Цели исследования:
1) осуществить системный анализ показателей отношения современного общества к проблеме замещающих семей и воспитанию детей с особыми потребностями в развитии;
2) изучить риски социализации приемных детей с ограниченными возможностями здоровья и семейной дезинтеграции;
3) выявить особенности психолого-педагогической подготовки будущих специалистов к работе с замещающей семьей, воспитывающей ребенка с особыми потребностями в развитии.
Методы исследования
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, анкетирование, включенное наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности.
Результаты исследования
В семье дети учатся социально приемлемым формам поведения, моделям общения и взаимодействия. В последние годы замещающая семья стала достаточно распространенным явлением. Приемный ребенок, тем более имеющий особые потребности в развитии, испытывает сложности социализации, имеет дефицит общения со сверстниками и взрослыми - членами замещающей семьи. В свою очередь приемные родители (опекуны) не имеют опыта взаимодействия с такими детьми и организации их жизнедеятельности в новом статусе. В область ответственности приемного родителя входит необходимость своевременного распознавания проявлений кризисного периода и рисков нарушения семейных отношений. В силу того, что родители не готовы к решению подобных проблем самостоятельно, стоит задача обращения к квалифицированному специалисту (психологу, социальному педагогу, организатору работы с молодежью). По данным собственных исследований, около 80% замещающих семей не осведомлены в вопросе о порядке организации и оказания психолого-педагогической помощи. Более 48% родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями, находятся в состоянии субклинически выраженной тревоги, а 10% - в состоянии выраженной депрессии. В связи с этим родители нуждаются в постоянной помощи в осознании ценности ответственного родительства, ценностного отношения к процессу воспитания приемного ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Для выявления тенденций в отношении к детям с особыми потребностями проведен опрос 10 экспертов по дельфийской методике, в рамках которой им предлагалось оценить по 10-балльной шкале вероятность осуществления к 2025 г. (через 10 лет) предложенных им суждений. Результаты экспертизы показали, что в ближайшей временной перспективе доминирующей формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, будет государственная (6,3 балла). При этом экспертами достаточно высоко оценивается вероятность увеличения числа семей, имеющих желание принять ребенка в свою семью, в том числе с особыми потребностями (5,7 балла). По мнению экспертов, в общественном сознании произойдет сдвиг в сторону осознания проблемы социального сиротства, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, как общественной (5,1 балла). Такая форма замещающей семьи, как профессиональная семья, нацелена на создание условий семейного воспитания детей, которые имеют в этом особенные потребности, - это дети-инвалиды, дети старшего возраста, кровные братья и сестры, которые должны устраиваться в одну семью. Профессиональный родитель имеет более высокую квалификацию, специальное образование, обладает определенными дополнительными знаниями (медицинскими, психологическими, педагогическими и др.). Эффективность адресной помощи замещающим семьям эксперты оценивают в 6,8 баллов. Профилактика возможных осложнений и рисков, оказание психолого-психотерапевтической помощи замещающим семьям, испытывающим опасения по поводу жизнедеятельности семьи в новом статусе, улучшат положение детей (6,2 баллов).
Анкетирование педагогов, волонтеров в количестве 50 человек выявило основные характеристики детей с особыми потребностями в развитии, которые можно распределить по категориям: физические (инвалид, заболевание, «не такой, как все» и т.д.), индивидуально-психологические (единственный, уникальный, богатый внутренний мир, сильный морально и духовно, преодоление трудностей, солнечный и т.д.), социальные (одиночество, неадаптированность, депривация, беспомощность, потребность ухода, поддержка и т.д.), деятельностные (инклюзивное обучение, развитие талантов и способностей, труд и т.д.). Ценность данного материала состоит в том, что был получен обобщенный портрет ребенка с особыми потребностями. В описаниях детей с ограниченными возможностями здоровья больше всего представлено индивидуально-психологических характеристик. Далее по степени встречаемости имеют место социальные, физические и деятельностные характеристики.
Представим выдержки из эссе студентов-волонтеров различных направлений подготовки (будущих педагогов, психологов, организаторов работы с молодежью, социальных работников) по теме «Мое отношение к детям с особыми потребностями в развитии».
«Дети с ограниченными возможностями не такие, как все, им нужно не только вырасти, необходимо выжить и не сломаться. Принятие таких детей такими, какие они есть, сделает их гораздо сильнее, придаст уверенности в своих силах, а значит, даст новые возможности для самоопределения в жизни».
«Дети с ограниченными возможностями здоровья - это особая "страна" страданий, боли, непонимания, непринятия. Взрослея, они учатся преодолевать обиды и препятствия. Стоит порадоваться за человека-инвалида, который чувствует себя полноценным человеком».
«Я восхищаюсь детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые, несмотря на свой недуг, ставят перед собой цели и достигают их, справляются со всеми сложностями жизни».
«Главной проблемой ребенка с особыми потребностями в развитии является ограничение его связи с миром, контакта со сверстниками и взрослыми» и т.д.
На вопрос: «Какие проблемы Вы могли бы выделить при работе с детьми с особыми потребностями в развитии? Каковы пути их решения?» педагоги ответили: «Отсутствие мотивации познавательной деятельности; трудности с освоением программы и общением со сверстниками; низкий темп выполнения заданий; необходимость постоянной помощи взрослого; низкая самооценка; нарушения координации движений и др.». Можно выделить следующие направления деятельности, которые, по мнению педагогов, будут способствовать улучшению качества жизни ребенка: развитие индивидуальных способностей детей; регулирование межличностных отношений в детском сообществе; организация общения со взрослыми и сверстниками.
Результаты анкетирования подростков с ограниченными возможностями здоровья, посещающих дом детского творчества, показали, что дети хотят научиться «вести себя в разных ситуациях без помощи родителей»; «общаться с другими детьми»; «стать более уверенными в себе», «развить творческие способности», «узнать себя, попробовать себя, в том числе в будущей профессии» и др. Подростки отметили, что «больше хотели участвовать в различных праздниках, мероприятиях», «представлять свои работы на выставке, чтобы другие увидели и оценили», «необходим помощник, так как на занятиях не все получается» и др. Опрошенные стремятся принять участие в различных мероприятиях и конкурсах, выйти «за границы» дома детского творчества. В поведении родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии, выделяется ряд особенностей: неэмоциональный характер сотрудничества, неумение создавать ситуации совместной деятельности, недостаточная потребность в общении с ребенком, неадекватность позиции по отношению к ребенку и неадекватный стиль воспитания, не учитываются индивидуальные особенности ребенка и др.
Результаты анкетирования позволяют выделить риски социализации: проблемы детско-родительских отношений, нарушение психического здоровья родителей, неэффективные методы воспитания, незнание возрастных и индивидуальных особенностей детей, отсутствие системы психолого-педагогического сопровождения и др.
Будущему педагогу, организатору работу с молодежью, социальному педагогу важно знать, что собой представляет тот или иной возраст, чтобы в будущем работать с ним профессионально. Будущий специалист должен овладеть умениями выявления, анализа проблем детей и молодежи, выработки путей их решения. Психолого-педагогическое содержание должно отражать существенные моменты профессиональной деятельности специалиста: формирование детской общности, работу с различными категориями детей (детей с особыми потребностями в развитии и т.д.), организацию различных форм партнерства, психологическое сопровождение процесса воспитания детей, привлечение родителей и др.
В профессиональной подготовке будущих организаторов работы с молодежью, педагогов на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого реализуется курс по выбору «Психологические основы работы с учащейся молодежью» [4]. Знание закономерностей развития человека на разных этапах онтогенеза входит в целевые, содержательные и организационные аспекты будущей профессиональной деятельности будущего специалиста. Дисциплина призвана сформировать у студента систему обобщенных знаний о субъективной реальности, вооружить его средствами понимания себя и других, познакомить с многообразием явлений внутреннего мира. По дисциплине осуществляются подготовка портфолио, разработка социально значимого проекта, дневника профессионального становления, представление результатов индивидуальной научно-исследовательской работы на студенческой конференции. Приведем примеры заданий по теме «Семья с "особым ребенком": психологическая, педагогическая, социальная помощь»: составление глоссария, написание теоретического минимума по теме, анализ возрастных особенностей проблемных детей, выстраивание стратегий помощи, разработка проекта классного часа, мастер-класса для детей и их родителей и др. В рамках психолого-педагогического практикума по дисциплине зарекомендовали себя следующие формы работы: проектно-аналитические сессии, проектные мастерские, организационно-деятельностные, деловые игры, дискуссии, мастер-классы, мозговые штурмы, решение кейсов, тренинги и т.д. Интерес у студентов вызывает организация практикума на базе волонтерского центра вуза. Выделим основные задачи работы волонтеров с детьми с ограниченными возможностями в развитии: изменение отношения общества к детям-инвалидам, организация клубно-досуговой деятельности для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями в развитии, оказание адресной помощи и др. Школа волонтера включает теоретические и практические аспекты [2]. Теоретические занятия включают следующие темы: понятие и категории детей с ограниченными возможностями здоровья, технологии работы с детьми с особыми потребностями в развитии, современные модели психолого-педагогического и психолого-психотерапевтического сопровождения замещающих семей, воспитательный потенциал современной замещающей семьи с детьми с особыми потребностями в развитии и др. В рамках практических занятий осуществляются анализ проблем детей с ограниченными возможностями здоровья на основе анкетирования детей, родителей, специалистов психолого-педагогического профиля, составление практических рекомендаций семьям, воспитывающим детей с особыми потребностями в развитии, выявление актуальных направлений психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и др. [3].
Выводы
Основными задачами психолого-педагогической поддержки являются: помощь родителям в принятии своих детей такими, какие они есть, вооружение родителей различными способами коммуникации, помощь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей, снятие тревоги и страха отвержения, помощь в избавлении от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи и др. Их практическое внедрение будет способствовать: уменьшению количества отказов от приемных детей с особенностями развития, снижению рисков социальной дезадаптации приемных детей, повышению ценности ответственного родительства и родительской компетентности. Данные вопросы должны рассматриваться в процессе психолого-педагогической подготовки будущих специалистов.
Рецензенты:
Пазухина С.В., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой психологии и педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула;
Ежкова Н.С., д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула.
Библиографическая ссылка
Декина Е.В. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В РАЗВИТИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22499 (дата обращения: 16.02.2025).