Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

Агузарова И.Г. 1
1 ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт
В результате теоретического обзора обозначенной проблемы доказана целесообразность понятия «экологическая культура» в контексте обеспечения национальной безопасности и перехода общества к устойчивому развитию. В статье рассматриваются социокультурные подходы к формированию экологической культуры подростков и формировании природоохранных компетенций. Особое внимание уделяется социокультурному контексту, благодаря которому формируется осознанная экодеятельность и поведение человека, не наносящие вреда окружающей среде. Анализируя осетинское этнопедагогическое наследие, автор находит богатый этнокультурный материал, который можно использовать для формирования экологической культуры подростков. Этот материал включает в себя разнообразные сведения о горах, растительном и животном мире, земле, воде, хлебе, о разнообразных явлениях природы. Результаты исследования могут быть использованы при организации научно-исследовательской деятельности подростков.
этноэкологическая культура младших школьников
социокультурные подходы
экологическая культура
экологическое сознание
1. Агузарова И.Г. Этноэкологическое воспитание младших школьников. – Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2010. – 105 c.
2. Агузарова И.Г. Экологическое воспитание младших школьников средствами краеведения на уроке. Методическое пособие для учителей. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012. – 36 с.
3. Агузарова И.Г. Эколого-краеведческая внеклассная работа в начальных классах. Методическое пособие для учителей. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012. - 36 с.
4. Калустьянц К.А., Кокаева И.Ю. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования экологической культуры и безопасного образа жизни старшеклассников // European Social Science Journal. – 2015. – № 4. – С. 128-133.
5. Калустьянц К.А., Кокаева И.Ю., Таутиева Л.М. Особенности формирования экологической культуры и безопасного образа жизни обучающихся // Научный альманах. – 2015. – №4 (6). – С.127-131.
6. Кокаева И.Ю., Саханский Ю.В. Актуальные проблемы формирования культуры безопасности у детей и подростков // Известия Российской Академии образования. – 2014. – №1. – С.120-126.
7. Шпотова Т.В. Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 198с.
В настоящее время, в связи с процессами национального возрождения, на передний план выдвигается изучение этнотрадиционной материальной и духовной культур в их взаимодействии и зависимости от среды жизнеобеспечения этноса. Несмотря на кризис экологической ситуации, предпринимаемые для ее решения меры недостаточны. Это касается и формирования экологического сознания и экологической культуры общества. В данной связи необходимо переосмысление проблем, возникающих в результате взаимодействия общества и природы, негативных последствий индустриальной деятельности как для человека и общества, так и на биосфере в целом.

Необходимость своевременного переосмысления проблемы формирования экологической культуры напрямую связана с тем комплексом духовных, социально-политических, экономических процессов, происходящих в последние годы, как в глобальном масштабе, так и в российском обществе.

Проблемы этноэкологического образования были предметом исследований И.Г. Агузаровой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Н.Н. Моисеева, которые разработали общетеоретические и методологические аспекты этноэкологического образования. Однако, несмотря на обширную библиографию работ по экологическому образованию и воспитанию, недостаточно разработана теория экологического краеведения и методика эколого-краеведческой работы с младшими школьниками. Как показывает опыт, школа и педагогические учебные заведения испытывают дефицит соответствующих пособий для учителей и учащихся по этноэкологическому краеведению [1, c. 35].

Актуальность данной темы определяется необходимостью решения очевидных противоречий между потребностью школы в учебно-методических пособиях этноэкологического характера, реализующих содержание региональной составляющей начального естественнонаучного образования и недостаточностью теоретической и методической базы для их создания и использования.

Философские аспекты взаимодействия человека и природы, связанные с культурными аспектами, рассматриваются в работах В.С. Библера, А.Д. Грача, B.Е. Давидовича, Ю.А. Жданова, Г.Е. Маркова. Особенности этноэкологии кавказских народов затронуты в трудах С.С. Агашириновой, C.Ш. Гаджиевой, Б.А. Калоева, Л.И. Лаврова, Г.X. Мамбетова, Р.Г. Маршаева, М.3. Османова, К.X. Унежева и др.

Одним из важных условий формирования экологической культуры является непосредственные наблюдения обучающихся за объектами и явлениями природы. Основу  наблюдений  составляют экскурсии, на которых учащиеся знакомятся с объектами их экологическим состоянием. Чтобы сформировать у обучающихся сознательное отношение к природе и к самому себе как части природы, необходимо дать им определенные экологические знания и трансформировать эти знания в определенные отношения. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологического сознания.

                С позиции культурологи экологическая культура «это мера и способ реализации и развития сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержание её целостности» [2,  c. 12].

Мы рассматриваем экологическую культуру как важную  предпосылку и условие для выбора разумного образа жизни, осуществления духовной нравственности человека, его привязанности к родным местам. Таким образом, экологическая культура - это осознанное отношение человека к природе, которое  не только обеспечивает сохранение, обогащение окружающей среды, но и создает благоприятные условия для безопасного образа жизни человека.

Этноэкологические традиции, их роль в формировании экологической культуры, изучены слабо. Системное рассмотрение этноэкологической культуры горских народов Кавказа проведено лишь в отдельных разделах монографии С.А. Арутюнова, Э.С. Маркаряна и Ф.С. Эфендиева.

Осетинское этнопедагогическое наследие содержит богатый материал, который можно использовать для экологического воспитания младших школьников. Он включает в себя разнообразные сведения о горах, растительном и животном мире, земле, воде, хлебе, о разнообразных явлениях природы. Они содержатся в различных жанрах фольклора, в традициях и обрядах, способах природопользования, запретах - табу.

Осетинским народом накоплена и передавалась из поколения в поколение богатая сокровищница этноэкологических знаний, обладающая неоценимым воспитательным потенциалом и должна активно использоваться в развитии современной национальной системы экологического воспитания младших школьников [3, c. 11]. С этой целью необходимо дать учащимся сведения о том, что их предки на протяжении многих веков накапливали определенный объем знаний о законах развития природы и о бережном отношении к ней. Предки осетин в древние времена поклонялись силам природы, но вместе с тем ощущали себя частицей природы, осознавали неразрывную связь с ней [6,  123]. Особое внимание уделялось священным деревьям. Осетины, так высоко чтили дубы, березы, что, по их мнению, кто позволит себе отрезать большую ветвь, или срубить одно из этих деревьев, тот ослепнет, и зрение только тогда возвратится, когда будет принесен, вол в жертву.

Нартовский эпос содержит бесценные сведения о процессе становления и развития материальной и духовной культуре народа. Большинство произведений нартовского эпоса «отражают» интимную близость и взаимопонимание между нартами и природой. Нартовский эпос повествует о многих предметах, наделенных известными свойствами: котле, чаще, мяче, свирели, шкуре, плети и т.д. Приготовленного в медном котле нартов хватало на семь лет, столик, как скатерть-самобранка, давала еду и питье, чаша с волшебным  напитком помогала выявить действительного или мнимого героя, отличить правду ото лжи. Волшебная шкура становилась ковром-самолетом, а небесное зеркало Сатаны показывало все, что происходило в мире, волшебная свирель сама пела, а чудодейственная яблоня нартов спасала от гибели.

Через весь нартовский эпос красной нитью проходит мысль о том, что человек создан природой. «Нарты произошли от дочери водного божества Дзерассы...» Эта связь Нартов с водной стихией настойчиво проходит через весь эпос. Батраз по матери, а Сырдон по отцу - такие же дети воды. Способности Сатаны перевоплощаться в образ старухи или молодой обольстительной женщины, вызывать снег или бурю, понимать язык птиц, видеть все, что происходит на свете, взглянуть в свое «небесное зеркало» свидетельствует о тесных контактах Нартов с природой, о понимании и познании устройства мира.

Ж. Дюмезиль отмечает, что в нартовском эпосе проглядывают миологические темы, в облике и приключениях двух главных героев - Батраза и Созырыко-Сослана - видны столь определенные черты близости к природе, что хочется назвать их «грозовым героем» и «солнечным героем». Когда раскаленное до бела стальное тело Батраза вихрем спускается с неба на землю и Хозяйка Сатана принимает его в семь боков воды в нижней части своей басни, когда преследуемый и настигнутый Колесом Святого Иоанна умирает Сослан, аналогия с хорошо известными обрядами - заклинания грозы, игрищ в дни летнего солнцестояния - позволяет тотчас же определит место этих героев во времени. И в целом их циклы подтверждают это объяснение.

Нарты разговаривали с полями, деревьями, животными и птицами. Они превращались в животных и различные предметы, а затем возвращали свой человеческий облик. Способность к оборотничеству сохранилась в преданиях осетин и, в частности, в новогоднем обряде куырисдзау, когда превративших в волков и собак, оборотни отправлялись в сказочную страну за хлебными зернами.

В религиозных верованиях осетин, как и других народов, с тотемными представлениями связываются многие географические названия и имена. Как пережиток тотемного культа следует рассматривать присвоение фамилий Бираговы (Волковы), Гадиевы (Котовы), Кудзиевы (Собаковы), Арсоевы, Аршевы в Грузии, Хубиевы (Медведевы). Такое происхождение фамилий связано с генетико-культовым сходством. Культ некоторых тотемных животных отражен в цикле рассказов «Уархаг и его сыновья» из Нартовского эпоса. Осетины одушевляли поля, леса, воды, участки земли, растения и деревья. Для духов часто строились капища - небольшие каменные пирамиды или избушки.  Злые духи - демоны, дьяволы, бесы и т.д. (дæлимонтæ, уæлимонтæ, зынтæ уæйгуйтæ, осæйрæджытæ, фыдбылызтæ, изымиртæ) обитали как на земле, так и под землей. Древние осетины верили, что «весь окружающий мир кишмя кишит мириадами духов и ничего не творится на земле без того, чтобы оно не было делом рук какого-либо из невидимых существ».

Особое место среди других жанров принадлежит пословицам, в которых заключена народная мудрость. Благодаря образности, завершенности мысли пословицы оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства детей. Утверждая высокие нравственные понятие, выверенные опытом поколений, они воспитывают честность, любовь к природе и труду. Этим и определяется их роль в экологическом воспитании подрастающего поколения.

Анализ различных источников осетинской народной педагогики позволяет выделить основополагающие идеи, отражающие мировоззрение и идеалы народа, связанные с экологическим воспитанием: бережного, разумного отношения к родной земле («Земля - кормилица людей»; гуманного отношения к животному и растительному миру, объектам неживой природы («Дерево рубят не ради того, чтоб топор раздавался топор», «нет животного благородней коня: только он идет с человеком на смертный бой»); ответственного, охранительного отношения к природе, приумножению ее богатств («Земля без воды -  пустыня», «говорит олень оленятам: «я к людям повидаться хожу, они меня пулей встречают», «желания охотника и медведя не сходятся»); хозяйственного отношения к хлебу, зерновым культурам («Хлеб да соль - сила», «хлеб людей сближает»); нравственного отношения к труду и природоохранительной деятельности («Земля даром ничего не дает», «добро на земле, нагнись - подними») и др.

В приобщении детей к экологической культуре большое значение имели загадки. В загадках, как в фокусе, сливается образность, поэтичность и взгляды народы на природу, ее обитателей. В загадках точно подмечены внешний облик и повадки диких животных, ярко отражен и мир птиц. Осетинские загадки, тесно связанные с трудовой деятельностью народа и явлениями окружающей действительности, развивают любознательность и творческое мышление личности. В процессе работы с загадками у учащихся формируется понимание единства окружающего мира как неразрывной связи процессов и явлений, развивается наблюдательность и потребность общения с природой.

Народная память хранит множество примет, которые углубляют знание о жизни природы, её важнейших закономерностях [5, c. 130]. В них зафиксированы причинно-следственные связи происходивших явлений и изменений в природной среде, осмысление которых способствует воспитанию материалистического мировоззрения.

Одним из основных жанров народного творчества, способствующего экологическому воспитанию, следует считать сказки. Складываясь столетиями, сказки впитали в себя нормы нравственности, гуманизма, знаний и опыта, полученного в процессе освоения народом окружающей действительности.

В осетинской народной педагогике сказки, сочетающие в себе воспитательный и познавательный моменты, занимают одно из ведущих мест [7, c. 127]. В них содержаться богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Отрицательные персонажи сказок, жестоко относящиеся к дарам природы, растениям и животным, подвергаются суровому наказанию.

В осетинских сказках вся окружающая природа наделена жизненной, одухотворенной силой. В процессе изучения таки сказок как «Человек и медведь», «Сказка про охотника», «Серебрянорогий олень» и другие, у учащихся складывается представление о бережном и гуманном отношении человека к животному и растительному миру.

Сегодня невозможно успешно решать задачу по формированию экологической культуры без учета особенностей существующих у народов Северо-Кавказского региона национальных традиций, которые всегда настраивали людей на гармоничное функционирование в социуме и природе [4, c. 129].

Мы считаем, что усвоение национально-региональных традиций и норм, их экологическое осмысление являются наиболее целесообразными в создании стойкой внутренней мотивации на сохранение  живой и неживой природы.

На основании вышеизложенного можно с, что сделать вывод, что социокультурная  среда является эффективным средством формирования экологической культуры и безопасного образа жизни подростков. Показателем сформированности экологической культуры подростков является достижение сознательно поставленной цели по охране окружающей среды, развитие личности обучающегося при эффективном использовании социокультурного опыта региона. Экологическая культура подростка являются одним из показателей общей культуры человека и проявляются в способности к гуманному взаимодействию с окружающим миром, в ориентации на природу как материальную и духовную ценность, в бережном отношении к природе, национальным традициям, в соблюдении моральных и правовых норм в экосистемах.


Рецензенты:

Киргуева Ф.Х., д.п.н., профессор кафедры начального и дошкольного образования ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ;

Кокаева И.Ю., д.п.н., доцент кафедры дефектологического образования ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ.

 


Библиографическая ссылка

Агузарова И.Г. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22698 (дата обращения: 19.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074