Проблема учебной адаптации студентов, включающей социально-психологический и психофизиологический компоненты, занимает существенное место в системе научного познания [4, 8]. Студенты физкультурного вуза составляют группу повышенного риска в связи с тем, что процесс подготовки этих специалистов характеризуется не только интенсивными умственными, но и физическими нагрузками, существенно возрастающими в период экзаменационной сессии. В наиболее сложной ситуации в первую очередь находятся студенты-первокурсники, так как начальный период обучения в вузе связан с социальными переменами, перестройкой прежних стереотипов, стрессовыми ситуациями, высокой тревожностью и внутренним напряжением [2]. Недостаточная психологическая и практическая подготовленность многих выпускников школы к вузовским формам обучения может значительно снижать умственную работоспособность студентов, ослаблять их внимание, память, мышление и волю, а также способствует постепенному накоплению психологического утомления, ухудшению общего самочувствия, без оптимального состояния которых невозможна успешная учебная деятельность [7].
Цель исследования
Изучение психофизиологических особенностей учебной адаптации студентов-первокурсников физкультурного вуза в гендерном аспекте.
Материал и методы исследования
Исследования проводились на базе Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, в котором приняли участие 126 студентов 1 курса, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура», из них 89 юношей и 37 девушек. Оценка психоэмоционального статуса студентов осуществлялась с помощью тестовых опросников Спилбергера-Ханина и САН [6]. Стрессоустойчивость студентов определялась по психофизиологическим показателям (устойчивость и переключение внимания) на основе методики Горбова-Шульте [6]. Для выявления адаптивных способностей определяли личностный адаптивный потенциал на основании многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова [6]. Адаптационные возможности организма студентов оценивались по следующим параметрам сердечно-сосудистой системы (ССС): частоте сердечных сокращений (ЧСС), систолическому (САД), диастолическому (ДАД), пульсовому (ПД) артериальному давлению и адаптационному потенциалу (АП) Р.М. Баевского [1, 3]. Исследования проводились в межсессионный период на практических занятиях и коллоквиумах и во время экзаменационной сессии. Статистическую обработку данных проводили с помощью пакета программ «Statistica - 6» на основании t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение
По результатам тестовой методики Спилбергера-Ханина (табл. 1) выявлены 37% юношей и 32,4% девушек с высоким уровнем личностной (ЛТ) тревожности (1 группа), 46% юношей и 40,5% девушек со средним уровнем ЛТ (2 группа), 17% юношей и 27,1% девушек с низким уровнем ЛТ (3 группа).
Таблица 1
Показатели психоэмоционального статуса студентов с различным уровнем тревожности в межсессионный и экзаменационный периоды в баллах
Уровень тревожности |
Группы |
Этап |
Показатели |
||||
ЛТ |
РТ |
С |
А |
Н |
|||
высокий |
юноши (n=33) |
1 |
49,2±0,5 |
40,1±0,6 |
2,64±0,07 |
3,33±0,1 |
3,62±0,09 |
2 |
49,9±0,5 |
49,3±0,7∞ |
2,54±0,1 |
3,1±0,1 |
3,5±0,09 |
||
3 |
51,2±0,4 |
59,6±0,9∞ |
2,47±0,05* |
2,92±0,1* |
3,26±0,09* |
||
девушки (n=12) |
1 |
54,0±1,2 |
43,3±1,5 |
2,61±0,2 |
3,24±0,1 |
3,54±0,2 |
|
2 |
54,4±1,2 |
53,5±1,4∞ |
2,52±0,1 |
2,9±0,1 |
3,43±0,2 |
||
3 |
55,7±1,1 |
65,2±1,5∞ |
2,13±0,1* |
2,78±0,2* |
2,93±0,2* |
||
средний |
юноши (n=41) |
1 |
37,6±0,9◘ |
33,5±1,0◘ |
4,62±0,06◘ |
4,73±0,07◘ |
5,44±0,06◘ |
2 |
38,2±0,9◘ |
41,8±0,9∞◘ |
4,51±0,07◘ |
4,68±0,06◘ |
5,4±0,06◘ |
||
3 |
39,1±0,9◘ |
48,6±0,9∞◘ |
4,38±0,06*◘ |
4,52±0,06*◘ |
4,96±0,06*◘ |
||
девушки (n=15) |
1 |
35,1±1,0■ |
30,3±1,1■ |
4,53±0,2■ |
4,77±0,2■ |
5,5±0,1■ |
|
2 |
35,4±1,0■ |
37,5±1,0∞■ |
4,46±0,2■ |
4,7±0,2■ |
4,93±0,1■ |
||
3 |
36,6±1,0■ |
49,3±1,3∞■ |
3,94±0,2*■ |
4,27±0,1*■ |
4,87±0,2*■ |
||
низкий |
юноши (n=15) |
1 |
25,3±0,4◘ |
21,1±0,8◘ |
5,96±0,1 |
6,1±0,1 |
6,5±0,1◘ |
2 |
26,9±0,4◘ |
28,4±0,9∞◘ |
5,77±0,1 |
5,8±0,1 |
6,1±0,1◘ |
||
3 |
27,2±0,4◘ |
36,3±1,1∞◘ |
5,41±0,1* |
5,53±0,1* |
5,94±0,1*◘ |
||
девушки (n=10) |
1 |
23,8±0,7■ |
20,2±1,8■ |
5,87±0,1■ |
5,98±0,2■ |
6,63±0,2■ |
|
2 |
24,2±0,7■ |
30,6±1,4∞■ |
5,76±0,2■ |
5,83±0,2■ |
6,2±0,1■ |
||
3 |
24,6±0,7■ |
37,4±1,0∞■ |
5,36±0,2*■ |
5,57±0,2*■ |
5,87±0,2*■ |
Примечание: ЛТ - личностная тревожность, РТ - реактивная тревожность, С - самочувствие, А - активность, Н - настроение; 1 - занятия; 2 - коллоквиум; 3 - экзамен; ∞ - р<0,05 - сравнивались показатели юношей и девушек; * - р<0,05 - достоверность различий относительно показателей занятий; ◘ - р<0,05 - достоверность различий относительно показателей юношей с высокой ЛТ; ■ - р<0,05 - достоверность различий относительно показателей девушек с высокой ЛТ.
При сопоставлении средних значений уровня личностной тревожности в группах со средней и низкой ЛТ показатели юношей и девушек не имели статистически значимых различий (табл. 1), тогда как в группе с высокой ЛТ показатели девушек достоверно превышали показатели юношей (р<0,05). В межсессионный период на практических занятиях у юношей и девушек с высокой и средней ЛТ регистрировался средний уровень реактивной тревожности (РТ), а у их сверстников с низкой ЛТ - низкий уровень РТ. Во время сдачи коллоквиумов показатели РТ достоверно увеличивались у всех обследуемых, причем в 1 группе они достигали высоких значений, а во 2 и 3 группах - умеренных. Во время практических занятий у большинства юношей и девушек с высокой ЛТ активность и настроение соответствовали средним значениям, а самочувствие - показателям ниже среднего. У первокурсников со средней ЛТ выявлены средние значения по всем категориям САН. Для студентов с низкой ЛТ были характерны выше среднего оценки самочувствия и активности, а также высокие показатели настроения. Несмотря на ухудшение всех показателей САН, у первокурсников в обследуемых группах во время сдачи коллоквиумов существенной разницы не установлено (р>0,05). Кроме того, результаты теста САН в межсессионный период не выявили внутригрупповых различий между юношами и девушками (р>0,05).
Во время экзаменационной сессии у большинства юношей и девушек с высокой и средней ЛТ регистрировались высокие значения РТ (табл. 1). Причем девушки отличались повышенными беспокойством и нервозностью, так как у них зафиксированы достоверно самые высокие показатели РТ по сравнению с юношами (р<0,05). Средние значения по всем категориям САН у всех юношей и девушек существенно снижались по сравнению с показателями, установленными на практических занятиях (р>0,05).
По данным, представленным в таблице 2, видно, что в семестровый период показатель устойчивости внимания, оцениваемый тестом «Красно-черные таблицы» Горбова-Шульте у юношей и девушек в группах со средней и низкой ЛТ не имел достоверных отличий (р>0,05).
Однако, чем выше уровень личностной тревожности юношей и девушек, тем ниже показатели устойчивости и переключения внимания, на что указывает время выполнения тестового задания и количество допущенных при этом ошибок. Во время сдачи коллоквиумов показатели устойчивости и переключения внимания достоверно снижались у всех первокурсников, особенно у девушек с высокой ЛТ (р<0,05).
Эмоциональное напряжение в период экзаменационной сессии привело к значительному ухудшению показателей устойчивости и переключения внимания у первокурсников во всех обследуемых группах (табл. 2). По сравнению с межсессионным периодом девушки стали затрачивать больше времени на выполнение теста Горбова-Шульте, при этом допускали большее число ошибок в отличие от юношей (р<0,05). Отметим, что наиболее существенная разница установлена у девушек с высокой ЛТ (р<0,05).
Оценка функционального состояния ССС показала, что во время учебных занятий при отсутствии стрессового воздействия средние значения ЧСС и АД, как у юношей, так и у девушек не выходили за пределы физиологической нормы. Тем не менее, обследованные студенты 1 курса с разным уровнем ЛТ отличались по некоторым функциональным показателям (табл. 3). Так, у юношей и девушек со средней и низкой ЛТ зарегистрированные величины ЧСС, САД, ДАД, ПД в состоянии покоя свидетельствуют об экономной работе системы кровообращения по сравнению с первокурсниками с высокой ЛТ (р<0,05).
Таблица 2
Показатели стрессоустойчивости студентов с различным уровнем тревожности в межсессионный и экзаменационный периоды
Уровень тревожности |
Группы |
Этап |
Устойчивость внимания |
Показатель переключения внимания, балл |
|
время выполнения пробы, с |
количество ошибок |
||||
высокий |
юноши (n=33) |
занятия |
252,4±3,5 |
4,6±0,2 |
189,3±0,8 |
коллоквиум |
268,3±3,0* |
5,6±0,3* |
185,1±0,7* |
||
экзамен |
307,1±2,6* |
7,1±0,4* |
176,0±0,7* |
||
девушки (n=12) |
занятия |
267,8±3,5▪ |
4,3±0,6 |
186,9±1,3 |
|
коллоквиум |
285,4±4,0*▪ |
5,4±0,6 |
182,3±1,3* |
||
экзамен |
322,7±2,9*▪ |
8,5±0,5*▪ |
170,2±0,98*▪ |
||
средний |
юноши (n=41) |
занятия |
225,3±2,1◙ |
3,7±0,2◙ |
195,3±0,7◙ |
коллоквиум |
242,3±1,3*◙ |
4,9±0,3* |
189,8±0,6*◙ |
||
экзамен |
258,5±2,2*◙ |
6,2±0,4* |
185,4±0,9*◙ |
||
девушки (n=15) |
занятия |
221,5±3,4∆ |
3,4±0,4 |
196,5±1,2∆ |
|
коллоквиум |
236,4±2,2*◘∆ |
5,2±0,3* |
191,1±0,6*∆ |
||
экзамен |
265,3±2,5*◘∆ |
6,9±0,6*∆ |
182,5±1,3*∆ |
||
низкий |
юноши (n=15) |
занятия |
208,5±3,3◙ |
3,1±0,3◙ |
199,3±0,7◙ |
коллоквиум |
223,8±2,8*◙ |
4,6±0,5* |
194,5±1,0*◙ |
||
экзамен |
251,7±2,7*◙ |
6,1±0,4* |
185,1±1,1*◙ |
||
девушки (n=10) |
занятия |
207,4±4,3∆ |
3,3±0,3 |
200,6±0,9∆ |
|
коллоквиум |
225,8±3,9*∆ |
4,6±0,6 |
195,4±1,5*∆ |
||
экзамен |
259,6±3,6*∆ |
6,4±0,8*∆ |
185,5±2,1*∆ |
Примечание: * - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей занятий; ▪ - р<0,05 - сравнивались показатели юношей и девушек с высокой ЛТ; ◘ - р<0,05 - сравнивались показатели юношей и девушек со средней ЛТ; ■ - р<0,05 - сравнивались показатели юношей и девушек с низкой ЛТ; ◙ - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей юношей с высокой ЛТ; ∆ - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей девушек с высокой ЛТ.
Средние значения АП у первокурсников во всех группах указывают на удовлетворительную адаптацию ССС к факторам среды. Сдача коллоквиумов приводила к достоверному увеличению ЧСС, САД и АП у всех студентов 1 курса. Однако более существенные изменения изучаемых параметров были зафиксированы у студентов с высокой ЛТ, особенно у девушек. При этом АП соответствовал стадии напряжения адаптационных механизмов (табл. 3). Экзаменационный стресс как у юношей, так и у девушек во всех группах сопровождался еще более существенным, чем в межсессионный период, увеличением соответствующих показателей ЧСС и АД, особенно у девушек с высокой ЛТ (р<0,05). Кроме того, величина индекса, соответствующая стадии напряжения адаптационных механизмов, зафиксирована у юношей и девушек во всех обследуемых группах (р<0,05).
Таблица 3
Показатели функционального состояния ССС студентов с различным уровнем тревожности в межсессионный и экзаменационный периоды
Уровень тревожности |
Группы |
Этап |
Показатели |
||||
ЧСС, уд/мин |
САД, мм.рт.ст. |
ДАД, мм.рт.ст. |
ПД, мм.рт.ст. |
АП, балл |
|||
высокий |
юноши (n=33) |
1 |
72,1±0,8 |
123,3±0,9 |
75,9±0,4 |
47,7±1,0 |
2,07±0,02 |
2 |
81,4±0,8* |
128,3±1,0* |
78,7±0,4 |
49,6±0,9 |
2,2±0,02* |
||
3 |
93,7±0,9* |
139,3±1,1* |
83,4±0,5 |
55,9±1,1* |
2,58±0,03* |
||
девушки (n=12) |
1 |
75,2±1,1 |
123,8±1,5 |
75,2±0,9 |
48,6±1,6 |
2,08±0,03 |
|
2 |
86,2±1,1* |
129,8±1,5* |
78,6±0,9 |
49,2±1,8 |
2,22±0,03* |
||
3 |
96,5±1,5* |
141,1±1,7* |
82,4±1,1 |
58,7±2,1* |
2,67±0,04* |
||
средний |
юноши (n=41) |
1 |
66,9±0,7◘ |
117,5±1,3◘ |
75,1±0,4 |
42,4±1,5 |
1,98±0,02◘ |
2 |
71,5±0,7*◘ |
122,2±1,3*◘ |
77,9±0,9 |
44,2±1,4 |
2,09±0,02*◘ |
||
3 |
86,6±0,8*◘ |
133,9±1,5*◘ |
82,1±0,9 |
51,8±1,6* |
2,48±0,03*◘ |
||
девушки (n=15) |
1 |
67,3±1,1∆ |
115,3±1,4∆ |
73,3±1,6 |
41,9±1,6 |
1,99±0,02∆ |
|
2 |
72,7±1,3*∆ |
120,2±1,6*∆ |
77,9±1,6 |
42,3±1,5 |
2,1±0,03∆ |
||
3 |
87,1±1,5*∆ |
132,5±1,7*∆ |
83,1±1,5 |
49,5±1,6* |
2,5±0,03*∆ |
||
низкий |
юноши (n=15) |
1 |
63,9±1,2◘ |
115,4±1,8◘ |
71,3±1,5 |
44,1±2,4 |
1,84±0,05◘ |
2 |
70,5±1,3*◘ |
121,5±1,8*◘ |
74,9±1,6 |
46,5±2,3 |
1,97±0,05◘ |
||
3 |
84,2±1,4*◘ |
136,1±1,8* |
79,5±1,6 |
56,7±2,2* |
2,45±0,06*◘ |
||
девушки (n=10) |
1 |
64,4±1,9∆ |
117,5±1,7 |
71,2±1,7 |
48,3±1,8 |
1,88±0,07∆ |
|
2 |
69,2±1,8∆ |
123,1±1,5∆ |
75,7±1,9 |
47,4±1,7 |
2,03±0,07∆ |
||
3 |
82,7±1,9*∆ |
132,2±1,7*∆ |
80,5±1,9 |
51,7±1,9 |
2,4±0,07*∆ |
Примечание: 1 - занятия; 2 - коллоквиум; 3 - экзамен; ∞ - р<0,05 - сравнивались показатели юношей и девушек; * - р<0,05 - достоверность различий относительно показателей занятий;
◘ - р<0,05 - достоверность различий относительно показателей юношей с высокой ЛТ; ∆ - р<0,05 - достоверность различий относительно показателей девушек с высокой ЛТ.
По результатам многоуровневого личностного опросника А.Г. Маклакова, выявлены наиболее низкие показатели нервно-психической устойчивости у студентов с высокой ЛТ, особенно у девушек (табл. 4).
Таблица 4
Показатели адаптированности студентов с различным уровнем тревожности в баллах
Уровень тревожности |
Группы |
Шкалы по тесту «Адаптивность» |
|||
нервно-психическая устойчивость |
коммуникативные особенности |
моральная нормативность |
личностный адаптивный потенциал |
||
высокий |
юноши |
22,6±1,1 |
11,2±0,5 |
10,3±0,6 |
44,1±1,5 |
девушки |
26,9±1,6◘ |
13,8±0,7◘ |
9,5±0,7 |
50,3±2,2◘ |
|
средний |
юноши |
17,2±0,7* |
11,8±0,5 |
8,7±0,5* |
37,6±1,1* |
девушки |
19,1±0,9∞ |
9,8±0,4∞ |
9,2±0,3 |
38,1±1,5∞ |
|
низкий |
юноши |
11,1±0,7* |
10,5±0,9 |
9,2±0,8 |
30,7±1,4* |
девушки |
12,5±1,3∞ |
11,1±0,8∞ |
8,8±0,7 |
32,4±1,9∞ |
Примечание: ◘ - р<0,05 - сравнивались показатели юношей и девушек; * - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей юношей с высокой ЛТ; ∞ - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей девушек с высокой ЛТ.
Несмотря на соответствие коммуникативных особенностей и моральной нормативности среднему уровню развития этих качеств, студенты с высокой и средней ЛТ характеризуются низким уровнем личностного адаптивного потенциала, а их сверстники с низкой ЛТ - средним уровнем.
Таким образом, результаты проведенных исследований выявили гендерные различия и подтвердили установленные нами ранее отличительные особенности психофизиологической реактивности на учебный процесс студентов физкультурного вуза с разным уровнем тревожности [5, 8].
Заключение
1. Высокий уровень личностной и реактивной тревожности, низкие показатели самочувствия, активности и настроения, нервно-психической устойчивости и личностного адаптивного потенциала являются следствием дезадаптивных процессов, вызванных рядом факторов, связанных с началом обучения в вузе, а также индивидуальными личностными особенностями студентов.
2. У девушек физкультурного вуза выявлен более высокий уровень личностной и реактивной тревожности по сравнению с юношами.
3. Выявлены гендерные различия процесса адаптации у студентов физкультурного вуза к условиям обучения. У девушек адаптация проходит с большим напряжением сердечно-сосудистой системы в отличие от юношей.
Рецензенты:Онищенко А.Н., д.м.н., профессор кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Саратов;
Пучиньян Д. М., д.м.н., профессор, главный научный сотрудник отдела фундаментальных и клинико-экспериментальных исследований ФГБУ «Саратовский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Саратов.
Библиографическая ссылка
Павленкович С.С., Токаева Л.К., Беспалова Т.А. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА В ГЕНДЕРНОМ АСПЕКТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22738 (дата обращения: 13.02.2025).