Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ АКТУАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Логинов В.В. 1 Богатырёв С.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»
В статье раскрывается понятие актуализации потребности обучающихся как явления, определяющего сущность личностно значимого результата юного спортсмена. Обосновывается роль актуализации потенциала физической культуры в процессе изменения характера и содержания всей системы физкультурного образования. Определяются педагогические предпосылки моделирования и прогнозирования деятельности спортсменов, обладающих потенциальными возможностями в достижении высоких результатов в спортивно-соревновательных мероприятиях.Представляются ведущие идеи (идеальные конструкты), по В.К. Бальсевичу, концептуальной модели, показывающие, что ее содержание обеспечивает устойчивость и целенаправленность усилий педагога - тренера, пытающегося в новых условиях рыночной экономики найти не только точки соприкосновений нормативных актов с конъюнктурными изменениями в социуме, но и сделать их стержневым элементом управления актуализацией потребностей обучающихся в сфере физической культуры.
обучающиеся.
физическая культура
педагогические условия
системно-синергетический подход
актуализация
потребности
модель
1. Александрова Г.В. Модельные характеристики специальной подготовленности юных спортсменов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1993. – 24 с.
2. Афанасьев В.Г. Системно-синергетический подход в системном познании // Вопросы философии. – 1983. – № 6. – С. 14-21.
3. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 7. – С. 37-39.
4. Ковалев С.Н. Актуализация потребности школьников в физической культуре: методич. рекомендации. – СПб. : Акад. физ. кул. им. П.Ф. Лесгафта, 2002. – 46 с.
5. Лосев В.Ю. Воспитание ценностного отношения школьников к занятиям физической культурой: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Челябинск, 2010. – 22 с.
6. Педагогическая наука и образование: тематический сборник научных трудов. Выпуск 14 / отв. ред. проф. А.Я. Найн. – Челябинск: Уральская академия, 2014. – 384 с.
7. Пилоян Р.А. Научный и практический смысл «Модель спортсмена» // Спортивная борьба : ежегодник. – М.: ФиС, 1996. – С. 69-71.
8. Физическое воспитание учащихся I-XI классов: комплексная программа физического воспитания школьников / В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон. – М.: Просвещение, 1998. – 106 с.
9. Шустин Б.Н. Модельные характеристики в системе спортивной педагогики // Педагогика. Психология. Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе». – Тбилиси. – М.: ФиС, 1986. – С. 142-144.
10. Яковлев М.Н. Спортивные нормы ГТО подвластны всем возрастам // Российская газета. – 2014. – 16 апреля.
Вопросы потребности школьников в области физической культуры сегодня становятся все более актуальными. Это особенно востребовано в связи с настоятельной необходимостью внедрения в физкультурное образование нового тренда, норм ГТО для всех категорий обучающихся [10].

Анализ литературных источников [1-10], в том числе и посодержанию норм ГТО для школьников всех возрастных групп, побудил нас к разработке концептуальной модели актуализации потребности школьников в сфере физической культуры. По мнению группы ученых В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон [8], наиболее приоритетным подходом к обоснованию концептуальной модели является системно-синергетический подход. Он является сегодня уже апробированной предпосылкой для обоснования принципов актуализации потребностей обучающихся в овладении ценностями физической культуры. Системно-синергетические основы актуализации потребности школьников представляют собой целенаправленную систему специально организованных педагогических воздействий на учащихся, обеспечивающих повышение уровня их потребностей как в физической культуре в целом, так и в зависимости от индивидуально-ценностного выбора, в определенных ее аспектах.

Можно выделить, по мнению В.Г. Афанасьева, по крайней мере три направления к разработке концептуальной модели, в которых наиболее отчетливо проявляются системно-синергетические основы моделирования [2, с. 19]:

а) понимание системы актуализации потребностей как структурированного множества элементов, обладающих взаимными реальными связями;

б) понимание системы как функциональной структуры, выполняющей целенаправленную совокупность действий, приуроченных к иерархически соподчиненным структурным элементам;

в) понимание системы как некой целостности в той реальной среде, которая может быть описана на языке педагогической теории.

Представление о системе как иерархии соподчиненных структур предполагает, что любая структурная единица системы обладает функциональной спецификой целого, сохраняя при этом основные черты системности, но она, по мнению В.К. Бальсевича, не может быть разложена на системные единицы. Синергизм взаимосвязанных элементов системы обеспечивает полезный эффект ее функционирования  [3, с. 37-39].

В системно-синергетическом подходе к моделированию можно выделить несколько аспектов: системно-компонентный, системно-структурный, системно-функциональный, системно-интегральный и системно-исторический. При этом наиболее существенным для системного подхода является системно-функциональный принцип и соответствующий ему структурный анализ и синтез, пронизывающий все перечисленные аспекты. Согласно этому принципу, все свойства системы объекта можно представить как функции, которые при этом же составе компонентов системы реализуют положительный эффект ее функционирования.

Вычленение из системы отдельных компонентов осуществляется с целью более детального изучения, выявления особенностей ее функционирования в целом. Соблюдение принципа структурности в нашем исследовании означает, прежде всего, определенную совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе (сохранение основных свойств и качеств объекта при внешних и внутренних изменениях).

Цель исследования.Разработать концептуальную модель актуализации потребности обучающихся в физической культуре.

Методы исследования.Для достижения поставленной цели и проверки исходных предположений использовались следующие методы: системный анализ; моделирование; проектирование; методы опытно-экспериментальной работы; обобщение и синтез.

Основное содержание работы.В основу модели актуализации потребностей обучающихся в физической культуре была положена концептуальная идея о системно-синергетическом единстве физического, психоэмоционального, духовно-нравственного компонентов потребностей и мотивации школьников, реализуемых в процессе овладения на конкретных занятиях ценностями физической культуры. Педагогическими предпосылками моделирования для нас служили:

·      системно-синергетический подход к содержанию и структуре модели;

·      теоретические основы прогнозирования конечных полезных результатов, предусматриваемого системным подходом к функционированию модели;

·      эмпирические предпосылки прогнозирования на основе внешнего проявления ожидаемых событий и конечных результатов;

·      индивидуальное прогнозирование актуализации потребностей школьников в физической культуре;

·      прогнозирование деятельности школьников, обладающих потенциальными возможностями в достижении высоких результатов в спортивно-соревновательных мероприятиях.

В системно-синергетическом видении процесса и результатов моделирования актуализации потребностей акцентируется внимание на реализации поставленных целей достижения полезного результата. Опираясь на принципы системно-синергетического подхода к актуализации потребностей школьников в физической культуре, можно рассматривать этот процесс, прежде всего, с точки зрения субъект-субъектных взаимодействий школьных педагогов и учащихся, в которых взаимодействия (прямые и обратные связи) выступают в чистом виде.

Полезный результат функционирования системы актуализации потребностей школьников в физической культуре, как показала проведенная опытная работа, достигается изменением внутрисистемных межличностных отношений с субъект-объектных на субъект-субъектные, индивидуализацией образовательного процесса в целом и физической культуры  в частности.

Системно-синергетические основы моделирования, как верно отмечает Г.В. Александрова, предполагают, что [1, с. 14]:

·      концептуальная модель представляет собой целенаправленную систему специально организованных воздействий на актуализацию потребностей школьников в физической культуре;

·      поведение системы актуализации потребностей в основном определяется внутренней структурой и не выводимо из воздействия среды.

Анализ научных данных, посвященных обоснованию последовательности создания моделей деятельности человека в условиях социальной жизни, в системе обучения и воспитания школьников дает основания для выделения следующих этапов процесса моделирования:

·      образование простейшего замкнутого контура с обратной связью;

·      образование промежуточной системы с программным изменением воздействия управляющего звена на объект при сохранении его устойчивости;

·      формирование устойчивой системы управления и коррекции результатов функционирования системы.

Устойчивая система характеризуется появлением второго (внутреннего) контура обратной связи и механизмов памяти, формирующих гибкую программу воздействия на объем управления. По мнению Р.А. Пилояна, во втором контуре осуществляется отбор полезной информации из первого контура. Эта информация накапливается, синтезируется, обобщается, повышая устойчивость системы в целом [7, с. 69-71].

В концептуальной модели актуализации потребностей школьников в физической культуре отбор информации для второго (внутреннего) контура модели представляет собой не что иное, как сознательное отсеивание избыточной информации и представление во внутренний контур обобщенных данных о направленности потребностей ценностных предпочтений. Модель актуализации потребностей школьников в освоении ценностей физической культуры предусматривает проектирование предпочтительных условий, в рамках которых получение полезного результата окажется наиболее вероятным.

В разработанную и апробированную нами модель актуализации потребностей школьников в физической культуре во внутренний контур были внесены следующие компоненты:

·      потребностно-мотивационный, определяющий мотивы действий учащихся;

·      познавательный, обеспечивающий полную информированность ученика о содержании и направленности процесса формирования ценностных ориентаций;

·      функционально-деятельностный компонент, определяющий содержание и направленность воспитательных воздействий школьного учителя, достижения цели валеологического воспитания;

·      духовно-нравственный компонент, определяющий ценностные предпочтения школьников в духовно-нравственной сфере;

·      индивидуально-личностный компонент, определяющий индивидуализацию педагогических воздействий при строгом следовании общей целевой установке, рыночного социума на актуализацию потребностей учащейся молодежи в физической культуре.

В процессе актуализации потребностей школьников в различных сферах физической культуры, обеспечиваемой средствами учебно-воспитательного процесса, реализуемого в рамках выделенных нами педагогических условий, ведущим фактором служили ценностно-смысловые отношения школьников к физической культуре.

В.Ю. Лосев подчеркивает, что цели воспитания вторичны по отношению к ценностям, «или даже третичны (своеобразный третий этаж, третий срез). Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и (или) провозглашено как норма. Меняются ценности – меняются нормы –меняются и цели воспитания»[5, с. 17].

В общей целевой установке на актуализацию потребностей школьников в физической культуре нами были выделены ведущие идеи («идеальные конструкты» или координаты (по В.К. Бальсевичу)), которые обеспечивали ее реализацию [3, с. 38]:

а) нормативно-регламентирующая координата;

б) перспективно-ориентирующая координата;

в) коммуникативно-информационная координата;

г) созидательная (социально-потребностная) координата, определяющая уровень потребностей школьников в физической культуре.

Нормативно-регламентирующая координата концептуальной модели актуализации потребности школьников в сфере физической культуры обеспечивает устойчивость и целенаправленность усилий тренера, пытающегося в новых условиях рыночной экономики найти не только точки соприкосновения нормативных актов с конъюнктурными изменениями в социуме, но и сделать их стержневым элементом управления актуализацией потребностей школьников в физической культуре.

Перспективно-ориентирующая координата концептуальной модели управления - это форма реализации программно-целевой установки, в которой подчеркивается, прежде всего, ближайшая перспектива актуализации потребности школьников в сфере физической культуры. В нашем исследовании – это перспектива расширения сферы актуализации потребностей школьников и возможности индивидуально-личностного выбора способа их реализации в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Коммуникативно-информационная координата представлена в концептуальной модели проектируемыми приемами и средствами установления доверительных субъект-субъектных отношений учителем современной общеобразовательной и спортивной школы и школьником-спортсменом и неспортсменом, а также средствами общения с родителями, которые – являются необходимыми для достижения полезного эффекта предпосылками (рис. 1).

Центральным блоком модели актуализации потребностей школьников в сфере физической культуры являются педагогические условия. Проектируемые педагогические условия актуализации потребностей были апробированы в процессе формирующего эксперимента. Опыт показал, что основные педагогические условия являются эффективными в сочетании с дополнительными, соблюдение которых будет необходимым на определенных этапах воспитательного процесса (например, стимулирование самостоятельной работы по коррекции духовно-нравственных качеств подростка на этапе их становления).

 

Скругленный прямоугольник: Внешний контур

 

                                                                                                   Отбор информации для внутреннего мира

 

Скругленный прямоугольник: Внутренний контур
Рис. 1. Схема концептуальной модели актуализации потребностей обучающихся в сфере физической культуры.

 

 

Потребности школьников в физическом, интеллектуальном и духовно-нравственном совершенствовании в концептуальной модели представлены четырьмя блоками: потребность в двигательной активности; потребность в здоровьесбережении; потребность в духовно-нравственном становлении; потребность в спортивном совершенствовании. При этом принималось во внимание, что если в проектировании условий актуализации потребностей в двигательной активности и здоровьесбережении учащихся общеобразовательной школы и специализированной спортивной школы принципиальных различий не наблюдалось, то в актуализации потребностей в спортивном совершенствовании юных спортсменов-самбистов выделены специфические условия организации и содержания процесса спортивной тренировки, осуществляемой на основе специфических педагогических принципов.

Традиционное содержание тренировочного процесса построено по достаточно обоснованному распределению средств тренирующего воздействия как в одном тренировочном занятии, так и в недельном, месячных и многомесячных циклах. При этом, как правило, проводятся периодические медицинские осмотры, позволяющие тренеру судить о состоянии здоровья спортсмена. Однако об уровне адаптации спортсмена к тренировочным нагрузкам, о степени его готовности к перенесению психоэмоциональных и физических нагрузок, связанных с соревновательной деятельностью, в медицинских заключениях сведений не содержится.

В методике спортивной подготовки юных спортсменов к соревновательной деятельности очень осторожно подходят к обсуждению необходимости системно-синергетического подхода в определении содержания средств и методов тренировки. Идеи синергетики дают возможность на качественном уровне понять системность тренировочного процесса, его многофакторность и взаимосвязь не только величиной нагрузки или применяемыми средствами тренировки, но и психоэмоциональным состоянием спортсмена, его потребностями, бытовыми нуждами, отношениями в семье, взаимоотношениями с ближайшим окружением [4; 5; 9].

Для снятия последствий психоэмоционального стресса в создании установки и актуализации потребности в повышении физической кондиции, как показала опытно-экспериментальная работа, важное значение приобретают следующие средства:

·      психорегулирующая тренировка, проводимая тренером, при консультативном участии психолога спортивной школы;

·      установление доверительных отношений с юными спортсменами;

·      постоянный контакт с родителями для разработки единой, взаимосвязанной программы психофизиологического мониторинга и коррекции поведенческих реакций юных спортсменов;

·      устранение назревающих конфликтных ситуаций, порождающих стрессорные реакции у спортсменов-школьников;

·      диалоговое общение с каждым из спортсменов, привитие навыков бесконфликтного межличностного, часто и невербального общения.

Идея единства средств тренирующего воздействия как на физическую кондицию, так и на психоэмоциональную сферу и нравственно-этическую его составляющую, которая материализуется в реальном педагогическом процессе, вытекает из самой сути системно-синергетического подхода к методическому обеспечению тренировочного процесса.

Содержание тренировочного процесса рассматривалось нами как педагогически адаптированный социальный опыт, тождественный по своему содержанию физической культуре в целом, воспитательный потенциал которой неисчерпаем, но не в полной мере используется в содержании тренировки. Синтез социокультурного потенциала физической культуры с целенаправленным воздействием специальных средств тренировки благодатно влияет на процесс взаимодействия физических, интеллектуальных, психоэмоциональных качеств юного спортсмена и формирование сознательной установки на достижение конечного полезного результата (рост спортивных результатов при повышении нравственного потенциала и сохранения здоровья).

В процессе реализации авторской модели нами был разработан и внедрен в практику спортивной подготовки юных спортсменов цикл занятий, который позволил расширить представления юных спортсменов о физиологических предпосылках, биомеханических основах тренировки, а также о способах повышения помехоустойчивости и снижении травматизма в процессе тренировочных занятий и предсоревновательной деятельности.

Выявляя общность явлений и процессов, связанных с развитием тренированности юных спортсменов, системно-синергетический подход к интеграции средств развития физической, интеллектуальной и психоэмоциональной сфер спортивной подготовки позволяет рассматривать тренировочный процесс не только как инструмент спортивного роста, но и как необходимое условие формирования нравственной личности, с высоким уровнем физической и интеллектуальной готовности к спортивной деятельности.

При моделировании конечных полезных результатов управления тренировочным процессом возникают трудно разрешимые проблемы точности прогноза. Дело в том, что и управляемая и управляющая системы являются мыслящими субъектами, и прогнозируемый полезный результат будет определяться не только интеллектуальным потенциалом и мастерством тренера-воспитателя, но и личностными качествами, творческими способностями, интеллектуальным потенциалом и спортивным мастерством управляющего субъекта. При этом управляемый субъект оказывает на управляющего субъекта существенное влияние. Поэтому в апробированной нами модели предполагается включение большого числа внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам мы относим:

·      влияние социума, материальное положение юного спортсмена;

·      условия быта, семейные условия, влияние родителей на формирование нравственных устоев спортсмена;

·      усвоение внешней информации, влияние сверстников и ближайшего окружения;

·      научно-методическое и материально-техническое оснащение тренировочного процесса;

·      личностные качества и профессиональное мастерство тренера-воспитателя.

К внутренним факторам были отнесены:

·      потребности и мотивации юных спортсменов;

·      ценностные ориентации и предпочтение к выбору ценностей в самой спортивной борьбе и в нравственной сфере;

·      личностные качества юного спортсмена;

·      природные задатки, сложности и способности к овладению сложными техническими приемами в спортивной борьбе;

·      сформированность технических навыков и специальных умений в спортивной деятельности.

В процессе прогнозирования потенциальных возможностей роста мастерства юных спортсменов мы опирались на разработанные научно-методические рекомендации по содержанию спортивной подготовки школьников. На занятиях с юными спортсменами нами предусматривалось:

·      постепенное увеличение физических нагрузок, осуществляемое строгим дозированием количества и интенсивности выполняемых упражнений;

·      постоянный контроль за состоянием занимающихся: видимыми признаками утомления, жалобами на усталость, нежеланием выполнять заданные упражнения и объективными признаками утомления (измерение частоты пульса, артериального давления), с последующим комплексным врачебно-физиологическим обследованием;

·      строгое ограничение разучиваемых технических приемов нападающих действий: исключение ударов и тычков в лицо, ограничение приемов нападения, адресуемых в зоны ниже пояса;

·      изменение соотношений приемов нападения и защиты в пользу приемов защиты: на первом году занятий в соотношении 1:3; на втором – 1:2;

·      постоянный текущий контроль за функциональным состоянием занимающихся, с периодическим (не реже трех раз в основном периоде тренировочного цикла) глубоким обследованием;

·      систематическое применение аутогенной тренировки и психологической установки «не навредить» (ни собственному здоровью, ни здоровью соперника) с последующими назиданиями не  нанесения вреда окружающим;

·      индивидуальный подход к подбору упражнений, ограничение, а в ряде случаев исключение упражнений, которые в силу индивидуальных особенностей не мог выполнить начинающий спортсмен.

Выводы.Моделированиеактуализации потребности школьников в сфере физической культуры опирается на учете индивидуальных особенностей юных спортсменов и осуществляется на основании данных о морфофункциональном развитии школьников. При этом учитываются показатели спортивно-технического мастерства, достигнутого учащимися в процессе специализированных занятий. Прогнозирование ценностных предпочтений в соревновательной деятельности основано на всестороннем анализе индивидуально-личностных качеств юных спортсменов, обеспечивающих его успешность в актуализации потребностей и мотиваций в целенаправленной спортивной подготовке.

Рецензенты:

Найн А.Я., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогикиФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск;

Карпова О.Л., д.п.н., профессор, профессор кафедры связей с общественностью,права, профсоюзных и гуманитарных дисциплинУральского социально-экономического института (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов  высшего образования «Академия труда и социальныхотношений», г. Челябинск.

 


Библиографическая ссылка

Логинов В.В., Богатырёв С.А. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ АКТУАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22745 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674