Компетентностный подход наиболее полно отражает требование к унификации системы высшего образования. Необходимо разработать целостную модель обучения в контексте компетентностной парадигмы образования, направленной на индивидуально-личностное обучение, позволяющее развивать как личностные, так и профессиональные качества студентов.
Компетентностный подход тесно связан с системно-деятельностным и личностно-ориентированным подходами: перечни ключевых компетенций специалистов выстраиваются в соответствии с видами деятельности, овладение же деятельностью «предполагает превращение социального опыта в опыт личный» [11]. Выстраивание компетенций и сама компетентность рассматриваются в системе свойств, черт и личностных качеств обучаемых. Таким образом, в системе высшего образования в условиях реализации компетентностного подхода заложено как профессиональное, так и личностное развитие обучающихся.
Обеспечение личностно-ориентированного обучения студентов в вузе осуществляется с помощью вариативности образования в рамках компетентностной модели профессиональной подготовки.
По мере развития науки и практики понятие «вариативность» изменяется, развивается, дополняется, конкретизируется с учетом новых условий и требований. Находясь в процессе формирования понятийного аппарата, вариативность на сегодняшний день рассматривается как возможность выбора индивидуальной образовательной траектории студентов в зависимости от социально-экономических и индивидуально-личностных факторов [8].
В зависимости от целей субъектов образования индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) может выстраиваться по-разному и в связи с этим по-разному определяется (А.В. Хуторской, Г.А.Климов, И.С. Якиманская, С.В. Воробьева). Мы будем рассматривать индивидуальную образовательную траекторию как целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую студенту позицию субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта, позволяющую осуществлять самоопределение и самореализацию при использовании педагогической поддержки (тьютора), а также варьирование дидактических и методических средств исходя из личностных характеристик обучаемого [10].
Таким образом, в индивидуальной образовательной траектории можно выделить два компонента:
1) содержательный компонент, который определяется целенаправленно проектируемой дифференцированной образовательной программой, учитывающей индивидуальные особенности, потребности обучающегося;
2) технологический компонент, которых характеризуется способом реализации этой программы [10].
Проектирование ИОТ состоит из следующих этапов:
1) функциональный этап: осознание и коррекция цели индивидуальной образовательной деятельности, планирование результатов обучения;
2) содержательный этап: на основе анализа программ обучения, выделения учебных модулей и определения способов, методов и технологий изучения с учетом индивидуальных особенностей обучающегося;
3) операциональный этап: осознание временной и функциональной последовательности действий; разработка структуры индивидуального образовательного маршрута;
4) оценочный этап: период оценки и логики формальных операций собственной деятельности, рефлексия и самооценка результатов обучения.
На процесс выбора ИОТ влияют не только личностные предпочтения студента и рекомендации тьютора, но также этот процесс невозможен без учета мнения психолога и родителей обучающихся. Реализация ИОТ возможна через проектирование индивидуально-образовательных маршрутов. Мы предлагаем рассматривать следующие варианты индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ):
1) образовательный маршрут, максимально способствующий развитию прикладной практической деятельности студента (ИОМ 1);
2) образовательный маршрут, максимально способствующий развитию научно-исследовательской деятельности студента (ИОМ 2);
3) образовательный маршрут, максимально способствующий развитию педагогической деятельности студента (ИОМ 3);
4) образовательный маршрут, максимально способствующий развитию организационно-управленческой деятельности студента (ИОМ 4).
Проектирование ИОТ по перечисленным образовательным маршрутам возможно как в учебной (с введением дополнительных факультативов по необходимым для конкретного вида деятельности дисциплинам, поиском по интересующему направлению деятельности баз практик), так и во внеучебной деятельности студентов: привлечение к работе в научном студенческом обществе, специализированных лабораториях, к участию в научных конференциях, работе в органах студенческого самоуправления.
Особое место в проектировании ИОТ занимают интерактивные средства обучения. На сегодняшний день применяются лишь отдельные компоненты интерактивных средств обучения, и существует мало завершенных исследовательских работ, в которых бы задачи использования интерактивных средств обучения рассматривались комплексно, как единое целое. Отсутствие исследований в области технических особенностей (программных и аппаратных) интерактивных средств обучения, анализа существующих педагогических и методических разработок в этой области оказывает крайне негативное влияние на внедрение и активное использование интерактивных технологий на всех ступенях отечественного образования. Условно интерактивные средства обучения можно разделить на две составляющие: интерактивный учебный комплект и интерактивное оборудование. Интерактивный учебный комплект представляет собой учебно-методический комплекс: интерактивный учебник, справочник, тренажер, задачник, лабораторный практикум и средства наглядности. В состав интерактивного оборудования входят интерактивные доски, планшеты, плазменные панели, мобильные копи-устройства, проекторы, системы тестирования, малые средства информационных технологий [3]. Отличительной особенностью интерактивных средств обучения является взаимосвязь интерактивных учебных комплектов с интерактивным оборудованием. Эффективность интерактивных комплектов в значительной мере зависит от того, на каком оборудовании они будут представлены, а чаще всего учебный комплект не может быть раскрыт без интерактивного оборудования [7]. Внедрение интерактивных технологий имеет два основных направления. Первое направление - это включение новых средств обучения в учебный процесс в качестве вспомогательного средства в контексте традиционных методов системы обучения. В этом случае интерактивные технологии выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и автоматизации рутинной работы педагога, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний обучающихся. Второе направление представляет собой активное использование интерактивных технологий в качестве основного компонента учебного процесса, что ведет к изменению содержания обучения, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, ведет к построению целостных курсов, основанных на использовании интерактивных средств обучения в отдельных учебных дисциплинах, что в конечном итоге повышает качество и эффективность обучения в целом [1]. Интерактивный учебно-методический комплект должен обеспечивать полноту и непрерывность дидактического цикла: предоставлять обучаемому теоретический материал, обеспечивать активную тренировочную деятельность, строить индивидуальные учебные задания, осуществлять пооперационный контроль действий обучающегося, реализовывать обратную связь, выдавать оценку. Интерактивный учебный комплект, его программная составляющая должны быть представлены на соответствующем оборудовании. Целесообразно применение интерактивного оборудования, такого как интерактивная доска, планшет, проектор и т.п. [5].
Интерактивные средства обучения за счет своих технологических возможностей позволяют выстраивать разнообразные по форме и содержанию связи с обучающимися, например информативную или справочную, консультирующую или результативную, вербальную или невербальную [6], используя при этом различные функции: графику, цвет, аудио и видео, периферийное оборудование. Наличие обратной связи в интерактивных средствах обучения позволяет осуществлять коррекцию знаний самим обучаемым, опираясь на консультирующую информацию [4]. Направляющая информация может выбираться либо самим обучаемым из памяти интерактивного средства обучения, либо на основе автоматической диагностики ошибок, допускаемых в ходе учебной работы. Данные технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся и выстраивать индивидуальную траекторию изучения и контроля одного и того же материала. Здесь подразумеваются различная степень глубины и полноты содержания материала, индивидуальный темп обучения, а также последовательность, которая может выбираться как педагогом, так и самим обучающимся. Учитывается большое число параметров при работе с таким средством обучения: затраченное время на изучение или проверку знаний, число попыток и количество ошибок и т.п. [9]. Например, применение современных интерактивных средств обучения через усиление эргономики и наглядности восприятия изучаемого материала увеличивает познавательную активность, интерес к предмету изучения и учебную мотивацию, что сказывается на эффективности обучения в целом [2].
Таким образом, личностно-ориентированное обучение студентов в вузе в контексте компетентностной модели профессиональной подготовки позволяет наиболее полно развивать как личностные, так и профессиональные качества студентов.
Рецензенты:
Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой физико-математического образования Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета, г. Арзамас;
Санина Е.И., д.п.н., профессор кафедры человековедения и физической культуры Академии социального управления, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Тужба Т.Е. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22507 (дата обращения: 08.10.2024).