «информационные технологии» намного шире и включает в себя компьютерные технологии в качестве одной из составляющих. В качестве второй составляющей выступают телекоммуникационные технологии. Если наряду с компьютерными технологиями используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии»- ИКТ. В этом смысле термин ИКТ является не вполне корректным, т.к. понятие «информационные технологии» уже включает в себя категорию «телекоммуникационные технологии».

М.Б. Лебедева и О.Н. Шилова [5] выделяют ряд компонентов ИКТ-компетентности педагога, в том числе умения:

- осуществлять поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет-ресурсов;

- представлять образовательную информацию с использованием различных компьютерных средств;

- применять готовые мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях;

- изготавливать самодельные дидактические компьютерные материалы;

- разрабатывать компьютерные тесты, системы рейтинговой оценки знаний учащихся на основе стандартных приложений и программ-оболочек;

- участвовать в работе сетевых объединений преподавателей, интернет-конференциях с целью повышения своего профессионального уровня;

- управлять учебно-воспитательным процессом с помощью стандартных приложений и специальных компьютерных программ;

- создавать интернет-ресурсы учебного назначения.

Предполагаем, что задача формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов не может быть решена средствами одной отдельно взятой учебной дисциплины ввиду многоаспектности понятия «информационные технологии», поэтому формирование ИКТ-компетентности обучающихся должно происходить в результате изучения всех без исключения учебных дисциплин. В рамках нашего спецкурса обеспечивалось частичное формирование таких отдельных составляющих ИКТ-компетнтности, как: умение осуществлять поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет-ресурсов; умение представлять образовательную информацию с использованием различных компьютерных средств; умение изготавливать самодельные дидактические компьютерные материалы.

Теоретическая часть данной учебной дисциплины предусматривала ознакомление студентов с психолого-педагогическими основами применения интерактивных и мультимедийных средств обучения в учебном процессе и методическими и дидактическими принципами и приемами использования интерактивных и мультимедийных средств обучения в различных видах и формах учебной деятельности. Практическая часть курса обеспечила формирование технических навыков пользования интерактивными и мультимедийными средствами обучения, выработку умений использовать образовательные услуги сети Интернет и изготавливать самодельные дидактические материалы для интерактивного и мультимедийного оборудования.Практические навыки и умения студенты приобрели в ходе выполнения работ лабораторного практикума. Он рассчитан на 3 лабораторных занятия продолжительностью 4 часа каждое:

1.                  Работа с цифровой видеофотокамерой. Монтаж видеофильма в программе MovieMaker.

2.                  Изучение дидактических возможностей документ-камеры в учебно-воспитательном процессе.

3.                  Технология работы с интерактивной доской SMART Board.

Выбор технических средств обучения, навыки работы с которыми приобретают студенты, обусловлен несколькими факторами:

1.                  Это наиболее современные технические средства обучения из существующих на данный момент.

2.                  Эти технические средства обучения имеются в образовательных учреждениях.

3.                  Они востребованы благодаря широкому спектру дидактических возможностей.

Содержанием лабораторной работы № 1 является разработка сценария учебного видеофильма и его изготовление. Для изготовления фильма студенты используют подобранные ими в сети Интернет графические изображения, видео- и звуковые файлы, а также отснятые ими видеоматериалы и самодельные звукозаписи. Данная работа предусматривает также написание студентами методических рекомендаций по использованию изготовленного видеофильма в учебных (воспитательных) целях.

В процессе выполнения лабораторной работы № 2 студенты изучают дидактические возможности ДОКУМЕНТ-КАМЕРЫ и способы их реализации в учебно-воспитательном процессе; предлагают варианты использования различных функций меню документ-камеры в учебно-воспитательном процессе; самостоятельно подбирают объекты для демонстрации; приобретают технические навыки работы с документ-камерой модели AVerVision CP 300[1].

Целью выполнения лабораторной работы № 3 является:

1.             Изучение дидактических возможностей интерактивной доски в обучении детей, а также основных педагогических требований к содержанию, оформлению и структуре учебных материалов для интерактивной доски;

2.                  Приобретение навыков изготовления комплекта дидактических материалов для интерактивной доски и навыков работы с интерактивной доской SMART Board.

На лабораторных занятиях использовалась технология коллективного совместного обучения (КСО): групповая работа. Организовывалась творческая групповая работа студентов как во время аудиторных занятий, так и в процессе самостоятельной работы. Студенты выполняли лабораторные работы микрогруппами (3-5 человек), что помогало им успешнее и быстрее выполнить задания и в то же время формировалоу них навыки делового сотрудничества. Результаты обучения (уровень сформированности компетентностей) оценивались на лабораторных занятиях (в форме защиты лабораторных работ) и на итоговом зачете (в форме собеседования). Для самостоятельной работы студентов по каждой теме были подготовлены вопросы и задания, а также рекомендовалась соответствующая литература (основная и дополнительная). Материалы для самостоятельного изучения теоретического материала, подготовки к лабораторным занятиям, подготовки к собеседованию были доступны студентам также в электронном виде. Занятия проводились в специализированной  лаборатории «Современных образовательных технологий».

Широко использовались технологии, развивающие творческие способности студентов по изготовлению самодельных аудиовизуальных пособий по избранной теме программы обучения и воспитания (учебно-методические материалы для интерактивной доски, документ-камеры, видеопособие).

Приобретенные в процессе выполнения работ лабораторного практикума знания, умения и навыки явились основой для формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов в ходе изучения таких дисциплин профессионального блока, как «Теория и методика обучения и воспитания» и в процессе прохождения педагогической практики.

Рецензенты:

Рындак В.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей педагогики ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбург;

Русакова Т.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой художественно-эстетического воспитания ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбург.

 



[1]Модели документ-камер линейкиAVerVisionспециально разработаны с учетом их использования в сфере образования.


Библиографическая ссылка

Фабрикантова Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦКУРСА «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22806 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674