Цель исследования: на основе медико-социального исследования определить влияние различных факторов риска на формирования альгодисменореи среди девушек-подростков для разработки программ профилактики нарушений менструальной функции и оздоровления девушек-подростков.
Методы исследования: социально-гигиенический, статистический, аналитический. В исследовании приняли участие 1134 девушки-учащиеся, в возрасте 15–18 лет, не живущие половой жизнью. Все они были учащимися общеобразовательных учреждений г. Бишкек: 273 девушки-учащиеся из средних школ, 466 человек из школ-гимназий и 395 человек из проф. лицеев.
Результаты исследования. Прежде чем перейти к осуществлению основной цели исследования, нами были проанализированы данные официальной статистики для определения показателей распространенности различных гинекологической заболеваемости среди девушек 15–18 лет горожанок Бишкека за 2007–2011 гг. На рисунке 1 представлена динамика данных показателей.
Рис.1. Динамика распространенности функциональных нарушений и заболеваний репродуктивной системы среди девушек-подростков 15–18 лет, г. Бишкек, 2007–2011 гг. (на 1000 девушек соответствующего возраста)
Функциональные нарушения и заболевания репродуктивной системы анализировались по группам: две группы воспалительных заболеваний (вульвовагиниты и сальпингиты, оофариты), две группы нарушений менструальной функции (нарушения менструального цикла и альгодисменорея) и инфекции, передаваемые половым путем. В отношении последних за рассматриваемый период отмечается значительный рост случаев: с 8,5±1,2 случаев в 2007 г. до 28,1±2,4 случая на 1000 девушек соответствующего возраста в 2011 г, (Р<0,05), т.е. в 3,3 раза. Распространенность альгодисменореи также значительно увеличилась: с 6,8±1,1 до 14,1 ±1,8 случая на 1000 девушек соответствующего возраста, (Р<0,05).
Рост числа ИППП возможно объяснить, с одной стороны, увеличением числа сексуально активных девушек, отсутствием в обществе «табу» на внебрачные половые связи, низким уровнем информированности по вопросам охраны репродуктивного здоровья и т.п., в другой – совершенствованием современной лабораторной диагностики, расширением спектра услуг, предоставляемых клинико-лабораторной службой.
Значительный рост распространенности альгодисменореи среди девочек до 14 лет с 9,6±0,9 в 2007 г. до 19,1±1,3 в 2011 г. 7, (Р<0,05) и девушек 15–18 лет с 10,7±0,7 до 16,4±0,8 соответственно, (Р<0,05) побудил нас к проведению исследований на основе комплексного подхода к особенностям данной формы нарушения менструальной функции у девушек-подростков, в том числе к факторам ее определяющим, для разработки путей совершенствования медико-профилактической помощи.
В ходе проведения медико-социального исследования были определены две группы сравнения: девушки с нарушениями менструальной функции по типу альгодисменореи составили опытную группу (402 человек), гинекологически здоровые девушки (732 человек) – контрольную. Одновременно проводилось анкетирование матерей девушек-учащихся об особенностях развития их дочерей и об их собственном репродуктивном здоровье.
Результаты сравнительного анализа достоверности различий медико-социальных факторов (медико-биологических, социально-гигиенических, поведенческих, учебно-воспитательных и гигиенических) среди девушек, составивших контрольную и опытную группы, представлены в таблице.
Факторы, влияющие на формирование альгодисменореи у девушек-учащихся
(на 100 обследованных в соответствующих группах)
факторы |
Контрольная группа |
Опытная группа
|
Р |
Медико-биологические |
|||
1. Возраст матери к моменту рождения девушки юный (моложе 19 лет) или старший (более 35 лет). |
16,3±1,7
|
18,6±1,8
|
Р>0,05 |
2. Гинекологические заболевания у матери в анамнезе. |
13,0±1,2
|
22,4±1,6
|
Р<0,01 |
3. Нарушения менструальной функции у матери в анамнезе. |
16,9±1,6
|
35,5±2,2
|
Р<0,001 |
4. Осложнения беременности и родов у матери. |
22,8±1,8
|
40,5±2,3
|
Р<0,001 |
5. Недоношенность данного ребенка при рождении. |
17,4±1,6
|
21,2±1,8
|
Р>0,05 |
6. Отклонение в физическом развитии девушки. |
13,1±0,11
|
17,2±1,4
|
Р<0,05 |
Социально-гигиенические факторы |
|||
1. Низкая материальная обеспеченность семьи. |
12,0±1,3
|
22,4±1,6
|
Р<0,01 |
2. Неудовлетворительные жилищные условия. |
16,6±1,6
|
21,6±1,8
|
Р<0,05 |
3. Низкий образовательный уровень родителей. |
18,5±1,8
|
34,5±2,3
|
Р<0,001 |
4. Семья в которой воспитывается девушка, неполная. |
21,1±1,3
|
26,7±2,0
|
Р<0,05 |
5. Семья, в которой воспитывается девушка имеет 4 и более детей. |
15,0±1,7 |
25,2±2,4 |
Р<0,01 |
6. Недостаток белковых продуктов в питании девушки. |
24,1±2,1
|
31,8±2,3
|
Р<0,05 |
7.Отсутствие рационального ученического места в домашних условиях. |
9,2±1,2
|
11,9±1,4
|
Р>0,05 |
Факторы медицинского анамнеза |
|||
1. Низкая оценка собственного здоровья девушкой. |
9,7±1,3
|
25,9±2,1
|
Р<0,001 |
2. Наличие частых простудных заболеваний (4 и более раз в году). |
21,7±1,7
|
33,6±2,6
|
Р<0,01 |
3. Наличие у девушки хронических заболеваний. |
25,7±2,1
|
45,7±2,8
|
Р<0,001 |
4. Наличие оперативных вмешательств в анамнезе. |
4,2±0,8
|
7,2±1,2
|
Р<0,05 |
5. Наличие травм в анамнезе. |
6,4±1,1
|
9,7±1,3
|
Р>0,05 |
6.Нахождение в группе диспансерного наблюдения по эндокринному заболеванию. |
4,1±0,7
|
4,0±0,8
|
Р>0,05 |
7. Нахождение в группе диспансерного наблюдения по заболеваниям почек. |
8,6±1,2
|
9,5±1,5
|
Р>0,05 |
Поведенческие факторы |
|||
1. Психологический климат в семье неблагополучный. |
10,3±1,3
|
20,7±1,7
|
Р<0,01 |
2. Потребление алкоголя девушкой. |
11,4±1,4
|
23,8±1,5
|
Р<0,001 |
3. Курение девушки. |
1,7±0,3
|
7,8±1,2
|
Р<0,01 |
4. Курение родителей девушки. |
30,0±2,2
|
36,2±2,4
|
Р<0,05 |
5. Злоупотребление алкоголем в семье. |
34,9±2,3
|
44,8±2,7
|
Р<0,01 |
6. Напряженные отношения девушки со сверстниками. |
54,8±2,7
|
78,4±3,6
|
Р<0,001 |
7. Наличие стрессовых ситуаций у девушки в прошлом. |
40,5±2,6
|
59,4±2,8
|
Р<0,001 |
Учебно-воспитательные и гигиенические факторы |
|||
1. Низкая успеваемость у девушек в образовательном учреждении. |
20,4±1,7
|
28,6±2,5
|
Р<0,05 |
2. Высокие физические нагрузки. |
8,0±1,2
|
19,7±1,8
|
Р<0,01 |
3. Учебная нагрузка выше гигиенических нормативов. |
15,0±1,5
|
19,4±1,7
|
Р<0,05 |
4. Увлечение «модными» диетами, ограничение калорийности питания. |
14,7±1,4
|
26,8±2,4
|
Р<0,001 |
5. Отсутствие прогулок на свежем воздухе. |
76,0±3,5
|
82,7±4,1
|
Р>0,05 |
6. Недостаточный сон – менее 7 часов в сутки. |
58,8±2,8
|
71,5±3,2
|
Р<0,05 |
При оценке силы влияния показателей относительного риска различных факторов выявлено, что наиболее отрицательным фактором в развитии альгодисменореи у девушек-учащихся являются: из медико-биологических по силе влияния на первом месте стоят нарушения менструальной функции у матери девушки в анамнезе; из социально-гигиенических – низкая материальная обеспеченность семьи девушки; из поведенческих факторов – курение самой девушки. Наличие экстрагенитальных хронических заболеваний и низкая оценка собственного здоровья у девушки занимают главное место среди факторов медицинского анамнеза, из числа учебно-воспитательных факторов – высокие учебные и физические нагрузки у девушек-учащихся.
Если оценивать силу влияния комплексов факторов на возникновение и развитие нарушений менструальной функции у девушек-учащихся, то первое место принадлежит поведенческим факторам (среднее ранговое место – 14,03), второе – факторам медицинского анамнеза (12,76), третья – социально-гигиеническим (10,7), четвертое и пятое место медико-биологическим факторам (9,83) и учебно-воспитательным и гигиеническим факторам (9,23) соответственно. Причем в каждой группе существуют управляемые и неуправляемые факторы: первые – наличие хронических заболеваний у девушек, вредных привычек, нерациональное питание, недостаточный сон и др.; вторые – нарушения репродуктивного здоровья матери, недоношенность девушки при рождении и др. С учетом данного распределения рекомендуется разрабатывать программы медико-социальной профилактики альгодисменореи как основной формы патологии репродуктивной системы на групповом и индивидуальном уровне.
Рецензенты:Амиров Н. Х., д.м.н., профессор кафедры гигиены, медицины труда «Казанский государственный медицинский университет», г. Казань;
Хузиханов Ф.В., д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения «Казанский государственный медицинский университет», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Мингазова Э.Н., Мингазова Э.Н., Атамбаева Р.М. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АЛЬГОДИСМЕНОРЕИ У ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22776 (дата обращения: 13.02.2025).